По роману А. Фадеева «Молодая гвардия»

Проза, посвящённая Великой Отечественной войне, представляет собой колоссальный пласт русской культуры. Столь грандиозное событие, оказавшее огромное влияние на судьбу как нашей страны, так и судьбу всего мира, не могло не породить огромного количества книг, песен, фильмов и многого другого. Одним из самых известных литературных памятников той эпохе является роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», который рассказывает нам историю обычных советских юношей и девушек, которые, находясь в зоне оккупации, пожертвовали всем, чтобы помочь своей стране и своему народу одержать победу в войне. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ книги по плану.

История создания

В основе сюжета романа лежит реальная история войны. Летом 1942 года немецкие войска заняли город Краснодон. Местные жители, преимущественно молодёжь, и оставшиеся в городе красноармейцы организовали подпольную партизанскую ячейку, которую позже нарекли «Молодой гвардией».

На протяжении второй половины сорок второго года подпольщики занимались агитацией населения на борьбу с оккупантами, проводили диверсионные вылазки, готовили вооружённое восстание в городе.

В январе сорок третьего года группа была раскрыта, почти все её участники арестованы. В конце месяца более семидесяти человек были сброшены в шахту, некоторые из них были ещё живы, после чего шахту закидали гранатами.

После освобождения Краснодона менее чем через месяц тела подпольщиков были с почётом похоронены в братской могиле, в самом центре города.

Эта история произвела на Фадеева неизгладимое впечатление: он лично посетил Краснодон, чтобы пообщаться с местными жителями. Работа над книгой началась после окончания войны и была закончена 1946 году.

Жанр и направление

Роман «Молодая гвардия» относится к литературному направлению социалистического реализма. Писатель стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы дышат натурализмом. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. В то же время произведение носит отчётливый идеологический характер, направлено на поддержание социалистического общества, транслирует читателю коммунистические ценности и идеалы.

Жанр «Молодой гвардии» можно определить, как роман. Сюжет произведения разворачивается на фоне эпохальных событий, охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число персонажей, мест и событий.

6 стр., 2961 слов

Стилистические особенности имен собственных в произведении Салтыкова-Щедрина ...

... романа; 4) Выявить экспрессивные функции имени собственного в сатирических контекстах. Структура работы Глава I. Структурно-семантический анализ антропонимов в произведении -Щедрина «История одного города» ... Екатерина II. Создавая «Историю одного города», Салтыков-Щедрин использует имена собственные неоднородные ... в истории остался под мрачным названием « голодного года». Называя город Соломенным, ...

Суть: о чём?

Сорок второй год. Немецкая армия подходит к Краснодону, Красная армия отступает, город находится под угрозой оккупации. Нас знакомят со множеством значимых персонажей, показывают их мысли переживания по поводу грядущей угрозы. Кто-то намерен уходить вместе с армией, кто-то отказывается покидать родной город и намерен бороться, а кто-то и вовсе желает сотрудничать с захватчиками и уже строит грандиозные планы.

Эвакуация идёт полным ходом, но немцы атакуют переправу, не давая части населения уйти, а позже занимают сам Краснодон.

Сцены из жизни на оккупированных территориях перебиваются началом партизанской борьбы. Комсомолец Тюленин поджигает немецкий штаб. Секретарь райкома Лютиков собирает молодых людей в единую организацию, которую участники называют «Молодой гвардией».

Далее нам рассказывают о деятельности организации, рассказывают о непростой судьбе людей, оставшихся в оккупации или угнанных на работы в Германию. Молодогвардейцы распространяют листовки, расправляются с полицаем, готовятся к ряду диверсионных операций. Девушка Любовь Шевцова используя, своё обаяние, внедряется к немцам и добывает для своих товарищей важную информацию.

Во время битвы за Сталинград организация пытается помочь фронту, нападая на немецкие грузовики снабжения. Во время одного из рейдов герои захватывают грузовик, перевозивший новогодние подарки немецким солдатам. Некоторые из молодых людей пытаются продать их на местном рынке и арестовываются немцами. С помощью пыток немцы узнают имена членов «Молодой гвардии» и арестовывают их всех.

