Художественное своеобразие романа «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие романа , Сегодня на уроке мы:

  • Узнаем, как создавался роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
  • Поговорим о жанровых особенностях романа «Преступление и наказание».
  • Разберёмся, насколько сильно это произведение повлияло на мировую культуру.

Достоевского

В европейской литературе даже стали появляться так называемые романы-спутники. Такие произведения продолжают тему основного романа. В них зачастую получают развитие сюжетные линии основного романа, используются образы и мотивы.

«Преступление и наказание»

привлекло внимание даже учёных-криминалистов! Так, итальянский криминалист

Энрико Ферри

отмечал, что благодаря глубокому пониманию человеческой психологии, Достоевский смог в своём романе

«предвосхитить многие выводы науки о преступлениях»

«Преступление и наказание» до сих пор включают в списки книг, которые обязан прочесть каждый образованный человек.

Вместе с тем, «Преступление и наказание» называют одним из самых загадочных и сложных произведений мировой литературы. Литературоведы до сих пор спорят об этом романе, открывают его новые стороны. Это неудивительно, ведь «Преступление и наказание» ‒ очень сложное произведение, которое не укладывается в рамки одного жанра. По-разному воспринимаются образы героев, трактуются идеи. Казалось бы, роман изучен вдоль и поперёк, но всё же он считается одним из самых неоднозначных произведений в мировой литературе.

Исследователи творчества Достоевского считают, что замысел романа появился у Достоевского на каторге. В 1859 году он написал брату Михаилу :

«В декабре я начну роман… Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь ‒ роман, который я хотел писать после всех, говоря, что ещё самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля… Всё сердце моё с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения… Исповедь окончательно утвердит моё имя»

Но работу над романом писатель начал только спустя 6 лет, в 1865 году. Первую часть романа Достоевский опубликовал в журнале «Русский вестник» в начале 1866 года. К концу года роман был закончен и опубликован. А через год вышло в свет отдельное издание романа, которое отличалось от журнальной версии. Писатель сделал стилистические правки и внёс некоторые изменения в роман.

22 стр., 10865 слов

Психологизм в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского

... нельзя”. Роман “Преступление и наказание” практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: “Пишу роман о современном преступлении”. Действительно, преступление для ...

«Униженные и оскорбленные»

и

«Записки из подполья»

Идею о людях «низших» и «собственно людях», которые имеют право на преступление и способны менять историю, писатель начал обдумывать в 1863 году.

А в 1864 году Достоевский писал издателю о том, что работает над романом под названием «Пьяненькие». Основой этого романа была история жизни нищей семьи пьяницы-чиновника Мармеладова. Роман этот так и не был написан. Он стал лишь частью романа «Преступление и наказание».

Все эти идеи писатель соединил в одном произведении только в 1865 году. Интересно, что изначально «Преступление и наказание» было повестью. Эту повесть Достоевский писал от первого лица, в форме исповеди преступника. Но постепенно повесть разрасталась, наполнялась новыми событиями и героями.

Форма дневника новому художественному замыслу уже не отвечала. «Исповедью в иных пунктах будет не целомудренно и трудно себе представить, для чего написано. Предположить нужно автора существом всеведущим и непогрешающим, выставляющим всем на вид одного из членов нового поколения»

, ‒ объяснял Достоевский. Поэтому писатель сжёг рукопись и начал работу с самого начала.

Как определить жанр «Преступления и наказания»? Это роман. В произведении Достоевского есть ряд характерных признаков жанра: наличие большого числа равнозначных персонажей, всестороннее изображение жизни в её взаимосвязях, значительный объём произведения, постановка общественно значимых проблем.

Итак, жанр определён. Но мы знаем, что есть множество видов романа. Например, бытовой роман, психологический роман, криминальный роман, роман-путешествие и так далее.

Формально «Преступление и наказание» можно отнести к криминальному или детективному роману. Даже название у романа вполне детективное. В романе есть двойное убийство и его расследование. Допросы, улики и отвлекающие ходы. Есть преступник и следователь, который старается его разоблачить. Есть кара за совершённое преступление. Всё сходится?

А если так, почему «Преступление и наказание» одни называют социально-психологическим романом? Другие – социально-философским. А третьи и вовсе религиозным. И это ещё не все определения!

Дело в том, что писатель выходит за рамки детективного жанра. В романе нет важного элемента детектива ‒ тайны преступления. Нам с самого начала известно, кто, когда и как совершил убийство. И напряжение в романе создаётся не погоней за тайной преступления в ходе расследования, а за счёт психологических поединков разных персонажей. Главное в романе не криминальный сюжет, а идейная и психологическая борьба, исследование человеческой души.

