Прежде чем приступать к разбору произведения, ученикам рекомендуется прочесть его в полной версии. М. Ю. Лермонтов создал его сразу после посещения праздничного бала, устроенного по случаю Нового года. На маскараде присутствовали члены царской семьи, в том числе Николай Первый. Он счёл творение молодого поэта оскорбительным для себя.
Главное для них — праздность и веселье
Анализ «Первого января» Лермонтова показывает, что стихотворение условно можно разделить на начальную, среднюю и заключительную части. В первых строчках поэт с горечью описывает безразличный мир, состоящий из веселящихся людей. Это мрачная реальность, где снаружи всё блестит, сверкает, шумит и переливается, а внутри нет ничего, только пустота.
Прошлое выглядит для него привлекательнее настоящего
В заключительной части поэт повествует о том, что мечты сменяются действительностью. Обнаружив, что грёзы были лишь обманом, ему хочется дерзко обратиться к толпе, нарушив её весёлость стихом, проникнутым горечью.
Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»
Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, присутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба… На балу… ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…».
Стиль произведения — романтический, основная тема — противостояние лирического героя и толпы.
А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
... Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, ... причём оппозиционные настроения охватили и определенную часть дворянской интеллигенции. И если в "Пророке" автор размышляет о роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в "Арионе" он проверяет жизнеспособность ...
Стихотворение построено на резком контрасте действительности и идеала поэта. Основные образы реального мира — это «пестрая толпа», «образы бездушных людей», «приличьем стянутые маски». Толпа эта лишена индивидуальности, люди неразличимы, все краски и звуки здесь приглушены:
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
Картина маскарада напоминает нам кошмарный сон, время здесь словно застыло, стало неподвижным. Чтобы подчеркнуть это, поэт использует немногочисленные глаголы в форме настоящего времени. И внешне герой погружен в эту застывшую, безжизненную стихию. Однако внутренне он свободен, обращен мыслями к своей «старинной мечте», к тому, что ему по-настоящему дорого и близко:
- И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;
- И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.
Основные образы «старинной мечты» лирического героя — это «родные места», «спящий пруд», «высокий барский дом», «темная аллея», зеленые травы, угасающий луч солнца. Мечта эта подобна «цветущему островку среди морей». Исследователи отмечали здесь ситуацию скованности мечты окружающей враждебной стихией. Именно так силен порыв героя к свободе, желание его преодолеть эту скованность, вырваться из враждебного плена. Порыв этот запечатлен в финальных строках произведения:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их Облитый горечью и злостью.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — описание маскарада (две первые строфы).
Вторая часть — обращение лирического героя к своей милой мечте. И третья часть (последняя строфа) — возвращение его к реальности. Таким образом, мы имеем здесь кольцевую композицию.
Стихотворение написано с помощью сочетания шестистопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («пестрою толпою», «при диком шепоте», «лазурного огня», «с улыбкой розовой»), метафору («Ласкаю я в душе старинную мечту», «И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»), анафору и сравнение («С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье»), лексический повтор («лечу я вольной, вольной птицей»).
На фонетическом уровне отметим аллитерацию и ассонанс («С глазами, полными лазурного огня»).
Таким образом, в стихотворении звучат различные мотивы. Это романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя, трагическая раздвоенность его сознания (что было характерно затем для лирического героя Блока).
Мы можем рассматривать это произведение в контексте лирических размышлений поэта о своем месте в мире, об одиночестве, отсутствии взаимопонимания и счастья — стихотворений «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу..», «И скучно и грустно…».
Великий английский поэт Шелли
... верили в незыблемость существующего порядка вещей. По свидетельству большинства друзей и биографов Шелли, будущий поэт был одинок в семье, с которой впоследствии порвал окончательно. Уже в ... жалкое крохоборство английских университетов»,—писал он в 1843 г. Университет служил главным образом, питомником духовенства. Образование покоилось на религиозной основе, кафедры занимали узколобые педанты; ...