Во всех чудовищных подробностях Фадеев вырисовывает сцены пыток и издевательств над молодыми людьми, которые, однако, остаются не сломленными до самого конца, мужественно принимая свою смерть.

Подвиг молодогвардейцев — сочинение

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон объединил все основные образы и характеристику героев романа «Молодая гвардия» в таблице. Если кого-то не хватает, пишите в комментариях — добавим!

( по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»)

Пускай ты умер!…Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером,призывом гордым к свободе,к свету! Безумству храбрых поем мы пес ню!…

М.Горький.

С детских лет мы настолько привыкли к именам Олега Кошевого,Любы Шевцовой,Ули Громовой и других молодогвардейцев,что порой не помним о том,что это ведь были наши ровесники! И уж совсем мы забываем о том, что это были не картинные герои,а живые,жизнелюбивые,с ребяческими недостатками и проказами мальчики и девочки,только что повзрослевшие,только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти,о героизме такой ценой? Наверное.Но так,как порой думаем мы,с тревогой и смутной надеждой: » А мы смогли бы? «. И,может быть,главный их подвиг в том,что они сумели повзрослеть,когда пришло время.

Не все они были пай-мальчиками и пай-девочками. Вот Сергей Тюленин,которого посетил директор школы с угрозой исключить из нее за озорство и хулиганство.Да,с ним пришлось хлебнуть родителям и учителям. Но,видимо,неплохие педагоги были в этой краснодонской школе (и в других тоже!),если смог этот «не то мальчик,не то маленького роста паренек» отойти от детства, пойти на шахту, а потом стать отчаянным подпольщиком. А Любка Шевцова разве не была озорницей? Они были очень разными, эти люди, которым к войне исполнилось 16-17 лет. Прекрасно о них сказал поэт военного поколения Павел Коган: Мы были всякими,любыми, Не очень умными подчас, Мы наших девушек любили, Волнуясь,мучась,горячась.

Мы были всякими,но мучась, Мы понимали: в наши дни Нам выпала такая участь, Что пусть завидуют они.

После войны из этого поколения осталось в живых всего несколько процентов. Может быть, эта молодежь вынесла на своих плечах самую большую тяжесть военной ноши. Почему же очень многие из этих молодых людей оказались готовыми к подвигу? Сегодня мы узнаем о страшных преступлениях сталинизма, о чудовищном размахе доносов, об обстановке подозрительности и недоверия, царившей в стране перед войной. И в то же время взлет героизма в войне, такая искренняя преданность Родине.

Как совмещалось это? Мне кажется, что истоком подвига молодогвардейцев и вообще молодежи того времени являлось следующее. Они были были воспитаны на морали революции, одно из главных требований которой-готовность к самопожертвованию. Воспитанные в романтическом духе, стремящиеся жить по самому большому счету, привыкшие к прямоте в школьном комсомоле, они еще не успели запачкаться, столкнувшись с черной изнанкой жизни. А потому это удивительно чистые и цельные натуры. В то, во что они верили, они верили беззаветно.

Перед молодыми людьми,которые готовили себя к мирным делам на благо страны, с приходом в Краснодон немцев встал вопрос: что делать? Они понимают, что сидеть сложа руки преступно. И, наученные опытом отцов и дедов, создают подпольную организацию. Думается, один из главных корней их готовности к подвигупреемственность поколений. Дети перенимают революционный опыт отцов. Олег Кошевой, став руководителем «Молодой гвардия», взял в качестве подпольного псевдонима фамилию покойного отчима Кашука, участника гражданской войны на Украине.

Недаром в своей клятве они клялись перед лицом всего народа.

Слова клятвы сразу крепко связали их. Фадеев пишет, что вчера они были просто школьниками,школьными товарищами,беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним.