В романе показан внутренний мир отдельной личности, душу и разум которой раздирают противоречия. Кроме того, Достоевский исследует психологические черты разных слоёв общества, влияние социальной среды на личность. Это позволяет называть «Преступление и наказание» социально-психологическим романом.

Другая важная особенность романа заключается в том, что герои в нём – носители определённой идеи, которую они отстаивают в столкновениях друг с другом. В этой борьбе, в этих противоречиях и заключается драматический конфликт романа. Поэтому «Преступление и наказание» можно назвать социально-философским романом.

15 стр., 7054 слов

«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» (по роману «Преступление ...

... человек приходит к определенной истине, заложенной Достоевским. Именно на такой загадке во фразе «тварь ли я дрожащая или право имею?» я бы хотел остановиться в своем сочинении. Родион Романович Раскольников – бедный студен, убивший Лизавету ... Соня на своём опыте понимает, что ничем нельзя искупить преступление и самое ужасное наказание — собственная неспособность простить себя. И это сближает её с ...

А религиозным романом «Преступление и наказание» считают потому, что в нём не только последовательно утверждаются христианские ценности. В нём огромное число отсылок и аллюзий на библейские тексты.

идеологическим

, потому что в центре произведения Достоевского – не бытовое преступление, а идеологическое убийство. «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце»

Раскольникове

Кроме того, как мы уже отмечали, все ключевые герои романа отстаивают свою идею о том, как нужно жить в этом мире.

Михаил Бахтин

  • Он назвал роман полифоническим из-за большого количества равнозначных персонажей, наделённых собственным характером и судьбой. Сюжетные линии этих персонажей переплетаются, создавая единое полотно.

Звучало и такое жанровое определение «Преступления и наказания» ‒ роман-трагедия, где драматический конфликт включён в эпическое повествование. Произведение Достоевского называли даже пятиактной пьесой в романной форме.

Мы видим, что даже единой точки зрения на определение жанра «Преступления и наказания» нет. Тем не менее, согласно традиции советского литературоведения, этот роман Достоевского чаще всего называют социально-психологическим. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».

Работа над романом «Преступление и наказание» пришлась на сложную эпоху перемен в России. Ключевой точкой этих перемен была отмена крепостного права. Перемен ждали с радостью и надеждой. Но долгожданная реформа обернулась разорением крестьян. Она принесла только разочарование и новые социальные проблемы.

Общество, построенное на крепостном праве, менялось. Старая мораль рушилась, а новая, буржуазная, не приживалась. Законы буржуазного общества только усиливали кризис. Это можно проследить, к примеру, в пьесах Островского, где патриархальное купечество, которое хранит традиции и держит слово, уходит в прошлое. А на смену им приходит поколение рвачей с буржуазной моралью, для которых нет ничего святого.

Смешивались понятия добра и зла. Добром теперь провозглашалась личная выгода. В 60-е годы начался спад общественного движения.

«Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живёт в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит»

, ‒ писал

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Многочисленные философские теории возникали одна за другой. Отражение этого мы видим в романе Достоевского. Там у каждого персонажа есть своя собственная теория и свой личный закон, по которому надо жить.

Достоевский исследовал в романе философско-нравственные проблемы своей эпохи. Но вместе с тем писатель был уверен, что все проблемы современности неразрывно связаны с вечными проблемами человечества. В романе говорится о сущности любви и смерти, ценности человеческой жизни, нравственном законе и духовном перерождении.

«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он – самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира. Достоевский – самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души», –

19 стр., 9394 слов

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

... романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем ... признание как великий писатель-гуманист. Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного «человеколюбия». Уже первый ... самых передовых тогда политических сил. Раскольников студентшестидесятник, из передовых кругов, близких к ...

утверждал философ

Николай Александрович Бердяев

«Художественное своеобразие романа Федора Достоевского «Преступление и наказание»»

Достоевский — мастер стремительно-действенного сюжета. Читатель с первых страниц попадает в ожесточенную схватку, действующие лица вступают в конфликт со сложившимися характерами, идеями, душевными противоречиями. Все происходит экспромтом, все складывается в максимально сжатые сроки. Герои, «решившие в сердце и голове вопрос, ломят все препятствия, пренебрегая ранами». «Преступление и наказание» еще называют романом духовных исканий, в котором слышится множество равноправных голосов, спорящих на нравственные, политические и философские темы. Каждый из персонажей доказывает свою теорию, не слушая собеседника или оппонента. Такое многоголосие позволяет назвать роман полифоническим. Из какофонии голосов выделяется голос автора, который высказывает симпатию одним героям и антипатию другим. Он наполнен то лиризмом (когда говорит о душевном мире Сони), то сатирическим презрением (когда повествует о Лужине и Лебезятникове).

