На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) — все это оставляет не очень хорошие впечатления.
Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.
Вариант 2
Под словом культура в общем смысле понимается сочетание всего человеческого опыта: знания, мысли, предметы искусства и быта. Как говорится, культура является второй природой, то есть именно благодаря культуре люди и отличаются от животных.
Русский язык и культура речи» : «Культура речи и эффективность общения
... культура речи. Она как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: Как пользуется человек речью в целях общения? Какая у него речь -- правильная или неправильная? Как совершенствовать речь? ... образом, как требуется этой именно эпохе. Из бесконечной практики речи рождается обновленный язык. 1. Культура речи Культура речи -- сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный ...
Помимо этого есть и второе понимание термина, когда под культурой понимается освоение всего человеческого опыта конкретной личностью. Проще говоря, культурный человек владеет культурой, то есть разбирается и в искусстве и в повседневных делах, умеет пользоваться текущим опытом человечества. Конечно, сюда относится и язык, культура речи.
Именно речь представляет собой один из наиболее существенных признаков человечества от других живых существ в этом мире. При этом люди обладают образной речью, могут не просто передавать какие-то элементарные сигналы (как, например, пчела, которая в своем танце рассказывает, где растут лучшие цветы, остальным обитателям улья) но и фантазировать, использовать логическое мышление и многое другое. По сути, обладание умением пользоваться речью и делает человека более человеком, а отсутствие такого умения приближает ближе к животным.
Мы можем видеть много красивых и интересных людей с приятным обликом, но зачастую, стоит только немного пообщаться, наблюдаем полное отсутствие культуры речи. Такие люди умеют выражать только простейшие эмоции и мысли, не умеют пользоваться богатством языка и выражать собственное мнение, а зачастую вообще такового не имеют, так как не могут нормально пользоваться словами.
Внешне перед нами люди. Однако, когда мы приглядываемся, по сути, перед нами оказываются существа ближе к животным, просто в человеческом обличье. Ведь, как выяснили ранее, именно культура, в том числе и культура речи, представляет собой типично человеческий признак.
Он дается не сразу. Ребенок не обладает культурой речи, только школьник начинает в этом осваиваться и учится верно пользоваться языком. Поэтому культуру речи нужно постепенно и стабильно развивать.
В этом не просто возможность лучшей коммуникации с людьми и другие полезные умения, но и более глобальная цель. В этом заключается движение каждой личности от своего сугубо примитивного животного опыта к опыту подлинно человеческому и возвышенному.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Каждый день, не задумываясь, мы пользуемся множеством разных слов, образных, красивых, звучных. Слов, которые, выстраиваясь в определенном порядке, образуют собственный интересный и своеобразный мир. Мир, в котором действуют свои закономерности, свои не раскрытые еще тайны и загадки, мир, который имеет свою неповторимую историю.
Понимаем ли мы до конца, всегда ли осознаем, почему те или иные слова оказывают такое сильное воздействие на нас, на нашу душу, наши мысли, нашу жизнь?
Язык – одно из самых важных и самых древних общественных явлений. Трудно найти что-нибудь в нашей жизни, что было бы таким значимым для нас, для нашего существования. Очень легко можно представить себе жизнь без компьютера и телевидения, газа или электричества, без чернил, газет и журналов. Но разве могло бы существовать человечество, если бы оно лишилось речи.
«Язык и культура – творцы человека?» статья по русскому языку
... пользоваться всеми прелестями своего родного языка. В настоящее время культура речи немного забывается. К сожалению не все люди следят за своей речью. ... есть показатель уважения. Что такое речевая культура? Речь — это форма вербального общения людей. Она ... пользоваться культурой речи. При разговоре использовать в нужных местах ударения и делать акцент на важные слова. Культура речи и культура ...
