Образ лирического героя в стихотворениях М.И. Цветаевой / Цветаева Марина Ивановна

Образ лирического героя в стихотворениях М.И. Цветаевой

Мне хотелось бы поговорить о моей любимой поэтессе XX века Марине Цветаевой. Весь ее нелегкий творческий путь окружен легендами и предстает перед нами как необычайная история жизни. Когда я в первый раз познакомилась с некоторыми стихотворениями Марины Цветаевой, меня поразила та глубокая искренность и необычайно трепетная нежность, которыми они проникнуты. Почти в каждом стихотворении Марины присутствует образ лирического героя. Воспринимая этот образ, читатель открывает для себя лирическое «я» самой поэтессы и уже способен заглянуть в духовный мир Марины как личности и оценить все многообразие ее переживаний и силу эмоционального напряжения с того самого момента, когда лирическому герою открывается какая-то истина, овладевающая всем его сознанием, когда он постигает то или иное событие. Само такое напряжение не может длиться долго, и поэтому одним из основных законов лирических произведений Марины является их максимальная лаконичность. Мастерство Цветаевой состоит в том, что ее лирический герой в достаточно узких рамках стихотворения может передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера, отражающие реальный мир чувств и стремлений и вместе с тем открывающий понимание данного явления или переживания с точки зрения самой Марины Цветаевой. Если, прочитав стихотворение Марины, вы поймете ее лирического героя, то вы узнаете в нем и саму поэтессу.

Для того чтобы раскрыть многогранный и вместе с тем гармоничный образ лирического героя в цветаевских произведениях, необходимо, конечно, охарактеризовать их смысл и содержание, определить мотивы и настроения, лежащие в основе ее лирики; выявить их потоки и тем самым проспедить за эволюцией лирического героя, идущей параллельно с эволюцией Цветаевой-художницей от раннего романтизма до глубоко реалистических идей в ее лирике.

Впервые лирический герой (или лучше сказать — героиня) появилась у Цветаевой в ее ранних произведениях. Несуществующая подруга, которая проводит с Мариной все свое время, предстает перед нами как наивная маленькая девочка-шалунья, представпяющая себя доброй феей:

Мы обе — феи, добрые соседки,

Владенья наши делит темный лес,

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

Белеет облако в выси небес.

6 стр., 2555 слов

По поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вступление, аргументы, рассуждение ...

... задания: рассказ о главном герое поэмы по данному плану. II. Обучающее сочинение на тему: «Почему Мцыри бежал из монастыря?» Анализ ... и было кратковременным. Урок литературы 8 класс Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» , ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ», Знания на уроке : ... дело тут вовсе не в монахе. Это собирательный образ. Лермонтов показывает, что свободный человек вне всяких ...

Так как Цветаева чувствует себя полной хозяйкой придуманного ею мира, то она одаривает и свою героиню всеми благами жизни:

Владенья наши царственно богаты,

Их красоты не рассказать стиху:

В них ручейки, деревья, скалы…

Способность Марины к наслаждению проявляется и у ее подруги. Она открыто поет: «нам хорошо!», что кроме их двоих им никто больше не нужен, так как люди их не понимают и «двух диких девочек лишь видят в нас». Но Цветаева с присущей ей искренностью прощает взрослых, которые окружают двух маленьких фей, ведь «что ясно нам — для них совсем туманно». Но во всем присутствует рассудительность Цветаевой; как ни печально расставаться со счастливым перевоплощением феи, но ничто не вечно на земле, и Марина произносит:

Но день прошел, снова феи дети,

Которых ждут, и шаг которых тих.

Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, жгучий темперамент — вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой: то, что помогло сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самой поэтессы. Уже в стихотворениях, которые были написаны позднее, появляется образ лирического героя. После пребывания в Берлине Цветаева посвятила этому времени целый цикл, в котором присутствует образ героя. Она успела написать больше двадцати стихотворений, совершенно не похожих на прежние и открывших новые черты ее лирического дарования. Эти стихи словно ушли в подполье тайных интимных переживаний, выраженных изощренно-зашифрованно:

Когда же, Господин,

На жизнь мою сойдет

Спокойствие седин,

Спокойствие высот…

В стихотворениях периода с 1920 по 1923 год лирический герой предстает перед читателями уже не как «придуманный друг по жизни», а как осмысленный, вполне созревший для решения серьезных проблем в своей жизни:

Как, в скудном крупинистве дней,

Как, в трудной судорожности к ней,

Забудешь дружественный хорей

Подруги мужественной своей.

Лирический герой особенно близок к лирическому «я» Марины, выражая субъективные переживания поэтессы в интимной лирике: дружеской и любовной. Цветаева пыталась компенсировать отсутствие связей социальных связями личного, интимного характера. Гармония в чувствах лирического героя создается благодаря ее общению с друзьями, с любимым. Отсюда проверка героя как личности в дружбе и любви, создание своеобразного культа в любви и дружбе, являющегося источником поэтического вдохновения Цветаевой:

Чем окончился этот случай,

Не узнать ни любви, ни дружбе.

С каждым днем отвечаешь глуше,

С каждым днем пропадаешь глубже.

Образ лирического героя у Марины всегда бывает глубже и шире, чем только выражение личности поэтессы. Поэтому такие, казалось бы, субъективные чувства и эмоции, лежащие в основе лирических произведений (особенно это относится к любовной лирике), находят отклик в сердцах всех людей, цветаевские произведения лирического характера носят общечеловеческий смысл, своей гуманностью и человечностью становятся близкими и понятными каждому.

7 стр., 3312 слов

Тема Родины в творчестве Цветаевой. Стихи о Родине Марины Цветаевой

... Цветаевой есть «Родина». Делая анализ стихотворения Цветаевой «Родина», понимаешь, насколько тоскливо было поэтессе на чужбине, насколько сильно рвалось ее сердце домой в Россию. Здесь в стихотворении поэтесса предстает перед нами в образе лирического героя, ... что невозможно не заметить то, что у лирики Цветаевой на тему любви к Родине есть и другая сторона – истинно патриотическая, воспевающая ...

Водопадами занавес, как пеной —

Хвоей пламени — проснулся.

Нету тайны у занавеса — от сцены.

(Сцена — ты, занавес — я).

Лирический герой доносит до нас всю глубину размышлений и переживаний поэтессы-художницы и тем самым приоткрывает ее собственный духовный мир. Поэтому, какие бы возвышенные чувства ни владели лирическим героем, какие бы философские мысли ни озаряли его ум — всегда можно найти их реальную, жизненную человеческую основу:

Пришел: укрепись

В неверье — как негр в тюрьме,

Всю рану — по кисть!

Бог ради таких

Умер.

Следуя за героем в мир стихотворений Цветаевой, мы узнаем поэтессу в стихотворных образах, учимся сравнивать ее и ее героев, познаем жизнь такой личности, какой была яркая и дикая Марина.