Жизненный и творческий путь., Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака.
-
Запиши выразительное чтение стихотворения « Во всем мне хочется дойти до самой сути» Б.Пастернака и отправь звуковой файл.
-
Напишите на выбор сочинение. 100-200 слов
-
Мини-сочинение «Мой Пастернак»
-
Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».
Эпиграф
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б.Л.Пастернак
Словарная работа
Суть — самое главное и существенное в чем-нибудь.
Звукопись-
Цветопись — способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.
Все творчество поэта- это единство человеческой души и стихии
мира. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке
Открываем тетради, записываем тему урока.
Борис Леонидович Пастернак… Его удивительные стихи, словно вобравшие в себя одновременно выразительную силу поэтического слова, музыки и живописи озарили солнечным светом тяжелый трагический русской 20 век.
Философская насыщенность лирики Б. Пастернака
... сложности его поэтики. Сочинение на тему Философская проблематика поэзии Б. Пастернака Философская проблематика поэзии Б. Пастернака До сущности протекших ... в мире имеют в. “Я весь мир заставил плакать над красой земли своей…” (по лирике Б. Пастернака) ... пути творца, а пророчество собственной судьбы Пастернака: Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья ...
Романтическая и трагическая муза Пастернака непроста для восприятия, ей нужен читатель талантливый и неравнодушный. Мы сегодня попытаемся стать именно такими.
-
Запиши и отправь звуковой файл.
« Во всем мне хочется дойти до самой сути».
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
Фольварк- помещичья хозяйство, небольшая
усадьба
-Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Вся жизнь Бориса Леонидовича Пастернака — это роман с собственной душой, отраженной в стихах. Приблизимся и мы к его загадке.
- Расскажите, как детство поэта отразилось на его судьбе?
Б.Пастернак родился в 29 января 1890 года в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович, — известный художник, академик живописи, создатель классических иллюстрацийк роману Л.Н.Толстого «Воскресенье». Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, — замечательная пианистка .
Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. Поэт признается: «Искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме».
Влияние событий в стране на творчество поэтов серебряного века
... относят к поэтам серебряного века [14: 106]. В поэтике серебряного века заметны некоторые универсальные тенденции. Перестраивается тематический строй лирики. "Конкретика уступает место "вечным темам" жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей творчества" [5: ...
В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.
«Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок»,- так писал об этом Пастернак в стихотворении «Определение поэзии»
1913г. – включается в работу группы поэтов под названием «Лирика». Идеал поэта на всю жизнь – А.Блок и В.Маяковский: «Я был без ума от Маяковского, я его боготворил»1914г.-работа в новой группе «Центрифуга»
Первая книга стихов «Близнец в тучах» вышла в 1913 году.
Позже Пастернак признавался, что «часто жалел» о выпуске этой «незрелой книжки». Однако стихотворением из этого сборника «Февраль. Достать чернил и плакать он в дальнейшем часто открывал свои сборники. Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и о творчестве.
«Февраль. Достать чернил и плакать»
— Попробуем разобраться, как в этом стихотворении показано единство жизни природы и жизни человека
Обратимся к словарной статье из словаря Сергея Ивановича Ожегова
звукопись и цветопись
Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и творчества.
Вышедший в 1922 году сборник стихотворений «Сестра моя жизнь…»получил широкую известность.
Уже в этих стихах появился особый характер образа природы в поэзии Пастернака. Это не обычные пейзажные зарисовки. На первый взгляд, он говорит о том же, что и все поэты, — о веснах и зимах, о рассветах и закатах. Но эти стихи — не о жизни природы, а о природе самой жизни. Жизнь как мощная всеобъемлющая стихия — вот подлинное содержание лирики Б. Пастернака. Она — предмет постоянного удивления и восхищения, и потому так поражают поэта самые обыденные явления:
Все, кто знал Пастернака, вспоминают его облик, смуглое, с огромными лучистыми глазами, лицо; его открытость и доброта, пылкость и впечатлительность необычайно выделяли его, сразу являя поэта.
Помнят особенный – густой, гудящий звук его голоса, раскатистые, протяжные гласные).