В повседневной жизни мы часто пользуемся словами родного языка так же естественно, как ходим, дышим, смотрим. Слово является для нас обычным и важным средством общения, средством восприятия художественной литературы. Используя те или иные слова и выражения, мы редко задумываемся над тем, что слово само по себе имеет свое происхождение, свою историю, свой облик, свое значение. От того, насколько грамотно мы используем средства нашего языка, зависит то, как мы будем восприняты окружающими. Ведь нередко одно и то же слово, сказанное в различных ситуациях, окруженное разными словами и наделенное различными значениями, может оказывать на собеседника совершенно противоположное действие.
Умение в нужной форме использовать все богатства русского языка играет невероятно важную роль в нашей жизни. Слово может стать настоящим оружием – великим, способным и ранить, и исцелить. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, язык способствует развитию науки, техники, развитию всего человеческого мира.
Культура речи – это правильное произношение, знание всех норм и правил словоупотребления, умение пользоваться выразительными средствами языка. Культура общения заключает в себе намного больший и глубокий смысл, это одна из самых важных составных частей в общей культуре человека.
Владение всеми богатствами языка – важный показатель культурного уровня развития любого человека независимо от его возраста, национальности, профессии. Умение четко, точно и ясно выражать свои мысли поможет быть правильно понятым окружающими. В этом заключена эстетическая сторона человеческой личности, потому что умелое владение родным языком отражает в целом культуру не только отдельного человека, но и всего народа, общества. Язык – великое чуда культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.
Грустно, что в последнее время мы все меньше внимания уделяем развитию своего языка – чудесного, красивого, волшебного. На русском и украинском языках написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Русский и украинский языки, в которых столько общего, имеют общее происхождение. Они представляют собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотно пользоваться всеми богатствами своего языка – вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.
Думаю, все согласны с тем, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, – важная задача каждого из нас.
Сочинение рассуждение Культура речи
Любой современный язык – это достояние народа. Чистота и ясность языка напрямую зависит от тех, кто на нем говорит. Если мы будем относиться равнодушно к нашему родному языку, не соблюдать его нормы, то каким образом мы сможем передать это достояние последующим поколениям. Язык постепенно начнет исчезать, а за ним уже целый народ. Поэтому очень важно обращать внимание на культуру речи.
Культура речи — залог профессионального успеха
... словах. Другие сочинения: ← Язык это путь цивилизации и культуры↑ по русскому языкуЗачем нужны запятые → Культура речи и язык культура речи В другом смысле язык также выступает способом мышления. Если вы задумаетесь, то поймёте, что ...
В современном мире начала набирать обороты тенденция разговаривать различными словами из разных иностранных языков. Англо-франко-русская речь чаще звучит из уст людей, которые как бы не отстают от моды, подобная речь – очень странная, некрасивая и порой бывает непонятная. Таких примеров огромное количество: сингл (single) – вместо «музыкальная композиция», чарт (chart) – вместо «рейтинг, популярность», плэй-оф (play-off) – вместо «вне игры», баттл (battle) – вместо «борьба, конкурс» и многое другое. Чаще всего взаимствование слов происходит в музыкальной и спортивной сфере. Казалось бы, что это не несет в себе какую-либо опасность. Но именно этими сферами больше всего увлечена молодежь, привыкнув так разговаривать, такая речь быстро распространиться и следующему поколению. Возможно, что бывают моменты, когда не находится более точного подходящего слова, но любой язык достаточно богат, чтобы найти слово для того или иного предмета, понятия и явления.
Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах.
Другие сочинения: ← Язык это путь цивилизации и культуры↑ по русскому языкуЗачем нужны запятые →
Сочинение на тему «Язык и культура»
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Каждый день, не задумываясь, мы пользуемся множеством разных слов, образных, красивых, звучных. Слов, которые, выстраиваясь в определенном порядке, образуют собственный интересный и своеобразный мир. Мир, в котором действуют свои закономерности, свои не раскрытые еще тайны и загадки, мир, который имеет свою неповторимую историю. Понимаем ли мы до конца, всегда ли осознаем, почему те или иные
слова оказывают такое сильное воздействие на нас, на нашу душу, наши мысли, нашу жизнь?
