Индивидуалистический бунт Раскольникова (Вариант: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»)

Сочинение

Истоки теории Раскольникова: просто о сложном

Герой знаменитого романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников придерживался теории, что в мире существуют два типа людей: первые приносят пользу обществу, а вторые — паразитируют его. Сущность теории в том, что по мнению главного героя нет ничего страшного, если представитель первой группы во благо человечества избавится, убьёт такого «паразита». И, как известно, ничем хорошим для героя Достоевского это не закончилось. Но давайте разберёмся, каковы были истоки теории Раскольникова и его бунта.

Социальные истоки теории Раскольникова

«Преступление и наказание» — это глубоко социальное произведение. И, чтобы понять социальные истоки теории его главного персонажа, нужно обратиться к событиям, происходящим в то время, когда автор писал свой роман.

Капиталистические реформы 1861 года в России привели к обнищанию простого народа и обогащению «верхушки». Ф.М. Достоевский глубоко переживал эту ситуацию и как бы предостерегал в своём романе, к чему может привести такое явное социальное неравенство. А, как показывает история, вело оно только к негативным последствиям: повсеместная преступность, воровство, массовый алкоголизм, пренебрежение нравственными устоями и не только.

Люди, извлекающие выгоду из появившихся капиталистических возможностей начали буквально паразитировать основу общества — простой народ. Сам Ф.М. Достоевский в своих записях писал о ситуации в обществе того времени следующее:

«Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения границы добра и зла»

Философские истоки теории раскольникова

Если социальные истоки теории — это внешние условия, общественное окружение, среда, реалии того времени, в котором происходит действие романа, то вся философия произведения — это чертоги души и личности персонажа.

Достоевский в образе своего героя

Преступный помысел Раскольникова содержит в себе сложные философские основы. Автор ставит во главу угла человеческий эгоизм и порицает это чувство. Раскольников — эгоист, хоть и сам не признаёт этого. Он считал, что его преступление имеет оправдание, потому что оно несёт пользу для общества. Но на самом деле главный герой противопоставил себя социуму, посчитал себя выше других людей, что значило для него то же, что и позволение вершить судьбы народа.

4 стр., 1674 слов

Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе ...

... роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»). Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Раскольникова и её последствия ...

Не зря героя Ф.М. Достоевского часто сравнивают с шекспировским Гамлетом, который тоже хотел изменить мир. Но различия между этими героями существенные: герой Шекспира всё-таки ощущал себя частью этого мира, а Раскольников поднял против него бунт.

Это только некоторые аспекты основной идеи произведения — то, в чём мы можем видеть истоки теории Раскольникова: социальные и философские. Роман всемирно известного русского писателя Ф.М. Достоевского гораздо более многогранен и не ограничивается только этим набором тезисов.

У вас появились вопросы? В тексте допущена ошибка? Напишите об этом в комментарии под этим постом, можно даже анонимно. Авторы материалов всегда отвечают очень быстро!

Большой Бейсуг

«Молодой человек, исключенный из студентов университета… и живущий в крайней бедности… решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старушку… дающую деньги на проценты…» — так пишет Ф. М. Достоевский о своем герое. Что же заставляет Родиона Романовича Раскольникова (так зовут молодого человека), находящегося в далеко не катастрофической ситуации, идти на преступление?

Раскольников снимает квартиру в одном из домов, находящихся в бедном квартале Петербурга. Это «…крошечная клетушка, шагов в шесть длиной… и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становится в ней жутко».

После смерти его отца Родион Романович остается единственным мужчиной в семье, состоящей теперь из его матери и сестры Дуни. В такой ситуации он, разумеется, должен взять на себя заботу о семье.

У студента в то время было два основных источника доходов: стипендия и частные уроки. Стипендию Раскольников не получал, так как был исключен из университета. Он некоторое время давал уроки, «учил детей», но довольно скоро бросил это занятие — оно не приносило достаточно денег.

Родион оказался бы и вовсе без средств к существованию, если бы не его матушка. Она находила возможность посылать сыну деньги, несмотря на то что сама жила бедно.

Раскольников тяготится создавшимся положением. Его сильно развитое чувство порядочности не позволяет ему пользоваться средствами матери, которую он, наоборот, обязан обеспечить, и только крайняя нужда заставляет его делать это.

Убожество собственной жизни и жизни тех, кто ёго окружает, приводит молодого человека в болезненное состояние. Так подтверждаётся правило, обратное изречению Авиценны: «В здоровом теле — здоровый дух». Раскольников заболевает.

