История создания , Мандельштам находился в Коктебеле
Студенты-филологи читали «Илиаду» полностью. Интересно, что среди учащихся ходила шутка: перечисление названий кораблей из поэмы гарантировано помогало от бессонницы.
Будучи студентом, Мандельштам решил посвятить себя поэзии. Стих «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» он написал во время отдыха на даче у Волошина. Друзья поэта утверждали, что на создание произведения Осипа вдохновил увиденный обломок старинного корабля.
Зрелая лирика Мандельштама
С течением времени у Мандельштама изменились тематика, образный строй, стиль и колорит стихов. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл.
В его творчестве часто встречаются образы архитектуры. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Мандельштам доказывает это своими стихами, которые завораживают красотой линий и глубиной мысли. Поражают его стихи о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, о Софийском соборе в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском храме Кремля в Москве и Казанском соборе в Петербурге и многих других шедеврах архитектуры.
Поэт в них размышляет о времени, о победе изящного над грубым, света над тьмой. В его стихах ассоциативность образов и импрессионизм письма. Ценность этих стихотворений в их философском и историко-культурном содержании. Мандельштама можно назвать певцом цивилизации:
Природа – тот же Рим и отразилась в нем.
Мы видим образы его гражданской мощи
В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,
На форуме полей и в колоннаде рощи.
Поэт пытался осмыслить историю цивилизаций и народов как единый, бесконечный процесс.
Так же талантливо Мандельштам описывал мир природы в стихотворениях «Раковина», «Есть иволги в лесах, и гласных долгота…» и других:
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
В стихах поэта замедленный ритм, строгость в отборе слов, что придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется уважение и почтение ко всему, что создано людьми и природой.
В высокой книжной поэзии Мандельштама много отсылок к мировой культуре, что свидетельствует об эрудиции автора. Стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Бах», «Кинематограф», «Ода Бетховену» показывают, что дает поэту вдохновение для творчества. Сборник «Камень» сделал поэта знаменитым.
Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
... к особенностям жанра. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина 5 (100%) 1 vote На этой странице искали : образ поэта в лирике пушкина тема творчества в лирике пушкина образ поэта в творчестве пушкина тема творчества в лирике пушкина сочинение Сохрани к себе ...
Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие «ярма насилия и злобы». Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него «биографию» и чувство «личной значимости». С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.
События революции нашли отражение в стихотворениях «Прославим, братья, сумерки свободы…», «Когда октябрьский нам готовил временщик…» и в сборнике «Tristia» («Скорби»).
В стихах этого периода доминирует мрачный колорит: образ корабля, идущего ко дну, исчезающее солнце и т. п. В сборнике «Скорби» представлена тема любви.
Любовь поэт понимает как высшую ценность. Он с благодарностью вспоминает о дружбе с Цветаевой, прогулки по Москве, пишет об увлечении актрисой Арбениной, которую он сравнивает с античной Еленой. Примером любовной лирики может служить стихотворение «За то, что я руки твои не сумел удержать…».
Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Мне холодно. Прозрачная весна…», «В Петербурге мы сойдемся снова…», «На страшной высоте блуждающий огонь!..».
Краткое содержание
лирического героя мучает бессонница
Постепенно его мысли переключились на Троянскую войну. Люди отправились в другие страны для завоевания и покорения земель. Он упоминает пену на голове царей и это отсылка к появлению Афродиты. Она появляется именно из пены и символизирует любовь.
Ахейцами двигало не стремление завоевывать. Они хотели получить Троянскую Елену. Именно из-за женщины разгорелась война, умерло много людей. В последнем катрене лирический герой противопоставляет море и Гомера. Что бы человек не делал, он не сможет отказаться от душевных мук, ведь все в мире движимо любовью. Шум моря вернул героя в реальность, где он лежит в кровати и перечисляет названия кораблей.
ради любви люди отправились на войну
Лирический герой не понимал кого ему слушать — Гомера или море. Любовь подчиняла даже стихию. Биение волн можно сравнить со стуком сердца.
Своеобразие лирического героя в поэзии Осипа Мандельштама
Поэт О.Э. Мандельштам жил в тяжёлые сталинские времена, пережил революции, пожил по законам Ленина. Эти события не смогли не отразиться на работе О. Э. Мандельштама, и нашли своё отражение в его поэзии.
