(1)Замечаете ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке. (2)Литература дает вам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни. (3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас мудрыми. (4)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (5)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (6)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что то или иное произведение надо прочесть (по школьной программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это делать. (7)Если первый раз прочли произведение невнимательно, —
Текст ЕГЭ. Д.С. Лихачев. Тема: Память. , Текст ЕГЭ. Д.С. Лихачев. О памяти.
(1)Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью». (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту, обладают птицы. (7)А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим! (8)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты…
(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (11)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память – преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.
(15)«Беспамятный» – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (16)А безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (17)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (18)Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.
ТОП-10 причин, почему читающие люди лучше остальных
... человека сопереживать подключается мгновенно. А если история, которую я читаю, вызывает какие-либо воспоминания из детства, тогда я с улыбкой дочитываю последнюю страницу книги ... книголюбов гораздо больший объем памяти и активное творческое воображение. Читающие люди имеют развитые навыки устной ... заблестеть. Сегодня все признают, что количество людей, любящих литературу, стремительно падает. И тому ...
(19)Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (20)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (21)А значит, без памяти нет совести.
(22)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти – памяти семейной, народной, культурной. (23)Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (24)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (25)Да и просто уважение к могилам предков.
(26)Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. (27)Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.
(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.
(По Д. С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999 гг.) – советски й и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Решить пробный ЕГЭ Проверить сочинение ЕГЭ Чек-лист ЕГЭ 2021
Текст ЕГЭ по русскому языку / Память
0
- admina
- 0
Сочинение рассуждение на тему текста лихачева
Я вышел на тропу войны, Врага известно имя – зависть, Ползет по душам, мысли травит, Переиначивает сны. Из «Песни о зависти» поэта – барда Александра Розенбаума. Зависть… Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека? Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать? Над этими вопросами, над этими актуальными проблемами размышляет Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни. Это серьезная проблема, так огромное количество людей страдает от зависти. Это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление. …Врага известно имя – зависть, Ползет по душам, мысли травит, Переиначивает сны, – пишет поэт – бард Александр Розенбаум. На мой взгляд, цель академика Лихачева, автора данного текста, – заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Оценочные эпитеты «ужасное чувство», «болезненное чувство» выражают авторскую обеспокоенность, взволнованность. Дмитрий Сергеевич пытается убедить читателя в том, что зависть подстерегает того, у кого нет собственного «я», четкой жизненной позиции.
Готовые сочинения по тексту Д. А. Гранина я стоял у окна вагона
... влияют на нас. Д.А. Гранин в предложенном тексте поднимает проблему ценности детских ... хотелось сохранить память о своем детстве на всю жизнь. Готовое сочинение ЕГЭ ... помочь тому пареньку. Герой с завистью представил своё мальчишеское отчаяние, ... рождают в душе тёплые чувства, помогают преодолеть трудности, дают ... лирический герой вспоминает, как бродил «по солнечным полянам» сосновой рощи. Прижимаясь ...
Сложно не согласиться с Д.С.Лихачевым, призывающим нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей: «..развивайте собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем нас мире». Метафора «обжигающая опасность зависти» призвана остановить человека, пробудить в нем чувство осторожности. Автор призывает:: »Будьте самим собой!» Это следующая проблема, о которой говорит Д.С. Лихачев. Я согласна с позицией автора. Да, действительно, зависть – страшное, всепоглощающее, всепожирающее, испепеляющее чувство, которое в первую очередь уничтожает самого завистника ( »страдает тот, кто завидует» ), который, переходя от зависти к ненависти, теряет контроль над своими поступками и, в конце концов, самоуважение. Еще К.Гельвеций сказал: «Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги». Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия. Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству. На всем жизненном пути Христа окружала человеческая зависть. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова – пища для зависти Павла Петровича Кирсанова. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» герой Сальери совершает преступление, убивает своего лучшего друга Моцарта, так как жажда первенства сильнее дружбы. Таким образом, прав академик Д.С.Лихачев: «Завидуете – значит не нашли себя». Я полностью с ним согласна. А свои пожелания я хочу выразить словами Омара Хайяма: Не завидуй тому, кто силен и богат, За рассветом всегда наступает закат, С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся как с данной тебе напрокат.
Урок «Сочинение-рассуждение по тексту Д.С. Лихачёва» в 9 классе
Русский язык
Урок используется в системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА. Цель урока — совершенствование умения писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Сочинение-рассуждение
по тексту Д.С. Лихачёва
«Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости» А.С. Пушкин
Цель: совершенствование умения писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Задачи: формировать умение понимать прочитанный текст; развивать навыки лингвистического анализа и речевую культуру учеников, воспитывать бережное отношение к культурному наследию.
