Кто такой праведник в рассказе матренин двор. : «Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

Главная героиня Матрена была праведницей, так как жила согласно морально-нравственным ценностям. В какой-то степени можно сказать, что женщина жила согласно Библии. Она никому не желала зла, всем помогала, а за свою жизнь так ничего и не нажила. Зато она жила по совести.

Судьба Матрены была ужасной. Раньше она любила одного человека, но жизнь распорядилась иначе и женщина вышла замуж за младшего брата своего возлюбленного. В стране была война, но не это было самым страшным для Матрены. Женщине судьбой была уготована страшная участь. Она осталась без мужа, да к тому же похоронила шестерых детей. Всю свою любовь она отдала приемной дочери Кире.

Про Матрену поговаривали, что она живет неправильной жизнью. Ей уже много лет, а она так и ничего не нажила. Просто ей не нужны были материальные блага, для нее главной была душа. Зато никто из знакомых и родственников не упускал случая воспользоваться помощью Матрены. Она бескорыстно всем помогала и ни разу никому не отказала.

Когда она умерла, то мне кажется, ее даже никто не пожалел. Все тут же бросились обсуждать то, как она жила, да кому достанется дом. Только Кира горько по ней плакала. Все люди задумались над тем, кто же им теперь будет помогать. Как они будут жить без Матрены? Такое ощущение, что все село только и держалось на этой женщине.

Солженицын не просто так придумал такой образ. Он хотел показать, что таких праведников уже практически не осталось. Люди живут лишь в угоду себе и думают о выгоде. Мало людей, которые как Матрена бескорыстно помогают другим.

Матрена из рассказа Солженицына «Матренин двор», Матрена Васильевна

Матрена жила неплохо, но вот с детьми ей не повезло. Ее дети умирали один за другим — и ни один из малышей не выжил. В 1941 году ее мужа призвали в действующую армию — и он домой уже не вернулся. Сначала Матрена ждала мужа, а потом смирилась с его гибелью. Чтобы скрасить свое одиночество, Матрена Васильевна взяла себя на воспитание младшую дочь Фадея, Киру. Она бескорыстно присматривала за девочкой. Когда Кира выросла, она выдала ее замуж в соседнюю деревню за машиниста поезда.

После отъезда воспитанницы в доме Матрены стало пусто и тоскливо, а одиночество бедной женщины скрашивали только фикусы. Она беззаветно любила эти растения — и даже во время пожара спасала не избу, а фикусы. Матрена из жалости приютила колченогую кошку, которая жила у нее долгие годы.

Примечательным был тот факт, что Матрена отработала всю жизнь в колхозе за галочки, которые ставил в табели бригадир. Из-за этого ей не выходила трудовая пенсия. Только после долгих трудов Матрене удалось выхлопотать себе пенсию. Как только у нее появились деньги, оказалось, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры.

14 стр., 6950 слов

Образ и харатеристика матрены тимофеевны в рассказе матренин двор солженицына

... людских черт характера. Вариант 4 Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки». Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна ...

Через некоторое время приехал Фадей — и попросил горницу для Киры. Матрена отдала свою горницу для строительства — и еще усердно помогала вывозить бревна.

Когда из-за жадности тракториста и Фадея вторая повозка застряла на переезде, Матрена бросилась на помощь. Она всегда помогала окружающим бескорыстно, поэтому не смогла накопить большого добра. Окружающие и родственники считали Матрену неаккуратной и бесхозяйственной. И, к сожалению, никто не оценил честности, доброты и жертвенности этой праведной женщины.

Матрена — это символ доброты и жертвенности

Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор”

I. Значение слова “праведник”.

II. Жизнь или житие?

1. Жизнь Матрены.

2. Смерть Матрены.

3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.

III. Что остается людям.

Не стоит село без праведника.

Русская пословица

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”, наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность

Человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил.

Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, “не гналась за обзаводом…

Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…” Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, “вспахать на себе сохою” – покойница всем помогала, никакой платы не брала.

Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину “вязаночку серую”. Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери.

Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: “…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала!

1 стр., 471 слов

Дом Матрены и его роль в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

... настоящей жертвой в угоде корысти и человеческому бессердечию. Понравилось сочинение? А вот ... обращение с домом принесло немало неприятностей, во время перевозки погибли три человека, в том числе и сама Матрена Васильевна. Дом, как и его хозяйка, в рассказе «Матренин двор» становится ...

И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)”.

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю (“Вечную память”, как положено, перед киселем поют!).

И гордятся тем, что все делается по-людски…

Ушла Матрена, “не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…” И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: “совсем не обрядно”, горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти “строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних”, искреннюю боль испытывает постоялец.

Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить Ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все?

Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

(No Ratings Yet)

Related posts:

  1. Образ праведница ярко приведен в рассказе “Матренин двор”. Действие происходят в советское время на станции “Торфопродукт”. Обстановка достаточно хмурая: “Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. и другая революция. И весь свет перевернулся”. Среди этой серости мы […]…
  2. 1. Солженицын – летописец советской эпохи. 2. “Матренин двор” – прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи, правдиво отражающий реальность, не приукрашивая и не искажая ничего. В его произведениях нет призыва к […]…
  3. Образ праведницы и трагизм ее судьбы Рассказ А. И. Солженицына был написан в 1950-е годы и является частично автобиографичным. Со временем многое было изменено в рассказе, например, название, время действия, но суть от этого не была утеряна. Целью автора было показать, что Россия богата не только необъятными просторами и плодородными землями, а также незаурядными, праведными […]…
  4. Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. “Матренин двор” определяет пространство для совершения действия рассказа. После […]…
  5. “Без праведника не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. А. И. Солженицын Удивительными людьми держится мир. Встречаются такие люди редко. Но тот, кому посчастливится на своем жизненном пути встретиться хотя бы с одним из них, внутренне преображается: становится лучше, чище, добрее. Такая встреча заставляет внимательнее приглядываться к людям, вслушиваться в их голоса, вдумываться […]…
  6. Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается […]…
  7. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]…
  8. В ПОИСКАХ ПРАВЕДНИКА Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие. А. Солженицын, “Матренин двор” Начнем с отрицания. […]…
  9. Исследование русского характера – вот основная тема творчества А. Солженицына, которая развивалась в произведениях писателя конца 50 – начала 60-х годов. В рассказе “Матренин двор” (1959) автор изобразил народный хaрактер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди […]…
  10. Исходное название рассказа “Матренин двор” – “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А. П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т. е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось. Впервые рассказ напечатан в “Новом мире”, 1963, №1. Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не […]…
  11. В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, сре­ди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и тер­рор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню. На нее нажимало правительство, […]…
  12. Оборудование 1. Словарь к уроку: Духовность, праведник, праведничество, характер. 2. Портрет А. И. Солженицына, иллюстрация к рассказу. 3. Магнитофон (запись финала рассказа).

    10 стр., 4579 слов

    Жизнь матрены в рассказе “матренин двор” солженицына в цитатах: история матрены

    ... Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатич, возвращается в Россию из ...

    На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрену считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот […]…

  13. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]…
  14. ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ “МАТРЕНИН ДВОР” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа […]…
  15. Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои: трудолюбие, душевность, щедрость. Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие деревни 50-ых годов. Здесь Солженицын изобразил народный характер, сумевший сохранить […]…
  16. Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки, крестьянство он считал тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои русского народа: трудолюбие, совестливость, душевная щедрость. И рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году и опубликованный в “Новом мире” в 1963-м Одно из первых произведений, раскрывших […]…
  17. “Матренин двор” – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”. Отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына – Исаевич. Действие происходит […]…
  18. Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет по себе ничего, кроме архивов. С. Дали Дали как-то сказал: “Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме” (“Десять наставлений тому, кто хочет стать художником”).

    7 стр., 3357 слов

    Образ праведницы в произведении солженицына матренин двор. : ...