Подвиги молодогвардейцев… Еще с седьмого класса остались у меня в памяти эти сцены. Вот Сергей Тюленин из ночной темноты бросает бутылки с зажигательной смесью в здание треста, где расположились немцы. Вот, затаив дыхание, прячется с листовками от полицейского Олег Кошевой. Вот Сергей Левашов и Любка вешают флаг… Как их описывает Фадеев, как любуется ими. «Они были точно созданы для того, чтобы проделать это вдвоем,широкоплечий Сергей Левашов и Любка со своими сильными ногами и легкая, как огонь». Эти и другие их подвиги становятся еще более значительными,если мы вспомним, как они любили жизнь. Не успели с риском для жизни Сергей и Люба повесить флаг, как уже собираются захватить гитару. А как чудесно читает «Демона» Ульяна Громова, из глубины таинственных глаз которой струится «влажный сильный свет». «Добрый до наивности» силач Анатолий Ковалев мечтает стать гиревиком. Да разве расскажешь о каждом!…

Нет смысла перечислять и пересказывать подвиги молодогвардейцев. Они хорошо известны. Вся их жизнь подвиг. И вершиной его явилась мученическая смерть, принятая гордо и мужественно.

Олег Кошевой мужественный молодой человек. Рассудительный и дальновидный лидер. Талантливый организатор и стратег. Является одной из центральных фигур подпольной организации. В конце романа погибает.
Ульяна Громова девушка, пережившая немецкую бомбардировку во время переправы через реку, не смогла эвакуироваться и была вынуждена вернуться в город, где мужественно боролась с оккупантами. В конце романа подвергается пыткам калёным железом и погибает вместе со своими товарищами.
Любовь Шевцова артистичная девушка, внедрившаяся к немцам с помощью своей привлекательности для того, чтобы добывать для молодогвардейцев информацию. На первый взгляд производит впечатление ветреной и пустой особы, но на деле оказывается отважной и самоотверженной героиней. В конце романа принимает смерть с песней, отказавшись встать на колени и получив пулю в лицо.
Сергей Тюленин отчаянный молодой человек, убивший двух немцев ещё до начала деятельности молодой гвардии. Участвовал в самых опасных операциях. Сжёг немецкий штаб. Был схвачен и убит вместе с остальными. Не сломался даже в тот момент, когда на его глазах били его родную мать. До последнего сохранял мужество и ясность мысли.
Филипп Петрович Лютиков мужчина средних лет. Участник гражданской войны. Секретарь райкома, координатор всех подпольных ячеек на территории Краснодона. Рассудительный руководитель. Погибает в конце романа, выдержав все пытки.

Анализ романа Фадеева «Молодая гвардия»

1. История создания произведения.

Замысел написать «Молодую гвардию» появился у А. Фадеева под влиянием книги «Сердца смелых» В.Г. Лясковского и М. Котова (1944 г.).

Он был потрясён героизмом совсем юных ребят Краснодона, почти детей, и как только война закончилась, Фадеев начал работу над романом о «Молодой гвардии». Он писал его на основе своей статьи «Бессмертие», опубликованной в газете «Правда» ещё в 1943 году, когда подняты были со дна шахты трупы замученных ребят — юных подпольщиков Краснодона.

Работая над романом, Фадеев изучал документы в Краснодоне, разговаривал с местными жителями. Поспешность в написании «Молодой гвардии» привела к фактическим ошибкам в тексте произведения, что негативным образом повлияло на жизнь людей, имена которых были названы в романе.

Впервые роман был опубликован в 1946 году. На публикацию последовала резкая критика в «Правде». Причина критики — недостаточная роль компартии в руководстве молодёжной организацией. Фадееву пришлось перерабатывать роман. На страницах его появились новые персонажи — партийцы. В 1951 году «Молодая гвардия» вышла во второй редакции.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Молодая гвардия» — роман, что подтверждается признаками этого жанра: многообразие персонажей; историческое событие, с которым соотнесены судьбы героев. Роман Фадеева охватывает жизнь широко, в нём изображено столкновение двух миров.