Автор уделяет огромное внимание психологии своих героев, поэтому читатель может во всех подробностях видеть, что происходит в душе Родиона Романовича. В нем говорит врожденная гордость бунтаря.

Он напряженно ищет выход из своих затруднений. И этот выход Раскольников находит в теории, созданной им в свое время и опубликованной в журнале в виде научной статьи.

Эта теория разделяла всех людей на «тварей дрожащих» и на «право имеющих». Раскольников признает за последними право на «кровь на совести», то есть на убийство или равновеликое злодеяние во имя высших целей. В конечном итоге цель «право имеющих» — помочь остальным людям, но они это делают, перешагивая через них и оставляя за собой кровавый след.

Родион Романович, со свойственным молодым людям апломбом, считает себя Наполеоном, «право имеющим». Но, как ученый, он’ должен подтвердить это на практике. Если он имеет право на совершение тягчайшего греха, он не понесет наказания от людей и его не будут преследовать муки совести.

Ему выпадает удачный случай. В трактире он слышит разговор студента и офицера, которые говорят о знакомой Родиону старухе-процентщице по имени Алена Ивановна. Он узнает о жестокости этой женщины к клиентам, о ее сестре, о ее богатстве.

Убив эту гадкую старуху, Раскольников разом достигает всех своих целей. Он обеспечивает семью деньгами, себя — возможностью продолжать обучение, и — самое главное — у него появился повод проверить свою теорию на практике.

Продумав свое преступление, он затем совершает его. Родиону приходится убить еще и сестру Алены Ивановны Лизавету. Но оказывается, что он совершенно не готов к грабежу. Фактически его план срывается.

Тем не менее убийство свершилось. Сие преступление перед Богом поистине огромно. Дело не в двух убитых женщинах. Их могло и не быть. Грех Раскольникова — в создании человеконенавистнической теории, которая, превращенная в догму, могла бы стать причиной уничтожения рода человеческого.

Убийство — лишь внешняя сторона его богопротивного поступка. Глубинный смысл преступления — бунт против государственной системы, загоняющей человека в такие условия, в каких не содержат и животных; против нищеты, низводящей человека до положения скота, против жестокости и безразличия людей к своим ближним. Но справедливость достигается совсем другим путем. Честным и чистым. Иначе человеческой личности грозит распад. История Раскольникова тому подтверждение.

< Предыдущая Следующая >

Сочинение: Бунт Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

(381 слово) Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был создан в 1866 году, во время революционных реформ и значительных перемен, социального перелома в обществе. Людей захватывают принципиально новые идеи, хозяевами жизни оказываются дельцы-предприниматели, духовность отходит на второй план. Именно поэтому молодежь бунтует против сложившейся системы, и символом этой борьбы стал Родион Раскольников.

Раскольников – герой, всецело поглощенный идеей о сильной личности, о ее возможностях и мере дозволенности. Он не готов примириться с судьбой и плыть по течению, он может, хочет и меняет свою жизнь. Он жаждет быть свободным, пытается осознать, где начинаются и заканчиваются границы человека, которому все дозволено. Герой истинно и рьяно борется с мыслью о том, что и его удел — просто быть частью серой массы и существовать вот так, без цели и смысла.

Его теория о личности сильной, значимой, имеющей право вершить историю ломается, когда Раскольников сталкивается с реальностью. Одно дело просто думать, и другой вопрос – совершать и сталкиваться с последствиями поступков. Философские, нравственные вопросы в виде размышлений Раскольникова занимают львиную долю всего повествования, на первый план выходит не столько действо, сколько внутренняя борьба человека, который совершил тяжкое преступление. Мир устроен несправедливо, и Родион хочет бороться с этим – с невозможностью совершать свой выбор, с отсутствием перспективы счастливого существования. Как ни парадоксально, будучи сторонником теории «о людях, власть имеющих и людей обыкновенных», Раскольников хочет помочь бедным, убивая ради этой цели богатую старуху. Он хочет доказать в первую очередь самому себе, что он относится к той же категории людей, что и его кумир, Наполеон. Ради блага других, по его мнению, можно пожертвовать одной жизнью. Таким образом, преступление – это своеобразный протест против ненормальности, несправедливости устоявшегося общества. Это бунт против несовершенных устоев, не дающих возможность жить справедливо и честно. Раскольников – человек, который не может смириться с предопределенностью жизни. Но в своих размышлениях и помыслах Родион не учитывает так называемый «человеческий фактор», он забывает о том, что человек не просто часть социума, но личность, которой не чужды страх, совесть, стыд, эмоции. В итоге его бунт заканчивается раскаянием и взрослением.

