Внеклассное мероприятие для учеников 11 класса
Литературно-музыкальная гостиная «Любимые страницы поэзии Б. Л. Пастернака».
Цель: формирование нравственных качеств через приобщение к культуре слова, классическим литературным и музыкальным произведениям.
Задачи:
Образовательная: расширять знания учащихся о поэтическом и
прозаическом наследии Б. Л. Пастернака.
Развивающая : способствовать развитию творческой деятельности
учащихся, коммуникативных, художественно-эстетических компетенций, творческого воображения, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
Воспитательная: воспитывать любовь к русской поэзии, к красоте слова и музыки, живописи.
Оборудование и реквизит: проектор, компьютер, свечи, томики стихов, статуэтки, канделябры, стол, кресло, гитара, журнальный столик, подсвечники.
Ход занятия:
Ведущий 1. Наша встреча сегодня посвящена известному поэту начала ХХ столетия – Борису Леонидовичу Пастернаку. Поэт родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье известного художника Леонида Осиповича Пастернака. С детства будущего поэта окружало искусство: музыка, живопись, литература. Под влиянием музыкальных произведений выдающегося русского композитора и пианиста А. Н. Скрябина с тринадцати лет поэт занимался сочинением музыки, изучал теорию композиции, однако впоследствии выбор сделал в пользу поэзии. (Рассказ сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации с семейными фотографиями Б. Л. Пастернака).
Ведущий 2. Поэт видел в детстве многих представителей творческой интеллигенции того времени: Л. Н. Толстого, И. И. Левитана, В. А. Серова, М. А. Врубеля, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова и многих других значительных людей, бывавших в доме, что обостряло впечатлительность и вызывало стремление к познанию прекрасного. «Многим, если не всем, я обязан отцу, академику живописи, и матери, превосходной пианистке», – писал он.
Пейзаж в русской поэзии и живописи второй половины XIX века
... и государству. Все это отложило отпечаток на искусство и литературу того времени. Пейзаж в русской живописи, Айвазовский Родился в семье торговца Константина (Геворг) Гайвазовского. 17 июля 1817 года ... творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам ...
Ведущий 1. Ранняя лирика поэта, навеянная увлечением музыкой, живописью, содержит черты импрессионизма, в которых подчёркивается единство человека и мира. Для поэзии характерна быстрая смена
впечатлений, чувств, переживаний лирического героя.
Чтецы 1, 2, 3. Звучат стихотворения «Как бронзовой золой жаровень…» (1912), Сон (1913), «Февраль. Достать чернил и плакать!», (1912) на фоне видеоряда картин художников-экспрессионистов О. Ренуара « Гранд-канал в Венеции», 1881, «Вид Венеции, туман», 1881, К. Моне «Впечатление, восход солнца», 1872, «Тополя на Эпте», 1900, «Лавакур: солнечный свет и снег», 1879, П. Сезанна и музыки А.Н. Скрябина (Отрывок из Симфонии № 2), Ф. Шопена «Вальс дождя».
Ведущий 2. Б. Л. Пастернак был очарован музыкой А. Н. Скрябина: «Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений. Ее всю переполняло содержание <�…> но трагическая сила сочиняемого торжественно показывала язык всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия, – писал в «Охранной грамоте» Борис Пастернак. – Скрябин покорял меня свежестью своего духа. Я любил его до безумия» [Пастернак Б. 1990, с. 199-200].
Чтец 4. Чтение стихотворения «Я понял жизни цель и чту…» (1916) на фоне отрывка из Симфонии № 3 А. Н. Скрябина.
Ведущий 1. Многообразие слышимого и ощущаемого мира передаётся в стихотворении и «Во всем мне хочется дойти…».
Чтец 5. Исполнение стихотворения «Во всем мне хочется дойти…» на фоне «Весеннего вальса» Ф. Шопена и танцующих вальс пар (учеников 11 класса).
Ведущий 2. Стихотворения из сборника «Сестра моя – жизнь» (1922) наполнены музыкой и поэзией, всякое растение у поэта наделено певучестью, стремлением к свету, солнцу, гармонии. Поэт подчёркивает особенное звучание флейты в стихотворении «Определение поэзии» (1917).
Чтец 6. Исполнение стихотворения «Определение поэзии» на фоне
Вариаций для флейты и фортепиано на тему из оперы Джоаккино
Россини «Золушка» Ф. Шопена.
Ведущий 1. В поэзии Б. Л. Пастернака необыкновенное переплетение поэтического и музыкального, впечатлений и состояний, импровизация, через которые поэт открывает для себя окружающую действительность.
Чтец 7. Исполнение стихотворения «Импровизация» (1916) на фоне музыки Ф. Шопена «Нежность».
Историческая личность : Борис Пастернак
... выпустило монографию В. Альфонсова “Поэзия Бориса Пастернака” (Ленинград, 1990 год). Это литературно-критический разбор творчества Б. Пастернака от первых сборников до стихотворений последних лет. Появление многих изданий ... ситуация начинает изменяться. В 1982 году вышел сборник прозы Бориса Пастернака “Воздушные пути” (конечно, без “Доктора Живаго”, еще запрещенного), а в 1983 году вышло второе ...
