Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.
Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором? На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории. Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны».
Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.
Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.
В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.
Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова
Достоевский, стоявший на эшафоте в ожидании выстрела, испытавший унижения и лишения тюремной жизни, страдавший эпилепсией, создал очень сложный литературный мир. Двойственность душ героев его произведений доведена до крайности. В них одновременно сосуществуют «святость и греховность», «самоотрицание и само возвеличивание». Для Достоевского интересен только тот персонаж, в котором живут и противоборствуют добро и зло. В его мире цельность личности -смертельный недуг, непростительный грех. Чем противоречивей его герой, чем больше в нем ложного, тем важнее его роль, ток как романы Достоевского являются во многом судебными процессами. Родион Раскольников, с одной стороны, чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой — бунтарь, совершающий аморальный поступок. Преступление героя не есть результат его свободного выбора. Раскольников — жертва авторского произвола. Он обречен на убийство, потому что для суда необходим подсудимый, Раскольников попал в капкан. Автор провоцирует героя всеми возможными способами: тут и встреча с Мармеладовым, и письмо матери, и падшая девица, и бедность. Мотив преступления- деньги.
Кем бы оказался Раскольников не совершив преступления
... преступление» нарушение закона в глазах необыкновенного человека — не преступление. В три последние перед убийством ... вечным нравственным ценностям. Герои приходят к признанию нравственного закона ... Родион Раскольников». Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не ... возьми ее деньги, «обреченные в монастырь», возьми не себе ... копеек вынесла — на полуштоф. «Ко всему-то подлец человек привыкает!» ...
Паутина мелочных расчетов плетется автором вокруг Раскольникова только до убийства. А после же преступления денег хватает на все, даже на поминки Мармеладова. Деньги существуют в романе как условность. Преступление же обеспечено сложность души Раскольникова. Когда герой перечисляет законодателей и установителей человечества он упоминает Ликурга, Солона, Магомета и Наполеона. И тут бросается в глаза отсутствие одного имени: нет Христа. Этим многозначительным умолчанием Достоевский ставит крайне провокационный вопрос: «А не был ли и Христос преступником?» » Уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушал древний свято чтимый обществом». Герой не включает в свой список сверх людей Христа, но это не означает, что автор не помнит о нем, что он не видит в божьем сыне, создателя нового закона, новой нравственности, прообраз своего героя. Кумиры, идолы Раскольникова -великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их. Его преступление в парадоксально этике Достоевского смыкается с величайшей жертвой. Здесь начинается первейшая для Достоевского тема Христа- преступника, которая мучила автора всю его жизнь.
Старуха- процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа. Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление? Раскольников оказывается в тупике, но Достоевский находит выход из положения, а помогает ему в этом статейка, сложившая до этого уликой дотошному Порфирию Петровичу. И вот это газетная заметка превратилась в залог громадного литературного таланта героя, которым бредит его мать. Это утверждает и Свидригайлов: » Большой шельмой может быть, когда вздор повылетит», и чиновник Порох, оригинально замечающий, что многие писатели в начале совершают экстравагантные поступки. По ходу романа Раскольников общается с Порфирием Петровичем, представляющим идеи земной справедливости, возмездия, но не правды. Этот дьявол искуситель появляется и в «Братьях Карамазовых» в образе черта Ивана В отличие от Раскольникова, которого, строго говоря, нельзя назвать писателем, Иван Карамазов имеет литературное дарование: автор не случайно рассказывает об успехе его журналистской деятельности. Иван сложная, противоречивая фигура.
Он отрицает религию и видит в прошлом человечества лишь жестокость несправедливость и угнетение. Иван Карамазов восстает против примирения с неизбежностью людских страданий, которая составляет сущность христианской, да и всякой другой религиозной морали. Он исходит из утверждения, что никакой ценой нельзя оправдать их. Отсюда и его слова о слезе невинного ребенка, которая не может быть окуплена будущей гармонией. Но в результате такого подхода к вопросам социального порядка он приходит к нигилистическому отрицанию всякой нравственности и идеалов. Если невозможно установить всеобщую гармонию, если неизбежны слезы мира и логический вывод. Что «все дозволено». Иван все время мечется между полюсами добра и зла со свойственным Карамазовым «безудержем». Бунт героя против религии выражается в «Легенде о великом инквизиторе». Иван считает, что только чудо, тайна и авторитет могут дать счастье «малым сим» по его мнению, человек не способен устроить сам себе свободу и благополучие на земле. Христианский идеал не под силу людям, без насилия нельзя править миром. В конце концов, эти колебания и муки завершаются тяжелым психическим заболеванием. Раскольников, в романе, сознательно неприятен всем.
