Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго

«Стихотворения Юрия Живаго» (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом «Доктор Живаго», в центре кото­рого творческий человек, попавший в водоворот революци­онной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе «голосом автора говорят все герои — люди и лес, и камень, и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Этот голос продолжает звучать и в «Стихотворениях Юрия Живаго». Цикл включает в себя 25 произведений, в той или иной мере развивающих тему самого романа.

Первым стихотворением «Юрия Живаго» становится «Гамлет» — произведение, отра­жающее духовный мир главного героя. Обращение к Творцу с молитвой об облегчении участи — это не малодушие, т. к. уже в следующем четверостишии мы видим, как герой готов отстаивать свою внутреннюю свободу в жестоком мире лжи и мрака:

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма.

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

«Гамлет» (1946)

Тематика многих стихотворений соотносится с развитием сюжета романа. Так, например, стихотворение «Весенняя распутица» связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина домой:

Земля и небо, лес и поле

Ловили этот редкий звук,

Размеренные эти доли

Безумья, боли, счастья, мук.

«Весенняя распутица» (1953)

Процесс работы главного героя романа над легендой о Егории Храбром отражается в стихотворении «Сказка» (1953).

«Зимняя ночь» (1946) явно перекликается со сценами жизни Живаго и Лары в Варыкино. Внутреннее психологи­ческое состояние отчаяния Юрия после отъезда Лары и Катеньки во многом сближается с переживаниями лирическо­го героя в стихотворении «Разлука» (1953).

Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и «связывают» жизнь героя романа и судьбу самого Б. Л. Пас­тернака. «Объяснение» (1947), «Осень» (1949), «Свидание» (1949) были посвящены О. Ивинской, послужившей наряду с другими женщинами прототипом образа Лары в романе и явившейся «большой привязанностью» поэта, как он писал в августе 1949 г. Трагические нотки звучат в этих стихотворе­ниях, напоминая о прошлых встречах, о трагическом расста­ванье, но именно мир чувств, в который погружается лири­ческий герой, и мир природы, его окружающий, отодвигают временно страхи и тяготы:Ты — благо гибельного шага,

3 стр., 1035 слов

«Доктор Живаго»—роман о русской революции

... заплывали глаза.» Размышления о революции в романе доказывают, что это не ... Живаго с семьей. Его силой мобили­зуют, а семью отправляют за границу. Угроза трибунала застав­ляет героя расстаться с другой любовью — Ларой. Описание люб­ви Юрия ... и Ларисы — это гимн отношениям между женщиной и мужчиной. Это идеал отношений мужчины и женщины. Но жизнь диктует свои законы. «Доктор ...

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты — отвага

И это тянет пас друг к другу.

«Осень» (1949)

Тесно переплетается судьба Юрия Живаго с фактами биографии писателя и в стихотворении «Август» (1953).

Дра­матический характер отношений Юрия Андреевича и Лары вводит в стихотворение тему смерти (сам поэт был близок к ней, когда в 1952 г. перенес инфаркт):

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

«Август» (1953)

Несколько стихотворений цикла («Рождественская звез­да» (1947), «Зимняя ночь» (1946), «Магдалина» (1949)) вклю­чают в себя традиционные евангельские сюжеты, что позво­ляет автору раскрыть духовно-нравственные черты образа Юрия Живаго. Символом не только стихотворения «Зимняя ночь», но и всей книги становится образ горящей свечи, не­сущей духовный свет:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

«Зимняя ночь» (1946)

Хаос окружающего мира не так страшен и трагичен, если есть внутренний стержень, некая константа мирозданья, не­сущая надежду. Не случайно, что завершает цикл — «Гефсиманский сад» (1949).

Особым символическим смыслом на­полняются финальные строки:

Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Роман Б. Л. Пастернака написан по законам поэзии, в него органично включается лирическое начало, получающее свое логическое завершение в «Стихотворениях Юрия Жи­ваго», ставшими поэтической биографией героя.