Чайковский сочинения для скрипки

«Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич», — радостно сообщал своим друзьям весной 1875 года Сергей Иванович Танеев . Разумеется, он знал, что к этому времени уже были созданы все пять концертов для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна — некоторые из них превосходны — однако написал «первый русский». Молодой Чайковский уловил то важное, но так трудно выразимое словами, что делает сочинение в том или ином жанре национальной классикой, как стали классикой польской музыки фортепианные концерты Шопена или норвежской — знаменитый концерт Грига .

Жанр концерта для одного инструмента с оркестром очень привлекал Чайковского. Своего рода «борьба» между солистом и оркестром, их соревнование открывали, по его словам, бездну соблазнительных для композитора комбинаций. Многое роднит концерты Чайковского с его же симфониями: монументальность форм, их масштабность, интенсивное развитие музыкальных образов, наконец, огромная роль оркестра. Концерты — три фортепианных и , «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром — отличаются светлым, жизнеутверждающим характером, многое в них звучит торжественно — празднично.

Чайковского, быстро завоевавший популярность и до сего дня остающийся одним из самых широко известных инструментальных сочинений этого композитора, отделяют от Третьего, созданного в год смерти, почти два десятилетия. Кроме концертов, Петр Ильич сочинил также Концертную фантазию для фортепиано с оркестром.

Обложка прижизненного издания Концерта для скрипки с оркестром, Op. 35 Все концерты и концертные пьесы Чайковского связаны с именами выдающихся музыкантов — исполнителей (, Бродский , Фитценхаген , Брандуков ).

Отношения с ними и особенно их отношение к созданиям Петра Ильича лучше всего показывают необычность, новизну этих произведений. Николаю Григорьевичу Рубинштейну показался трудным, неисполнимым, непривлекательным Первый концерт (вскоре, впрочем, он стал его блестящим исполнителем, и Второй посвящен ему).

Знаменитый скрипач, профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр по тем же причинам забраковал скрипичный (Концерт для скрипки оркестром), и его первым исполнителем стал молодой музыкант Адольф Бродский. Ныне этот концерт входит в репертуар чуть ли не всех скрипачей мира. Концертная фантазия (1884-й год), сыгранная Танеевым, впоследствии прекрасно зазвучала в исполнении Софии Ментер, которой и посвящена.

3 стр., 1261 слов

«Лучший день в моей жизни» =) … Или мой поход на концерт ...

... произведение под управлением Петра Ильича. Любопытно, что это сочинение звучало и на последнем концерте Чайковского, где он управлял оркестром. Партию фортепиано исполнила американская пианистка Аус дер Оэ. Помимо Первого ... в новаторстве произведения, а никак не сложности партитуры. Встретив негативные отзывы о своем концерте, Чайковский обратился за советом к своему коллеге Карлу Клиндворту. Тот и ...

Непросто складывалась судьба Вариаций на тему рококо: при жизни Чайковского ни один виолончелист кроме друга композитора, профессора Московской консерватории Вильгельма Фитценхагена, которому посвящены Вариации и к советам которого прибегал автор, их не играл.

Как и другие жанры творчества Чайковского, концертный жанр оказал огромное влияние на композиторов следующих поколений — достаточно вспомнить фортепианные концерты или скрипичный Глазунова.

Л. З. Корабельникова


КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 2, Ор. 44, соль мажор. Запись в mp3, Рихард Краус