Жанровые особенности и работа на уроке , На это указывают все признаки:
- описание внутреннего мира героя;
- размышления и чувства;
- присутствие сюжетной линии;
- наличие главного персонажа;
- повествование от первого лица.
При написании поэт использовал два стихотворных размера: шестистопный и четырёхстопный ямб. На уроке литературы учащиеся определяют, какие средства выразительности использовал поэт, и учатся их находить. Они заполняют читательский дневник, где кратко излагают содержание произведения и свои впечатления от прочитанного.
В рамках школьной программы учитель предлагает понаблюдать за тем, как меняется настрой лирического героя, какие рифмы и средства выразительности применяет автор. В классе или дома учащиеся пишут сочинение.
История создания
О том, что побудило Лермонтова написать такое стихотворение, рассказывал Тургенев. Он вспоминал, как поэт чувствовал себя чужим среди гостей, приехавших на бал-маскарад. Люди суетились, дёргали поэта, досаждали ему зловещим шёпотом речей, заученных до того, что можно было предугадать каждое слово. Император тоже присутствовал на балу, и реакцией на стихотворение была обида.
второе название произведения — «1 января»
«Как часто пестрою толпою окружен», анализ стихотворения Лермонтова
«Как часто пестрою толпою окружен»
— написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1-ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения.
«враждебный»
для
лирического героя
- В нем все дисгармонично: звуки (
«дикий шепот затверженных речей»
«шум музыки и пляски»
, цвета (
«пестрая толпа»
и люди (
«маски»
«бездушные образы»
- Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую жизнь настоящую, передано через ряд эпитетов(
«дикий шепот»
«бестрепетные руки»
Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.
«Как будто бы сквозь сон»
видится в стихотворении мир иной. Центральная часть произведения переносит читателя в
«царство дивное»
- Мечта-воспоминание о родном доме и саде,
«спящем пруде»
«темных аллеях»
живописна и многокрасочна. Гармония и чистота сквозят в каждом образе. Именно здесь, в потерянном
«свежем островке»
- предмет грез героя — прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.
«вольной, вольной птицей»
- Двойной повтор
эпитета
говорит о неуёмной жажде свободы и гармонии.
Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:
Краткий анализ стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтова
... Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3 Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году. Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. ... У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова пророк изображен уже среди людей, в ...
Я долгие часы просиживал один.
но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.
Композиционное искусство антитезы
в стихотворении ярко подчеркивает пронзительный психологизм лермонтовского творчества. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и создавая тем самым рамочную композицию, синтезирует в себе содержание предшествующих строф. Осознанный лирическим героем обман укрепляет его гнев, дающий силу не поддаться общей инертности жизни, а противопоставить ей деятельность. Восклицательные интонации и междометие показывают, как стремление к мечте, испуганной шумом безликой толпы, сменяется на жажду мщения, которая вырабатывает новый образ поэзии,
«железный стих, облитый горечью и злостью»
«Как часто пестрою толпою окружен» — стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до отчаяния, исполненного яростью, помогает понять первоосновы всего творческого мироощущения поэта.
Тема и композиция
Выполняя анализ «Как часто пёстрою толпою…», можно заметить, каким холодным, отстранённым и бездушным было скопище людей, окружавших поэта. В то же время автор приоткрывает перед читателем завесу своей души. Лермонтову приходится жить в окружении знати, среди которой он чувствует себя совершенно чужим, лишним. Противостоять толпе бывает сложно, и автор понимает, что ему всегда придётся притворяться не тем, кто он есть.
Композиционно стихотворение представляет собой последовательность из трёх смысловых частей, объединённых в единое целое. Начальные и завершающие строфы проникнуты отчаянием и пессимизмом. Они выглядят как горькое обрамление средней, светлой части, в которой поэт предаётся приятным воспоминаниям о беззаботных детских днях.
Это всё, что окружало его в детстве:
- вечерний луч;
- жёлтые листы;
- туманы;
- тёмные аллеи;
- дымящееся село;
- спящий пруд.
