Система подготовки к итоговому сочинению по литературе
( из опыта работы)
На протяжении долгого времени сочинение являлось универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов, но особая роль принадлежит именно литературе.
Чтобы учащиеся могли сформировать умение создавать текст на заданную тему, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: тема, композиция, языковые средства, авторская позиция, также регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объёма на основе прочитанного художественного произведения. Работа в этом направлении должна быть систематической и планомерной, только в этом случае она будет повышать речевую культуру учащихся, развивать их языковое чутьё.
Введение выпускного сочинения в потребовало перестройки работы по литературе.
Вне зависимости от того, выбрали выпускники литературу для сдачи ЕГЭ или нет, уже в все письменные работы проводились либо в формате С-1 – С-4, либо в формате С-5 ЕГЭ по литературе. Таким образом, отрабатывается композиция рассуждения небольшого объёма, а также формируется умение понимать вопрос темы и чётко формулировать тезис.
Сочинение — собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В сочинении создается собственный текст. Важна работа над каждымсловом формулировки. Неточное понимание темы, упущенное из виду слово, ведёт к неполноте раскрытия, к подмене одной темы другой. Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней. Это путь к успешному раскрытию темы.
В основе написания сочинения лежит тематический принцип: требования к формулировке тем, отбору материала, группировке материала.
Формулировка темы сочинения включает понимание содержания, объёма, материала. Соответственно выделяют темы — понятия, темы-вопросы, темы-суждения.
По объёму темы сочинений делятся на широкие и узкие.
Деление по материалу включает в себя монографические, сопоставительные, обобщающие. Необходимо анализировать произведения, образы не только в содержательном, понятийном, но и в художественном плане, с общественно-нравственных позиций.
Моу средняя школа №55 Использование икт на х литературы и во ...
... 2) информационные технологии как методические средства, приёмы. В данной работе представлено теоретическое обоснование объекта исследования, примеры использования ИКТ на занятиях, анализ работы и ... материала. Компьютерные слайды, подготовленные заранее и показанные на экране телевизора, помогают создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора произведения. Слайды создают на уроке ...
Формулировки тем-суждений представляют собой мысль, правомерность которой предстоит обосновать автору сочинения, так как суждение — это сочетание понятий, одно из которых определяется и раскрывается через другое (Татьяна — «милый идеал» ).
Формулировки тем-вопросов привлекают внимание к возможным противоречиям в толковании темы и различным точкам зрения. Задача пишущего сочинение — выразить четко и обоснованно отношение к поставленной проблеме споры и критиков, и читателей. («Горе от ума» — комедия нравов или трагедия личности?)
Формулировки тем-понятий определяют явление, сущность которого и надо раскрыть в произведении. (Разоблачение «футлярной жизни» в творчестве ).
Деление тем по материалу предполагает определённые правила написания сочинения-рассуждения.
В монографические включаются темы, связанные с анализом одного произведения в целом или какого-то одного образа, художественного приема, проблемы. Монографические темы требуют предельной детализации описаний и рассуждений, хорошего знания текста и умения сопоставлять конкретные эпизоды, приемы и образы, понимать произведение как целое (, Роль семейства Кирсановых в раскрытии главной темы романа, Сатира в романе «Отцы и дети», Особенности лиризма в романе).
В сопоставительные включаются темы, где необходимо рассмотреть ту или иную проблему в развитии, эволюции на примере нескольких героев из одного произведения одного автора, нескольких героев из разных произведений одного автора, нескольких героев из разных произведений разных авторов, нескольких произведений одного автора, разные произведения на одну проблему. (Чацкий и Молчалин, Базаров и Штольц).
В обобщающие включаются темы, которые содержат рассуждения не только собственно литературного, но и публицистического характера. При раскрытии подобных тем требуется понимание проблемы не только на литературном материале, но и в социальном и нравственном аспектах.