Осип Эмильевич Мандельштам по своей натуре был правдолюбом, человеком слова и дела. О. Э. Мандельштам показывал в своей поэзии только то, что было на самом деле. За что его очень его не любил Й. Сталин. Многие боялись и опасались откровенных и правдивых стихотворений О. Э. Мандельштама, считали, что он сам роет себе яму, эти разговоры и слухи вовсе
Образ лирического героя в стихотворениях М.И. Цветаевой / Цветаева ...
... самой Марины Цветаевой. Если, прочитав стихотворение Марины, вы поймете ее лирического героя, то вы узнаете в нем и саму поэтессу. Для того чтобы раскрыть многогранный и вместе с тем гармоничный образ лирического героя в ... На жизнь мою сойдет Спокойствие седин, Спокойствие высот... В стихотворениях периода с 1920 по 1923 год лирический герой предстает перед читателями уже не как «придуманный друг по ...
не смущали автора. Он считал, что лучше умереть, чем всю жизнь врать и притворяться.
Поэтому лирический герой в поэзии О. Э. Мандельштама обязательно обладал храбростью, мужеством и верой в светлое будущее. Так, в стихотворении «Мы живём, под собою не чуя страны…» главный герой не боится открыто сказать то, что боятся высказать все остальные. Герой смеётся над главой союза, Сталиным, представляет его как злобное чудовище. Когда читаешь это стихотворение восхищаешься и завидуешь смелости главного героя.
После того как О. Э. Мандельштама сослали в Воронеж, где изо дня в день он ждал решения Сталина, о
том, что с ним делать дальше, автор пишет стихотворение «Средь народного шума и спеха…». Здесь мы отчётливо видим, как поменялись настроения лирического героя. Он сожалеет о своих словах и действиях, искренне раскаивается в этом. Если внимательно вчитаться в каждую букву, можно увидеть давление, под которым было написано это стихотворение.
Также было написано и стихотворение «Ода», где автор пытается достучаться до человеческой сущности Сталина, подчёркивая его происхождение и корни.
Все равно в каждом стихотворении чувствуется тревога, боязнь, волнение, беспокойство и паника за свою страну, свой народ, за то, что будет дальше с родной землёй. Нельзя также не почувствовать боязнь героя и за себя самого, он как несчастный, который оказался в безвыходном положении, который не видит выхода из него и не знает что же делать дальше.
А спрашивается: за что его наказали? За правду? Тогда где же справедливость? Человека наказали за его мысли, за то, что он пытался донести своим людям горькую, но правду.
Автор, как и его лирический герой, писал от души, искренне и предано, чисто и смело, правду и только правду. Он не мог молчать или кривить душой. Не изменяя себе и своим убеждениям, автор продолжал свою работу столько, сколько мог, до самой смерти.
«С веселым ржанием пасутся табуны…» (1915)
Если в «Заснула чернь. Зияет площадь аркой» у образов Арлекина и Александра несколько исторических венценосных прототипов, то в этом стихотворении двоится, если не троится, само лирическое «я»:
С веселым ржанием пасутся табуны, И римской ржавчиной окрасилась долина; Сухое золото классической весны Уносит времени прозрачная стремнина.
Топча по осени дубовые листы, Что густо стелются пустынною тропинкой, Я вспомню Цезаря прекрасные черты — Сей профиль женственный с коварною горбинкой!
Здесь, Капитолия и Форума вдали, Средь увядания спокойного природы, Я слышу Августа и на краю земли Державным яблоком катящиеся годы.
17 стр., 8321 словМ. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения
... герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосуществленных возможностей, порывов к борьбе и действию. Здесь искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» ...
Да будет в старости печаль моя светла: Я в Риме родился, и он ко мне вернулся; Мне осень добрая волчицею была И — месяц Цезаря — мне август улыбнулся.
Кто этот «я», вспоминающий «Цезаря прекрасные черты», находясь на самом краю Римской империи? Ответ очевиден: это Публий Овидий Назон, сосланный императором Августом Октавианом в далекую Сарматию.