Растущее напряжение сюжета помогают передать диалоги. С необычайным искусством Достоевский показывает диалог между Раскольниковым и Порфирием Петровичем, который ведется как бы в двух аспектах: во-первых, каждая реплика следователя приближает признание Раскольникова; а во-вторых, весь разговор резкими скачками развивает философское положение, изложенное героем в его статье.

Внутреннее состояние персонажей передается писателем приемом исповеди. «Знаешь, Соня, знаешь, что я тебе скажу: если б я только зарезал из того, что голоден был, — то я бы теперь… счастлив был. Знай ты это!» Старик Мармеладов исповедуется в трактире Раскольникову, Раскольников — Соне. У всех — желание открыть душу. Исповедь, как правило, имеет форму монолога. Персонажи спорят сами с собой, бичуют себя. Им важно себя самих понять. Герой возражает другому своему голосу, опровергает оппонента в себе: «Нет, Соня, это не то! — начал он опять, вдруг поднимая голову, как будто внезапный поворот мыслей поразил и вновь возбудил его…» Привычно думать, что если человека поразил новый поворот мыслей, то это поворот мыслей собеседника. Но в этой сцене Достоевский раскрывает удивительный процесс сознания: новый поворот мыслей, который произошел у героя, поразил его самого! Человек прислушивается к себе, спорит с собой, возражая себе.

Портретная характеристика передает общие социальные черты, возрастные приметы: Мармеладов — спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов — моложавый развратный барин, Порфирий — болезненный умный следователь. Это не обычная наблюдательность писателя. Общий принцип изображения сосредоточен в грубых резких мазках, как на масках. Но всегда с особой тщательностью на застывших лицах прописаны глаза. Через них можно заглянуть в душу человека. И тогда обнаруживается исключительная манера Достоевского заострять внимание на необычном. Лица у всех странные, в них слишком все доведено до предела, они поражают контрастами. В красивом лице Свидригайлова было что-то «ужасно неприятное»; в глазах Порфирия было «нечто гораздо более серьезное», чем следовало ожидать. В жанре полифонического идеологического романа только такими и должны быть портретные характеристики сложных и раздвоенных людей.

13 стр., 6251 слов

О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя

... введен Достоевским в роман, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова. Лестница в этом сне символизирует противостояние добра и зла. Сон о смеющейся старухе означает, что на подсознательном уровне Раскольников понимает ...

Пейзажная живопись Достоевского не похожа на картины сельской или городской природы в произведениях Тургенева или Толстого. Звуки шарманки, мокрый снег, тусклый свет газовых фонарей — все эти неоднократно повторяющиеся детали не только придают мрачный колорит, но и таят в себе сложное символическое содержание.

Сны и кошмары несут определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания. Ничего прочного нет в мире героев Достоевского, они уже сомневаются: происходит ли распад нравственных устоев и личности во сне или наяву? Чтобы проникнуть в мир своих героев, Достоевский создает необычные характеры и необычные, стоящие на грани фантастики, ситуации.

Художественная деталь в романе Достоевского столь же оригинальна, сколь и другие художественные средства. Раскольников целует ноги Соне. Поцелуй служит выражению глубокой идеи, содержащей в себе многозначный смысл. Это преклонение перед вселенской болью и страданием, нравственное пробуждение, покаяние героя. Предметная деталь порой раскрывает весь замысел и ход романа: Раскольников не зарубил старуху-процентщицу, а «опустил» топор на голову «обухом». Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе «глядит ему в лицо». Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.

Цветовая деталь усиливает кровавый оттенок злодеяния Раскольникова. За полтора месяца до убийства герой заложил «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками», — подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

Ключевое слово ориентирует читателя в буре чувств персонажа. Так, в шестой главе слово «сердце» повторяется пять раз. Когда Раскольников, проснувшись, стал готовиться к выходу, «сердце его странно билось. Он напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть, а сердце все билось, стучало так, что ему дышать стало тяжело». Благополучно дойдя до дома старухи, «переводя дух и прижав рукой стучавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, постоянно прислушиваясь». Перед дверью старухи сердце стучит еще сильнее: «Не бледен ли я… очень, — думалось ему, — не в особенном ли я волнении? Она недоверчива — не подождать ли еще… пока сердце перестанет?» Но сердце не переставало. Напротив, как нарочно, стучало сильней, сильней, сильней…»Символическая деталь помогает раскрыть социальную конкретику романа. Нательный крест. В момент, когда процентщицу настигло ее крестное страдание, у нее на шее вместе с туго набитым кошельком висел и «Сонин образок, Лизаветин медный крест и крестик из кипариса». Утверждая взгляд на своих героев как на христиан, автор одновременно проводит мысль об общем для них всех искупительном страдании, на основе которого возможно символическое братание, в том числе между убийцей и его жертвами. Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие. Такими символическими деталями в романе являются икона, Евангелие.