Каждая из названных тем может иметь выход в историю, в философию и этику (Нравственный идеал русской прозы XIX века, Тема власти денег в русской прозе XIX века, Человек и природа в второй половины XX века).
При выборе темы необходимо учитывать следующие факторы: хорошее знание текста и умение выделить в нем главное и второстепенное, понимание сути формулировки темы, интерес к данной теме, желание осмыслить ее для себя и донести свои размышления до проверяющего. Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию. Положительный результат при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Удобнее использовать вопросительные формулировки тем.
Образцы сочинений Описание внешности человека
... Так и вижу ее улыбающиеся серые глаза, такой и буду ее помнить всегда. Сочинение-описание Внешности человека. Тема Мой сосед по парте. Уже ... так как уважает обычаи и верование своего народа. С любовью подает художник портрет юной казашки. Ее милое круглолицее лицо ... ягод калины, цветов подсолнечника, дубовой листвы с желудями. Испокон века калина была у украинцев одним из символов родины, ну ...
Так, в 11 классе темы сочинений после изучения творчества , , М. Горького были предложены следующие:
1. Чего более достоин человек: сострадания, равнодушия, правды? (По пьесе «На дне»)
2. Можно ли говорить о таланте любви? (По рассказу «Гранатовый браслет»)
3. Как вы понимаете ценности истинные и ложные? (По рассказу «Господин из Сан-Франциско»)
4. Что такое идеал в вашем понимании? Что значит стремиться к идеалу? (По рассказу «Старуха Изергиль»)
Для того чтобы учащиеся могли видеть сильные и слабые стороны своей работы, большое внимание уделялось анализу сочинений по критериям итогового сочинения, анализу формы и содержания созданного текста. Учащийся должен видеть сильные и слабые стороны собственной письменной работы и редактировать ее.
Для анализа выпускникам можно предложить сочинения, приведённые в «Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения». Например, сочинение «Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?» [1]
С учащимися нужно рассмотреть все тематические направления итогового сочинения, сформулировать примерные темы по каждому из направлений.
Первое направление «Время»:
Человек и время в русской литературе. Настоящее, прошлое и будущее в «Слове о полку Игореве». Времена не выбирают… Мои размышления о герое времени. Времен связующая нить. Преходящее и вечное. Человек в потоке времени. Взгляд через века. Литература как машина времени. «Время — ткань, из которой состоит жизнь»(Б. Франклин) Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
Второе направление «Путь»:
Истинное призвание – найти путь к себе. Мотив пути на страницах
- Образ
бездорожья
в русской литературе.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/metodika-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature/
Третье направление «Дом»:
Образ дома в литературе ХХ века. Образ родного дома в творчестве русских писателей ХЙХ века.
Четвёртое направление «Любовь»:
Пространство любви родителей и детей. Пространство любви мужчины и женщины Пространство любви к окружающему миру Пространство любви к профессии (делу) Пространство любви к людям. Пространство любви к себе. Пространство любви к Родине. Пространство любви к деньгам и карьере.
Пятое направление «Год Литературы»:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/metodika-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature/
Почему сегодня великая русская литература перестала быть великой? Какой он – настоящий писатель? Отличается ли
современная литература
от классической? Может ли человек прожить без книг? Каково значение книги в твоей жизни? Какова роль книги в жизни человека? Почему нельзя прожить без книг? Что важнее в современном мире – книга или компьютер? Можно ли заменить книгу компьютером? Помогает ли литература решать нравственные проблемы? Есть ли книги, нужные всегда… Чем опасно равнодушное отношение к книгам? Спасет ли литература жестокий мир людей?
Итоговая работа за курс 8 класса по литературе
... Почему? Обоснуйте свою точку зрения, приведя в качестве примера 1–2 произведения художественной литературы. Итоговая контрольная работа по литературе 8 класс ... Василиса Егоровна Миронова б) Маша Миронова в) Палашка г) Екатерина II А9. Каков эпиграф к поэме «Мцыри»? а) «На зеркало ... аргументы к нему и напишите об этом небольшое сочинение (15-20 предложений). С1. Какое из произведений, изученное в 8- ...
