2. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока
3.
Открытие нового знания
(построение проекта выхода из затруднения)
4.
Включение нового знания в систему знаний
5.
Закрепление изученного
6.
Первичный контроль за овладением техники написания сочинения.
7.
Домашнее задание:
8.
Рефлексия
Тема: не записана на доске.
Приветствие. Рисунок составляется вместе с детьми.
— Перед нами полноводная река. Как перейти через неё? Надо построить мост. Попробуем повторить ход развития мостостроения. Сначала надо поставить концевые опоры (устои).
Они распределяют общую нагрузку. Нарисуем промежуточные опоры, стоящие в воде. Их называют быками. Что символизирует река? (сочинение).
«Быки» – вступление, примеры, заключение.
-На доске спроецированы направления, по которым вы будете писать итоговое сочинение по литературе. Это «Время», «Дом», «Путь», «Любовь», «Год литературы». Давайте проведем маленький социологический опрос: какая тема, на ваш взгляд, самая легкая? Почему? Правильно. Потому что «все в мире движется любовью».
Хотелось бы вам сегодня на уроке попробовать очертить круг проблем, связанных с подготовкой к сочинению по этой теме? Тогда формулируем тему урока и ставим задачи.
— Итак, «Любовь».
— Какие же цели мы ставим на уроке, исходя из темы? Как мы можем их достичь?
-Как вы считаете, с чего лучше начать подготовку к сочинению?
-Конечно, нужно прежде всего осмыслить, что обозначает данное понятие.
Словарная работа.
Находим лексическое значение слова «любовь».
Значение слова Любовь по Ожегову:
Любовь – Склонность , пристрастие к чему — нибудь.
Любовь Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
Любовь в Энциклопедическом словаре:
- Любовь — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии – космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь — эрос -побудительная сила духовного восхождения;
- в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства — результат длительного исторического развития человеческой личности.
(Агапе) Римская (ум. ок. 137) — 9-летняя отроковица, христианскаямученица, пострадавшая в
гонение императора Адриана, одна из трех дочерей (вместе с Верой и Надеждой) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 1 августа и .
Значение слова Любовь по словарю синонимов:
Любовь – влюбленность, страсть, увлечение, приверженность,
пристрастие, слабость, страсть, страстишка.
Значение слова Любовь по словарю Ушакова:
ЛЮБОВЬ – любви, твор. любовью, ж.
1. только ед. чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь. 2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический).
Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви.
3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.).
Она была моей первой любовью. 4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-н. Любовь к искусству. Любовь к работе
-Теперь давайте внимательно вчитаемся в пояснение, которое нам предлагают составители направлений:
«Любовь» – направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдёт о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
— Выбирают позицию, более понятную им:
— любовь с позиции «мужчины и женщины»
— Какое же значение слова «Любовь» мы будем раскрывать в своем сочинении?
-Значение слова Любовь по Ожегову:
Любовь Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения
— Вспоминают алгоритм написания сочинения:
Внимательно читаю формулировку темы сочинения, вдумываясь в каждое слово темы Объясняю себе, как я понял(а) смысл темы. Определяю произведение, на основе которого буду писать сочинение Составляю план, в котором отмечаю последовательность эпизодов произведения, которые буду анализировать. Пишу основную часть, включая в нее эпизоды произведения и обосновывая их выбор. Пишу заключение, обобщая сказанное. Делаю выводы в соответствии с замыслом сочинения.
Внимательно читают формулировку темы сочинения, вдумываясь в каждое слово темы:
— В качестве примера приведём работу со «смысловой полкой»:
1. « Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». ().
2. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой счёт, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» ().
3. «Благословенна та будет любовь, которая сильнее смерти!» ().
4. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» ().
5. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
6. Всё начинается с любви…
7. Любовь сильнее смерти…
8. «Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман» (К. Прутков).
— Подбирают тему:
-«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». ().
— Объясняют себе, как я понял (а) смысл темы.
Определяют произведение, на основе которого будут писать сочинение.
— В. Быков «Альпийская баллада»
Вспоминают виды вступлений:
-историческое;
— биографическое;
— цитата;
— вопрос…
Учащиеся предлагают варианты вступлений:
— Составляют план, в котором отмечают последовательность эпизодов произведения, которые будут анализировать:
— Пишут основную часть, включая в нее эпизоды произведения и обосновывая их выбор.
— Считаете ли вы символичными имена героев?
— Как меняется лексика в главах, посвящённых любви Ивана и Джулии?
— Из 24 глав повести 6 посвящены любви Ивана и Джулии . Что поражает вас при чтении этих глав?
— Найдите символические детали . Объясните их смысл.
Цитаты:
— Какое развитие получает в повести традиционная для тема любви?
— Критик признаёт интересной историю побега и преследование немцами беглецов, но ему решительно не по душе любовный сюжет повести. “Зачем понадобилось в повести эта история короткой, внезапно вспыхнувшей наперекор житейским обстоятельствам, всем смертям назло – любви?”.
— Согласны ли вы с мнением критика?