Язык — одно из самых важных и самых древних общественных явлений. Трудно найти что-нибудь в нашей жизни, что было бы таким значимым для нас, для нашего существования. Очень легко можно представить себе жизнь без компьютера и телевидения, газа или электричества, без чернил, газет и журналов. Но разве могло бы существовать человечество, если бы оно лишилось речи.
В повседневной жизни мы часто пользуемся словами родного языка так же естественно, как ходим, дышим, смотрим. Слово является для нас обычным и важным средством общения, средством восприятия художественной литературы. Используя те или иные слова и выражения, мы редко задумываемся над тем, что слово само по себе имеет свое происхождение, свою историю, свой облик, свое значение. От того, насколько грамотно мы используем средства нашего языка, зависит то, как мы будем восприняты окружающими. Ведь нередко одно и то же слово, сказанное в различных ситуациях, окруженное разными словами и наделенное различными значениями, может оказывать на собеседника совершенно противоположное действие.
Умение в нужной форме использовать все богатства русского языка играет невероятно важную роль в нашей жизни. Слово может стать настоящим оружием — великим, способным и ранить, и исцелить. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, язык способствует развитию науки, техники, развитию всего человеческого мира.
Культура речи по русскому языку
... Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах. Культура речи Несколько интересных сочинений ... с тем, кто умеет правильно пользоваться культурой речи. При разговоре использовать в нужных местах ударения и делать акцент на важные слова. Культура речи и культура общения, ...
Культура речи — это правильное произношение, знание всех норм и правил словоупотребления, умение пользоваться выразительными средствами языка. Культура общения заключает в себе намного больший и глубокий смысл, это одна из самых важных составных частей в общей культуре человека.
Владение всеми богатствами языка — важный показатель культурного уровня развития любого человека независимо от его возраста, национальности, профессии. Умение четко, точно и ясно выражать свои мысли поможет быть правильно понятым окружающими. В этом заключена эстетическая сторона человеческой личности, потому что умелое владение родным языком отражает в целом культуру не только отдельного человека, но и всего народа, общества. Язык — великое чуда культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.
Грустно, что в последнее время мы все меньше внимания уделяем развитию своего языка — чудесного, красивого, волшебного. На русском и украинском языках написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Русский и украинский языки, в которых столько общего, имеют общее происхождение. Они представляют собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотно пользоваться всеми богатствами своего языка — вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.
Думаю, все согласны с тем, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, — важная задача каждого из нас.
Формирование здоровых привычек
С малолетства детей нужно приучать к культурным действиям, ориентированным на развитие когнитивных функций. К таковым относятся игра в шахматы, каллиграфия, решение математических задач и т. п. В целом вся работа, в которой задействована мелкая моторика, положительно скажется на развитии речевых способностей и будет залогом здорового ума, т. к. центр речи и управления пальцами рук находятся в одном и том же отделе головного мозга. Взаимная активизация этих центров будет усиливать действие друг друга.
Нужно всегда учиться искусству общения
Заканчивая мини-эссе и сочинение на тему «Язык и культура», надо сказать, что в пользовании средством выражения наших мыслей должно быть осмысленное отношение, в противном случае можно стать его марионеткой, подгоняя свои взгляды и суждения под готовые словесные формы. При всём уважении к прошлому опыту мы должны сами время от времени придумывать новые слова, сравнения и метафоры, а не довольствоваться тем, что уже было выдумано.
«Культура языка современного чиновника»
... действительно важны для решения современных политических, экономических, национальных и иных проблем государственного масштаба. Неотъемлемой частью работы чиновников является грамотная и правильная речь. В средствах массовой ... в то время как плохой язык – признак «плохого» правительства. И владение государственными служащими родным и культурой устной и письменной речи на высоком уровне может стать ...
Культурная речь и культура речи
Для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должны быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений.
Важно выделять для себя ключевые слова той или иной тематики, запоминать удачные и необычные высказывания и фразеологические обороты. Но для того, чтобы наиболее верно использовать запас слов и выражений, необходимо постоянно развивать и устную речь, и письменную.
