Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита 11 класс

Сочинение

Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

Это настолько интересный роман, что в нём, кажется, можно найти просто любую тему. Обычно говорят о любви и творчестве, а тут вдруг ответственность. В общем, эта тема не бросается в глаза.

Ответственность чаще всего бывает за свои поступки. Вот, например, Пилат сделал свой выбор – отправил на казнь невиновного, а отпустил виновного. И это всё политика, страхи за своё место… Вот он и понес наказание – бесконечное ожидание, когда его простят. А собака его, получается, тоже взяла на себя ответственность быть с ним, только без лишних размышлений, конечно.

Отвечают за свои поступки и гости на балу. Но тут же мы вспоминаем Фриду – она молила о пощаде. Осознала она, что поступила неправильно, раскаялась, вот её и простили, хотя Маргарите пришлось отказаться от своего желания. А она заслужила его исполнение трудом! А сколько Воланд со своей свитой наказывает москвичей за их жадность, вредность – тоже приходится им нести ответ. Критик получил от Маргариты наказание за то, что травил Мастера своими статьями. Мы не знаем, если б тот критик попросил прощения, то простила ли его ведьма. Наверное, да. Судя по её характеру… Но тут получилось, что его не было дома. А может, и повезло ему, наоборот. Или Бездомный – поэт просто сочинял стихи бодрые, политические, но тут ведь ответственность и перед своим талантом, который мог бы направить на пользу всем. А главное – себе! То есть ответственность обязательно наступает, но всё-таки можно заслужить прощение!

Еще есть ответственность за своё, за своих близких. Например, Маргарита могла бы забыть этого странного Мастера, раз он пропал. Мало ли! Бросил её? Но она хотела его найти, хранила страницу из его романа… Активности ей не хватало, но ей помогли. Зато она ничего не испугалась! Также вспоминается этот хозяин сгоревшего ресторана, который последним, как капитан, покидал его. И Мастер не отказался от своего правдивого романа! Но тут речь о настоящих чувствах, а не о формальном. Например, никакой ответственности перед мужем Маргариты, первой женой Мастера, о которой он почти ничего и не помнит. А Бездомному советуют забыть его стихи!

Безответственное отношение к жизни иногда у работников Варьете, но за это они платятся. Когда они пьют и гуляют, то вполне судьба в виде свиты Воланда может их забросить куда-нибудь в другой город.

И эта тема есть в прекрасном романе! Думаю, что раскрыта она полно, поучительно.

Ведение

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова не зря называют закатным произведением. Этот роман является итоговым не только потому, что он – последнее, написанное автором, но и потому, что писатель вложил в него весь свой накопленный опыт и знания. Множество проблемных вопросов поднимаются в произведении нестандартно, часто – парами, как архаическая тема добра и зла.

4 стр., 1820 слов

Тема любви в романе Мастер и Маргарита Булгакова

... смерти Мастеру. Сочинение Любовь в Мастере и Маргарите Во все времена тема любви, так или иначе, затрагивалась авторами всех литературных жанров, и творчество М.А. Булгакова не стало исключением. В своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков показывает, что для любви нет ...

Такова и тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова. Она идет рука об руку с темой прощения, милосердия и раскрывается на примере многих персонажей.

Для того, чтобы выявить проблемы вины и наказания в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», нужно понять, что есть вина (или ошибка?) для автора. Рассмотрим на судьбах героев романа.

Иванушка Бездомный — «поэт». Это необразованный человек, который не имеет даже представления о том, о чем пишет. Он не должен был браться за работу, о которой ничего не знает. В этом и заключается его основная вина. Но является это именно виной? Скорее, ошибкой. Он просто погнался за популярностью и сделался знаменит. Это не преступление, тем более, что Христос в его поэме получился «как живой», наперекор воле автора. Может быть. Бездомный уже тогда, на подсознательном уровне, начал понимать свои ошибки. Но он окончательно все осознает в сумасшедшем доме:

Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял

и тогда с ним происходит преображение, только напоминанием о прошлой жизни служит ему его «лунная болезнь».

Берлиоз является полной противоположностью Ивана Бездомного. В принципе, Берлиоз довольно образованный человек, то есть знаком с теми вещами, о которых говорит. Он сам выбрал для себя позицию и свои слова произносит осознанно, в этом и состоит его вина. Здесь всплывает проблема веры. «Каждому воздастся по вере его», — говорит Берлиозу Воланд. Берлиозу воздается именно согласно этому принципу: он ни во что не верит и, следовательно, просто исчезает, аннигилируется.

В чем же повинна Маргарита — в ошибке или преступлении? Она чувствовала, что с Мастером может что-то произойти, но все-таки ушла и вернулась слишком поздно. Маргарита была ответственна за судьбу Мастера, так как в их отношениях играла доминирующую роль. Возможно, от ее присутствия в подвальчике Мастера ничего не изменилось бы, но она должна была там быть. У Маргариты двойственная вина. С одной стороны, она не могла предвидеть случившегося, но с другой стороны, была обязана это сделать. Маргарита винит себя в исчезновении Мастера и наказывает сама себя муками совести.