В заключительных строках поэт понимает, что всё хорошее и светлое — лишь обман. Грёзы рассеиваются, и герой снова оказывается в окружении веселящихся людей. Ему хочется бросить в толпу дерзкий стих, наполненный «злостью» и «горечью». Такими словами автор заканчивает своё творение.
Произведение создано в характерной для Лермонтова манере. Автор противопоставляет себя и своего героя злобному обществу, его возмущают праздность и пассивность. Художественные образы и выразительные средства усиливают эффект. Всё вместе помогает понять особенности мировоззрения поэта и проникнуться его стремлением к переменам.
Как часто, пестрою толпою окружен…
Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки,- Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей;
Лирика Лермонтова (2)
... не Байрон, я другой…». Основные мотивы лирики Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. Лермонтов рано начал пробовать свои силы ... горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении ... стихи поэта рождались из пламя и света, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова ...
- Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин – Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.
На праздник нзванную гостью,
Облитый горечью и злостью!…
31 декабря, в новогоднюю ночь нового, 1840 года, Лермонтов был среди гостей в зале Благородного собрания в Москве на пышном костюмированном балу, где присутствовал весь “цвет” петербургской аристократии. Иван Сергеевич Тургенев, в ту пору ещё совсем молодой человек, только начинающий пробовать свои силы в литературе, видел Лермонтова среди гостей на том балу и запомнил, как к нему поминутно приставали маски, брали его за руки, старались заинтриговать. “А он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, — пишет Тургенев, — что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества…” Среди гостей находились дочери Николая I – одна в голубом широком плаще с капюшоном, другая – в розовом, обе в черных масках. Всем было известно, кто скрывался под этими масками; тем не менее все делали вид, будто не могут разгадать эту тайну. Однако почтительно расступались перед знатными “незнакомками”. Приблизившись к Лермонтову, дочери императора заговорили с ним надменно и самоуверенно. Сделав вид, будто ему и в голову не приходит, кто эти замаскированные дамы, Лермонтов ответил им вызывающе смело да еще прошелся с ними по залу. Возмущенные, разгневанные, великие княжны поспешили скрыться и тотчас отправились домой. А через две недели в “Отечественных записках” появилось стихотворение Лермонтова, которое поэт нарочно пометил числом “1-е Января”. В этом стихотворении говорится о том, как, созерцая блеск и суету великосветского маскарада – “образы бездушные людей”, “приличьем стянутые маски”, поэт старается забыться, уйти в мир своей мечты. Его посещает вдохновение. И Лермонтов заканчивает стихотворение строфой:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник нзванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!…
Это стихотворение было ответом и на повесть Соллогуба, и на новогоднюю встречу с дочерьми российского императора. Лермонтов заявил о том, что между ним и великосветским обществом лежит глубокая, непроходимая пропасть. В Зимнем дворце прекрасно понимали, о каком происшествии вспомнил поэт, и многие строчки показались царедворцам “непозволительными” Так через три года после гибели Пушкина началась травля другого великого поэта России. Лермонтов был очень честным и правдивым человеком. Он ненавидел лицемерие и ложь и не терпел этого от других. В раннем детстве его бабушка выгнала его отца, не позволяла ему видеться с сыном. Маленькому Лермонтову приходилось разрываться между одинаково любимыми им людьми, приходилось менять себя для бабушки, скрывая свою истинную натуру. Это наложило сильный отпечаток на характер будущего поэта: он был скрытным, замкнутым и почти всегда прятал свои теплые мысли и чувства. На том балу он столкнулся именно с тем, что так сильно ненавидел: с лицемерием, двуличностью и обманом, как внешним, так и внутренним. Лермонтов всем сердцем желает перенестись в свои родные места, где он чувствует себя более менее спокойно. Строки о Тарханах наполнены почти ощутимой любовью; Лермонтов описывает природу и обстановку очень нежно, трепетно и с благоговением. Но после резкого возвращения из мира грез в мир реальности он понимает всю безнадежность своего положения, и от осознания того, что он н e может искоренить эти ненавидимые им черты и в то же время свойственные ему самому, его нравственный нарыв прорывается обличительными фразами этого стихотворения:
Мое любимое стихотворение лермонтова тучи 6 класс
... в финале стихотворения «Тучи» . Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс Произведение Лермонтова «Тучи» было написано автором 1849 году, за год до его трагичной кончины. Лермонтов – человек ... Ему было нечего бояться, ведь этот человек – как будто презирал весь мир и общество, в котором ему ... умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. ...