При помощи этого меняется направление собственных мыслей, которые впоследствии формируются в слова. Необходимо стараться находить общий язык с разными людьми и выделять для себя разные темы для беседы.
Реферат Тема: Культура речи в современном обществе.
Реферат
Тема: Культура речи в современном обществе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность.
Язык со временем становится все более развитым и обширным в литературе, а значит культурнее. В культурной речи существует сохранение и более развитое совершенствование литературного языка. С помощью литературного языка люди накапливают знания и двигаются дальше. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач).
В нашем обществе существует такая проблема, как неправильное общение между людьми (нет взаимопонимания).
Она возникает от того, что человек не возлагает на себя существующее культурное общение. Чтобы исправить эту ситуацию человеку необходимо проникновенно изучить культуру речи. Поняв культуру речи, человек становится более общительным, открытым и предприимчивым в своих дальнейших задачах.
Культура речи в современном Мире
Развитие языка никогда не стоит на месте, язык всегда эволюционирует. Появляются новые слова, понятия, термины. Язык как живой организм всегда реагирует на все происходящие события в обществе. В язык добавляются новые слова с каждым поколением людей. Мы живем в постиндустриальном обществе — где самую ценную роль играет информация. Кто владеет информацией тот владеет миром и разумом людей. Именно поэтому один из важнейших вопросов, которые мы можем задать этому обществу — Что будет дальше?
Большинство молодежи деградирует. Они не просто не развивают культуру, они уничтожают ее. лексика речь сленговый разговорный
Большинство людей в возрасте от 12 до 16 лет не гуляют на улице, замкнуты в себе, выбирают уединение. Культура умрет, если умрет общение между людьми. Ребенок перестает стремится к открытию чего-то нового, он погружается в виртуальный мир. Происходит обескультуривание личности — это самая главная проблема современной культуры.
Устаревшие слова в русском языке
... употребления, среди них различают историзмы и архаизмы. Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: ... следующие задачи: рассмотреть устаревшие слова и изучить неологизмы, используемые в русском языке. Устаревшие слова в русском языке К устаревшей лексике относят слова, которые вышли из ...
В последние 10-15 лет речевой профессионализм, культура речи, любовь к языку стали не популярны. Телевидение и радио культивируют просторечие. Жанр художественного и литературного чтения увядает. Реклама безумствует. Нормативная речь как образец — за редчайшим исключением отсутствует.
Все эти процессы, происходящие с языком и активно его меняющие, необходимо исследовать, анализировать и в результате пытаться сохранить (с учётом новых преобразований) языковые традиции.
К примеру, избавиться от слов паразитов можно за два-три дня — внимательного «надзора» за своей речью, борьба со скороговоркой основана на вдумчивости, осознании смысла проговариваемого текста, очищение речи от неправильных ударений и словосочетаний (<<�звОнит» вместо звонИт, «соскучился по Вам» вместо соскучился или скучаю, «без понятия» вместо не имею понятия, не знаю) требует внимания к языку в целом и к своей речи в частности.
Совсем уходит практика работы со словарями, энциклопедиями, умение использовать огромный опыт и знания, накопленные многими поколениями учёных. Не все понимают, что речь является не только средством общения, но и выражением душевного и интеллектуального богатства.
Одной из самых распространённых речевых ошибок является неадекватность, а порой незнание точного толкования слова (иллюзия понятности).
Слова и их истинные значения в современном молодёжном языке часто не совпадают, а приобретают иной, вымышленный смысл. Однако повсеместное неверное использование таких слов, в какой-то мере закрепляет их право на существование, делая их общеупотребляемыми.
Возьмём для примера слово «пафос». Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова даёт такое определение: страстное воодушевление, энтузиазм, вызванный чем-то, воодушевляющий, творческий источник, основной тон. Толкование данного слова современным выпускником школы значительно отличается: пижонский, исключительный, принадлежащий к высшему обществу (пафосный клуб, пафосный прикид (одежда),пафосный магазин).
