Урок развития речи по русскому языку. -миниатюра по пьесе П.И.Чайковского Февраль.Масленица. ( Времена года) презентация по русскому языку (6 класс)

Сочинение-миниатюра по музыкальной пьесе П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»

Слайд 2

Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.

Слайд 3

Масленица – это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста. Во время Масленичной недели день и ночь продолжались игры, гулянье, веселье. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.)

Слайд 4

МАСЛЕНИЦА (Отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне») Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники. <…>

Слайд 5

Какие воспоминания вызывает у писателя слово Масленица ? – Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости ? С какими словами обычно сочетается слово веселый ?

Слайд 6

? (И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей . ) Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый. )

Слайд 7

Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой сосульки, плавятся-звякают о льдышки . Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», – и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот про-ступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, бли-нами . Капает в темноте, – Масленица идет. (И.С. Шмелев)

3 стр., 1057 слов

Держать слово сочинение рассуждение

... — «богатыри — не вы». Они страстные отечестволюбы, умеющие держать слово, люди глубокой веры, преданные царю и Отечеству. Я тоже так ... вы об этом хотели меня спросить? Ведь так? — Я держу слово, данное Лоре, — не знакомиться с другими девушками, только с ... себе уважением, без всякой слабости». Понимание, как писать сочинение на тему: «Слово», приходит тогда, когда читаешь очень интересную книгу. ...

Слайд 8

Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет . Как писателю удается передать это ощущение? (Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)

Слайд 9

Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармоньей . Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами. <…> Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки… Пар идет от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают… Стоит благодатный гул: довольны. (И.С. Шмелев)

Слайд 10

После блинов едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы, – они из дерева и зали-ты льдом, – завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высоченные горы на прудах. Над све-жими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах наро-дом . Нам подают «американки» – низкие саночки, обитые зеленым бархатом с бахромой, – и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разноцветные шары, пищат гармошки, гудят буб-ны … (И.С. Шмелев)

Слайд 11

Рассматриваем репродукции картин Б.Кустодиева .

Слайд 12

Каждому дню масленичной недели дано свое имя: Понедельник — ВСТРЕЧА На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы — широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой зазывая Масленицу, после чего устраивали кулачные бои в честь «приезда дорогой гостьи». Зажиточный люд начинал встречу Мас-леницы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где прово-дить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не поте-шаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: «честные наши родители, вот для вашей души блинок».

Слайд 13

Борис Кустодиев Зима (вариант картины «Масленица») 1916 г.

Слайд 14

Вторник — ЗАИГРЫШ Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили » позыватки » — люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

2 стр., 551 слов

Пишем по картине «Масленица» Кустодиева Бориса Михайловича

... настроение, вызванное ожиданием Нового года или днем рождения близкого человека. Завершение сочинения В заключение сочинения по картине "Масленица" Кустодиева Бориса Михайловича, хочется отметить, что он был истинным мастером в создании таких ...

Слайд 15

Борис Кустодиев Масленица 1920 г.

Слайд 16

Среда — ЛАКОМКА На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!» А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».

Слайд 17

Борис Кустодиев Деревенская масленица (Гармонист) 1916 г.

Слайд 18

Четверг — РАЗГУЛЯЙ В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика — балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: » Трынцы-Брынцы , пеките блинцы !», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Слайд 19

Борис Кустодиев Масленица 1919 г.

Слайд 20

Пятница — ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных » позываток «. Чем больше оказывалось «званных», тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».

Слайд 21

Борис Кустодиев Масленица 1916 г.

Слайд 22

Суббота — ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ В субботу, на золовкины посиделки (золовка — сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно — вспомним, хотя бы русские народные сказки

4 стр., 1786 слов

Урок развития речи » по картине Кустодиева «Масленица» 5 класс

... Составление плана сочинения. 3.Работа над текстом сочинения (устно). Предлагаю приступить к поэтапному выполнению работы. IV . Собирание рабочего материала Сегодня на уроке мы пишем сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица». История ...

Слайд 23

Борис Кустодиев Масленица 1916 г. (вариант картины)

Слайд 24

Воскресенье — ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Слайд 25

Борис Кустодиев Масленица. Масленичное катание. 1919 г.

Слайд 26

Слушаем пьесу П.Чайковского «Февраль. Масленица». – Не только писатели, художники, но и композиторы старались передать свои воспоминания, впечатления об этом веселом русском празднике. Сегодня на уроке мы послушаем пьесу П.И. Чайковского, которая так и называется – «Февраль. Масленица». Этой музыкальной пьесе П.И. Чайковский предпослал эпиграф: Скоро Масленицы бойкой Закипит широкий пир. (П.Вяземский)

Слайд 27

Работа над черновиком сочинения. Слушаем пьесу и работаем над черновиком сочинения. – Как начать сочинение? (Ребята предлагают варианты: Я слушаю музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», и мне представляется… Когда звучит музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», мне кажется… Услышав первые звуки пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», я оказалась на празднике среди гуляющих, веселящихся людей…)

Слайд 28

Домашнее задание Переписать сочинение

Слайд 29

Урок подготовила : ПЕТРОВА М.В. у читель русского языка и литературы МКОУ СОШ №24 ст. Суворовская 2013 год