Послушаем стихотворение «Ветер» в исполнении автора. Аудиозапись.
Учитель:
Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта
... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии ...
Природа в поэзии Б. Пастернака — не объект описания, а главный герой и двигатель событий. Природа чувствует и мыслит, совершает поступки, обладает характером и психологией. Мы часто говорим: «дождь идет». А у Б. Пастернака читаем: «Скорей со сна, чем с крыш, скорей забывчивый, чем робкий, топтался дождик у дверей».
У Б. Пастернака природа действительно живет своей жизнью, у нее есть свои симпатии и развлечения: тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс.
Сегодня мы попробуем рассмотреть особый почерк стихов Пастернака, строй его художественных средств и приемов.
Работа в парах приложением №1.
Прочтите отрывки из стихотворений Б.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.
- Какие художественные средства использует автор в представленных стихотворениях?
При помощи средств художественной выразительности Борис Леонидович Пастернак создаёт мир своего художественного произведения. Он использует метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты, антитезу, бессоюзие, анафору и другие средства. В результате читатель может ярко представить и пейзаж, изображённый в произведении, и его героев. При помощи средств художественной выразительности создается единство человеческой души и стихии мира.
Давайте обратимся к словарной статье из словаря Сергея Ивановича Ожегова
Стихотворения Пастернака удивительно мелодичны. Многие из них стали известными. В стихотворении «Мело, мело»… тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.
Видео «Мело, мело…»
Какие этапы жизненного пути поэта влияли на его творчество?
1932 год — период создания книги стихов «Второе рождение». Это поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной любви к Зинаиде Николаевне Нейгауз, второй жене поэта.
Когда вспыхнуло это чувство, Пастернак был женат. Муж Зинаиды Николаевны- известный пианист Генриха Нейгауза, с которым Пастернака связывала многолетняя дружба. Не умея скрывать свои чувства, тем более лгать, Борис Леонидович признался во всём Генриху Нейгаузу и своей первой жене.
Именно Зинаиде Нейгауз посвящено одно из лучших стихотворений любовной лирики 20в. – «Любить иных – тяжёлый крест»
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Поэзия природы: средства изобразительности и функции
... природы, указать средства изобразительности и их функции. Поэзия природы Вдумайтесь в это словосочетание - у него два различных смысла. "Поэзия природы" - это конечно же, Тютчев, Фет, Есенин, Пастернак, Заболоцкий, все стихи, написанные о природе.Но "поэзия природы" ...
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
Учитель:
Известие о начале Великой Отечественной войны застало Бориса Пастернака в Подмосковье, где он отдыхал вместе с семьей. Поэт успел отправить своих близких в эвакуацию до того момента, как вражеские войска подошли вплотную к столице. Пастернак добивается разрешения пойти на фронт, но был эвакуирован. В 1943 году с бригадой писателей Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В результате этой поездки были написаны большой цикл стихотворений, очерки в прозе, напечатанные много позднее, поэма «Зарево». Первые месяцы войны, когда приходилось с замиранием сердца ждать фронтовые сводки и прятаться от бомбежки в подвале, оставили в душе поэта неизгладимый след. Именно эти воспоминания легли в основу стихотворения «Страшная сказка», которое было создано в конце 1941 года.
стихотворение «Страшная сказка»
Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться. (1941 г.)
Поэт верит, что жизнь, какой бы она тяжкой ни была, все равно продолжается. И его творчество тому подтверждение.
- Как же складывалась жизнь Пастернака в тяжелые 30-40 годы?
В 1935 году пишет письмо Сталину, прося за мужа Ахматовой и её сына Льва. Открыто сочувствует всем знакомым, близким и друзьям, кого коснулись аресты.
В 1936г. – открыто заявил о своём несогласии с директивными статьями газеты «Правда». В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского.
Над головой Бориса Леонидовича стали сгущаться тучи, ему дали понять, что не избежать ареста. Говорят, когда Сталину доложили, что арест подготовлен, он неожиданно сказал: «Оставьте его – он небожитель».
