Женские образы романа «Красное и черное» Ф. Стендаля

Сочинение

Анализ произведения Стендаля Красное и черное

Смысл названия

Значение названия романа «Красное и белое» каждый может трактовать по своему, но основной мыслью будет противоречие двух разных полюсов, например как столкновение личности и общества или же борьба внутри себя и своих желаний.

Еще одна из популярных версий смысла романа заключается в том, что красное и черное это цвета рулетки, в романе для главного героя сила азарта стала жизненной силой. К тому же и сам автор был склонен к азарту и был страстным игроком.

Сюжет

Главным героем произведения является молодой юноша Жюльен Сорель, он хочет добраться до верхов общества и по этому пути у Жульена предстает выбор: остаться бедным, но честным или использовать других людей в корыстных целях и сделать за их счет карьеру. Для начала главный герой устраивается преподавателем латыни в дом господина де Реналя. По ходу книги наблюдается борьба Жульена с самим собой и его ошибки, поступки, эмоции постоянно держат читателя в напряжении позволяя переживать или негодовать одновременно.

Молодой человек все-таки добивается высокого поста в своей карьере, но, в конце концов, он заходит в тупик, где мнение общества оказалось дороже жизни.

Образ главного героя

Главный героя рассказа – Жульен Сорель. Его отец плотник, а сам Жульен достаточно образованный и симпатичный молодой человек, знает латынь и очень целеустремлен. Сорель знает, чего хочет и постоянно ставит перед собой цели, которых старается достичь любыми путями. Его мотивы остаточно противоречивы: месть, признание, поклонение. Образ Сореля содержит в себе черты революционера, он не готов мириться со своим местом в обществе.

Главный герой испытывает комплекс плебея, из-за которого он чувствует себя не там, где должен быть и ищет дорогу в другую социальную нишу. Кумиром юноши является Наполеон, ведь он так же вышел из народа. Веря в своего идола, Сорель теряет веру в Бога, любовь и людей.

Тематика и проблематика

Стендаль коснулся в своем романе множество проблем, среди которых конфликт личности и общества, выбор жизненного пути, формирование характера, любовь, ревность и предательство.

Основной же проблемой является невозможность талантливому человеку пробиться в люди. Для высшей знати такие люди не нужны, а в своей среде его не понимают и хотят, чтобы он занимался тем же чем и они.

8 стр., 3568 слов

«Роль денег в современном обществе. : Роль денег в жизни человека (2)

... на выбор и большинство предпочтет последнее, будучи уверенными в том, что выбор в пользу денег является максимально разумным. Причем для некоторых людей значимость денег ... тут пишу, заключается в той системе ценностей, которую вы будете исповедовать. Какую роль играю деньги в вашей жизни, что ... выше своего здоровья и тем более своей жизни. Поэтому, повторю – работайте над тем, что приводит к деньгам, ...

Второй по важности проблемой, является проблема в высшем обществе. Уже тогда Стендаль видел, что те, кто правит, не понимают всей важности своего поста и лишь наслаждаются жизнью, наплевав на простых людей. Именно против такой власти и восстают такие люди как Сорель.

Смысл романа

История романа основана на реальных событиях. Стендаль однажды прочел в газете про Антуана Берте и его судебном деле. Берте стал прототипом для главного героя романа. В связи, с чем можно сказать, что основной проблематикой для романа и той поры в целом – это социальное неравенство, в котором, чтобы добиться чего-то, нужно было перебороть свои принципы и идти по головам. Главному герою не удалось постичь одной простой истины – быть самим собой.

Психологизм Стендаля

Психологизм не редкое явление в произведениях Стендаля. Автор не просто пишет, о каких либо проблемах и выборе, но еще и дает читателю увидеть, как на самом деле проходит этот выбор. На протяжении всего романа, Стендаль показал, какой сложной внутренней борьбе поддается главный герой. Сорель хоть и выбирает вариант, которого не хочет, но дается ему это очень тяжело. Но, в конце концов, автор показал, что хоть юноша и смог добиться своего, но остаться на плаву у него не получилось.

Жанровое своеобразие романа

Одним из жанровых составляющих является психологически-социальное направление. Автор умело подошел к написанию романа и в идеале смог показать борьбу одного талантливого человека и социального общества. Также роман содержит в себе черты реализма, ведь именно из жизни взята основная идея романа.