Наибольший интерес вызывает образ Пилата. Он виноват прежде всего перед собой, перед своим нравственным чувством. С определенной точки зрения, Пилат даже поступил правильно, он просто дал согласие на казнь преступника. Но он предал себя, так как выбирая между совестью и общественными законами, он выбрал последнее. Пилат наказывается за «самый страшный порок — трусость». Но не слишком ли жестоко это наказание? «Двенадцать тысяч лун, за одну луну когда-то»… Но в конце концов Пилат искупил свою вину.

Иуда, в отличие от Пилата, совестью не мучился. Он, предав, даже не понял, что в чем-то виноват, и он наказывается смертью — у него нет надежды на искупление.

Из всех этих примеров можно выявить, что есть для Михаила Афанасьевича вина и ошибка, по какому принципу определяются наказание для героев. Вина — это осознанное действие, слово или мысль. Вина бывает двух видов: внешняя и внутренняя, то есть осуждение со стороны людей и осуждение самого себя. Мера наказания определяется автором в зависимости от степени осознания своих поступков. Маргарита и Пилат понимают свою вину, потому они прощаются. Иуда и Берлиоз даже не подозревают о своей вине, и они наказываются смертью… Проблема вины — одна из важнейших проблем не только в литературе, но и в жизни. Ведь иногда от степени вины зависит все существование человека…

3 стр., 1040 слов

Я хочу рассказать вам о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ...

... в романе. Разрывая ширму бездушия, корысти и самолюбия москвичей, мы видим прекрасную сцену любви и счастья. На этом и начинается прекрасная история любви Мастера и Маргариты. Поговорим о конфликте романа, который ... различны и неповторимы), все мысли. Книга заставила меня задуматься над серьезнейшими и сложными вопросами жизни. Один я задала себе и попробую на него ответить: «Как мне и моему ...

Читаемое в разделе:

  • Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Явление героя. Анализ 13 главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Сочинение на тему: Актуальна ли повесть «Собачье сердце» в наши дни
  • Смысл названия повести Булгакова «Собачье сердце». Прием гротеска
  • Ответственность за эксперимент. Реферат по повести «Собачье Сердце»
  • Художественное своеобразие прозы М.А. Булгакова
  • Тема гражданской войны в романе Булгакова «Белая Гвардия»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Человек на изломе истории в романе Булгакова «Белая гвардия»
  • Сочинение на тему: Актуальна ли повесть «Собачье сердце» в наши дни

Новые материалы раздела:

  • Тема гражданской войны в романе Булгакова «Белая Гвардия»
  • Смысл названия повести Булгакова «Собачье сердце». Прием гротеска
  • Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Явление героя. Анализ 13 главы романа «Мастер и Маргарита»
  • Художественное своеобразие прозы М.А. Булгакова

Ответственность на примере московских героев

Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.

Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.

Не чувствуют своей ответственности за сказанное критики, например Латунский, Ариман и Лаврович, травивший мастера своими статьями, в которых откровенно насмехался над бедным писателем. Возмездием ему становиться визит Маргариты в его квартиру. Она крошит материальные ценности, но для Латунского это удар в самое сердце, медь моральных ценностей для него не существует, нажитые блага – все его богатство.

Ответит за свои поступки и великий взяточник домком Никанор Босой. «Червонцы», которые он получит от представителей Воланда, превратятся в доллары и приведут господина босого в тюремную камеру.

Ответственность в романе «Мастер и Маргарита» ложится и на Ивана Бездомного. Это наказание за его слишком вольное обращение с искусством и слабохарактерность, что позволяла идти на поводу фальши. Он расплатиться за свои ошибки сначала пребыванием в сумасшедшем доме и развенчиванием собственных надежд и заблуждений, а потом ежегодным «непонятным томлением» и жуткими снами в майскую ночь.

4 стр., 1821 слов

Сатира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и в повести «Собачье сердце»

... романа, ему удалось достичь органического сочетания историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и степени художественного мастерства “Мастер и Маргарита” по праву достоин находиться в ... тема нашла в главном произведении Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» - это итог творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгакова. Роман написан так, ...

Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей. В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений и неизбежно следующих за ними наказаний… Они переплетаются, вытекают одна из другой. И, конечно же, можно выделить проблему, общую для всего романа. Это проблема ответственности. Каждый из нас должен нести ответственность за свои слова и поступки. Я считаю, что именно к этой мысли хотел подвести нас Булгаков. Эта тема прослеживается везде: и в романе о Москве двадцатых годов, и в романе о древнем городе Ершалаиме… Отвечать за свои поступки должны в равной степени и прокуратор Иудеи, и председатель МАССОЛИТа: каждый человек на земле наделен грузом ответственности. Воланд появляется в Москве для того, чтобы судить… Лгуны, обманщики, мошенники, клеветники – все будут наказаны. Никакой, даже самый затаенный, грешок не скроется от зоркого глаза Сатаны.