Свое стихотворение Мандельштам написал в августе 1915 года в Коктебеле. В это время он был студентом Петербургского университета, готовился к изучению латинских авторов в следующем семестре и, вероятно, штудировал предисловие великого античника Фаддея Францевича Зелинского к балладам и посланиям Овидия. В этом предисловии пересказывалась легенда о том, что великий римский изгнанник на закате жизни написал стихотворение «для своих новых сограждан» на «их языке»: «Чужестранец, над непонятной речью которого они некогда смеялись, сделался для них своим, сделался их первым поэтом. По примеру культурных городов они почтили его венком. Овидий не остался нечувствительным. <�…> Таков примирительный свет вечерней зари, затеплившийся над главою поэта, когда луч его счастливого солнца навеки для него угас».
«С веселым ржанием пасутся табуны…», по-видимому, и следует считать стихотворением на «варварском языке», написанным за римского поэта Мандельштамом. Ведь овидиевский подлинник не сохранился, если и вообще существовал. Вместе с тем внимательный читатель мандельштамовского стихотворения не может не заметить по меньшей мере двух пушкинских хрестоматийных цитат, инкрустированных в текст. Это без изменений взятое из элегии «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» предложение «Печаль моя светла». И — «исправляющая» великий оксюморон из «Осени» Пушкина («Люблю я пышное природы увяданье») — строка «Средь увядания спокойного природы». Пушкин, сосланный в Кишинев, прямо отождествил себя с изгнанным римским поэтом в своем послании «К Овидию»:
Суровый славянин, я слез не проливал, Но понимаю их; изгнанник самовольный, И светом, и собой, и жизнью недовольный, С душой задумчивой, я ныне посетил Страну, где грустный век ты некогда влачил. Здесь, оживив тобой мечты воображенья, Я повторил твои, Овидий, песнопенья.
Мандельштам оглядывается на изгнанника Пушкина, оглядывавшегося на сосланного Овидия, и так возникает ситуация циклического временнóго повторения: Мандельштам, оставаясь самим собой, одновременно превращается и в Пушкина, и в Овидия. «Мы свободны от груза воспоминаний. Зато сколько радостных предчувствий: Пушкин, Овидий, Гомер, — писал поэт позднее в своей статье «Слово и культура». — Когда любовник в тишине путается в нежных именах и вдруг вспоминает, что это уже было: и слова, и волосы — и петух, который прокричал за окном, кричал уже в Овидиевых тристиях, глубокая радость повторенья охватывает его, головокружительная радость…»
Несчастная любовь
Общение с господином Н. Н. пробуждает в сердце юной и неопытной девушки бурю новых и невразумительных для нее чувств. Она, непонимающая себя и страшащаяся своих ощущений, ведет себя странно и переменчиво, но это не обычные капризы. Поведение Аси отражает ее внутреннюю борьбу и смятение, ее желание понравиться и очаровать.
Не умея скрывать своих чувств и даже не осознавая, что это необходимо делать, девушка открывает душу своему брату и любимому. В этом детском наивном поступке раскрывается вся она — невинная и порывистая Ася Тургенева. Главные герои не могут по достоинству оценить ее откровенность и темпераментность.
Осип Мандельштам (2)
... есть слово»,- написал Мандельштам. Поэт, влюбленный в отечественную историю и в родной русский язык, Осип Мандельштам, подобно своим ... Мандельштама коренятся в русской поэзии XIX века, у Пушкина, Батюшкова, Баратынского, Тютчева. Культ Пушкина начинается в творчестве Мандельштама ... – Гомера, Гесиода, Овидия, Катулла. В 1915 и в 1916 годах в поэзии Осипа Мандельштама появились отчетливые антицаристские ...
Гагин называет сестру сумасшедшей и сокрушается, что “она погубит себя, непременно”. Однако он все же отмечает возвышенные и благородные чувства Аси, а также ее чистоту и искренность.
Главный же герой, напротив, не может оценить редкие и прекрасные качества девушки, которая любит его и которую любит он сам. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» — думает господин Н. Н. Да, он не может идти наперекор светским правилам, не может жениться на незаконнорожденной, не может бороться за свою любовь. И даже когда Гагин прямолинейно и грустно спрашивает друга о том, собирается ли он жениться на его сестре, тот избегает прямого ответа и молчит.
Чем же заканчивает свою повесть “Ася” Тургенев? Отзывы и рецензии о произведении свидетельствуют о том, что выбранный эпилог очень реалистичен и удачен.