— Скажите, в творчестве ещё каких писателей звучит тема: ««Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». ().
— Пишут заключение, обобщая сказанное. Делают выводы в соответствии с замыслом сочинения.
— Дома вам необходимо подобрать аргументы к сочинению по другим оставшимся позициям: родителей и детей, человека и окружающего его мира. Есть два пути: от мысли к примеру и от примера – к мысли.
Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?
Сегодня на уроке я
- Сравнивал, искал общее…
- Самое интересное для меня задание было …
- Я узнал (новое)…
- Я научился…
- Материал урока был …
- За урок я…
- Самое сложное для меня было
- Работа в группе была
- Урок для меня показался …
Подготовка к уроку
Осмысление предложенных направлений, распределение тем по степени трудности с обоснованием своего выбора:
-Интересна ли мне эта тема?
-Понимаю ли я тему?
-Знаю ли я материал, необходимый для раскрытия темы?
-Имею ли я опыт в написании подобных тем?
Формулируют тему урока и ставят цели и задачи. Прогнозируют результат работы: понять, как выстраивать сочинение и на какой литературный материал опираться
Работают со словарями.
Обдумать тему сочинения – это значит проанализировать каждое слово в её формулировке и четко представить, о чем надо писать. Анализируют пояснение по направлению «Любовь».
Отвечают на вопрос.
Определение идеи сочинения в ходе аналитической беседы. Начало работы над композиционным оформлением работы. Первая часть сочинения – вступление. Она должна вводить в тему. Ребята высказывают мысли, выходящие за рамки темы, но помогающие её раскрытию.
1.- Но каждый в вечность уходящий час,
Но каждый камень нашей мирной кладки,
Но каждый колос, что растёт для нас…
Все память о товарищах любимых,
Когда-то не вернувшихся с войны.
«Их памяти»
2.- Передо мной полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы». На этой исторической композиции моё внимание привлекла грозная природа Альп. «Проклятые горы!», — так их называет В. Быков в своей повести «Альпийская баллада».
«Почему?» — спросите вы. Ответ на этот вопрос мы получим, прочитав повесть…
Это произведение я прочла на одном дыхании. С большим интересом следила за развитием светлых чувств между главными героями. Поразительно, что любовь возникла во время побега из плена в этом неведомом, загадочном, никогда на виданном краю – в Лахтальских Альпах. Горы вконец измотали, безжалостно отнимали силы и мозги у беглецов…А тут – любовь.
3 .- «Любовь…Что такое любовь? Каждый человек вкладывает своё понимание в это слово. Но совершенно очевидно, что:
— истинная любовь очищает и возвышает человека;
— у любви тысячи аспектов, и истории любви лучших литературных героев доказывают это;
— любовь – это истина;
— любовь делает человека лучше, светлее;
— любовь есть жизнь, и «нарушитель любви…предаёт себя».
— Можно взять какое-то слово или сочетание слов для создания универсального вступления-заключения?
4.- «Что есть любовь? Вечный вопрос…Как найти ту меру, имея которую можно чувствовать себя счастливым? Любовь – это норма жизни, может быть, лишь её редкие всплески. Такие редкие, что иногда мы их даже не замечаем и только потом, оглядываясь, с грустью понимаем: «это была любовь…».
1. Тайна имени.
2. Пейзаж.
3. Символические детали.
4. Мнение критика .
— Чтение и анализ 15 главы повести «Альпийская баллада».
Подбор материала к сочинению на трех уровнях:
-содержательное,
-композиционное,
-языковое оформление.
— Джулия – (итал.) ассоциируется с героиней трагедии Шекспира – Джульеттой (кстати, оба этих имени из рода Юлиев – “кудрявая, пышная”)
Цитаты: «…под чёрной шапкой волос с нескрываемой радостью блеснули такие же чёрные, как маслины, глаза…», «…одежда не могла обезобразить её врождённого девичьего обаяния, которое проглядывало во всём: и в гибкости и точности движений, и в ласковой приятности лица, и в манере улыбаться – поразительно и радостно…», «…наедине с природой казалась совсем другой в своём чудесном девичьем совершенстве, полном таинственности и целомудрия…»
— Иван – “Божья милость” (он был послан Джулии для её спасения).
“От избытка счастья тихо засмеялся”; “светло на сердце”; “неожиданная непостижимая радость”; “явь была счастливее самого радостного сна”; “в душах обоих рождалось нечто великое и важное”. Заметим, что человеческая сущность Ивана до конца раскрывается лишь в отношениях с Джулией – раньше он даже представить себе не мог, что он способен любить и быть счастливым.
— На время мы забываем о том, при каких обстоятельствах встретились и полюбили друг друга герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жестокой реальности. Вокруг них – сказочная красота: природы, луга альпийских маков, солнечный свет и тепло. Светлый пейзаж символизирует одухотворённость, чистоту и святость чувств героев. Во всём мире, среди “дремучей первозданности гор” — только они двое и их любовь, и словно отступает тревога и ощущение опасности.
