Формируемые универсальные учебные действия
I. Организационный момент
Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Проверять готовность к уроку. Садиться на места
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
II. Актуализация знаний необходимых для изучения и понимания нового материала
Проверка домашнего задания.
— Прочитайте составленные предложения.
— Укажите падеж им.прилагательных, и их окончания.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают предложения, указывают падеж, выделяют окончания.
Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
III. Сообщение темы урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
— Прочитайте тему урока.
— Определите цели урока, используя опорные слова .
— Сегодня будем писать сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.
— Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать картину, писать сочинение по репродукции картины.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
IV. Подготовка к восприятию картины.
Знакомство с биографией художника
Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет.
Рассказ учителя о Н.К.Рерихе.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 г. в Петербурге.
Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.
В 1883 г. Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.
В 1893 г. Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств.
Одновременно с этим, Николай Константинович, поступил на юридический факультет в университет (окончил в 1898 г.), прослушал курс историко-филологического факультета.
С весны 1918г. художник жил за рубежом, побывал во многих странах.
Н.К.Рерих — автор более 7000 картин, объединённых в тематические циклы и серии.
Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника.
Заранее подготовленный уч-ся читает стих-е Э.Асадова «Россия начиналась не с меча!»
Россия начиналась не с меча
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой-города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встаёт заря, светла и горяча,
И будет так вовеки нерушимо,
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
V. Анализ картины как произведение искусства.
Работа по учебнику в картинной галерее .
VI. Составление плана сочинения
Физминутка «Корабли»
Предлагает рассмотреть картину.
— Рассмотрите в картинной галерее учебника репродукцию картины Рериха «Заморские гости»
Она была написана во Франции в 1899г. и входит в серию картин Рериха «Начало Руси. Славяне».
Сейчас вы можете увидеть её в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Рассмотрите её внимательно.
— Что на ней изображено? (люди, природа: вода, чайки, холмы, город, небо)
— Какое настроение создаёт картина? (какая погода у них? Устали от долгой дороги?)
— Какие чувства, мысли пробудила у вас картина? (нравиться или нет картина? Почему?)
Выскажите свои впечатления.
— Почему картина названа «Заморские гости»?
Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г.Новгород по торговому пути «из варяг в греки».
Слушать учителя
Отвечать на вопросы
Усваивать новую информацию
Анализировать
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения. Планировать алгоритм выполнения задания.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев.
На носу его возвышается голова, похожая на лошадиную или львиную. Корабль украшен разноцветными щитами, паруса яркие с узорами.
— За первым кораблем плывет второй.
— Справа на картине изображена гора, на которой виден город с крепостными стенами.
— Что это за заморские гости?
— Что можно сказать о море?
— С каким настроением плывут заморские гости?
— Море сине-голубое. Белые чайки спускаются на волны, кружатся над синей водой.
— Заморские гости плывут мирно и горделиво.
Их корабли плавно рассекают волну.
Проводит работу по составлению плана текста.
— Давайте вернемся к картине.
— Как вы думаете, с чего можно начать писать сочинение?
— После этого?
— Как мы можем закончить сочинение?
— Отлично. Давайте составим план:
1. Художник и его картина
2. Описание картины:
— гости, плывущие на расписных ладьях;
— окружающая природа.
3. Мое отношение к картине
Составляют план текста.
— О художнике и о создании его картины (дата написания, где писалась, где она сейчас находиться.)
— О самой картине, ее описание; сначала о гостях, плывущих на расписных ладьях, потом об окружающей природе, обращая внимание на оттенки красок.
— Выразим свое отношение/мнение к картине.
Волны плещут в океане
(машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане?
(вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей
(вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем
(ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке
(наклоны)
И сжимаем в кулаке
(дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать-
Надо чаще приседать
(приседания)
Выполняют движения.
VII. Лексико-орфографическая подготовка
Организует лексико-орфографическую работу по тексту.
Предлагает уч-ся карточки с текстом для редактирования.
— Восстановите текст, вставьте пропущенные буквы.
Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа ж_вописца переносит нас вглуб_ времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к ру__кой земл_. Дли__ым рядом идут по синей глад_ реки расписные ладьи. Горит на сол_це яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые г-л_вы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны. Стоит тёплый весенний день. Чистая с_нева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные жёлтые зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Бел_снежные чайки спустились на волны, закружились над водой. Кругом з_лёные х_лмы, п_ля. Вдалеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!
Вставляют пропущенные буквы в текст, объясняют написание орфограммы.
Объясняют значение слов.
Используют речевые средства для решения коммуникативных задач.
Ладья — гребное или парусное судно.
Варяги — выходцы из Скандинавии, вооруженные отряды для торговли, служившие в княжеской дружине.
Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.
VIII. Самостоятельная работа по написанию сочинения
Организует письменное сочинение текста.
— Чтобы было удобно написать сочинение по плану я предлагаю вам слова-помощники-опорные слова.
Самостоятельно записывают текст сочинения, используя опорные слова.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
IX. Итог урока. Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока.
Предлагает нескольким уч-ся прочитать свои сочинения.
— Понравилась ли вам работа на уроке?
— Какой этап урока у вас вызвал трудности?
Распределение славян:
— всё получилось поплыли дальше. (прикрепляют человечка на ладью)
— ещё нужно поработать над написанием сочинения ( прикрепляют человечка на берег).
Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.
X. Домашнее задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
С.40 упр.84.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
Регулятивные : выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные: самооценка.
Сохраняют учебные задачи.