Что это, нежелание разобраться? Невозможность собственного суждения? Отсутствие внимания к родной речи? Вероятно и первое, и второе, и третье, а главное — нежелание обратить внимание, задуматься! — «А что такого, ведь меня и так понимают!» вот главный, а порой и единственный аргумент.
Другой при мер — слово «крутой». Владимир Даль в 1881 году толковал это слово таким образом: сильно свитый, скрученный (крутая нитка, верёвка), густой, жирный. Д.Н. Ушаков предлагает иные варианты толкования отвесный, тесно расположенный, строгий, решительный, жёсткий, резко меняющий направление. Современный же словарь молодёжного сленга (автор Т.Г. Никитина), выпущенный в 1998 г. узаконил совершенно иной смысл отличный, прекрасный, заслуживающий одобрения, преуспевающий, удачливый, респектабельный, часто связанный с криминальными структурами.
Каким из перечисленных словарей будет пользоваться (если он будет им пользоваться), молодой человек, определяется, вероятно, речевым и образовательным уровнем его семьи, а так же его любознательностью. Массовость последнего варианта словоупотребления, речевые иллюзии представителей младшего поколения в свою очередь делают забавными устойчивые фразеологические обороты
Вводные слова в английском языке, примеры употребления, слова и фразы
... вводными словами Используя вводными выражения говорящий может выразить практически любую свою эмоцию и показать отношение к предмету или объекту. Итак, для чего используются вводные фразы в письмах и в разговоре на английском языке: Для ...
- (крутой кипяток, крутое яйцо, крутой обрыв, крутая крыша).
Из этого следует, что одно и то же высказывание может иметь два различных смысла и употребляться представителями различных социальных и возрастных групп совершенно по- разному.
Однако надо признать, что некоторые сленговые понятия являются чрезвычайно ёмкими, логичными и понятными.
К примеру, слово «окуклиться» (устать, плохо соображать, уйти в себя, медленно думать); «дерево» или «дубовая роща» (глупый, не сумевший сориентироваться в ситуации, смешной — «ну ты дерево!»); несогласие — «не факт!».
В современном молодёжном языке можно встретить новые конструкции. К примеру, « забить на … », что означает пропустить, прогулять, не брать во внимание, игнорировать. Удивление вызывает предлог «на». Почему «на»? Вероятно, используется опыт знакомых с детства словосочетаний «плевать на … », «не обращать внимание на … ».
Многим представителям современной молодёжи не дают покоя лавры «Эллочки людоедки». Правда, вместо «шик» или «шалишь парниша» употребляются другие — ваще (вообще), ля ля-фа, шняга. Эти слова могут обозначать как высшую степень восторга, так и пренебрежение, недовольство, разочарование и другие самые разнообразные, ярко выраженные чувства, т.е. их использование зависит исключительно от контекста. Слушая такую «выразительную» речь вряд ли захочется процитировать Н.В. Гоголя — «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще дороже самой вещи».
Какие из приведённых выше слов и конструкций останутся в языке? Какие из них самостоятельно отпадут, не пройдя проверку временем? На эти вопросы можно будет ответить лишь через несколько десятков лет.
Особое внимание надо уделить темпо-ритму речи. Её необоснованное ускорение обусловлено общей активизацией жизни и внедрением новых технологий. Быстрая, рваная, лишённая точной, чёткой информации, не очень логичная речь напоминает музыкальные клипы звёзд шоу бизнеса. Такая форма речи не только мешает человеку сосредоточиться на одном предмете, но и способствует распылению его внимания. Желание успеть всё в кратчайший временной промежуток порождает поверхностность впечатлений и рассуждений, и только большой интерес или чёткость взглядом может приостановить этот процесс.
Наблюдения показывают, что применительно к подростковой речи можно ввести понятие речевой эклектики: уникально наколол (обманул), ваще (вообще).
