Урок развития речи по русскому языку » -рассуждение на морально-этическую тему «Человек и окружающие его люди»

  • Какая часть по объёму самая большая?
  • III. Словарная работа.

    • Дайте лексическое толкование слов:

    мораль — нравственное учение, свод правил нравственности, этики.

    нравственность

    этика — совокупность норм поведения

    манера –способ держать себя в обществе

    IV. Работа с текстами.

    Слово учителя., А) Работа с текстом для прослушивания

    (Слайд 7)

    (Слайд 8)

    Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

    Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя как дома.

    Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и Вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

    И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, Выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто- то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…

    На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».

    Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.

    Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

    • Определите, тип речи, стиль речи.
    • Определите, тему и основную мысль данного текста.

    Б) Работа с текстом для прочтения

    (Слайд 9)

    2 стр., 506 слов

    О животных из рассказа «Жильцы старого дома» (Паустовский)

    ... по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить ... почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика. У ... и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, ... высохшие пауки. Понравилось сочинение , тогда жми кнопку Рубрика:

    Слово учителя.

    (Слайд 10)

    Так вот данный текст представляет собой отрывок из одного такого письма.

    Письмо тринадцатое.

    О воспитанности.

    Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?

    Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

    В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо…

    Манера, одежда, походка – всё поведение должно быть сдержанным и … красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.

    Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное.

    Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не только манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к красоте местности к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.

    Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

    (Слайд 11)

    • Определите, тему и основную мысль данного текста.
    • Сформулируйте основную проблему, поднятую авторами в этих текстах.
    • Какова основная идея данных тексов?
    • Определите, позицию автора.

    V. Работа по написанию сочинения – рассуждения

    А) Работа над вступлением.

    Тезис – проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты.

    (Слайд 12)

    1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве

    2. Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами

    3. При помощи риторического вопроса

    4. С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д., Попробуйте самостоятельно сформулировать тезис.

    Проверка.

    (Слайд 13-14)

    1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе.

    2. Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

    3. Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

    4. Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе».

    В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.

    Б).

    Работа над основной частью.

    Основная часть представляет собой: комментарий сформулированной проблемы с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт,

    собственную точку зрения и аргументы, убеждающие в её правомерности.

    • Попробуем прокомментировать проблему, поднятую авторами.

    (Слайд 15).

    15 стр., 7389 слов

    Сочинения об авторе улицкая

    ... зы в мыльную воду. (40)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки… Сочинение по тексту Л. Улицкой (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. — (2)А где ... с позицией автора. Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема. Вспомним, например, ... собой. Вывод, к которому приходит Л.Улицкая в ходе своего повествования, понятен и близок мне. Я считаю, что ...

    Что вы понимаете под бережным отношением?

    В чём оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?

    В чём разумное отношение к другим проявляется лично у вас?

    Согласны ли, Воспитываете ли

    Почему именно эти два текста взяты за основу урока?

    В).

    Вывод сочинения — рассуждения. (Слайд 16)

    Помните, что:

    вывод в рассуждении – это доказанный тезис;

    • вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью;
    • наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершённость;
    • вывод – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение.

    VI. Составление плана сочинения и его обсуждение.

    Примерный план сочинения – рассуждения (Слайд 17)

    1. Вступление. Что такое нравственность?

    Основная часть.

    1) проблема — «своим поведением вы выявляете свою суть»?

    2) комментарий — какие качества должен воспитать в себе каждый человек?

    3) позиция автора текста — нужно уважать людей, учиться быть вежливым и внимательным.

    Заключение.

    VII. Итог урока. (Слайд 18)

    • О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили?
    • Актуальна ли она в современном мире?
    • Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?

    Домашнее задание:

    5