Тема : -миниатюра по музыкальной пьесе П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»

— Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с загадки:

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Дети отвечают, что это Масленица.)

— Правильно, Масленица. Я уверена, вы знакомы с этим праздником.

Слайд №1

II

^

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по впечатлениям от музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица». А помогут нам в этом ваши одноклассники, которые подготовили дома сообщение о том, как отмечался на Руси этот праздник и картина Б.М.Кустодиева, которая так и называется – «Масленица».

III

Выступление ребят: знакомство одноклассников с народным праздником Масленица

Выразительное чтение-представление предложенного текста, распределив слова между собой (слова под № 1 читает первый ученик, слова под № 2 – второй и т.д.).

1.Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней — Великий пост,

Время, чтоб молиться.

2. Где еще вы сможете прокатиться на расписных санях так, чтоб захватило дух? Спуститься с огромных ледяных гор? Покружиться на гигантских каруселях? Закружит вас Широкая Масленица в танцах и хороводах — ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез. В балаганах и театрах — представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде. Нарядиться до неузнаваемости или закутаться в шубу до пят! Вот какая она, русская Масленица!

3. Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». И вот почему: сама по себе масленичная неделя не однородна. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок — узкой и широкой масленицы, а каждому дню масленичной недели было дано свое имя.

4. Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер…

Накатавшись вволю, все блины едят.

5. «ЗАИГРЫШ» беспечный — ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них — награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

6. Тут СРЕДА подходит — «ЛАКОМКОЙ» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники — всё им удаётся.

Пироги и блинчики — всё на стол мечи!

7. А в ЧЕТВЕРГ — раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек — суженых своих.

8. ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

9. Близится СУББОТА — «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

10. ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».

Чучело соломенное — Зимушку — сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

(Иллюстрации к выступлениям обучающихся – слайды № 2 – 11)

IV

^

— Этот замечательный праздник нашел отклик у русских писателей, поэтов, художников, композиторов.

Так как же отмечалась Масленица по старому русскому обычаю? Поможет нам ответить на этот вопрос еще и картина Б.М.Кустодиева, которая так и называется – «Масленица».

— Чтобы совершить небольшую экскурсию в картинную галерею, мы должны познакомиться вначале с выдающимся русским живописцем Борисом Михайловичем Кустодиевым. Для этого разделимся на две группы: 1-ая группа прочитает сведения о художнике в учебнике на стр. 134-135, а 2-ая группа используя Интернет-ресурсы, найдет краткую биографию.

Слайд №13

V

^ (заслушиваются краткие пересказы)

VI

Знакомство с картинами Б.Н. Кустодиева.

— Просмотрите внимательно репродукции.

Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин.

В 1910-1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.

Слайды №14-25

VII

Беседа по картине Б.Н. Кустодиева «Масленица»

  1. Что изображено на картине?

  1. На что зритель обращает внимание?

  2. Какова цветовая гамма картины?

  3. Какое настроение создаёт картина у зрителя?

— Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

На картине Бориса Кустодиева мы видим….

Наше внимание привлекают…

Поражает разноцветье картины…

Глядя на картину, мы вместе с её героями….

^

Слайд №26

Слайд №2 7

VIII

Знакомство с историей создания музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского

— То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно.

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес – по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес – по числу месяцев в году.

«Времена года» Чайковского — это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.

Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…

— Сегодня мы с вами послушаем только вторую страничку альбома. Февраль. «Масленица».

— Итак, что такое масленица? Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Пекут румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы.

Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё – словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.

Слайд №28

Звучит пьеса П.И.Чайковского. «Времена года. Февраль. Масленица»

IX

^

Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.

— Теперь написать сочинение-миниатюру по пьесе П.И.Чайковского для вас не составит большого труда. Давайте вспомним, что такое миниатюра?

-Какова тема и основная мысль нашего сочинения?

— Какой тип и стиль речи сочинения?

(Описание, художественный)

— Прослушав пьесу, составьте рассказ-впечатление, опираясь на вопросы:

  1. Какому празднику посвящена пьеса?

  2. Что, на ваш взгляд, хотел передать в музыке автор?

  3. Какие картины вы представляете, слушая пьесу?

  4. Какое настроение создаёт у слушателя музыка?

— Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

Слушая пьесу, П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» представляешь …

Композитор сумел передать в пьесе …

Музыка Чайковского наполняет душу …

^

Слайд №29

Слайд №30

Х

Физминутка:

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляют,

За природой наблюдают.

Вверх на солнце посмотрели,

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали

И большими разом стали.

Мы прислушались: как тихо!

Взрослые дети, прошу вас, садитесь.

XI

^

Заслушиваются сочинения обучающихся

XII

Итог урока

— Как вы думаете, ребята: можно ли музыку этого композитора назвать современной?

(Класс разделить на две группы: одна должна привести доводы положительного ответа, другая отрицательного)

— Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

XIII

Домашнее задание

Дописать сочинение.

Образ Масленицы на страницах произведений русских поэтов и писателей*(по желанию).

(Интернет, библиотека)

Слайд №31

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/miniatyura-po-muzyikalnoy-pese-chaykovskogo/

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru›Начальная школа›Музыка›sizikova-s-d-konspekt…

  2. http://nsportal.ru/krasnovagm» > сайт учителя русского языка и литературы

  3. Детские презентации Масленица Автор – Котова Ирина

  4. http://zanimatika.narod.ru>Стихи

  5. современных художников и классиков

  6. http:// music-fantasy.ru›…p-chaykovskiy-vremena-goda-1

Дата конвертации 31.10.2013
Размер 87,29 Kb.
Тип