Иван Сергеевич Тургенев – один из величайших русских писателей.
Родился этот писатель, драматург и переводчик в Орловской губернии в 1818 году. Писал в жанре романтизма, переходящего в реализм. Последние романы были уже сугубо реалистическими, при этом дымка «мировой скорби»‘ присутствовала и в них. Также ввел в литературу понятие «нигилист» и на примере своих героев раскрыл его.
Автор «Муму» известен читателю своими романами, среди которых «Отцы и дети», «Накануне».
О рассказе «Бежин луг»
Рассказ «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». Интересна история создания этого цикла самостоятельных рассказов. Вместе они создают удивительную кайму пейзажей, азарта, тревог и суровой природы (а описание природы в рассказе «Бежин луг» — это удивительное отражение чувств человека в зеркале окружающего мира).
Когда писатель вернулся в Россию после поездки за границу, в 1847 году начал свой долгий путь журнал «Современник». Ивану Сергеевичу предложили опубликовать на страницах номера небольшое произведение. Но писатель считал, что достойного ничего и нет, и в конце концов принес редакторам небольшой рассказ «Хорь и Калиныч» (в журнале его назвали очерком).
Этот «очерк» произвел эффект взрыва, читатели стали просить Тургенева в множественных письмах к нему продолжать и издать что-то похожее. Так писатель открыл новый цикл и начал, будто драгоценный бусы, плести его из рассказов и очерков. Всего под этим названием было издано 25 рассказов.
Одна из глав – «Бежин луг» – известна удивительными картинами природы, атмосферой ночи. Описание природы в рассказе «Бежин луг» — настоящий шедевр. Луг и лес, ночное небо, грозовые тучи и костер будто живут своей жизнью. Они не просто фон. Они — полноценные персонажи этой истории. Начавшийся описанием раннего утра и рассвета рассказ проведет читателя по жаркому летнему дню, а потом по мистической ночи в лесу и на лугу с загадочным названием «Бежин».
«Бежин луг»: анализ произведения
Знаменитый цикл «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев создал под влиянием литературного критика Виссариона Белинского. Отметим, что писатель любил охотиться, общаться с крестьянами, а потому воссоздать реалистичную картину задуманных рассказов не составляло для него труда.
Вошел в сборник «Записки охотника» «Бежин луг», в котором автор с любовью и теплотой описал обычных крестьян, сделав их главными героями произведения. Вот его краткий анализ:
«Бежин луг»: автор и название
По рассказу бежин луг тургенева
... посвящен описанию жизни крестьянских детей. Сегодня мы пишем сочинение Бежин луг для 6 класса, останавливаясь отдельно на характеристике мальчиков, любимом герое из Бежиного луга, а также раскроем тематику природы и человека в рассказе Тургенева. В рассказе Бежин луг ...
Когда создан «Бежин луг»? Тургенев начал писать рассказ осенью 1850 года и к началу следующего года представил его для печати в популярный журнал «Современник».
Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.
Рассказ «Бежин луг»: тема
Страшные истории: YouTube / MyBook
Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В рассказе на великолепном пейзажном фоне он раскрыл взаимосвязь человека с природой, их гармонию. Также в произведении присутствуют такие темы:
- Проблема жизнеустройства крестьян. Дети, которые еще не должны быть озабочены жизненными тяготами, работают, как взрослые и так же рассуждают. Но при всей неустроенности и сложности ребятишки не унывают. Напротив, они живут счастливо, ярко и интересно. Вот и во время не по годам тяжелой работы они с удовольствием развлекаются небылицами и легендами.
- Отсюда логично следует тема ценности жизни, важности умения радоваться ей и ощущать благодарность за то, что имеешь. Тургенев подчеркивает, что, только став частью природы, прислушиваясь к ней, можно почувствовать ее милость и щедрость.
- Также глубоко раскрыта тема народных легенд и сказаний. Пример мальчишек и их историй показывает силу мистицизма обычных необразованных людей. Доказательств тому множество (Гаврила, Акулина).
Все зло заключается в невежестве, страхах и верованиях.
Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.
«Бежин луг»: кратко о композиции
Композиционно «Бежин луг» построен сложно и многослойно. Выделим такие основные части:
- В экспозиции описывается дневной пейзаж.
- Завязка связана со скитаниями охотника.
- Кульминация — его встреча с ребятишками у костра.
- В качестве эпилога приведена информация о судьбе одного из мальчиков — Павлуши.
Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.
«Бежин луг»: жанр
Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:
- Маленький объем.