3. Название произведения и его смысл.

В названии «Молодая гвардия» — не только название подпольной организации, которой посвящёно произведение. В нём звучит основная мысль романа: стойкость и мужество молодых ребят, готовых отдать жизнь за Родину.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование от автора (от третьего лица) в эпическом произведении «Молодая гвардия», где ведётся речь о жизни не одного героя, обусловлено логически. Повествователь является осведомлённым рассказчиком, который с той или иной степенью объективности передаёт внутренний мир героев и описывает окружающую их жизнь.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Героическая деятельность во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации «Молодая гвардия».

Идея: Неодолимость советских людей, в частности — в лице юного поколения, и неизбежность победы социализма над фашизмом.

Проблематика: Героизм и предательство; нравственный выбор; беспринципность; настоящая дружба и любовь.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Повествование начинается с отступления Красной армии в 1942 году. Через Краснодон идут советские войска и беженцы. Фронт приближается к городу, и краснодонцы готовятся к эвакуации. Несколько девушек, только что закончивших школу, с горечью наблюдают происходящее и собираются покидать Краснодон. Среди них — Ульяна Громова. Перед эвакуацией взорвана шахта. Людей ждут машины, всем приказано идти к переправе. Люди спешат к реке.

Люба Шевцова в разговоре с Улей обнаруживает нежелание эвакуироваться, чем возмущает Ульяну. На пути к переправе появляются главные герои романа — Иван Земнухов, Олег Кошевой и его мать Елена Николаевна, Валя Борц и Сергей Тюленин. Но никому уйти не удалось, так как город окружили, а переправу взорвали.

Вынужденные остаться в Краснодоне, захваченном фашистами, комсомольцы настроены на борьбу. Они создают группу под названием «Молодая гвардия». С наступлением осени их организация набрала силу, подпольщики совершили уже несколько диверсий. Так, они разбросали листовки о поражении немцев под Москвой, подожгли биржу труда, на октябрьскую годовщину подняли красный флаг.

Действовали ребята дерзко, но непрофессионально, и фашистам удалось их «вычислить». После того как один член организации струсил и стал предателем, в застенках оказалось большинство молодогвардейцев. Их по очереди уводили на допросы, мучения были нечеловеческими, но ни под какими пытками не выдавали они своих товарищей.

Большинство истерзанных молодогвардейцев были сброшены живыми в шурф шахты. До последнего они поддерживали друг друга комсомольскими песнями. Олега Кошевого и Любовь Шевцову расстреляли.

7. Система образов произведения.

Олег Кошевой — лидер организации, умный, решительный, мужественный.

Ульяна Громова — умная девушка, натура цельная, сильный характер, начитанная, уважаема среди товарищей.

Любовь Шевцова — артистическая натура, задорный нрав, отважна, вращалась среди немецких офицеров, собирала информацию.

Сергей Тюленин — смелый, даже отчаянный, всегда шёл на сложные задания.

Елена Николаевна — мать Олега Кошевого, интеллигентная, умная женщина.

8. Композиция произведения.

Композиция романа построена на жестоком противоборстве двух сил.

Экспозиция — отступление советских войск через Краснодон.

Завязка — врыв переправы, отрезавший путь эвакуации жителям Краснодона.

Развитие действия: подпольная борьба молодогвардейцев с фашистами; аресты; допросы.

Кульминация — героическая гибель юных подпольщиков.

Развязка — освобождение Краснодона, бегство немцев, похороны погибших, клятва оставшихся в живых молодогвардейцев отомстить за своих друзей.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В романе преобладает высокий слог. Автор не скупится на эпитеты, метафоры и гиперболы. Романтичны метафоры, связанные с образом птицы, полётом: мой орлик (мать — об Олеге Кошевом), выражение глаз летящей птицы (о глазах Ульяны), сравнение с птицами рук матери. С нарастанием драматизма, особенно к концу романа, повествование приобретает большую сдержанность.