Главный герой «Васюткино озеро», рассказа, который написал Виктор Астафьев, рос в тайге, отец его был рыбаком, и они часто вместе ходили на промысел. Васютке было еще только тринадцать лет, а он уже многому научился, что в будущем спасло мальчика. Как Васютка оказался в тайге, где находится Васюткино озеро и как он победил лес? Прочитайте ниже об этом.
Бывало, что рыбаки соберутся вместе — сидят в избушке, рассказывают друг другу всякие истории, лакомятся дарами леса. Васютка любил в лесу добывать кедровые орешки, а потом угощать ими рыбаков. Понятно, что порой Васютка ходил по лесу совершенно один, и вот одажды он, все-таки, заблудился. Хорошо, что он никогда не забывал наставлений матери о том, что всегда с собой нужно иметь хлеб, соль и спички. Что же делать теперь главному герою «Васюткино озеро»?
История создания
Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.
Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.
Васютка в тайге
Хотя Васютка много знал о лесе и его обитателях и часто бывал тут один, остаться одному в тайге было крайне опасно и страшно. Рыбаки и отец рассказывали, что часто люди не могут выбраться из тайги самостоятельно и поэтому не выживают. Васютка отогнал эти мысли и призвал на помощь все свои навыки, смекалку, смелость и находчивость. Что умел делать Васютка? Он хорошо знал приметы леса, мог развести костер даже в дождливый день, а кроме того пожарить на огне дичь.
В какой-то момент Васютка почти впал в отчаяние, но хорошо, что вовремя вспомнил слова, которые так часто слышал от деда и отца, а они любили говаривать: «Тайга хлипких не любит». Это придало ему сил и решимости. Васютка мужественно боролся с тайгой и победил ее.
Характер васютки из рассказа васюткино озеро (5 класс)
... Аставьева «Васюткино озеро» характер Васютки «Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева. Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро» Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался один среди дикой природы. Когда он заблудился, ему помогло знание законов леса: у ...
Описание рассказа
Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.
В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.
Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.
Становление характера Васютки по рассказу «Васюткино озеро»
Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился. Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет.
На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб. Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги. Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким. В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.
Анализ рассказа мальчики чехова
... выбора, который делает человек. Сочинение по произведению Мальчики Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под ... -rasskaza-chekhova-malchiki-4-5-7-klass Анализ рассказа Мальчики Чехова сочинение Антон Павлович Чехов написал данный рассказ в 1887 году, однако в то время псевдонимом ...
Похожие материалы:
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? — —
- Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? — —
- Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? — —
- Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе — —
- В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») — —
- Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») — —
- Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») — —
- Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») — —
- Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? — —
- < Назад
- Вперёд >
Главный герой
Василий Шадрин — обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.
Как Васютка выбрался из тайги?
Чтобы успешно можно было выбраться из тайги, Васютке следовало применить полученные ранее навыки. Например, он не оставлял на земле мешок, где хранилась еда, а подвешивал его на дерево. Кроме того, хотя он был голоден, не позволял себе накинуться на остатки еды и съесть ее разом. Васютка не паниковал, бегая туда-сюда по лесу, а старался спокойно размышлять, куда ему идти.
Как человек должен относиться к природе по рассказу васюткино озеро
... -rasskazu-vasyutkino-ozero Сочинение на тему: «Васюткино озеро» В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Отправившись в тайгу за кедровыми ...
Наконец, Васютка двинулся на север, потому что понял, что раз в озере рыба речная, значит, озеро не стоячее, а проточное и, идя вдоль речки, которая вытекает из озера, можно выйти к Енисею. Так и вышло.
Когда взрослые, опытные мужчины узнали о приключениях Васютки, они не переставали удивляться его находчивости и мужеству. Озеро, которое Васютка нашел в тайге, находится недалеко от Енисея. Чтобы помнили о мальчике, победившем суровую тайгу, озеро назвали Васюткино.
Вы прочитали о главном герое «Васюткино озеро» — мальчике тринадцати лет Васютке. Ознакомьтесь также с кратким содержанием «Васюткино озеро». Оно читается за две минуты.
Вариант 2
Прежде чем говорить о характере Васютки и как он изменялся, нужно вспомнить о чём же шла речь в рассказе Васюткино озеро. Сам мальчик, тринадцатилетний подросток, живет в тайге с мамой, папой и дедушкой. Началось всё с того, что парень засобирался по кедровые шишки, к тому же ему было скучно.
Васютка, как и все ребята его возраста, не был мудрецом. Это объясняется тем, что собираясь в лес, он не хотел брать с собой хлеб и спички. Считал это лишним и бесполезным. Мама его говорила: «мал ещё таёжные законы переиначивать». Мальчик взял эти вещи, только чтобы её не расстраивать. Всю важность родительских слов мальчик осознал только лишь когда заблудился. Однако тут он проявил смелость и находчивость, не растерялся, что могло случиться с каким-нибудь другим ребёнком. Парень умело нашёл место для ночлега, разжёг костёр, приготовил ужин. Это говорит о его умении держаться спокойно, не паниковать.
В лесу он вёл себя правильно, так, как учили его дед и отец. Хотя конечно, ему было страшно. Страшно не выбраться из сурового леса, страшно никогда больше не увидеть своих родных и друзей. Однако во время своих “приключений” мальчик проявлял несвойственную детям предусмотрительность, вешал мешок с едой на ветки, чтобы её никто не съел, берёг патроны. Слова деда о том, что тайга хлипких не любит, вспоминались Васюткой в тяжёлые моменты, придавали сил.
