Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соч. 44′

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Просмотров:

    57 006

    633 273

    457 188

    19 117

    841 235

  • Denis Matsuev — Tchaikovsky, Piano Concerto No.2 / Чайковский, Концерт №2

  • Д. Мацуев. Концерт для фортепиано №2,3 Рахманинова. D.Matsuev. Piano concertos 2,3

  • Denis Matsuev — Tchaikovsky, Piano concerto no.1 / Чайковский, Концерт №1

  • Евгений Кисин. Звучит Концерт №2 для фортепиано с оркестром (Ф. Шопен).

    Вербье 2009

  • Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано — Ван Клиберн

Субтитры

4 стр., 1897 слов

Бранденбургские концерты И.С.Баха

... является публикация facsimile авторской рукописи «Бранденбургских концертов» Баха. Трактовка жанра концерт у И.С.Баха Концерт (нем. Konzert от итал.concerto — гармония, ... голоса; аккорды же надо исполнять на другом фортепиано. Очень хорошо получается, если басы в tutti ... кончерто гроссо) и оркестра. Первые образцы таких концертов (Concerto da camera) принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе ...

Содержание

История создания

Работу над концертом композитор начал в октябре 1879 года. Второй концерт был написан Чайковским в 1880 году для Н. Г. Рубинштейна, но в начале 1881 года в Париже Рубинштейн умирает . Вместо него это трудное и очень протяжённое по тем временам сочинение (оно длится более чем 50 минут) взялся выучить С. И. Танеев.

Впервые концерт был исполнен 1881 году в Нью-Йорке . В России — 18 мая (по новому стилю — 30 мая ) 1882 года (партию солирующего инструмента исполнил ученик Чайковского Сергей Иванович Танеев , дирижировал оркестром Антон Григорьевич Рубинштейн ).

Премьера прошла достаточно незамеченно. Но поскольку слава Чайковского непрерывно росла, то Вторым концертом заинтересовался, в частности, и . Но, по мнению Зилоти, неоднократно им высказанному в письмах к Чайковскому, этот концерт необходимо было во многих отношениях «исправить» и, прежде всего, сократить. Со стороны Чайковского на все эти предложения он получал корректнейшие и вежливые отказы. Последняя из известных реакций композитора — письмо к Зилоти, написанное за полтора месяца до смерти Чайковского. «Милый Саша,— писал композитор,— все твои предложения по поводу моего несчастного Второго концерта, который я все же люблю гораздо больше Первого, очень практичны, но мое авторское чувство никак не может с ними согласиться». В этот же день Чайковский пишет записку своему издателю Юргенсону: «Зилоти буквально хочет изуродовать мой концерт».

Когда в 1888 году у автора и издателя возникла идея переиздать концерт Александр Зилоти предложил Чайковскому ряд фундаментальных изменений. В 1891 году Чайковский вернулся к идее переиздания концерта. Он считал, что в старом виде произведение переиздавать не следует и надо написать новую редакцию. Только в 1893 году пианист А. И. Зилоти начал готовить концерт в пересмотренном издании с согласия автора. Под сильным давлением с его стороны Чайковский согласился на многие изменения, стараясь сохранить общую форму концерта и защитить свою первоначальную концепцию.

После смерти Чайковского Зилоти сокращает текст концерта, причем даже те эпизоды, против исключения которых Чайковский письменно возражал. Наибольшим купюрам подверглась вторая часть, грандиозное Анданте, своего рода тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, где, по мнению современников, и, прежде всего, самого Зилоти, фортепиано слишком много аккомпанирует и поэтому не может «проявить себя с необходимой бриллиантностью». Вместо огромной развернутой части остались два маленьких предложения с непомерно большой кодой, которая по времени оказалась равна всей остальной части. В целом, концерт был урезан примерно на треть. Кроме сокращений, исказивших форму, в фортепианную партию были введены многочисленные изменения, в том числе и темповые. Например, к обозначению темпа первой части добавлено: «e molto vivace» и т. д.

Эта версия была опубликована в 1897 году и не была полностью одобрена автором. Впоследствии наметились две традиции исполнения концерта — в первой и второй редакциях.

3 стр., 1261 слов

«Лучший день в моей жизни» =) … Или мой поход на концерт ...

... Модесту Чайковскому о своих замыслах, указав также на то, что сочинение данного произведения идет с трудом. Несмотря на это, концерт был написан довольно быстро и уже в декабре 1874 года была ... уже после смерти композитора. Считается, что принадлежит она пианисту А. Зилоти. Тяжелые аккорды, открывающие концерт, были заменены на более мягкое арпеджио. В финале была вовсе сделана купюра, ...

До сих пор концерт существует как бы в двух версиях, причем предпочтение отдается то сокращенной, то полной авторской версии.

Ballet Imperial

(В статье использован текст российского пианиста, педагога, музыкального исследователя Андрея Хотеева)

Состав оркестра

2 флейты
2
2 (A, B)
2
4 (F)
2 (D)
соло
I и II

(Во второй части концерта солируют скрипка и виолончель)

Строение концерта

Авторская редакция (1879/80):

  1. Allegro brillante ()
  2. Andante non troppo ()
  3. Allegro con fuoco ()

Редакция А.Зилоти (1897):

  1. allegro brillante e molto vivace ()
  2. Andante non troppo ()
  3. Allegro con fuoco ()

Ссылки

Примечания