Характеристика Раскольникова — главного героя «Преступления ...
... Теория Раскольникова как причина совершенного им преступления В поисках выхода, подталкиваемый к тому же непомерным самолюбием, Раскольников ... на улице. Но более всего портит внешность Раскольникова угрюмый и раздраженный вид. Социальное положение героя Финансовое положение Раскольникова ... просто испытывает недостаток средств, он унижен жалким положением, тем более что переживает и за своих близких ...
В его поведении акцент поставлен на моментах, возмущающих нравственное чувство. Со злостью сопротивляясь человечному в себе, он пытается его задушить, терзая себя и близких. Мы неприемлем героя в этой абсолютной, опустошающей вражде к миру. Автор же больше симпатизирует ему, нетерпеливому мыслителю и философу, не докапывающемуся до корня лежащих перед ним противоречий, чем Ивану с его досконально продуманной теорией. У меня Иван Карамазов вызывает сочувствие. Он мне доже более симпатичен, чем Алексей, от которого «веет холодком елейности». Достоевский придерживается другой точки зрения, считая, что Иван становится идеологическим виновником убийства отца, решая, что Раскольников, » лупивший старушек по голове, чем попало», менее опасен, чем нигилист со своей философией, сталкивающей с » пути истинного» людей вроде Смердякова.
Второстепенные причины преступления
Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.
Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.
Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.
Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.
«Бунт раскольникова»
Идея романа «Преступление и наказание» зародилась в эпоху больших перемен, когда в обществе произошёл социальный перелом и возникли новые мировоззрения. Многие люди оказались перед выбором: новая ситуация требовала существенных изменений в духовных ориентирах, так как героем времени становился человек деловой, а не духовно богатый.
Признание Раскольникова в преступлении
... Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию. Рекомендуем прочесть: в каком случае не могут приставы забрать транспортное средство Сочинение на тему Признание Раскольникова в преступлении ... преступлении Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния ...
Главный герой романа, бывший студент Родион Раскольников, находится в поиске ответа на философско-нравственный вопрос о свободе личности, о ее «суверенности» и, в то же время, о внутренних границах этой свободы. Движущей силой поиска становится взращённая им идея о сильной личности, обладающей правом вершить историю по своему усмотрению.
Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий. Его яростный бунт одновременно и наследует силу социального отрицания шестидесятников, и отпадает от их движения в своем сосредоточенном индивидуализме.
К Раскольникову сходятся все нити повествования. Все окружающее (горе, беды и несправедливости) он впитывает в себя: именно в этом смысл первой части «Преступления и наказания». Мы видим, как человеческие трагедии, крушения — и совсем дальние (девочка на бульваре), и такие, которые серьезно входят в его жизнь (семья Мармеладовых), и самые близкие ему (история Дуни) — заряжают героя протестом, переполняют решимостью. Это происходит с ним не только сейчас: способность вобрать в свою душу боль другого существа, ощутить ее как собственное живое горе Достоевский открывает в герое с детства (знаменитый потрясающий каждого читателя сон Раскольникова о забитой лошади).
Всей первой частью романа писатель ясно дает понять: для Раскольникова проблема не в поправлении собственных «крайних» обстоятельств.
Конечно, Раскольников не из множества тех, кто способен «потянуть свое кое-как куда следует». Но этого мало: он не смиряется не только за себя одного, но и за других — за уже смиренных и сломленных. Для Раскольникова послушно принять судьбу, как она есть, значит отказаться от всякого права действовать, жить и любить.
В главном герое нет той эгоцентрической сосредоточенности, которая целиком образует в романе личность Лужина. Раскольников — натура из тех, которые в первую очередь не берут от окружающих, а дают им. Чтобы чувствовать себя сильным человеком, он должен ощущать, что кто-то нуждается в нем, ждет его защиты, что ему есть кому отдать себя (вспомним прилив счастья, который испытал он после благодарности Полечки).
В Раскольникове есть эта способность нести огонь другим. Однако он готов это делать и не спрашивая — диктаторски, против воли другого человека. Энергия добра готова перейти у него в своеволие, «насилие добра».
В романе не раз возникает речь о том, что, преступление есть протест против ненормальности социального устройства — и только, и ничего больше. Эта идея слегка затронула и Раскольникова: недаром он «рассеянно» отвечает Разумихину, что вопрос о преступлении — «обыкновенный социальный вопрос», а еще раньше на том же основании успокаивает себя тем, «что задуманное им — не преступление…». И разговор в трактире, подслушанный им (мнение студента), развивает ту же мысль: устранить вошь, подобную Алене Ивановне, не преступление, а как бы поправка неправильного современного хода вещей.