Потом он вышел к озеру. И снова не растерялся. Парень вновь повёл себя правильно. Он приготовил себе ужин, устроил ночлег. А его размышления об озере. Васютка вспомнил уроки отца и деда, правильно определил, что раз в озере есть речные рыбы, то это озеро проточное, и оно обязательно выведет его к такой знакомой с детства реке – Енисею. Знаний мальчика хватило, чтобы разжечь костёр после дождя! А это многого стоит.
Вся эта “прогулка” по тайге помогла стать Васютке умнее, сообразительнее, устойчивее к сложным и опасным жизненным ситуациям.
Урок IV В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Урок внеклассного чтения
I. Анализ сочинений
Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.
II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой. Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.
Васюткино озеро сочинение 5 класс становление характера васютки
... 0 0 / Сочинения / Астафьев В.П. / Васюткино озеро / Становление характера Васютки Становление характера Васютки В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было ... проектно-исследовательских работ «Грани науки» Становление характера Васютки Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№ ...
— Какой темой объединены эти рассказы? — Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы? — Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?
Домашняя работа
Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- О.Н.У.
- Актуализация знаний
1) — Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? — Что рассказывает писатель о рыбной ловле? — Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? — Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?
Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло». «Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций? В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.
- Подготовка к написанию сочинения
Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».
План 1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 2. Становление характера Васютки. 1) Забота Васютки о рыбаках. 2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение. 3) Знание законов тайги. Внимание к природе. 4) Забота Васютки об общем деле. 3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика? — Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
- Написание сочинения
- Д/з читать П. Мериме «Маттео Фальконе»
Важно заметить, что каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то ϶то проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева ʼʼВасюткино озероʼʼ пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В ϶том рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу ӊᴇ каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он ещё ӊᴇ стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он ӊᴇ сразу понимает, что заблудился. Что бы стал делать в ϶той ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Данные самые минуты являются переломными в ᴇᴦο жизни: Васютка уже ӊᴇ ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только лишь на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб. Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже ӊᴇ ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и ϶то помогает Васютке найти выход из тайги. Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а аналогичным образом становится полезным своим близким. В рассказе ʼʼВасюткино озероʼʼ писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. Размещено на реф.рф В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и ᴇᴦο товарищам.
Как васютка выжил в тайге? 5 класс
... гривой Астафьева (6 класс) Сочинение на тему: “Как Васютка выжил в Тайге”. План: 1. Вступление: Кто такой Васютка? 2. Основная часть: а) Зачем мальчик отправился в тайгу? б) Почему Васютка заблудился? в) Что помогло Васютке выжить в тайге? 3. Заключение: а) Какие ...
Вариант 4
Тринадцатилетний мальчик Васютка проживает со своей семьей на берегу Енисея. Его отец с другими мужчинами рыбачит изо дня в день. Мальчик же старается им помочь, чем может. Поэтому он ходит в тайгу собирать кедровые шишки, семечки из которых так любят пощелкать рыбаки вечерами. Мальчику очень интересно слушать истории, рассказанные взрослыми опытными людьми, он размышляет об этом.
Просто сидеть дома Васютке не интересно. Такие вылазки в лес помогают ему лучше узнать законы природы, различать растения и животных. Постепенно он заходит все дальше и дальше, исследуя все новые территории. Это говорит о том, что Васютка – очень любознательный мальчик. Еще он уважает старших, запоминает все, чему они его учат. Краюшка хлеба, прихваченная с собой в тайгу по их наставлению, очень помогла ему.
Парнишка любит природу, он ценит ее дары. Несмотря на небольшой возраст, он хорошо обращается с ружьем, но зря не тратит патроны и не убивает птиц или белок ради развлечения. Это демонстрирует ответственное отношение к природе. Но все же он – охотник, поэтому не смог устоять перед соблазном подстрелить глухаря и на какое-то время потерял бдительность.
Когда Васютка заблудился в тайге и искал дорогу домой, то в эти несколько дней раскрылись его самые лучшие черты характера. Как и любому человеку, тем более подростку, ему было страшно и на глаза не раз наворачивались слезы. Но он смог собраться с духом, не стал паниковать, наоборот – Васютка мыслил очень рационально.
Какой таежный закон нарушил васютка. законы тайги в рассказе ...
... Васютка? («Тайга хлипких не любит») Давайте запишем тему урока: «Васюткино озеро»: «Тайга хлипких не любит» Каковы цели нашего урока? На ... «Васюткино озеро» 6. Раздаточный материал: (тема, план-схема сочинения ... ладонь руку мальчика и мучительно ... твои дороги, и ... приметы и законы, которые важно ... Васютка, заблудившись, смог взять себя в руки, вспомнить все, чему его учили, и спастись, выжить в тайге, ...
Мальчик не стал тратить все силы на пустые крики, ведь его все равно никто не услышит. Он позаботился о своей безопасности и устроился на ночлег, а также сумел приготовить птицу. Он четко распределил имеющиеся запасы пищи, зря не тратил патроны.
Васютка – очень наблюдательный парнишка, он смог понять, что выходит к озеру по кочкам и изменившейся растительности. Далее он присматривается к рыбе и определяет, что это озеро должно впадать в реку. Уже на берегу реки мальчик стал разводить костер и стрелять из ружья, чтобы на него обратили внимание. Он все правильно рассчитал. Несмотря на огромную радость возвращения домой, Васютка смог отыскать дорогу к озеру с рыбой. Внимательный, наблюдательный, с отличной памятью мальчик.
Васютку можно охарактеризовать как смелого и находчивого парнишку, сумевшего рационально мыслить в экстремальной ситуации, с которой достойно справиться мог бы не каждый взрослый. Он достоин того, чтобы его именем назвали озеро.