Другие сочинения: ← Герои произведения Разгром Фадеева↑ ДругиеГерои произведения Над пропастью во ржи →

История создания

Роман «Красное и черное» вышел в свет в 1830 году. Стоит отметить, что его основу составляют интересные факты:

  1. Стендаль черпал вдохновение для романов из судебной хроники. Примерно в 1827 году его заинтересовала история деревенского кузнеца Берте. Кузнец смог попасть в богатую семью Мишу гувернером, но вскоре его выгнали. Затем мужчина смог устроиться гувернером в аристократическую семью, где вскоре влюбился в дочь хозяина. Вскоре его вновь уволили. Виной своего отстранения Берте считал предыдущую работодательницу. Берте надумал отомстить ей. Заметив госпожу Мишу в церкви, он выстрелил в нее. Берте казнили на площади.
  2. О втором событии, заложенном в истории написания романа, Стендаль говорил в своих «Прогулках по Риму». Некий мужчина с фамилией Лаффарг интересовался литературой и философскими учениями. Он влюбился в юную девушку, которая немного спустя прекратила с ним отношения, выразив отказ в язвительной форме. Лаффарг пытался поговорить с возлюбленной, но ее мать написала жалобу прокурору. Мужчину доставили в полицию, где он выслушал угрозы в свой адрес и жестокие предостережения. Молодой человек сильно разозлился на вероломность своей любимой, он убил ее и пытался убить себя.
  3. Позже сам автор воссоздает события, как он был счастлив, когда писал это произведение. Эпизоды первых глав его произведения были напечатаны в «La Gazette Litteraire» («Литературной газете»).

    19 стр., 9388 слов

    «Роман Стендаля Красное и Черное»

    ... вопросу. Проанализировать роман «Красное и черное» с точки зрения данной темы. Объектом исследования является роман Стендаля «Красное и черное», а предметом – жанр хроники в данном романе. Именно это произведение и является материалом литературно-критического и литературоведческого исследования, ...

    Через несколько недель вышло первое двухтомное издание. В своем романе Стендаль описывает Францию 1830 года, такой, какая она была на самом деле, без прикрас.

Жанр и направление

Произведение «Красное и черное» относится к жанру социально-психологического романа: у него внушительный объем, огромное количество действующих лиц, разные сюжетные линии. В нем сочетаются черты романтизма и реализма. Чертой романтизма стоит назвать самого героя – его романтический образ, который наделен специфичными чертами. Главный герой находится в конфликте с обществом, при этом он незауряден, красив и образован. Он одинок и отвергнут людьми, поэтому болезненно горд и самолюбив. Также автор создает романтическое двоемирие: происхождение диктует Жюльену обыденный и заурядный мир нищеты и невежества, а мечты его витают в аристократических кругах.

К чертам реализма относятся:

  • Сама жизненная история, которая вполне соответствовала реалиям того времени.
  • Место и время действия соответствуют героям.
  • Второстепенные герои описаны максимально реалистично и подробно.
  • Автор детально изобразл судебный процесс.

Смысл названия

Точно не известно, почему Стендаль назвал свой роман «Красное и черное». Есть множество гипотез и предположений:

  1. Принято считать, что эти цвета отражают одну из главных проблем романа — выбор жизненного пути. Так, черный цвет является цветом церковной одежды, а красный – цвет армии, офицерского мундира.
  2. Цвета означают расцветку рулетки: главный герой был азартен и поставил на кон свою жизнь, участвуя в интригах и рискуя всем.
  3. Красное и черное — цвета крови и смерти. Они предрекали финал книги.
  4. Красное — революция (образ Дантона всегда сопутствует Жюльену), черное — реакция Реставрации (заговор де Ла-Моля);

Таким образом, символы в романе «Красное и черное» являются главным истолкованием названия.

Суть: о чем роман?

Стендаль повествует нам о юноше по имени Жюльен. Он — сын обычного работяги, но с детства тяготится своим окружением и отличается от него. Из-за бедности и отсутствия связей он не может избрать военное поприще, поэтому идет в священники, чтобы хоть как-то вырваться из своей среды, где его не понимали и признавали.