    ... сделала всем этим людям. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Цель урока: Все мы жили рядом с ней Ни вся земля наша.А. И. Солженицын I. Слово учителя. Сегодня ... добро, милосердие, способность любить и помогать людям. Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена Васильевна Григорьева. Название рассказа из – за цензурных препонов придумал А. Твардовский, редактор журнала ...

    Думаю, оспорить трудно. […]…

  19. КРЕСТЬЯНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА “МАТРЕНИН ДВОР” Вокруг имени Александра Исаевича Солженицына всегда много эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий. Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из “зубров” литературы русского зарубежья, Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим и рассказ […]…
  20. Русская деревня в изображении Солженицына в рассказе “Матренин двор” Многие произведения А. И. Солженицына повествуют об истории России. Через них он пытался передать правду о жизненных нравах, условиях быта народа, и описать целый период советского времени. Невозможно оставаться равнодушным, читая его рассказы. Одним из таких произведений является “Матренин двор” – рассказ, который был назван “основополагающей […]…
  21. Матрена Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”. Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки. Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в селе, потому что она всегда приходила всем на помощь. А главное, что от ее помощи была какая-то помощь. Ведь можно […]…
  22. “Какова Россия А. И. Солженицына?” Вопрос поставлен слиш­ком обще, поэтому мы обращаемся ко второй части этого пункта, где нам предлагают описать образ России в рассказе “Матренин двор”. Герой рассказа хочет “затесаться и затеряться в самой нут­ряной России – если такая где-то была, жила”. После многих лет, проведенных в заключении, рассказчик хочет внутренней тишины. Важным условием […]…
  23. “Не стоит село без праведника” – таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки. Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному […]…
  24. Матрена – одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни – дом: “… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…”. Героиня перенесла много […]…
  25. Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: “Праведник – человек, живущий во всем по закону Божьему”. То есть безгрешный. Хороша же безгрешная: не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его брата, да время сложное и жить одной сложно, но ведь праведник не может жить в идеальных условиях, ведь праведность – это подвижничество, духовный подвиг. Но […]…
  26. Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына. Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба […]…
  27. Художественный мир в рассказе выстраивается линейно – в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего “затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части […]…
  28. В 1963 в “Новом мире” был опубликован рассказ Солженицына “Матренин двор”. И в этом случае писателю пришлось изменить первоначальное название – “Не стоит село без праведника”. Слово “праведник” вызывало религиозно-христианские ассоциации, а Русь уже давно была советской. Прототипом главной героини – Матрены – стала крестьянка Матрена Васильевна Захарова, в доме которой поселился Солженицын по окончании […]…
  29. В рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” образ праведника является ключевым. Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрена предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и “странностями” – желанием постоянно помогать людям. Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице. Матрена была одной из немногих, кто всегда […]…
  30. “Матренин двор” – рассказ А. И. Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось “Не стоит село без праведника”. Изменения были направлены на то, […]…
  31. Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Формируя развернутое рассуждение на предложенную тему, укажите разницу между образами рассказчика, повествователя и автора в художественном произведении. Подчеркните, что рассказчик – это Персонифицированный повествователь, ведущий рассказ от первого лица и наделенный собственной речевой манерой. Поясните, что рассказчик А. И. Солженицына после неудачного поселения […]…
  32. Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына – он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось “годиков на десять”. То есть пришлось отсидеть ни за что – как полстраны, если не больше, сидело тогда в лагерях. Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке – подальше от цивилизации. Он отбыл ссылку “в […]…
  33. Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра “монументального рассказа”. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”. В 1960-е годы жанровые черты “монументального рассказа” узнаются в “Матренином дворе” А. Солженицына, “Матери человеческой” В. Закруткина, “При свете дня” Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. […]…
  34. В произведении “Матренин Двор” А. Солженицын описывает жизнь одной женщины, которая мудра и трудолюбива, но, к сожалению, очень одинока. Матрена, так зовется эта женщина, очень отзывчива. Этим пользуются люди, но никто никогда не пытался ей помочь. И это не может не удручать читателя. Название произведения “Матренин двор” можно истолковать по-разному. Читатель сам для себя определит, […]…
  35. История создания Рассказ “Матренин двор” был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – “Не стоит село без праведника” (русская пословица).

