: совершенствовать умение составлять рассказ; формировать навыки составления рассказа по данной сюжетной схеме; развивать умение вводить элементы описания в сочинение-рассказ.
Оборудование : учебник, учебные тексты, схема.
Тип урока : урок применения знаний и формирования умений.
От рассказа требуется чёткость изображения места действия,
живость действующих лиц, точность и красочность языка, —
рассказ должен быть написан так, чтобы читатель
видел всё, о чём рассказывает автор.
М. Горький
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
- Какие типы речи вам известны?
- В чём особенность рассказа?
- Какие языковые средства обеспечивают художественное повествование?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Рассказы не только пишутся, но и рассказываются устно. Есть такие писатели, как И. Андроников, С. Смирнов, которые выступают со своими устными рассказами. Некоторые из них потом записываются, но создаются эти рассказы именно как устные. И в жизни часто у нас возникает потребность рассказать кому-нибудь о том, что с нами произошло, что мы видели или переживали. Рассказывать нужно понятно, живо, ярко, иначе собеседник просто и слушать не станет. Значит, надо учиться рассказывать.
IV. Изучение нового материала
Существуют разновидности типов речи. Например: рассказ — одна из разновидностей повествовательного типа речи.
Рассказ — это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя.
В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происшествие).
Поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события: завязка, кульминация, развязка.
Завязка — это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии события.
Развязка — результат развития события, его заключительный момент.
В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чём он решил рассказать, в заключении чаще всего делится своими раздумьями по поводу описанных событий, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Развитие навыков монологической речи
... эмоционально-оценочная. Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать ... рассказ адресован собеседнику, который достаточно хорошо знает общую ситуацию и разделяет мотивы говорящего, устная монологическая речь может протекать с определенной мерой грамматической неполноты. Однако если монологическая речь ...
Строение (композицию) простейшего рассказа можно представить в виде следующей схемы:
V. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Познакомьтесь с одной историей из серии рассказов «Как я однажды…». Какой тип речи использован автором? Какие достоинства и недостатки вы видите в построении текста? Почему в него целесообразно ввести описание предмета?
Создайте свой, улучшенный вариант этого текста. Представьте его как услышанный вами рассказ мальчика (знакомого или незнакомого).
Сделайте соответствующее вступление: где, при каких обстоятельствах вы его услышали? Вступление может начинаться со слова однажды, а заканчиваться предложением Вот что он мне рассказал.
Приближался Новый год. Настало время готовиться к ёлке. Я решил сам сделать несколько ёлочных игрушек. Сварил вкрутую яйца, положил их на стул и пошёл налить воды для красок. Вдруг прибежал мой брат и сел на стул. Он вмиг раздавил шесть из девяти сваренных яиц. На Лёню обрушился вихрь маминых упрёков. Я положил оставшиеся яйца на тарелку и стал раскрашивать одно из них. И тут пришёл с работы папа. Он проголодался и, когда увидел яйца, сразу принялся за еду. В одну минуту были съедены два яйца. Но из оставшегося я всё-таки сделал игрушку! Дед Мороз получился очень забавный.
2. Прочитайте рассказ. Определите его основную мысль. Найдите в рассказе описание внешности героев. Каково значение этих описаний? Подумайте, в каком месте рассказа и почему использована прямая речь. Составьте сюжетную схему рассказа, а потом перескажите его близко к тексту.
НЕ СМЕЙ!
Перед нашим домом, на куче песка играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек. Ерунда в общем.
Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.
Атаманом на песочной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он и не позволяет себя причёсывать.
Когда Фёдор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближаться.
А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.
Вдобавок носит очки Татьяна, а в её возрасте это совестно. Вот прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко — стесняется.
Но сегодня Татьяна победила Фёдора.
Строил Фёдор город на вершине кучи. Глядь — бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял свою ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.
По рассказу О чем плачут лошади Абрамова 7 класс
... к лошадям, заботливо и аккуратно. Сочинение по рассказу О чем плачут лошади Абрамова ... лошадей, писатель показывает единство человека и природы. 10. Отзыв о произведении. Рассказ Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» ... лошади, писатель олицетворяет ее. Делает Ф. А. Абрамов это для того, чтобы показать, что чувства и переживания лошадей схожи с чувствами и переживаниями человека. Этот прием дает рассказу ...
- Не смей! — вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?
Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьянку не тронул.
Может, вправду задумался — что ему сделали те, которые меньше его и слабей?
3 . а) Знакомство с сюжетной схемой рассказа, записанного на доске
ЧТО ИНТЕРЕСНЕЕ
Витя читал книгу о капитане Немо, а мама попросила его отнести обед в луга, на сенокос. Очень не хотелось мальчику оставлять книгу, не сразу он оставил её и даже буркнул что-то маме недовольным голосом.
По дороге на луг Витя очень торопился, чтобы поскорее возвратиться домой. Пришёл мальчик на луг, где работали его отец и старшие братья, да там и остался. Коля дал ему небольшие грабли и попросил помочь ворошить сено. Неудобно было Вите отказаться. А потом он так увлёкся работой, что обо всём забыл и старался не отставать от взрослых, несмотря на усталость.
Вечером Витя вместе со всеми шёл домой, и на душе у него было по-особому радостно.
б) Беседа
- Можно ли считать данный текст рассказом? (Нет, т. к. рассказ требует художественного стиля речи, образности, живописности.)
- Как этого можно достичь? (Этого можно достичь, развернув схему, обогатив её необходимыми подробностями, деталями, описаниями, диалогами).
- Что можно ввести в рассказ? (Уместно ввести портретную характеристику мальчика — за чтением книги, пейзаж — летний день, описание трудового процесса — как носили сено).
в) Коллективная работа по составлению рассказа
VI. Домашнее задание
Закончить рассказ по данному сюжету (письменно).