Ведущий 2. Поэзия Б. Л. Пастернака необычна метафоричностью, экспрессионизмом, необыкновенным видением мира. Чувствуются безмятежность и покой, умиротворённость. Стихотворение «Давай ронять слова…» – гимн деталям, жизни и любви, ведь жизнь, которую поэт сравнивает с осенней тишиной, существует в мельчайших подробностях, их нужно уметь подмечать, и в тишине можно услышать многое.
Чтец 8. Чтение стихотворения «Давай ронять слова…» (1917) на фоне Прелюдии № 5 D dur А. Н. Скрябина.
Ведущий 1. Лиризм присущ и прозаическому произведению поэта. Юрий Живаго – лирический герой романа «Доктор Живаго», пишет дневник, наполненный тонким поэтическим ощущением жизни, в котором судьба человека осмысляется через призму христианских истин.
Инсценировка. Отрывок из романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». На сцене воспроизведена обстановка комнаты (за столом стулья в белых чехлах, кресло, на которое накинут плед и лежит гитара, рядом журнальный столик с подсвечниками и книгами).
В комнате расположились герои романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» – Юрий Живаго, Александр Александрович, Тоня (ученики 11 класса).
Ученик в роли Живаго читает записи из дневника Живаго в ч. 14 «Опять в Варыкино», гл. 8, с. 501 на фоне «Элегии» (op. 3 № 1 es moll) С. В. Рахманинова.
«…Юрия Андреевича окружила блаженная, полная счастья, сладко
дышащая жизнью тишина. Свет лампы спокойной желтизною падал на белые
листы бумаги и золотистым бликом плавал на поверхности чернил внутри чернильницы. За окном голубела зимняя морозная ночь. Юрий Андреевич шагнул в соседнюю холодную и неосвещённую комнату, откуда было виднее наружу, и посмотрел в окно. Свет полного месяца стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание.
Разгонистым почерком, заботясь, чтобы внешность написанного передавала живое движение руки и не теряла лица, обездушиваясь и немея, он вспомнил и записал в постепенно улучшающихся, уклоняющихся от прежнего вида редакциях наиболее определившееся и памятное, «Рождественскую звезду». «Зимнюю ночь» и довольно много других стихотворений близкого рода, впоследствии забытых, затерявшихся и потом никем не найденных…».
Ведущий 2. За роман о судьбе русского интеллигента «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, от которой поэт вынужден был отказаться. Диплом был вручен в 1990 году сыну поэта Е. Б. Пастернаку.
Чтец 9. Чтение стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» (1956).
Ведущий 1. Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет дома…», написанное в 1930-1931 годах, обращено к Зинаиде Нейгауз. Она стала второй женой Пастернака. Сильное чувство любви к ней поэт выражал и в письмах: «Зинуша, ничто не сравнится с тобой на свете <�…> всё-всё на свете вздор против тебя, милой, чистой, беспримерной <�…> Ангел мой, ангел мой, люби меня крепче, пиши мне, не оставляй, – чем буду я без тебя!» Песня на эти строки звучит в известном кинофильме Э. А. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром» (1975 г.) (просмотр эпизода из фильма).
Борис Пастернак: портрет на фоне эпохи
... очевидца", созданная итальянским журналистом, Серджо Д'Анджело, благодаря инициативе которого, роман Пастернака "Доктор Живаго" вышел в свет. Ведь именно ему писатель доверил передачу рукописи ... ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/pasternak/ Источники личного происхождения составили основу работы. В первую очередь, это письма Бориса Пастернака, помещенные в сборнике "Письма к родителям и ...
Ведущий 2. Стихотворения Б. Л. Пастернака о любви передают
загадочность, неповторимость, противоречивость, мимолётность,
непостижимость этого чувства. Вспомним стихотворение 1931 года «Любить
иных – тяжелый крест…»:
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Звучит песня композитора В. Евзерова на стихи Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» (1946) в исполнении А. Б. Пугачёвой.
Ведущий 1. Это не единственная мелодия на стихи Б. Л. Пастернака. Его поэзия необыкновенно музыкальна. Теме скоротечности жизни, преображению и очищению окружающего мира посвящено стихотворение «Снег идёт» (1957).
Смятение в душе лирического героя вызвано падением снега, который заполняет собой всё пространство между небом и землёй.
Исполнение песни на стихи Б. Л. Пастернака учеником под гитару. (Сопровождается видеорядом иллюстраций зимы).
Ведущий 2 . Итак, именно поэзия может возвысить человека над обыденной жизнью, передать всю глубину переживаний и чувств, а Б. Л. Пастернак необыкновенно требовательно и с большой степенью самоотдачи относился к поэтическому творчеству, что выражено в строках стихотворения «Ночь» (1956):
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – времени заложник
У вечности в плену.