Культура традиции и культура новизны не рождают в речи подростков новое качество речи, а соединяются механически и порождают речевую эклектику.
Причины этого явления, вероятно, кроются в разнообразных эмоциональных и социальных впечатлениях ребёнка. С одной стороны, он слышит речь родите лей, учителей, актёров театра и кино, читает или слушает художественную литературу и воспринимает их речь, отмечая красивые иногда не совсем понятные, «взрослые» слова. С другой стороны, его окружает знакомая речь сверстников со всеми её лексическими особенностями.
Соединение различных стилей речи иногда производит впечатление ироничного подтекста, а чаще всего элементарной неграмотности и неадекватности.
Выяснилось, что к 11-му классу ученики плохо помнят школьный курс стилистики. Большинство (85%) пользуется чаще всего лексикой разговорного стиля. Реже употребляется публицистический стиль или научный. Размышляя над причинами такого ограничения, девятиклассники заметили, что при использовании этих стилей люди чувствуют себя неуверенно, имея небольшой словарный запас, им приходится долго подбирать слова. Объяснение учащиеся находят в пассивном восприятии материала на уроках. Они слушают речь преподавателя, но сами выступают не часто, их выступления ограничиваются либо ответами на уроках, либо чтением докладов. Исследуя вопрос культуры речи, девятиклассники отметили, что в современном обществе широко распространены слова, засоряющие наш язык, слова-мусор (вау, э-э-э, ну, это, к примеру, как бы… ).
Раскрывающее смысл высказывания г. степанова: «словарь языка свидетельствует…»
... Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились ... человек, заключается его сущность. Пример 2 Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – ...
Невозможно пройти мимо такого уродливого явления, как ненормативная лексика, употребление которой слишком распространилось в последнее время. Несмотря на это, 80% опрошенных сообщили, что они пользуются такой лексикой не часто, только «в экстренных случаях». Было много ответов такого типа: «использую, когда кто-нибудь доводит» или «использую, когда много эмоций». 20% опрошенных сказали, что они вообще не используют в своей речи ненормативную лексику. Но большинство из оставшихся 80% сообщили, что без этих выражений могут обойтись. Логично было бы задать вопрос: почему же не обходятся? 50% дали такие ответы: «иногда без этой лексики невозможно объяснить что-то назойливому человеку» или же «некоторые по-другому не понимают». Около 20% отмечали, что используют некультурную речь под влиянием окружающих, то есть использование таких слов другими людьми действует на подсознание. 10% затрудняются ответить на этот вопрос. Но все опрашиваемые были единодушны во мнении, что недопустимо создание словарей ненормативной лексики, тюремного и лагерного жаргона.
К сожалению, в семье, на улице, в СМИ непечатные выражения встречаются очень часто. Отсутствие каких-либо запрещающих или хотя бы критикующих факторов вызывает у подростков уверенность в правильности словоупотребления, чувство ложного самоутверждения и безнаказанности. Да и что греха таить, часто, услышав нецензурную брань из уст детей, мы не только не останавливаем их, но зачастую не обращаем внимания.
«…бывает так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.
А на самом деле он потому и использует циничные выражения и насмешливые прозвища, что не уверен в себе.
«Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях заменяет обычные слова «словами-плевками». Вы сразу заметите, что все это то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти». (Д.С. Лихачев)
К сожалению, нет у нас закона, наказывающего за порчу родного языка, а в обществе не сформировано критическое отношение к людям, использующим непечатные выражения. Нарушение норм речевой культуры, культуры общения приводит к нарушению человеческих норм, а как следствие — и закона.
Наш век — век электроники и компьютеризации. Дети мало интересуются литературой и искусством. Это тоже одна из причин падения речевой культуры. В связи с этим школьники предлагают выделить больше часов на уроки развития речи, на уроки русского языка не только в средних, но и в старших классах. Но пока, к сожалению, наблюдается обратный процесс.