Теория Раскольникова – теория преступления «по совести», «крови по совести»
... преступление и осуществил план и заставил гуманную, светлую сторону страдать за собственные действия. Теория неординарности Важно отметить, что Раскольников становится больным и теряет сознание сразу после ... Раскольникова Тем не менее страдания Раскольникова ... жеванную… Почему и за что ... И после убийства Раскольников не воспользовался награбленным, что тоже дает ему определенную характеристику. Сочинение ...
Но эта возможность переложить ответственность на внешний «закон обстоятельств» приходит в противоречие с требованием гордой индивидуальной самостоятельности. Раскольникова в общем не прячется в эту лазейку, не принимает оправдания своего поступка общей социальной ненормальностью, поставившей его в безвыходное наложение. Он понимает, что за все содеянное он должен отвечать сам — пролитую им кровь «взять на себя».
У преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Эта, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости. Но не только. Глубинная причина преступления Раскольникова, конечно, «разлаженный», «вывихнутый» век.
В краткой и жесткой схеме заданные условия эксперимента Родиона Романовича Раскольникова — положение, что в мире абсолютного зла, царящего вокруг, действует толпа, стадо неразумной «дрожащей твари (как виновников, так и жертв этого зла), которая покорно влачит иго любых законов. И есть (единицами на миллионы) вершители жизни, гении, которые законы устанавливают: время от времени ниспровергают прежние и диктуют человечеству другие. Они-то и являются героями своего времени. (На роль такого героя, конечно, с тайной мучительной надеждой и претендует сам Раскольников.) Круг заведенной жизни гений прорывает напором личного самоутверждения, которое основано на освобождении себя не от одних негодных норм социального общежития, а от тяжести норм, совокупно принятых на себя людьми, вообще: «если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь.» Экспериментальным материалом для Раскольникова служит его собственная жизнь и личность.
В сущности, трудоемкому процессу отделения добра от зла — процессу, который человек не только познает, но и переживает всю жизнь и всей своей жизнью, а не одним рассудком, — герой предпочитает энергичное «одноактное» решение: встать по ту сторону добра и зла. Совершая это действие, он (следуя своей теории) намерен выяснить, принадлежит ли он лично к высшему человеческому разряду.
Как же выдерживает эксперимент Раскольникова его натура, его личность? Первая реакция его на совершенное уже убийство — это реакция натуры, сердца, реакция нравственно истинная. И то мучительное чувство отъединения от людей, которое вспыхивает в нем сразу после убийства, — это тоже голос внутренней правды. Очень важен в этом смысле большой, многозначный эпизод на мосту, где Раскольников получает сперва удар кнутом, затем милостыню и оказывается (единственный раз в романе) лицом к лицу с «великолепной панорамой» столицы. Убийство поставило его не только против официального закона, уголовного кодекса, имеющего параграфы и пункты, но и против другого, более глубокого неписаного закона человеческого общества.
В свое преступление Раскольников уходит один; вернуться к жизни он может только вместе с другими, благодаря им. «Воскресение» Раскольникова в эпилоге — итог человеческого взаимодействия едва ли не всех героев романа. Особую роль здесь играет, на самое важное место поставлена Соня Мармеладова. Она добивается от Раскольникова очень простого и страшно трудного: перешагнув через гордыню, обратиться к людям за прощением и принять это прощение. Но автор показывает неспособность народа понять внутренний порыв героя, так как случайно оказавшиеся на площади люди воспринимают его действия как странную выходку пьяного человека.
Семья раскольниковых в романе «преступление и наказание» и ее ...
... а в моральном. Раскольников изводил сам себя, однако от совершенного страдал не только он сам. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» ... все, что могло хоть как-то помочь Родиону. Перед убийством герой получает от матери тридцать пять рублей, из последних. ... похожа на Родиона. Повествование о жизни его родственников начинается с письма, которое молодой человек получил от матери из Р- ...
Всё же сила для воскресения в Родионе есть. То, что в основе всей программы было все-таки стремление к благу людей, позволило ему, в конце концов, суметь принять их помощь. Скрытое, искаженное, но присутствующее в нём самом гуманистическое начало и настойчивость Сони, которая строит мостик к нему от живых людей, неприметно идут навстречу друг другу, чтобы, соединившись, подарить герою внезапное озарение уже в эпилоге.
Последствия преступления
Совершив безобразное преступление, главный герой осознает, что его теория оказалась неправильной, а сам он отнюдь не «Наполеон». Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление. Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь.
Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Причины преступления Раскольникова». В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него.