Вы обманули или обворовали кого-то? Потрудитесь понести за свой поступок ответственность. С приходом дьявола в Москве начинается целая серия расплат за большие или малые прегрешения. Наказания по силе своей равносильны греху. Воланд дает еще один шанс заблудшему Ивану Бездомному, отправляя того в клинику для душевнобольных, но убивает бессовестного Берлиоза. Ибо для председателя МАССОЛИТа атеизм является не воззрением на жизнь, а разрешением всего, утверждение о том, что Бога нет, достаточно для того, чтобы все было дозволено. Разнообразными по мере и степени наказаниями «одарены» Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Никанор Иванович Босой и многие другие. Каждый должен нести ответственность за свои поступки. Особенно в плане ответственности символична тема писателя и истинного творчества. Она очень ярко раскрывается в образе Мастера и членов МАССОЛИТа. Есть пословица: «Что написано пером – не вырубишь топором». Булгаков перефразировал ее, сказав о том, что рукописи не горят. Тогда какую же ответственность должен держать писатель, мастер слова перед своими читателями?! Своим произведением он так или иначе затрагивает умы современников. Так к чему он их подвигнет? К истине, свету, или каждое сказанное им слово будет лживо? Мастер, герой романа, олицетворяет собой истинного творца, своеобразного пророка.

Он относится к своему роману о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате как к своему любимому детищу, он пишет его с любовью, желая сотворить истинный шедевр. Мастер олицетворяет собой подлинное творчество, его участь – это участь многих творцов, не желающих подчиняться влиянию безумного времени. И тут же, как яркий антипод истинного творчества, мы видим представителей МАССОЛИТа, гонителей Мастера. Это мирок чванливых, бездарных, склочных, обласканных властью халтурщиков, мирок, враждебный истине и таланту, как тому, что может помешать их сытому паразитическому существованию. Таких бездарностей, бегущих лишь за собственной выгодой, представляют в произведении Берлиоз, критики Латунский, Лаврович, Ариман и другие. Живым олицетворением литературного мира, вконец погрязшего во лжи, является секретарь редакции Лапшенникова. Вот какой увидел ее Мастер: «Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Недаром под конец произведения здание МАССОЛИТа охватывает «очистительный огонь». Ибо люди, мнящие себя виртуозами слова, должны нести особую ответственность за ту псевдоистину, что они несут народу. Как может человек создать что-то гениальное, несущее миру свет, если он сам не верит ни одному своему слову?..

3 стр., 1139 слов

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – роман о жизни и о человеке

... ни в коем случае не силою власти, ибо «всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и ... можно утверждать, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Как Мастер, несмотря ни на что, был верен своему роману, так Маргарита была безмерно верна Мастеру. Как говорил в свое время Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Мы помним ее реакцию на гонение Мастера, помним ту ярость, охватившую ее при виде лжи, написанной бездарностями, называющими себя критиками. Маргарита не представляет себе своей жизни без возлюбленного и, что бы ни случилось, желает быть с ним до самого конца: «Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя». Для того, чтобы спасти любимого, она не жалеет своей души и продает ее дьяволу в обмен на Мастера. Героиня чувствует, что ответственна за этого человека, ибо связала с ним свою жизнь. Мастер написал роман, в котором тема ответственности за свои поступки раскрывается через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Во время допроса во дворце Ирода Великого он сознает, что перед ним стоит не просто безвредный сумасшедший, а своеобразный помазанник божий. Его смерть будет непоправимой ошибкой, которая навлечет проклятие не только на него самого, но и на весь род человеческий: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Спасти Иешуа прокуратору мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. И он должен будет нести ответственность за то, что отправил на страшную казнь невинного человека. Пилат будет наказан бессмертием и вечными мучениями за свою трусость. Таким образом, мы можем увидеть, что тема ответственности — одна из основных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова. Он говорит о том, что это закон высшей справедливости, закон мироздания. Тем самым Булгаков вселяет в нас надежду, что откровенное зло и обман будут рано или поздно наказаны, а стремление к правде будет по достоинству вознаграждено. Ведь мы всегда должны отвечать за свои мысли и поступки…

Ответственность и мастер

С ответственностью в «Мастере и Маргарите» сталкивается и сам мастер. Когда задумка гениального романа овладевает им, он садится писать. Его совесть и помысли перед своим произведением чисты до того момента, пока он не подвергается травле критиков за произведение, которое целиком они даже не читали. Раненый в самое сердце подлыми насмешками в газетах, мастер отрекается от своего творения, чем, по сути предает его. Трудно казать, как бы долго пришлось ему расплачиваться за свою слабость, если бы Маргарита не спасла его. Подобное случалось и с самим Булгаковым, он так же малодушно сжигал и восстанавливал свой роман. К счастью «рукописи не горят» и мы можем держать в руках эту замечательную книгу.

2 стр., 716 слов

Образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита

... Маргариты связана в романе тема преданности и верности. Героиня всегда была верна своей любви. Именно любви, поэтому нельзя, мне кажется, рассматривать ее тайную жизнь с Мастером как измену мужу. И Маргарита ...

Лиза Бричкина (А зори здесь тихие) – характеристика

Тема наказания и помилования

Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.