    15 стр., 7056 слов

    НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА» УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПОВЕСТИ ...

    ... нравственные уроки может вынести современный читатель из рассказа «Матренин двор»; каково их значение в жизни ... рассказом А. И. Солженицына «Матренин двор» и неясным пониманием, ... Матренин двор»; организация исследовательской работы. Я решил поработать над темой праведничества – нравственного отношения к окружающим потому, что мне были непонятны мотивы некоторых поступков героини рассказа Матрены ...

    2 стр., 908 слов

    Русская деревня в изображении А.И. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

    ... Солженицын обращается здесь к традициям русской на­туральной школы, основательно к тому времени забытым в советской литературе. Поэтому в рассказе важное место отво­дится описанию Матрениной избы, быта. «Кроме Матрены й ... вре­менам. Пафос этого произведения отнюдь не в изображении материальной нищеты, хотя и о ней говорится на его страни­цах. Солженицына волнует процесс духовного оскудения де­ревни. ...

    Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала “Новый мир”, где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и […]…

  36. В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины – Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью. Само название рассказа “Матренин двор” можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово “двор” может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее […]…
  37. Изгнанник с неслыханной мировой славой, А. И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим рассказ “Матренин двор”. В центре повествования – судьба деревенской женщины. Понятие “село” для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно […]…
  38. Рассказ “Матренин двор” был напечатан в 1963 г. в “Новом мире”. Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведников”. Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. “Матренин двор”, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и […]…
  39. Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год – это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его […]…

Образ праведника встречается во многих произведениях русской литературы. Такой образ можно найти у Лескова в произведении «Очарованный странник», у Чингиза Айтматова в «Плахе», и конечно у Солженицына в повести «Матренин двор».

11 стр., 5276 слов

Тема праведничества в рассказе матренин двор 9 класс рассуждение

... matrenin-dvor Тема праведничества в рассказе «Матренин двор» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская ... жизнь Матрены является не только символом праведности, но и подтверждением исконно доброй сущности национального характера. Рассказ завершает народная мудрость, которая становится основой для оценки героини: ...

В произведении «Матренин двор» праведницей является главная героиня книги — Матрена. Матрена — честная и добрая женщина. Ее судьба распорядилась так, что жених Матрены — Фаддей ушел на войну и пропал без вести, ей пришлось выйти замуж за его брата. Дети, которые рождались у них, быстро умирали, и Матрена никак не могла обрести радость материнства. Внезапно с войны вернулся Феддей, он готов был убить их обоих, но потом смирился. Фаддей женился, с женой они народили много детей, одну из его дочерей Киру, Матрена взяла на воспитание и растила как родную.

Всю жизнь Матрена жила ради других: помогала колхозу, соседям, но никто из них не отвечал ей взаимностью. Она помогала людям бескорыстно, несмотря ни на что, она не теряла веру в людей и в правду и продолжала всем помогать. Вся жизнь Матрены — труд, он спасал ее от отчаяния, она работала за двоих. Всегда она была в ладах со своей совестью, была спокойна, жила в гармонии с собой, Матрене не за что было корить сея.

Праведность Матрены заключается в ее способности к состраданию, умении прощать, видеть выход из сложных ситуаций. Матрена никогда не была алчной, жадной, корыстной, не искала выгоды для себя. Все хотели обогатиться за счет главной героини, еще до ее смерти начали разбирать и перевозить Матренину горницу, во время перевоза бревен и изрезал ее проходивший мимо поезд. На ее похоронах все плакали и причитали только потому, что так надо. Никто не говорил о ней даже доброго слова, многие осуждали ее, а ведь, сколько добра она сделала всем этим людям.

Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

6 стр., 2575 слов

Образ Матрёны в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

... что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает ... это дает нам понять проблему нравственной жизни народа. Суть рассказа Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена. Мы узнаем её историю из уст ...

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»).

Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».