Пастернак понимал, что человек сам отвечает за свою судьбу. Поэт выбор сделал: всю жизнь он провел в России, хотя его семья ещё в 1922г. эмигрировала в Германию. В его творчестве были взлёты и падения. С 1946г. Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958г. она была ему присуждена « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» после публикации в Италии романа «Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак вынужден был отказаться от столь почётной награды, т.к. встал вопрос об объявлении его предателем Родины и выездом из страны, чего он не мог позволить. « Для меня это невозможно, — решительно заявлял он. – Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю свое судьбы отдельно и вне её». Как укор травившим его появилось стихотворение «Нобелевская премия».
Природа в творчестве русских поэтов
... душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и ... Рубцов Да, над этими строками следует призадуматься. Власть над природой дана человеку не для ... - завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те ... пуста жизнь без поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. ...
Чтение наизусть учеником стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Слова о гробе оказались пророческими. Противостояние оказалось невыносимым для поэта. 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался.
Земная жизнь поэта завершилась. Началась жизнь вечная.
-Каковы основные темы творчества Пастернака?
(Ученик: «Поэзия Пастернака тематически разнообразна. Истоки его творчества – в любви к родине, к России, к русской истории. Много пишет он о поэзии и поэтах, о человеческих взаимоотношениях , о природе и, конечно, о любви.)
- В чем своеобразие его лирики?
( Ученик: 0«Лирика Бориса Леонидовича Пастернака отличается живописностью языка, метафоричностью, музыкальностью. В его стихах сплетаются воедино душа человека и стихия мира)
М. Цветаева говорила : «Пастернака каждый пишет сам»., Попробуйте написать СИНКВЕЙН о Б.Л. Пастернаке.
Поэт.
Глубокий. Метафоричный., Чувствует. Думает. Творит., Я учусь у него постигать мир.
Личность.
2. Напишите сочинение. 100-200 слов
1.Мини-сочинение «Мой Пастернак»
2.Проанализировать стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».
Слова из поэмы известного поэта Евгения Евтушенко:
Поэт в России – больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
Смущенье веток,
Сраженье запахов, теней,
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело,
Чтобы вовек твоя свеча
Во мне горела
Вариант 1.
Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.
Лирический герой в поэзии Б. Пастернака
... ложному пути. Тем не менее Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры ... в Переделкино. Основные мотивы творчества Б. Пастернака Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних стихов Пастернака, одновременно признавая "новизну" и "исключительную… ...
1) Большое озеро как блюдо.
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. ( «Когда разгуляется»)
2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. («Ненастье»)
3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Никого не будет в доме»)
Приложение №1, Работа в парах., Вариант 2.
Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.
1)Не волнуйся, не плачь, не труди
Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
«Не волнуйся, не плачь, не труди…»
2)Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (« Мчались звезды. В море мылись мысы.» ).
3) И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица.
И рифма — не вторенье строк,
А гардеробный номерок…(«Красавица моя, вся стать…)
Приложение №1, Работа в парах., Вариант 1.
Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.
1) Большое озеро как блюдо. (Сравнение)
За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. ( «Когда разгуляется») (Эпитет)
2) Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. («Ненастье») (Метафора)
3) И опять зачертит иней,
И опять завертит мной(Олицетворение)
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. (Никого не будет в доме») (Анафора, синтаксический параллелизм)
Приложение №1
Работа в парах., Вариант 2.
Прочтите отрывки из стихотворений Б.Л.Пастернака, попробуйте определить художественные средства, позволяющие воссоздать особый образ природы. Сделайте выводы.
1)Не волнуйся, не плачь, не труди (Бессоюзие)
Сил иссякших и сердце не мучай.
Своеобразие лирики Б. Пастернака
... строках: Смотри: и рек не мыслит врозь Существованья ткань сквозная. Любовные конфликты у Пастернака лишены того трагического накала и нарочитой “несдержанности” чувств, которые свойственны им в лирике ... русской, но и в мировой культуре. Сочинение. Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака Сочинение. , Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака В ряду великих художественных открытий ...
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
«Не волнуйся, не плачь, не труди…»
2)Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. (« Мчались звезды. В море мылись мысы.» ).
(Инверсия, метафора).