- Одна сюжетная линия.
- Повествовательное содержание.
Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.
Рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого вызывает интерес и желание познакомиться с произведением детальнее, необычный по форме и содержанию. За видимой простотой и незамысловатостью сюжета скрываются глубокие мысли и поистине поэтическая душа автора, которая заслуживает высокой оценки.
Описание природы в рассказе «Бежин луг». Краткое содержание.
Очень хорошим июльским днем герой рассказа пошел на охоту за тетеревами. Охота была довольно удачной, с полным заплечным мешком дичи он решил, что уже пора домой. Поднявшись на холм, герой понял, что перед ним совершенно чужие ему места. Решил, что «слишком свернул вправо», он сошел с холма в надежде, что сейчас поднимется с нужной стороны и увидит знакомые места. Надвигалась ночь, а путь все так же был не найден. Блуждая по лесу и задавая себе вопрос «Так где же я?», герой внезапно остановился перед пропастью, в которую едва не упал. Наконец-то, он понял, где находится. Перед ним простилалось место, названное Бежин луг.
Образ Павлуши в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева
... внимание к нему и невольно вызывало симпатию. Одет был Павлуша в простую крестьянскую одежду, которая состояла из рубахи, сшитой ... используя свой небольшой жизненный опыт, смекалку, наблюдательность. Слушая рассказы ребят, он делает дельные замечания. Сам он тоже рассказывает ... отличаются от тех, что сказывали его друзья. Своими рассказами он не столько хотел напугать ребят, сколько рассмешить ...
Охотник увидел неподалеку огоньки и людей возле них. Двинувшись к ним, он увидел, что это мальчишки с близлежащих деревень. Они пасли табун лошадей здесь.
Отдельно стоит сказать про описание природы в рассказе «Бежин луг». Она удивляет, очаровывает, а иногда и пугает.
Краткое содержание рассказа. Продолжение
Рассказчик попросился остаться с ними на ночлег и, чтобы не смущать мальчиков, прикинулся спящим. Ребята начали рассказывать страшные истории. Первая о том, как они ночевали на заводе и там их напугал «домовой».
Вторая история — о плотнике Гавриле, что пошел в лес и услышал зов русалки. Испугался и перекрестился, за что прокляла его русалка, сказав, что «будет он всю жизнь убиваться».
Описание природы в рассказе «Бежин луг» служит не только декорацией к этим историям, оно дополняет их мистицизмом, очарованием, загадочностью.
Так до рассвета вспоминали ребята страшные истории. Автору до души очень припал мальчик Павлуша. Внешность у него была совершенно не примечательная, но глядел он очень умно и «в голосе его звучала сила». Его рассказы ребят совершенно не пугали, на все был готов рациональный, мудрый ответ. А когда в разгар разговора залаяли и бросились в лес собаки, Павлуша кинулся за ними. Возвратившись, он спокойно сказал, что ожидал увидеть волка. Смелость мальчика поразила рассказчика. Наутро он вернулся домой и часто вспоминал ту ночь и мальчика Павла. В завершение рассказа герой с грустью говорит о том, что Павлуша, через некоторое время после их знакомства погиб – упал с лошади.
Другие сочинения по этому произведению
Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг»
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели и задачи урока:
- воспитание трепетного отношения к природе.
Оборудование урока
: Презентация, портрет писателя.
Теория литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kartinyi-prirodyi-v-rasskaze-bejin-lug/
: пейзаж, экспозиция.
Методические приёмы
: беседа, выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста.
Пейзаж и его роль в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс описание природы
... с ними и побрел домой. Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». ... Бежин луг» для самых любопытных — Анализ «Бежин луг» Тургенев для самых крутых — Читать «Бежин луг» полностью Мнения о пейзажных зарисовках Подготовить школьный урок по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Бежин луг» ...
Ход урока
1. Организация начала урока.
Приветствие гостей. Настрой на рабочий лад: нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.
2. Вступительное слово учителя
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Запишите тему урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». (Слайд 1)
Цель урока:
- показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
- выявить роль пейзажа в произведении;
- развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;
- развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;
- воспитание трепетного отношения к природе. (Слайд 2)
На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – это крестьянские дети; они – центральный образ произведения. Их мироощущение заинтересовало писателя. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке. Но это изображение крестьянских детей Тургенев пронизывает изображением русской природы. Об этом мы с вами и будем сегодня говорить. Ключевыми словами станут слова «пейзаж», «природа».
