— Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с загадки:
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Дети отвечают, что это Масленица.)
— Правильно, Масленица. Я уверена, вы знакомы с этим праздником.
Слайд №1
II
^
— Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по впечатлениям от музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица». А помогут нам в этом ваши одноклассники, которые подготовили дома сообщение о том, как отмечался на Руси этот праздник и картина Б.М.Кустодиева, которая так и называется – «Масленица».
III
Выступление ребят: знакомство одноклассников с народным праздником Масленица
Выразительное чтение-представление предложенного текста, распределив слова между собой (слова под № 1 читает первый ученик, слова под № 2 – второй и т.д.).
1.Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней — Великий пост,
Время, чтоб молиться.
2. Где еще вы сможете прокатиться на расписных санях так, чтоб захватило дух? Спуститься с огромных ледяных гор? Покружиться на гигантских каруселях? Закружит вас Широкая Масленица в танцах и хороводах — ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез. В балаганах и театрах — представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде. Нарядиться до неузнаваемости или закутаться в шубу до пят! Вот какая она, русская Масленица!
3. Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». И вот почему: сама по себе масленичная неделя не однородна. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок — узкой и широкой масленицы, а каждому дню масленичной недели было дано свое имя.
4. Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят.
5. «ЗАИГРЫШ» беспечный — ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них — награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
6. Тут СРЕДА подходит — «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники — всё им удаётся.
Пироги и блинчики — всё на стол мечи!
7. А в ЧЕТВЕРГ — раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек — суженых своих.
8. ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
9. Близится СУББОТА — «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
10. ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное — Зимушку — сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
(Иллюстрации к выступлениям обучающихся – слайды № 2 – 11)
IV
^
— Этот замечательный праздник нашел отклик у русских писателей, поэтов, художников, композиторов.
Так как же отмечалась Масленица по старому русскому обычаю? Поможет нам ответить на этот вопрос еще и картина Б.М.Кустодиева, которая так и называется – «Масленица».
— Чтобы совершить небольшую экскурсию в картинную галерею, мы должны познакомиться вначале с выдающимся русским живописцем Борисом Михайловичем Кустодиевым. Для этого разделимся на две группы: 1-ая группа прочитает сведения о художнике в учебнике на стр. 134-135, а 2-ая группа используя Интернет-ресурсы, найдет краткую биографию.
Слайд №13
V
^ (заслушиваются краткие пересказы)
VI
Знакомство с картинами Б.Н. Кустодиева.
— Просмотрите внимательно репродукции.
Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин.
В 1910-1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.
Слайды №14-25
VII
Беседа по картине Б.Н. Кустодиева «Масленица»
-
Что изображено на картине?
-
На что зритель обращает внимание?
-
Какова цветовая гамма картины?
-
Какое настроение создаёт картина у зрителя?
— Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:
На картине Бориса Кустодиева мы видим….
Наше внимание привлекают…
Поражает разноцветье картины…
Глядя на картину, мы вместе с её героями….
^
Слайд №26
Слайд №2 7
VIII
Знакомство с историей создания музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского
— То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно.
Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес – по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес – по числу месяцев в году.
«Времена года» Чайковского — это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…
— Сегодня мы с вами послушаем только вторую страничку альбома. Февраль. «Масленица».
— Итак, что такое масленица? Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Пекут румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы.
Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё – словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.
Слайд №28
Звучит пьеса П.И.Чайковского. «Времена года. Февраль. Масленица»
IX
^
Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.
— Теперь написать сочинение-миниатюру по пьесе П.И.Чайковского для вас не составит большого труда. Давайте вспомним, что такое миниатюра?
-Какова тема и основная мысль нашего сочинения?
— Какой тип и стиль речи сочинения?
(Описание, художественный)
— Прослушав пьесу, составьте рассказ-впечатление, опираясь на вопросы:
-
Какому празднику посвящена пьеса?
-
Что, на ваш взгляд, хотел передать в музыке автор?
-
Какие картины вы представляете, слушая пьесу?
-
Какое настроение создаёт у слушателя музыка?
— Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:
Слушая пьесу, П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» представляешь …
Композитор сумел передать в пьесе …
Музыка Чайковского наполняет душу …
^
Слайд №29
Слайд №30
Х
Физминутка:
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Вверх на солнце посмотрели,
И лучи детей согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали
И большими разом стали.
Мы прислушались: как тихо!
Взрослые дети, прошу вас, садитесь.
XI
^
Заслушиваются сочинения обучающихся
XII
Итог урока
— Как вы думаете, ребята: можно ли музыку этого композитора назвать современной?
(Класс разделить на две группы: одна должна привести доводы положительного ответа, другая отрицательного)
— Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.
XIII
Домашнее задание
Дописать сочинение.
Образ Масленицы на страницах произведений русских поэтов и писателей*(по желанию).
(Интернет, библиотека)
Слайд №31
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/miniatyura-po-muzyikalnoy-pese-chaykovskogo/
Интернет-ресурсы:
-
http://nsportal.ru›Начальная школа›Музыка›sizikova-s-d-konspekt…
-
http://nsportal.ru/krasnovagm» > сайт учителя русского языка и литературы
-
Детские презентации Масленица Автор – Котова Ирина
-
http://zanimatika.narod.ru>Стихи
-
современных художников и классиков
-
http:// music-fantasy.ru›…p-chaykovskiy-vremena-goda-1
|