Теория Раскольникова казалась логичной, но на практике все оказалось намного запутаннее, чем было в теории. Родион не справляется с тяжестью ноши, которую взял на себя. Это не значит, что он «тварь дрожащая», а говорит о том, что никто не вправе отнимать человеческую жизнь, будь то Наполеон, или же бедный студент, или другой человек, имеющий мнимую или реальную власть.

Автор: Анастасия Ретунская

В романе сталкиваются две основные идеологии: идеология индивидуализма, исключительной личности (прообраз фашизма) и христианская идеология. Первую в той или иной мере и форме вынашивают Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович в молодости, Раскольников, а вторую – Соня, к ней мучительно, через весь роман идёт и Раскольников.

На 1-й взгляд кажется, что идею бунта воплощает в романе Раскольников, а идею христианского смирения – Соня. Бунт Раскольникова обоснован его наполеоновской теорией, по которой немногим избранным позволено для высоких целей переступить даже через кровь, тогда как остальные – лишь послушны перед законом. «Вошь ли я как все или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?» — мучительно размышляет Раскольников.

Убийство старухи для него – проверка, но не теории, а себя, своей способности переступить, стать властелином для добрых дел. Цель героя – гуманная: избавить мир от кровососа и помочь близким, родным выбраться из нищеты, тем самым восстановив справедливость.

Но ещё до убийства, а тем более после него все логически выверенные построения рушатся. Его холодную теорию опровергают, в первую очередь, его же душа, совесть, человеческая натура, явившиеся в первом сне. В припадке полубезумия после убийства процентщицы он убивает добрую, детски-беззащитную сестру её Лизавету, которая в его сознании находится в одном ряду с Дуней, Соней, его собственным сердцем. Не зря впоследствии он сам назовёт себя «вошью эстетической», имея в виду то, что, возомнив себя властелином и убив, он не вынес этих убийств, душа его оказалась слишком красивой, нравственной.

Мучений Раскольникову добавляют так называемые «двойники» — герои, в чьих теориях или поступках в той или иной мере отражаются идеи и действия главного персонажа. Среди них законченный подлец Лужин, прошедший свой циничный путь властелина до конца, морально убивший немало людей; развратный и одновременно несчастный Свидригайлов, которого внутренняя борьба между вседозволенностью и собственной душой ведёт к самоуничтожению; вынашивавший в молодости подобную «теорийку» Порфирий Петрович, измучивший теперь Раскольникова на допросах своим пониманием и проницательностью.

Но главное наказание Раскольникова – Соня, которой герой открывается первой, уйдя в себя и прячась от всех остальных, даже от матери и Дуни. Соня – не только реальная героиня, но и своего рода символ совести, человечности самого Раскольникова, вторая сторона его сознания. Оба они переступили и оба жертвенники. Но он переступил, физически пожертвовав жизнями других, в итоге морально убив себя. А Соня, переступая нравственный закон, изначально жертвует собой ради спасения других и оказывается права, потому что действует не во имя зла или выгоды, а во имя добра, из сострадания и любви. Её смирение равносильно подлинному бунту, так как именно она, а не Раскольников в результате смогла что-то изменить к лучшему. Не зря в сцене признания Раскольникова Соне героиня выглядит намного сильнее и увереннее героя, что без труда подтверждает текстуальный анализ.

На каторге Раскольников проходит через отчуждение, ненависть окружающих и болезнь. А любящая Соня всем помогает, каторжники инстинктивно тянутся к ней. Её любовь и сострадание, дополненные христианской внутренней силой, спасают Раскольникова, очищая его душу от скверны, рождают и в нём ответную любовь, окончательно разрушающую холодную теорию. В финале романа великого путаника и святую грешницу «воскресила любовь». Соня стала не только главным наказанием Раскольникова, но и главным его спасителем.

Достоевский в своём романе через судьбы двух главных героев выдвигает, но затем художественно убедительно и всесторонне разрушает рациональную наполеоновскую идею восстановления справедливости с помощью присвоения немногим избранным права на насилие и кровь.

Примерный план портретной характеристики героя

1. Общее представление о произведении и герое.

2. Характеристика фрагмента текста, в котором встречается портрет героя, с определением её текстового объёма, места, роли, значения.

3. Детальное аналитическое наблюдение над элементами портрета, рисующими психологический образ героя.

4. Сопоставление данного портрета с другими (если они есть в произведении).

5. раскрытие авторского отношения к персонажу через портретную характеристику.

6. Дополнительные наблюдения,