Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – сложное психологическое произведение, в котором криминальная сюжетная линия является способом проникновения в духовный мир человека, его страдания и сомнения.
Она позволяет проследить тяжелый путь героя от бездны отчаяния к нравственному возрождению. В центре романа Родион Раскольников и его теория.
Описание теории Раскольникова
Именно теория главного героя является первопричиной совершенного им преступления. Конечно, атмосфера ужасающей нищеты, безрадостная картина окружающей его действительности мучают Родиона.
Он не в состоянии более влачить жалкое существование. Но для того, чтобы решиться на преступление, страшный грех убийства ему нужна была причина, оправдывающая такое решение, прежде всего в собственных глазах.
Именно придуманная Раскольниковым теория, по его мнению, делает все его поступки логичными и естественными и даже не такими страшными, какими они кажутся на первый взгляд.
В романе герой несколько раз достаточно подробно объясняет смысл своей теории, которая разделяет всех людей на две категории:
- большая часть людей, которую Раскольников презрительно именует «материалом», на его взгляд не заслуживают ничего, кроме бессловесного существования.
- и незначительное число избранных, которых герой считает «собственно людьми» и признает за ними право иметь собственное мнение, вершить дела и изменять мир.
«Твари дрожащие»
Раскольников прекрасно понимает, что большая часть окружающих его людей относится к первой категории. Он не хочет знать, какая беда привела их в бездну нищеты, пьянства, разврата, считая, что ничего лучшего в этой жизни они не заслуживают.
Родион презирает таких людей и просто не считает нужным думать об их судьбах, ведь они родились только для того, чтобы размножаться и беспрекословно повиноваться обстоятельствам и воле других.
«Право имеющие»
Совсем другое дело категория избранных, к которой герой относит и себя. Это великие люди, способные на поступки и свершения. От их решений зависят судьбы окружающих.
Раскольников среди униженных и оскорбленных . «Потрясённый, выбитый ...
... смирения и любви к людям. Именно «вечной Сонечке», ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных» «маленьких людей». Мир, в котором ...
На пути к достижению цели для них нет преград. И даже само понятие «преступление» для них не существует. Они легко жертвует человеческими жизнями и судьбами, реализуя свои великие идеи и мечты. Воплощением своей теории Раскольников считает Наполеона.
В стремлении дотянуться до своего кумира и доказать самому себе, что он тоже относится к числу избранных, возвышающихся над безликой толпой, Родион решается на убийство старухи-процентщицы.
Осознание героем несостоятельности своей теории
Отрезвление и разочарование в своих умозаключениях приходят к Раскольникову уже после совершения преступления. С ужасом он осознает, что не может равнодушно переступить через пролитую кровь.
Его мучают сомнения, но еще более осознание того, что действительно избранная личность, подобная Наполеону, не стала бы терзаться из-за случившегося. А значит, он ошибался, причисляя себя к «право имеющим». Поначалу это терзает его гораздо больше, чем собственно чувство вины и раскаяния.
Бессмысленность преступления, которое не помогло справиться с бедностью ни семье Раскольникова, ни Мармеладовым, ложится на его душу тяжким грузом.
Но еще тяжелее Родиону осознавать, что ненавистные ему Лужин и Свидригайлов по своему мировоззрению и отношению к окружающим очень близки к нему самому, а близкие и дорогие ему люди как раз попадают в категорию бессловесных «дрожащих тварей», которые согласно его теории не стоят внимания.
Путь героя к возрождению
Раскольников окончательно запутался, он потерял смысл и опору в этой жизни. Теория, которая казалась ему логичной и стройной, не оправдала себя, и он с ужасом понимает, что убив старуху, убил часть самого себя, лишившись света и смысла жизни. Не может зло служить благой цели, а убийство послужить добру.
Родиону потребовалось много времени, чтобы понять, что лишь любовь и сострадание могут спасти мир.
Лишь на каторге в присутствии кроткой и безропотной, но сильной внутренним светом и своей верой, Сонечки Мармеладовой, он начинает осознавать, что может быть другая жизнь во имя добра и чистоты.