«Это был невысокий юноша лет восемнадцати или девятнадцати, довольно хрупкий на вид, с неправильными, но тонкими чертами лица и точеным, с горбинкой носом. Большие черные глаза, которые в минуты спокойствия сверкали мыслью и огнем, сейчас горели самой лютой ненавистью. Темно-каштановые волосы росли так низко, что почти закрывали лоб, и от этого, когда он сердился, лицо казалось очень злым. Среди бесчисленных разновидностей человеческих лиц вряд ли можно найти еще одно такое лицо, которое отличалось бы столь поразительным «своеобразием. Стройный и гибкий стан юноши говорил скорее о ловкости, чем о силе. Однако за последний год его красивое лицо стало привлекать сочувственное внимание кое-кого из юных девиц. Все относились к нему с презрением, как к слабому существу…»

Благодаря своим выдающимся способностям по запоминанию Библии, Жюльен попадает воспитателем в дом г-на де Реналя. У него завязывается роман с хозяйкой дома, которая не любит мужа и скучает дома. Постепенно их близость порождает слухи, и юноши был вынужден покинуть дом своей покровительницы. Кроме того, ее страсть мешала его честолюбивым помыслам.

Молодой человек построил хорошую карьеру в доме господина Де-ла-Моля, которая предсказывала ему много радостей. Честолюбие заставляло его двигаться вперед, но неожиданно он оказался в тупике: пытаясь добиться расположения хозяйской дочери, он натыкается на госпожу де Реналь, и переживает за свое будущее в новом доме. Его отчаяние находит выход в выстреле: он стреляет в де-Реналь и оказывается на скамье подсудимых. На него обрушивается волна критики, скандал затрагивает его прошлое и перечёркивает будущее. Он приговаривается к смертной казни.

На протяжении всего произведения мы следим за душевной борьбой, которая бушует в недрах человека, за его переживаниями, ошибками. Читатель негодует и одновременно с этим переживает за него.

В чем смысл романа?

Сама история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон может описать всех основных героев книги, но это займет много текста и Вашего времени. Если это необходимо, напишите в комментариях. А пока перед Вами таблица, где описаны только главные герои и образы в романе «Красное и черное».

Жюльен Сорель Это молодой человек, который обладает красотой и невероятной обаятельностью. Также он обладает хорошим умом и страстно желает поменять свою жизнь любым доступным способом. Жюльен – сын плотника, не хочет довольствоваться этим положением дел и всячески пытается попасть в высшее общество. С ранних лет юноша грезил военной службой, его кумиром был Наполеон, и он всячески старался равняться на него. Окружение Сореля невзлюбило его из-за стремления к большой карьере, юноша был «белой вороной». Несмотря на все, Жюльен Сорель кидает вызов всему свету и оказывается в обществе высокопоставленных людей. В главном герое мы можем уследить два обличия – гордеца и честолюбца, так же стоит отметить, что он остается по-детски доверчивым и наивным юношей. Изначально Жюльену симпатизировала самовлюбленная и честолюбивая Матильда, но по мере того, как он избавился от подобных пороков, его влюбленность в Матильду закончилась. После посягательства на госпожу Реналь, оказавшись в заключении, главный герой осознает, что его судят больше за то, что он посмел преступить законы, которые гласят, что человек низших слоев не может входить в высшее сословие, если он не относится к нему с рождения, а не за то, что он посягнул на жизнь другого человека. Жюльена Сореля приговорили к смертной казни. Жюльен не пытался спастись, он примирился с уготовленной участью. Он понял, что общество буржуа не для него, а жить в нищете он не хочет, осознав это, главный герой теряет смысл жизни. Казнь для него – единственное спасение.
Луиза де Реналь Красивая женщина средних лет, которая вышла замуж без любви. Муж не обращает на нее должного внимания, а она не находит в браке понимания. Нежная и тонкая натура, любит красоту и природу. Она тоскует и не видит смысла в обеспеченной, но пустой жизни. Она меланхолична и добра. За свою греховную страсть чувствует вину, но она не в силах ничего изменить. Сила ее любви захлестнула все, что было в ее сердце. Она не держала зла на Сореля и пыталась его спасти.
Матильда де Ла-Моль Легкомысленная и эгоистичная девушка из высшего света. Очень честолюбивая и тщеславная. Любит кружить головы мужчинам.