Интересно, как понимают ребята термин нейтральная лексика. 60% опрошенных понимают его так: это слова, которые не имеют эмоциональной окраски. Примерно 70% опрошенных считают, что нейтральных слов в русском языке не много. 42% опрошенных считают, что нейтральная лексика может употребляться во всех стилях речи, а также во всех жанрах художественной литературы и публицистики.
К сожалению, нашлись и такие, кто абсолютно ничего не знает о стилистически нейтральной лексике.
Проанализировав ответы респондентов, можно сказать, что понятие экспрессивной лексики известно 90% опрошенных. Практически все ученики используют экспрессивную лексику повседневно. 42% старается употреблять такого рода лексику только среди друзей и знакомых. 37% считают себя очень эмоциональными и потому обходиться без нее не могут. 10% даже не задумывались об этом. Треть опрошенных считают, что без экспрессивной лексики не обходится ни один стиль речи, а больше половины школьников сферой употребления такой лексики называют разговорный стиль. Все участники опроса встречали в произведениях художественной литературы экспрессивно окрашенные слова и понимают, что автор использует ее для лучшей передачи характера персонажа и колорита эпохи.
На вопрос об использовании экспрессивной лексики в СМИ ответы разделились примерно поровну.
12% считают, что использование такой лексики в СМИ — это хорошо. «Благодаря экспрессивной лексике статьи становятся и интереснее, и понимаешь, что их писал живой человек, а не машина без чувств».
25% думают, что использование такой лексики в СМИ — это плохо, потому что «в прессе должны быть представлены факты, а не эмоции».
33% полагают, что многое зависит от издания, в котором она используется. Например, в молодежном журнале эмоционально окрашенный текст вполне уместен.
30% затрудняются ответить.
Таким образом, хотя понятие экспрессивной лексики знакомо многим, к старшим классам этот материал забывается. Участники опроса считают, что именно в старших классах осознается потребность в слове, в грамотной речи, во владении стилистическим разнообразием речи. Но почему же ученик, которого целый коллектив педагогов учил долгое время знаниям, к концу обучения теряет добрую половину этого багажа? Где, на каком этапе пропадают умения и навыки, полученные в школе? Учителя, знакомые и родственники наших учеников единодушно считают, что виновато «усредненное» образование, сокращение количества часов на русский язык. Обозначился разрыв между школьными знаниями и реальной жизнью. Взрослые считают, что проблема возникает после окончания школы, при переходе из средней школы в старшую. Причины нам всем хорошо известны: безответственность СМИ, вольное обращение с языком самих носителей, слабое приобщение к культурным и духовным ценностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о речевой культуре современного человека, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры об каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.
Таким образом, постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.
Но, современная тенденция развития языка не сулит нам в будущем ничего хорошего, поколение «next» настолько ломает и видоизменяет привычные нормы, что трудно представить себе, каким будет язык к концу нашего прогрессивного столетия. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что все усилия учителей, преподавателей и даже государства по защите Великого русского языка представляются на данный момент ничтожными под натиском моды, общественного вкуса, и неуёмной жажды обогащения любой ценой. Но хотелось бы верить, что это всего лишь временное явление, и уже через пару лет общество откажется от «продуктов массового поражения» (музыки, телепередач и журналов, которые делают акцент на ненормативную лексику).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kultura-i-yazyik/
1. Владимир Даль Толковый словарь живого великорусского языка.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
3. Матюшенко, Е.Е. Современный молодѐжный сленг как атрибут молодежной субкультуры / Е.Е. Матюшенко // Вестник СНО. 19 / сост. О.В. Иванковская. — Волгоград: Перемена, 2003
4. Никитина Т.Г. Толковый словарь молодежного сленга. — М.: АСТ, 2003.
5. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974.
6. Ушакова Д.Н. Толковый словарь под редакцией (издание 1939 г.).
7. Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне. Активные языковые процессы конца XX века. – М.: Либрис. 2000.
8. Шмидт Р. Искусство общения. — М., 1992.
9. Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. Ч. 1. – М.: РАСТ. 1991.
12