Темы, предложенные выпускникам в декабре, можно использовать для подготовки к сочинению на следующий год. [2]
После изучения методических рекомендаций для учителей и выпускников по проведению итогового сочинения (сайт ФИПИ) необходимо детально проработать композицию сочинения. Опора на презентацию «Подготовка к итоговому сочинению». [3]
Выпускникам предлагается алгоритм работы над сочинением:
Выберите тему сочинения. Выделите ключевые слова, в которых видите главный смысл темы. Сформулируйте тему в виде вопроса. Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы. Вспомните литературные произведения, которые могли бы проиллюстрировать ответ. Составьте план сочинения. Напишите черновик. Отредактируйте работу. Напишите окончательный вариант.
Следующий этап работы – повторение текстов изученных литературных произведений по тематическим блокам, анализ ключевых эпизодов, подбор цитатного материала.
Не надо забывать, что одновременно учителя русского языка ведут подготовку и заданию 25 (сочинение по тексту) ЕГЭ по русскому языку. Материалы текстов тоже могут служить аргументами для итогового сочинения.
Методические рекомендации по подготовке к написанию сочинения включают следующие положения:
1. Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в течение года проводится не менее трех контрольных сочинений.
2. Неудачно выполненную работу необходимо переписать с целью совершенствования написанного.
3. Проведение классного или домашнего сочинения должно быть подготовлено отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя.
4. Сочинения (обязательно в обобщенном варианте) анализируются в классе с опорой на критерии оценивания. К прочтению рекомендуются наиболее удачные сочинения или их фрагменты. Обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений (другой подбор аргументов к ним для той или иной мысли, возможные варианты вступления и заключения, поиск вариантов перехода от одной мысли к другой).
5. Индивидуально проводится собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к его сочинению.
6. В урок обязательно включаются практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения по литературе.
Виды методической работы для формирования умения писать сочинение по литературе:
- анализ формулировок тем сочинения;
- осмысление возможной проблематики сочинения и разработка системы вопросов к предложенной теме;
- отбор материала, необходимого для понимания и раскрытия темы сочинения;
- включение в сочинение литературных аргументов, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
- формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения;
- продумывание композиции сочинения, работа над вступлением и заключением сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения;
- речевое оформление письменного текста;
- работа с черновиком.
Эффективные приемы при подготовке к сочинению:
- создание устных сочинений на разные темы, написание отдельных частей сочинения;
- анализ ученических сочинений;
- редактирование текста своей и чужой работы.
Итоговое сочинение определяет уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Итоговое сочинение позволяет проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Итоговая контрольная работа по литературе 11 класс учебно-методический ...
... средней школы по литературе. 3. Структура и содержание работы Итоговая контрольная работа состоит из 23 заданий: 22 задания с ... проведения работы Работа проводится единовременно для учащихся всего класса. Для выполнения работы требуются: черновик, ручка, карандаш. При выполнении работы запрещается ... ведущей темы в произведении 1 1 ВО Б 11 Исключение «лишнего» произведения и мотивация 1 1 ВО ...
Таким образом, итоговое сочинение – это результат систематической целенаправленной работы по русскому языку и литературе, охватывающей период обучения в 10-11 классе.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/metodika-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Москва, 2014 Итоговое сочинение: подготовка и контроль [Электронный ресурс ]. – Режим доступа : [http://sochinenie11.ru/novosti/256-vse-temy-sochineniy-3-dekabrya. html]. , Нарушевич сочинение в 11 классе. Ростов н/Д: Легион, 2014 Всё о выпускном сочинении [Электронный ресурс ]. – Режим доступа : [http://sochinenie11.ru] Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы
среднего общего образования [Электронный ресурс ]. – Режим доступа : [http:// www.fipi. ru].