Образ главного героя

Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Темы

Основные темы в романе «Красное и черное», которые автор затрагивает в своем произведении, это:

  1. Тема любви и ревности
    • Главный герой вкладывает в любовь свое честолюбие. Его чувства соединены с эгоизмом. А вот госпожа де Реналь полюбила искренно, но сила ее привязанности к Жюльену разрушительна. Матильда лишь увлечена Жюльеном, но серьезных чувств не имеет;
  2. Тема взаимоотношений людей разного социального положения
    • Увы, в атмосфере неравенства и социального напряжения люди находятся в состоянии конфронтации друг с другом, потому что находятся в разных сословиях. Это порождает вражду, которая выливается в социальные катаклизмы вроде поступка Жюльена Сореля, угнетенного в рамках своего социального класса;
  3. Тема семьи
    • В романе семья становится одной из главных причин нравственного падения героя. Близкие люди ненавидели его только за то, что он отличается от них. С самых ранних лет его необыкновенно задумчивый вид и чрезвычайная бледность наводили отца на мысль, что сын его — не жилец на белом свете, а если и выживет, то будет только обузой для семьи. Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца;
    • в воскресных играх на городской площади он неизменно оказывался в числе побитых.
  4. Тема формирования характера

    — Образование и близость к знати породили амбиции у сына плотника: он возомнил, что принадлежит к высшему кругу, и не мог бы удовлетвориться жизнью в своей среде. В то же время нравственное воспитание Жюльена отстало от его интеллектуального развития: он шел к цели любыми путями, оправдывая это разумом, но не немым сердцем.

  5. Тема выбора жизненного пути.

    Главный герой никак не мог найти свое предназначение в жизни: он хотел уйти в офицеры, но ему не хватило денег, сил и смелости. Осталась только духовная карьера, но и она не удовлетворила Жюльена. Он не мог с ее помощью добиться того окружения и уровня материального благосостояния, на которые он претендовал.

Психологизм Стендаля

Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.

Проблемы

Проблематика романа «Красное и черное» интересна не менее, чем тематика. Если какой-то из разделов нужно раскрыть подробнее, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях. Перед героем романа встает немало проблем. Такие, как:

  1. Конфликт человека и общества
    • Когда личность идет против своего происхождения и своей среды, ее судьба складывается трагически: она не может адаптироваться в окружающем мире и найти свой путь. Бунт вынуждает ее бороться, а не созидать;
  2. Проблема социальной несправедливости

    — основная в романе. Жюльен, несмотря на свои достоинства, не мог достичь того, что доставалось многим людям от рождения. Вместо этого он должен был влачить жалкое существование, пока кто-нибудь из господ не захочет его возвысить;

  3. Проблема вырождения аристократии
    • Автор акцентирует внимание на том, что Франция, находящаяся под гнетом потомственных дворян, не развивается, ведь новые одаренные люди не попадают в правящую элиту, а таланты и ум далеко не всегда передаются по наследству в аристократических домах. В результате у власти находятся недостойные люди;
  4. Проблема гордыни и высокомерия
    • Жюльен и сам виноват в своем несчастье: люди отдалились от него, потому что он оттолкнул их от себя, желая возвыситься и презирая свой круг общения;
  5. Проблема невежества
    • Образованность Жюльена стала поводом для насмешек со стороны его окружения, и он не смог реализовать весь свой потенциал.

Основная идея

Смысл романа «Красное и черное» состоит в трагедии человека, который не смог вырваться из своей социальной среды. Он превосходил ее, готов был занять лучшее место, но общество тех времен было слишком консервативно и относилось к выдвиженцам предосудительно. Поэтому он вынужден был выбирать нечестные пути для достижения цели: любовные связи, протекция, угодничество высшим силам. Он мог бы принести пользу миру и реализовать себя, но для простолюдинов ворота высшего света закрыты, что бы они не делали. Им остается лишь кривая дорожка к успеху, которая вывела героя к эшафоту.

Можно предположить, что главная мысль романа «Красное и черное» — это развенчание образа романтического героя, который был так популярен в то время. Автор показал, что его путь обычно приукрашивают, а в реальности такой гордый и одаренный человек незнатного происхождения обречен на трагическую судьбу. Мир не будет у его ног только на том основании, что он талантлив, умен и красив. Во Франции того времени все добродетели меркли перед титулом и богатством. Таково реальное положение вещей, которого избегала лживая литература, но в полной мере изобразил Стендаль. Неслучайно эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: «Правда, горькая правда».

