Мотивы и настроения поэзии в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад»

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» было написано 2 августа 1877 года и посвящено сестре жены Л.

Н. .

Стихотворение восстанавливает в памяти былые чувства и обращено к женщине, которая вызвала у поэта , заставила дрожать сердце. «Сияла ночь. Луной был полон сад…

» — это замечательное лирическое начало, этот ночной пейзаж сразу же дает понять читателю, что это произведение о . Интересна композиция стихотворения: оно состоит из двух частей. Первая — воспоминание о любимой женщине и ее пении, которое вызвало у лирического героя необыкновенный душевный подъем: И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. Его чувства усиливает ночной пейзаж, о котором сказано немного, но так емко, что ты сам видишь и чувствуешь настроение поэта. Удивительное сравнение: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей» — показывает нам накал человеческих переживаний. Во второй части стихотворения — настоящее лирического героя, в котором он после долгих лет «томительных и скучных» услышал в ночной тиши ее голос: И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна—вся жизнь, что ты одна — любовь.

Эти строки перекликаются с пушкинскими: «Душе настало пробужденье…» Голос любимой женщины пробудил у лирического героя прежние чувства, напоминал о них. Сочетание прошедшего с настоящим дало понять герою, «что ты одна — любовь». Фет удивительно тонкий лирик.

Каждое его выражение — картина, настраивающая читателя на лирический лад. Перед нами вся гамма чувств лирического героя, сквозь которые виден поэта, влюбленного в чудо красоты. Тема любви ярко прозвучала в относящемся к поздней лирике Фета стихотворении «Сияла ночь.

Луной был полон сад. Лежали…». Это стихотворение было написано 2 августа 1877 года. Оно посвящено непосредственно музыке и пению, и поэтому относит его к циклу «Мелодии». Стихотворение «Сияла ночь…» было создано поэтом под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, которой Фет был одно время увлечен.

Девушка пела на этом вечере, так как была замечательной певицей, профессионально занималась музыкой. Кузминская — сестра жены Л.

9 стр., 4175 слов

Анализ стихотворения «ночь, улица, фонарь, аптека…» а.а. блока

... написания он не получает ответа. Но создает пронзительное и вечное стихотворение. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» – анализ стихотворения Лирической герой поэта ощущает тоску и обреченность. Он размышляет о жизни ... Он посвящен жизни и творчеству поэта. Историю написания поведала в интервью сотрудница музея Анна Горегина. Через два дня после написания стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека..» Блока ...

Н. Толстого — стала прототипом Наташи Ростовой в романе . В эпизодах толстовского романа и в стихах Фета мы можем услышать звуки ее пения: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей.

Для Фета лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого «звука». В данном стихотворении доминирует образ любви – воспоминания, которому время неподвластно: И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь… А.А.Фет использует глаголы в форме прошедшего времени («пела», «много лет прошло», «струны дрожали»), ведь былая любовь – это только воспоминание, которое оставило яркий след в его жизни. Стихотворение переполнено чувствами автора.

В нем заложена сила лирического переживания, и в какой-то степени автор даже укоряет себя за то, что он долгое время не мог найти себе места, не мог думать ни о чем другом, кроме Т. А. Берс: Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной… Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Порыв страсти чувствуется в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали…». В начале стихотворения тихая картина ночного сада контрастирует с бурей в душе поэта: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Природа и любовь взаимосвязаны в стихах Фета. Эти понятия родственны, и они выражают сущность бытия.

Когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная . Очень выразительно начало стихотворения: «Сияла ночь». Это оксюморон, ведь ночь – темная, черная, данный стилистический приём подчеркнут инверсией: сказуемое предшествует подлежащему. Это необычайная ночь, праздничная, светлая от луны. А. А.

Фет – певец ночи, изнутри осветленной, гармонической, дрожащей мириадами огней. «Сияла ночь» — типично фетовское словосочетание.

Гостиная в стихотворении – продолжение сада: «Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней». Первая строфа не столь четко определяет мотив воспоминания давно минувшего чувства. Стихотворение «Сияла ночь… » наполнено звуковыми повторами. Они воспринимаются Фетом, как явление прекрасного в поэзии.

Сонорные в русском языке, в частности «р» и «л»,- самые звучные, певучие согласные. Именно на повторных сонорных строится в стихотворении звуковой образ, и он поддерживает, подчеркивает образ живописный. Стихотворение «Сияла ночь», как и многие другие стихотворения Фета, отличаются стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство к смысловому итогу. Такого рода стиховые композиции производит особенно сильное впечатление.

Пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он хранил в памяти свежесть своих чувств и образ любимой. А мотив страдания, слез, плача, рыдания обостряет чувство жизни и красоты: Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. В стихотворении часто повторяется слово «любовь» и «любить», что говорит о главной теме произведения. Любовь – это жизнь, и нет ничего на свете важнее этого чувства.

15 стр., 7149 слов

Человек и природа в лирике фета

... состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила: «Вечер» (1855) Средства художественной выразительности в стихотворениях А. А. Фета о природе. ... Человек и природа в лирике А. А. Фета (План-сочинение) Своеобразие лирики А. А. Фета. Фета ... В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство ...

Желание любить подчеркивается рефреном: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Время в стихотворении психологизируется: выделены моменты истинного бытия, их немного, в отличие от «томительных и скучных» лет. Заключительные строфы стихотворения содержательно и композиционно значимы. Последняя строфа композиционно параллельна второй, содержащей поэтическую идею: Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Построенная на отрицании строфа заканчивается дословным повтором второй строфы.

Изменился лишь знак препинания: точка уступает место восклицанию. Раскрытый рояль, дрожащие струны, раскрытые сердца – метафорическое значение слов явно вытесняет номинативное. Автор использует олицетворение: «летали лучи». Он одушевляет природу. Стихотворение «Сияла ночь.

Луной был полон сад. Лежали… » написано шестистопным ямбом, четверостишиями с чередованием женских («лежали – дрожали») и мужских («огней – твоей») рифм.

Стихотворение написано длинными строками, с обилием вокализмов: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая… ». Эти длинные строки звучат протяжно, как будто поются.

Стихотворение очень мелодично. Не случайно многие стихи Фета стали прекрасными романсами, в частности «Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали…». Стихотворение А. А.

Фета послужило прекрасным материалом для романсов многих русских композиторов: Чайковского, Рахманинова… По свидетельству Салтыкова – Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Современный исполнитель, бард Александр Суханов в одной из своих песен цитирует прекрасные фетовские строки: «Сияла ночь. Луной был полон сад». Поэтический мир стихотворения романтичен и самобытен.

Это произведение – необыкновенная мощь проникновения в стихию чувства любви. Любовная А. А. Фета дает возможность глубже понять его общефилософские, а также эстетические взгляды, заглянуть в мир его души и переживаний. Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище духовно от высокого общения с творениями мастера.