Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны, Князя Тьмы традиционно для художественной литературы. Но только Михаилу Булгакову удалось создать образ, расходящийся с типичными представлениями: в его романе Воланд вызывает невольные симпатии. Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе. Более того, Воланд выступает благородным покровителем мастера и Маргариты. Как к этому отнестись? Почему у писателя не нашлось другого, не столь шокирующего героя на эту роль? На мой взгляд, здесь могут иметь место две точки зрения.
В годы написания романа Советский Союз был объявлен страной победившего добра и счастья. Воланд посещает Москву не только с целью провести традиционный бал, но и увидеть такую страну, удостовериться, соответствует ли её образ действительности. Недаром он предстаёт перед Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным иностранным туристом. И что же оказалось на поверку? Ни добра, ни счастья — одни пороки да испорченные нравы. И Воланду пришлось взяться за своё дело — провести «сеанс чёрной магии с полным её разоблачением». Если Сатана — единственный оплот справедливости, то каков же этот мир?..
Теперь посмотрим на ситуацию с другой точки зрения. Уже древние полагали, что зло — неотъемлемая часть жизни, мира. Как объяснить понятие «свет», не упоминая о тьме? «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» — в таком контексте Воланд воспринимается не как противник добра, а как судья, выступающий от имени Времени, истории. Итак, кого же он наказывает? И наказывает ли вообще?
На мой взгляд, добро и зло существуют в самом человеке. Каждый волен выбирать между ними, но при этом должен нести ответственность за последствия. Воланд как раз и проверяет людей, предлагая им выбор. Выбор человека — это внутренняя борьба между добром и злом. Воланд карает тех, у кого нечиста совесть, кто не хочет признавать своей вины. В большинстве своём это люди несвободные, связанные путами инструкций, догм, постановлений. Они предстают в романе невольниками, детьми своего времени — суетятся, подличают, приспосабливаются, предают… В чьей смерти виновен Воланд? Смерть Берлиоза он только предсказывает. Барон Майгель («наушник и шпион») гибнет от руки Абадонны. Человек, встав на сторону зла, наказывает себя сам.
Диалектика добра и зла в творчестве лермонтова
... «Демон» «Демон» — романтическая поэма, именуемая автором как «восточная повесть». В ней противопоставление доброты и жестокости становится очевидным: зло олицетворяет Демон, добро – Ангел. (Жестокость начинается с эгоизма; Жестокость в любви ) Образ Демона в произведении неоднозначен и сложен. ...
Вопреки всем традициям, Воланд оказывается не соблазнителем и разрушителем, а воплощением благородства. Он обличает и наказывает различные проявления зла, уже существующие пороки, исправляет испорченные нравы. Действия его справедливы.
Воланд помогает тем людям, которые в первую очередь сообразуются в своих поступках с собственной совестью, не позволяющей им встать на сторону зла. Они готовы нести ответственность за свои поступки. В романе это мастер и Маргарита. И потому мастеру возвращают его детище — роман о Понтии Пилате. Маргарите, верящей в силу любви и слова, возвращают мастера. И обоим даруется вечность, бессмертие, тишина и покой.
Противостояние добра и зла представляется вечной проблемой. В каждом человеке время от времени сталкиваются возвышенные порывы и ложные, преходящие интересы, корыстные соображения. Но ничто не остаётся безнаказанным. Всё, даже самый мелкий поступок, имеет своё продолжение в вечности. Всё связано, всё объединено непрерывной нитью, проходящей сквозь время. Время — вот высший суд. Об этом писатель хотел ним напомнить, вводя в роман образ Воланда.
Прислушаемся же к голосу своей совести!..
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004