И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!…
Лермонтов понимал, что он не в силах изменить этот мир, но и никогда не сможет с ним примириться, и поэтому он был обречен существовать в непрерывной борьбе с жизнью и с самим собой. Его стихи невероятно грустные и наполненные горечью, и в то же время гениальные, как будто эти откровения ему подсказаны свыше. Дальнейшая судьба Лермонтова была предрешена, потому что он был пророк, а Россия расстреливает своих пророков. Два гения, два пророка – и одинаковая судьба: смерть от пули, пущенной безжалостной рукой…
«Смерти поэта»
Творческая история стихотворения доныне является предметом не утихающих споров между исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1-е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов якобы нарушил этикет: он дерзко ответил «двум сестрам» (дочерям императора Николая I — Ольге и Марии) в голубом и розовом домино, задевшим его «словом»; положение этих «сестер» в обществе было известно (намек на принадлежность их к царской фамилии).
Обратить внимание на поведение Лермонтова в этот момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики. Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались непозволительными»
(Висковатый).
(дочери императора Николая I)
И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде Дворянского собрания «под новый 1840 год», и привел в этой связи пренебрежительные строки о бальных красавицах из стих. «Как часто…».
В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было новогоднего маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения и относилась она не к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице Александре Фёдоровне; именно к янвярю и февралю 1839 года относятся ее посещения маскарадов в Дворянском собрании. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихами Лермонтова.
Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 года и впечатления от новогоднего стихотворения 1840 года слились в памяти современников в один эпизод. По другому предположению, стихотворение относилось к маскараду в ночь с 1-го на 2-е января 1840 года в Большом Каменном театре, где присутствовали император и наследник. Реальные основы версии о биографическом источнике стихотворения подлежат дальнейшей проверке. Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения в «Отечественных Записках» повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.
М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения
... и действию. Здесь искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть ... надежд, рождённых победой в войне 1812 года, создал стихотворение «Узник», воплотив в нём веру в то, ...
Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами. Он дает понять читателю, что рассказывает именно про себя, вводит в собственные чувства.
Если прочесть чуть дальше, то становится понятно, что эти воспоминания не самые радостные. Он называет образы людей на балу «бездушными». Говорит, что на них всех надеты маски. Далее автор вспоминает свое детство, когда он был ребенком и сам хотел находиться в светском обществе. А после воспоминаний он подводит итоги, иначе говоря, понимает, что рано или поздно узнает обман.
Лично у меня особенная точка зрения на эту тему. Те, кто изучал биографию Лермонтова, наверняка знают, что он был не многословной личностью, ему было сложно поддержать беседу, потому что не хотел этого. Именно в этом произведении Михаил Лермонтов и показал, что у него творится в голове в такие моменты. Это не означает, что все из светского общества бездушные и ужасные, просто Лермонтов особенно на это смотрел!
В данном стихотворении в большинстве присутствует сравнение. Для того, чтобы показать всю радость детства, когда он еще был вдали от балов, он сравнивает счастливую улыбку с молодым огнем. А чтобы показать весь ужас балов, он просто использует прилагательные. Например, даже руки девиц для него кажутся бестрепетными, значит-ничего не боящимися. Жанр стихотворения-лирика. Здесь Лермонтов показывает всю «трагедию» жизни, что мечты оказались совсем ужасными.
Данное произведение Лермонтов написал в январе 1840г.. В то время он приехал в Москву чтобы отдохнуть, а это был самый разгар гуляний. Он просто не мог находиться там, но его заставляли и уговаривали. Поэтому он и показывает в своем стихотворении, что хочет смутить веселость остальных, бросив им в глаза стих.
Анализ стихотворения Как часто пестрою толпою по плану