Техническая оснащённость
Ход урока.
I. Тема.
- Какая задача стоит перед нами на уроке? (написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва)
Д.С. Лихачёв
II. Презентация. См. Приложение.
III. Анализ текста.
Текст, по которому вы будете писать сочинение, — это отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», обращённой к молодому поколению.
Урок русского языка во 2 классе : «Что такое текст – рассуждение. ...
... на урок. - текст-рассуждения (можно выделить три части: 1. высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства. 2. само объяснение, доказательство. 3. вывод. К тексту-рассуждения ... русским языком. Предполагаемый результат: продолжат знакомиться со структурой текста – рассуждение; научатся отличать текст-рассуждение от других видов текстов; - научатся составлять текст-рассуждения на ...
- Чтение текста. Текст.
- Определить стиль и тип речи (привести доказательства).
Приложение № 2
1. Вступление.
2. Тезис (мысль, требующая доказательств).
3. Два аргумента из текста.
4. Вывод.
- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. («Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы»).
- Какое понятие в данной фразе является ключевым? («Культурная среда»)
- Что включает в себя понятие «культурная среда»? Чтобы ответить на этот вопрос, найдите и подчеркните ключевые слова во всём тексте.
Слова: «духовная, нравственная жизнь», «память», «заветы предков», «памятники культуры», «ответственность перед предками и потомками», «связь поколений», «духовный мир», «любовь к родине».
Культурная среда
- Какова основная мысль текста? Ваше понимание и объяснение основной мысли и будет тезисом сочинения.
IV. Формулировка вступления и тезиса.
- Написать вступление поможет памятка.
памятку Приложение № 4
Как можно начать сочинение
1. Сочинение можно начать с предложения, констатирующего актуальность вопроса (Проблема милосердия в наши дни особенно актуальна).
Можно использовать следующие стилистические фигуры:
- именительный падеж (Милосердие. Доброта. Что означают эти понятия?); (Счастье? Что включает в себя это понятие?)
- парное соединение однородных членов (Милосердие и жестокость. Отзывчивость и равнодушие. Как связаны между собой эти понятия?);
- антитеза (Добро и зло, любовь и ненависть – понятия противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой);
- умолчание (Равнодушие и отсутствие чуткости… Что стоит за ними?); (Музыка… Это мир чувств, красоты, души…)
- вопрос и ответ на него (Нужны ли в нашей жизни милосердие и доброта? Конечно, нужны);
- риторическое восклицание (Как редко нам приходится видеть настоящую дружбу! Как часто мы сталкиваемся с предательством и ложью!).
2.Можно начать текст с пословиц, поговорок, крылатых выражений (Всем известен знаменитый афоризм из рассказа В.Г. Короленко «Парадокс»: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». О счастье, о путях его достижения размышляет и автор текста…); («Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок», — писал Пушкин. О значении сказки для нравственного воспитания, эмоционального развития человека размышляет и автор данного текста); (Существует много пословиц о дружбе: «Старый друг лучше новых двух», «Новых друзей наживай, а старых не теряй», «Друг познаётся в беде». Что такое истинная дружба? Насколько она важна в жизни человека? Над этими вопросами задумывается и автор текста…).
3.Можно сделать небольшое отступление, которое позволит подойти к проблеме (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным (чтобы его понимали и т.д.) Одним из признаков (условий…) хорошего образования (понимания…) является грамотная речь).
Бакалаврская «РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА Х АНГЛИЙСКОГО ...
... текста. На разработку и развитие теории текста колоссально повлияло исследование текстов художественной литературы, в теорию текста ... другой текст, читатель или культурный контекст, он ... 2009]. «Ключевые понятия когнитивной лингвистики концепт, концептуализированная ... текста. «Например, предметом изучения во многих работах стали встречающиеся в художественном тексте ... говорящего» [цит. по Шапкина, 2004]. ...
V. Формулировка аргументов.
- Найдите в тексте доказательства, подтверждающие основную мысль автора.
на этом основании сформулируйте аргументы сочинения.
- Чтение записанных аргументов.
VI. Формулировка и чтение вывода.
Приложение № 5.
Таким образом, забота о памятниках культуры, сохранение духовных ценностей, заложенных в культуре, необходима как для нравственного развития современного человека, так и для будущих поколений. «Память – это не сохранение прошлого, это – забота о вечности» (Д.С. Лихачёв)
VII. Домашнее задание.
Написать полностью сочинение-рассуждение.