3) И правдой входит в наш мирок («Входит разноголосица» — олицетворение)
Миров разноголосица. (Метафора)
И рифма — не вторенье строк, (Индивидуально-авторское слово)
А гардеробный номерок…( Антитеза)
Приложение №2
1 вариант
Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните в формате 24 задания ЕГЭ., ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ
1. Это — круто налившийся свист,
2. Это — щелканье сдавленных льдинок.
3.Это — ночь, леденящая лист,
4.Это — двух соловьев поединок.
5.Это — сладкий заглохший горох,
6.Это — слезы вселенной в лопатках,
7.Это — с пультов и с флейт — Figaro
8.Низвергается градом на грядку.
9.Всё, что ночи так важно сыскать
10.На глубоких купаленных доньях,
11.И звезду донести до садка
12.На трепещущих мокрых ладонях.
13.Площе досок в воде — духота.
14.Небосвод завалился ольхою,
15.Этим звездам к лицу б хохотать,
16.Ан вселенная — место глухое.
Задание:
Пастернак внес свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества. Пытаясь дать определение поэзии в стихотворении «Определение поэзии», лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее. Для воссоздания более точных образов природы автор использует одно из фонетических средств организации стиха — ____________ (строки 1-4: « на л ив ш ийся», «щ е л канье с д ав л енных льд инок», « л е д еня щ ая л ист», «д вух со л овьев пое д инок») и троп, заключающий в себе отличительную особенность поэтического языка автора, — ___________ («щелканье льдинок» во 2 строке, «слезы вселенной» в 6 строке, «соловьев поединок» в 4 строке).
«Февраль. Достать чернил и плакаты» (Лирика)
... Спускалось сердце на руку к тебе. Но время шло, и старилось, и глохло, И поволокой рамы серебря, Заря из сада обдавала стекла ... "далеко". Он не просто дал точный диагноз времени, но и рекомендации к лечению. Но нет пророка в своем Отечестве. Кто ... известным. Все было у Пастернака: любовь и обожание знатоков, и абсолютное забвение со стороны официальных властей, и почти полное одиночество. Я попал, ...
Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более емкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира. С этой целью в стихотворении, в строках 1 — 7, используются одновременно стилистический прием __________ и синтаксическое средство выразительности, фигура речи ____________.
Ответ: __________________
Список терминов:
1. Аллитерация
2. Лексический повтор
3. Анафора
4. Парцелляция
5. Метафора
6. Параллелизм
7. Контекстные антонимы
8. Олицетворения
9. Односоставные предложении
Приложение №2
2 вариант
Прочитайте стихотворение Б.Пастернака и выполните в формате 24 задания ЕГЭ.
***
1.Февраль. Достать чернил и плакать!
2.Писать о феврале навзрыд,
3.Пока грохочущая слякоть
4.Весною черною горит.
5.Достать пролетку. За шесть гривен,
6.Чрез благовест, чрез клик колес,
7.Перенестись туда, где ливень
8.Еще шумней чернил и слез.
9.Где, как обугленные груши,
10С деревьев тысячи грачей
11.Сорвутся в лужи и обрушат
12.Сухую грусть на дно очей.
13.Под ней проталины чернеют,
14.И ветер криками изрыт,
15.И чем случайней, тем вернее
16.Слагаются стихи навзрыд.
Задание:
Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни Пастернака. Так, в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы, о чем говорит активное использование поэтом такого тропа, как ____________ («слякоть горит» в строках 3-4, «тысячи грачей сорвутся и обрушат» в строках 10-12, «ветер изрыт» в строке 14).Подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим -_______________ (например, в строке 15: «и чем случайней , тем вернее»). Расставить акценты и сконцентрировать внимание читателя на центральных образах стихотворения позволяет ______________ («навзрыд» в строках 2 и 16, «чернила» в строках 1 и 8), а также синтаксический прием __________ в 1-2 строках и 5 строке.
Ответ: __________________
Список терминов:
1. Аллитерация
2. Лексический повтор
3. Анафора
4. Парцелляция
5. Метафора
6. Параллелизм
7. Контекстные антонимы
8. Олицетворения
9. Односоставные предложения