3. Изучение нового материала.
Что называется пейзажем?
Пейзаж – это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.
Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, — описанием «прекрасного июльского дня».
Чтение эпизода
(Слайд)
Какие же они, краски июльского дня? (небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)
Полынью, сжатой рожью, гречихой.
Вывод:
Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение.
—
Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы
Б) — А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.
Учащиеся читают эпизод описания летней ночи
- ) (Слайд)
(Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…)
Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?
Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (Выражения, подчеркнутые).
Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.
Какую роль играют многоточия? (Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)
Вывод:
Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени
... а так же заставить задуматься о своих поступках, словах и мыслях. Роль природы и пейзажа в романе Герой нашего времени ... настроение («бледноватый отблеск востока разливался по своду»). Природа, использование пейзажа в романе отражается на характере Печорина. Восприятие Григорием родных просторов, перемещение по ним на быстрой лошади – все это характеризует молодого ...
Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.
Чем пахнет летняя ночь? («У костра: запах русской летней ночи… Стр. 137, слайд 6)
Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.
Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?
—
Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.
Уч-ся читают эпизод
Какие звуки мы здесь слышим?
Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…» Слайд стр.149)
Найдите эпизод « Недолгие летние ночи!..» (Слайд стр.155)
Чтение эпизода.
«Утро зачиналось…» (Слайд стр.155)
В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».
Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.
Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?
А какие звуки слышны ранним утром на лугу?
С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.
Поэтому, может быть, рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра.
Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?
Учитель
: Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа
4. Работа со словарем.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. (Слайды 11–12)
5. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».
Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
По картине Серова Девушка освещенная солнцем
... дома. Она украсит интерьер любой квартиры. На девушку хочется смотреть и не отрываться. И представлять себя на её месте, в этом полуденном лесу. 6 класс Серов - Девушка освещенная солнцем ... сочная зелень листвы придаёт ощущение единого бескрайнего царства природы. Картина завораживает взгляд своей непорочностью и простотой. Серов воспевает юность и непосредственность как отдельного человека, так ...
Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. (Слайд 13)
6.
—
А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
7.
Проблемный вопрос (Слайд)
Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?
Анализ эпизодов.
Чтение первого отрывка «Прекрасный июльский день»: начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая» и ответы на вопрос: связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?
Эта часть композиции рассказа называется экспозиция. (Слайд)
Экспозиция — это изображения положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия.
Какую функцию она выполняет в данном рассказе? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию.)
Какое настроение создает это описание? (Радостное, бодрое, ясное.)
Выводы урока.
(Слайд)
Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?
- Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
- Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
- Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полных фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
- Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
- Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
- Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.
6. Домашнее задание:
выучить наизусть отрывок — одно из описаний природы — по выбору.
Оценки за урок.
(1 вариант)
Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.
Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.
Солнце, старик и девушка
... важное свойство: и старик, и солнце равнодушны к происходящему на земле. Девушка удивлена спокойствием и умиротворенностью старика, а ... размер и цвет. Кульминацией становится финал рассказа, в котором девушка узнает о смерти старика и о ... и, видимо, важный для нее молодой человек недоволен тем, что она рисует стариков. Сам старик несколько раз обращает внимание собеседницы на окружающую природу, ...
Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.
Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.
(2 вариант)
В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.
Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».
Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.
Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.
Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.
Как человек должен относиться к природе по рассказу васюткино озеро
... -vasyutkino-ozero Сочинение на тему: «Васюткино озеро» В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Отправившись в тайгу за ...
Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.