Роман карьеры: «Красное и черное» Стендаля

Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783–1842 гг.) принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество — прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века. Печататься он начал в 1815 году, когда жил в Италии в качестве отставного офицера наполеоновской армии, и в двадцатые годы, вернувшись во Францию, опубликовал трактаты «О любви» (1822 г.), «Расин и Шекспир» (1823–1825 гг.), в которых ратовал за «истинный романтизм», то есть реализм. Стендаль — уникальный пример писателя, разработавшего творческую лабораторию еще до создания своих главных романов, которые последовали в тридцатые годы: «Красное и черное» (1830 г.), «Красное и белое, или Люсьен Левен» (1837 г.) — не завершен и при жизни не опубликован, «Пармская обитель» (1839 г.).

Эти романы настолько обогнали свое время, что не были по достоинству оценены современниками, и история полностью подтвердила правоту Стендаля, считавшего, что признание придет к нему только в ХХ веке.

романа «Красное и черное»

Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: «Правда, горькая правда». Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.

Очень показательно для реалистического романа XIX века начало «Красного и черного». Стендаль как будто не спешит ввести читателя в гущу изображаемых событий, сразу познакомить с героями романа. Неспешно, постепенно автор ткет основу реалистического повествования, сочетая общеизвестные географические, экономические факты с вымышленными. На карте Франции нет городка Верьер, где начинается действие романа, но неотразима его убедительность у Стендаля. На первой же странице автор рисует красоту окрестных мест, к которой слепы жители Верьера, зачумленного атмосферой мелкого барышничества. Никогда раньше предметом художественной литературы не становилось описание промышленного производства; Стендаль же называет источники доходов жителей городка: лесопилки, производство популярных тканей, «мюлузских набоек» и гвоздильная фабрика, принадлежащая мэру, г-ну де Реналю. Всей жизнью Верьера руководит один принцип — «приносить доход», и в этом городке чужим для всех кажется главный герой романа Жюльен Сорель.

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. В нем — романтически предельное развитие всех черт и качеств, но изображен он не как романтический герой. Эта концентрация природных способностей в образе Жюльена объяснена бытовыми, историческими и политическими обстоятельствами. У Стендаля, в отличие от романтиков, чисто аналитический подход к чувствам, и в образе Жюльена он показывает, какая огромная энергия была высвобождена в «низших» классах Французской революцией: «он был сделан из того же материала, что титаны 93 года». Все остальные герои смотрят на него как на потенциального революционера: г-жа де Реналь умоляет его не оставить в случае революции ее детей, чувство Матильды пробуждается вопросом «уж не Дантон ли это», и она мечтает играть при Жюльене роль г-жи Дантон в грядущей революции. И сам Жюльен ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Но действие романа разворачивается во Франции эпохи Реставрации; для человека с происхождением Жюльена возможности карьеры наполеоновских маршалов закрыты, и, остро ощущая несоответствие между своими способностями и своим положением, он решает проложить себе дорогу наверх любой ценой. Он верит, что один против всего враждебного мира он добьется высокого положения в обществе.

Честолюбие становится руководящей страстью Жюльена; само по себе честолюбие — качество, в котором проявляется живость, пыл души, но герой поставлен в такие условия, что честолюбие толкает его на низкие поступки. Презирая свое окружение, он заставляет себя поступать в угоду ему, выполняет все, что ожидают от него сильные мира сего: в семинарии он, неверующий, разыгрывает набожность, у маркиза де ла Моля он, республиканец, выполняет поручения ультрамонархической партии. День за днем он убивает в себе честность, великодушие и воспитывает те качества, которые необходимы, чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм, лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить их своим интересам. Вот основное противоречие в образе героя и основной психологический конфликт романа — борьба природного благородства с чертами, обусловленными временем, с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие.

Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.

Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.

По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.

Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.

История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В «Красном и черном» три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. «Красное и черное» вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: «Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль». Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией «всеведающего автора», при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.

Если у Стендаля рассказана карьера исключительного героя, не удавшаяся именно в силу его исключительности, то вклад Бальзака в «роман карьеры» в обращении к более типичным случаям, в более универсальной постановке проблемы.