Мак:
— на Украине этот цветок считали символом красоты и молодости;
— в Белоруссии сохранён свадебный обряд – раздавать кашу из пшена и мака, как приносящую счастье;
— у немцев он считается символом плодородия; ещё в Германии существует поверье, будто мак растёт всегда в изобилии на полях битв. Народ говорит: “Это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается к нам из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит нас молиться об упокоении их душ”.
Небо: традиционный символ и даже перифраз Бога, Провидения, силы, которая управляет миром. Небо символизирует справедливость, вечность, лучшее, что есть в человеческой душе. С небом связаны море и реки, берущие начало на небе, а также горы. Небо – активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман. Если вспомнить героев Толстого (князя Андрея и Пьера), небо – помощник их и собеседник. В романе Толстого мотив тумана и облака сопровождает описание и Аустерлицкого и Бородинского сражений. Недаром облака явились князю Андрею именно над полем битвы. Согласно поверьям у многих народов мифические существа, управляющие небом, уносят павших на поле боя в небесный мир. И нашего героя Ивана преследует образ неба (и в последние секунды своей жизни он видит небо).
Иван: “Он долго смотрел в небо – один на один с вселенной, с сотней звёзд, больших и едва заметных, с серебристой тропой Млечного Пути через всё небо, — и тревожное беспокойство всё настойчивее вторгалось в его душу”.
Князь Андрей : “Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками… Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба…”.
Любовный сюжет в “Альпийской балладе” обогатил повесть, и он неотделим от истории побега. Любовь в этой повести составляет её пафос, её очень важную мысль, и в литературе о войне немного найдёте страниц, в которых бы с такой силой рассказывалось о зарождении и развитии любви – самого высокого, чистого и естественного человеческого чувства – в самых нечеловеческих условиях.
Лазарев положительно ошибается, когда говорит о короткой, якобы внезапно вспыхнувшей любви между героями повести. Это не внезапная любовь. Прежде чем сблизиться, полюбить друг друга, Иван и Джулия пройдут долгий и трудный, полный смертельных опасностей путь. Хотя они и бежали из одного лагеря, между ними была целая пропасть, они были чужие друг другу, словно с разных планет. Их разделяло всё, начиная с языка и кончая привычками, образом мыслей, чувств. Они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь и даже враждебность, реальные и мнимые обиды, недоверие, непонимание, отбиваясь от преследований, борясь с холодом, голодом, измученные и израненные в фашистской неволе.
— Васильев «А зори здесь тихие», где у Жени Комельковой и Риты Осяниной свой «личный счёт» с врагами, а у Лизы Бричкиной, Сони Гурвич и Гали Четвертак – «нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья».
— А С. Пушкин «Евгений Онегин», где в душе Онегина от любви к Татьяне проснулось всё хорошее, чистое и светлое, всё не замутнённое, не загрязнённое светом и светской моралью.
— А С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова, дочь коменданта, боязливая и скромная девушка, спасает своего возлюбленного от ареста.
Ответы детей:
«Альпийская баллада» – это летопись войны, описание жестокостей фашизма, мужества советских бойцов, но это и повесть о любви.
Она рассказывает об Иване Терешке, который сохранил честь и достоинство, преданность своей земле. На страницах произведения этот белорусский паренек раскрывается как человек щедрого сердца, необычайного мужества; он жертвует собой, спасая полюбившую его итальянскую девушку Джулию, также убежавшую из лагеря
— Сама жизнь — борьба ведёт героев к их выстраданному счастью. Судьба подарила Ивану и Джулии всего три дня. Это немного с точки зрения обычной человеческой мерки, но у подлинного счастья иная мера
Предлагают свои варианты подборок литературного материала.
Отбор литературного материала.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspekt-uroka-po-itogovomu-sochineniyu/
Учащиеся работают группами, формулируя мысли, которые надо будет дома подтвердить рядом примеров из произведений
Предлагают темы будущего сочинения по теме «Любовь» с позиции родителей и детей, человека и окружающего мира.
Личностные
Актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы.
Освоение общекультурного наследия России.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные
Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность
Познавательные
Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные
Содействовать развитию у детей умению общаться
Предметные
Знание изученного текста, осознанное понимание текста
Познавательные
Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
Предметные
Выразительно читать текст, соблюдая соответствующую информацию
Метапредметные
Овладение приёмами отбора и систематизации информации
Личностные
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала
Познавательные
Строить логические цепи рассуждений
Развитие читательского воображения
Коммуникативные
Развитие у школьников монологической и диалогической речи; умение аргументировать свою точку зрения
Предметные
Воспринимать художественный текст как произведение искусства.
Определять актуальность произведения для читателей разных поколений
Знание изученного текста
Регулятивные уметь организовать командную игру.
Коммуникативные
Содействовать развитию у детей умению общаться
Личностные
Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, стремлений,
потребностей, желаний
Познавательные
Овладеть навыками свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля
Коммуникативные
Речевое отображение содержания совершаемых действий в форме речевого значения
Регулятивные
Осознавать трудности, стремиться их преодолевать.
Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.