Василий Шукшин Солнце, старик и девушка Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место – у коряги – и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях – коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки. Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос: – Здравствуйте, дедушка! Старик кивнул головой. С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках. – Отдыхаете? Старик опять кивнул головой. Сказал; – Отдыхаю. На девушку не посмотрел. – Можно, я вас буду писать? – спросила девушка. – Как это? – не понял старик. – Рисовать вас. Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц. – Я ж некрасивый теперь,– сказал он. – Почему? – Девушка несколько растерялась.– Нет, вы красивый, дедушка. – Вдобавок хворый. Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала: – Вы очень красивый, дедушка. Правда. Старик слабо усмехнулся: – Рисуй, раз такое дело. Девушка раскрыла свой чемодан. Старик покашлял в ладонь: – Городская, наверно? – спросил он. – Городская. – Платют, видно, за это? – Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят. – Надо стараться. – Я стараюсь. Замолчали. Старик все смотрел на солнце. Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку. – Вы здешний, дедушка? – Здешный. – И родились здесь? – Здесь, здесь. – Вам сколько сейчас? – Годков-то? Восемьдесят. – Ого! – Много,– согласился старик и опять слабо усмехнулся.– А тебе? – Двадцать пять. Опять помолчали. – Солнце-то какое! – негромко воскликнул старик. – Какое? – не поняла девушка. – Большое. – А-а… Да. Вообще красиво здесь. – А вода вона, вишь, какая… У того берега-то… – Да, да. – Ровно крови подбавили. – Да.– Девушка посмотрела на тот берег.– Да. Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине – между рекой и горами – тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго – тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря. – Ушло солнышко,– вздохнул старик. Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так – слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны. В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны. – Хорошо,– сказал негромко старик. А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..» Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки… Опять морщины! «Надо работать, работать, работать…» – Вы завтра придете сюда, дедушка? – спросила она старика. – Приду,– откликнулся тот. Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел. Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел – ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать. Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать. Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку – старался не шуметь. Молчали. Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны, На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал: – Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много – четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, Любют меня. По городам все теперь… Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала. – Трудно было жить? – невпопад спрашивала она. – Чего ж трудно? – удивлялся старик.– Я ж тебе рассказываю: хорошо жили. – Сыновей жалко? – А как же? – опять удивлялся старик.– Четырех таких положить – шутка нешто? Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью. А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря. – Ненастье завтра будет,– сказал старик. Девушка посмотрела на ясное небо: – Почему? – Ломает меня всего. – А небо совсем чистое. Старик промолчал. – Вы придете завтра, дедушка? – Не знаю,– не сразу откликнулся старик.– Ломает чего-то всего, – Дедушка, как у вас называется вот такой камень? – Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек. – Какой? – спросил старик, продолжая смотреть на горы. Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь. – Такой? – спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах.– Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали. Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел. – На… камешек-то, — сказал он и протянул девушке камень. – Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко – не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож – с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов,– синенькие, тоже с рябинкой с такой. Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой. – Вы где живете, дедушка? – А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом,– старик показал дом на берегу,– дальше – Бедаревы, потом – Волокитины, потом – Зиновьевы, а там уж, в переулочке,– наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было. – Спасибо. – Я пошел. Ломает меня. Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. «Нет, не слепой,– поняла девушка.– Просто слабое зрение». На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце – оно тоже просто встает и просто заходит, — думала девушка.- А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно. Не пришел старик и на третий день и на четвертый. Девушка пошла искать его дом. Нашла. В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску. – Здравствуйте,– сказала девушка. Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул: – Здорово. – Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка… Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала. – Жил,– сказал мужик.– Вот домовину ему делаю. Девушка приоткрыла рот: – Он умер, да? – Помер.– Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку.– А тебе чего надо было? – Так… я рисовала его. – А-а.– Мужик резко зашаркал рубанком. – Скажите, он слепой был? – спросила девушка после долгого молчания. – Слепой. – И давно? – Лет десять уж. А что? – Так… Девушка пошла из ограды. На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.
Реферат хемингуэй старик и море
... все с самого первого дня, когда ты взял меня в море. Старик поглядел на него воспаленными от солнца, доверчивыми и любящими глазами: Если бы ты был моим сыном, я ... я опять могу пойти с тобой в море. Мы уже заработали немного денег. Старик научил мальчика рыбачить, и мальчик его любил. Нет, — сказал старик, — ты попал на счастливую лодку. Оставайся на ...
Иван Тургенев — подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.
Природа в рассказе
Особое место в рассказе занимают картины природы. Описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева начинает рассказ.
Автор называет пылание утренней зари «кротким румянцем», солнце – приветливым и светлым. Эти картины погружают нас в мир природы, очаровывают с первых строк.
Пейзаж несколько меняется, когда герой понимает, что заблудился. Природа все так же прекрасна и величава, но навеивает какой-то неуловимый, мистический страх.
И, наконец, когда автор спускается к ребятам и успокаивается у тихого костра, картины природы вокруг загадочного Бежина луга приобретают настроение покоя и отдыха.
Когда мальчики неторопливо ведут свои детские речи, луг вокруг будто внимает им, иногда поддерживая жутковатыми звуками или полетом непонятно откуда взявшегося голубя.
Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг
Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.
Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему. В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника.
Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».
Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.
Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.
Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.
6 класс
Другие сочинения: ← Характеристика и образ Илюши из рассказа Бежин луг↑ ТургеневОбраз и характеристика Бирюка главного героя →