23 стр., 11495 слов

Психологизм романа Достоевского «Преступление и наказание»

... психологизма романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В раскрытии этой темы, я буду опираться на художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, «духовный путь» героев романа. Проанализирую психическое состояние Раскольникова ... великую грусть». Цветопись в романе Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот ...

Религиозный символизм заметен также в именах собственных: Соня (София), Раскольников (раскол), Капер-наумов (город, в котором Христос творил чудеса); в числах: «тридцать целковых», «тридцать копеек», «тридцать тысяч сребреников». Речь героев индивидуализирована. Речевая характеристика немецких персонажей представлена в романе двумя женскими именами: Луизой Ивановной, хозяйкой увеселительного заведения, и Амалией Ивановной, у которой Мармеладов снимал квартиру.

Монолог Луизы Ивановны показывает не только уровень ее слабого владения русским языком, но и ее низкие интеллектуальные способности: «Никакой шум и драки у меня не бул… никакой шкандаль, а они пришоль пьян, и я это все расскажит… у меня благородный дом, и я всегда сама не хотель никакой шкандаль. А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил, а потом один поднял ноги и стал ногом фортепьян играль, и это совсем нехорошо в благородный дом, и он ганц фортепьян ломаль, и совсем, совсем тут никакой манир…»

Речевое поведение Амалии Ивановны проявляется особенно ярко на поминках Мармеладова. Она пытается обратить на себя внимание тем, что «ни с того ни с сего» рассказывает забавное приключение. Она гордится своим отцом, который «будь ошень ошень важны шеловек и все руки по карман ходиль».

Мнение Катерины Ивановны о ненцах отражено в ее ответной реплике: «Ах, дурында! И ведь думает, что это трогательно, и не подозревает, как она глупа!.. Иттть сидит, глаза вылупила. Сердится! Сердится1 Ха-ха-ха! Кхи-кхи-кхи».

Не без иронии и сарказма описывается речевое поведение Лужина и Лебезятникова — Высокопарная речь Лужина, содержащая модные фразы в сочетании с его снисходительным обращением к окружающим, выдает его высокомерие и честолюбие. Карикатурой на нигилистов представлен в романе Лебезятников. Этот «недоучившийся самодур» не в ладах с русским языком: «Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка), так что он весь, как-то разом» истощился, даже как будто похудел после адвокатского подвига». В сумбурных, неясных и догматических речах Лебезятникова, представляющих, как известно, пародию на общественные взгляды Писарева, отразилась критика Достоевским идей западников.

Индивидуализация речи ведется писателем по одному определяющему признаку: у Мармеладова деланная вежливость чиновника обильно усыпана славянизмами; у Лужина — стилистическая канцелярщина; у Свидригайлова — ироническая небрежность.

В «Преступлении и наказании» своя система выделения опорных слов и фраз. Это — курсив, то есть использование другого шрифта. Это способ обращения внимания читателей и на сюжет, и на задуманное, содеянное. Выделенные слова как бы ограждают Раскольникова от тех фраз, которые ему и выговорить-то страшно. Курсив используется Достоевским и как способ характеристики персонажа: «невежливая язвительность» Порфирия; «не-насыткмое страдание» в чертах Сони.

Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского: трагический пафос, связанный с болью о человеке; гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль; высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.

К ним можно добавить постоянную сосредоточенность писателя на проблемах современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.

Художественное своеобразие и особенности сюжета романа «Преступление и наказание»

На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стандартную схему так называемого «уголовного романа» с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь… Но в уголовных романах сюжет обычно держится на тайне: личность преступника обычно выясняется лишь на последних страницах произведения. Между тем в романе Достоевского читателю с самого начала известно, кто совершил убийство. Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с/образом главного героя.

Предельная напряженность сюжета выражается в нагнетании острейших драматических ситуаций, происходящих зримо, буквально на глазах у читателей: убийство старухи-ростовщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, самоубийство Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоубийство Свидригайлова… Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идеологический характер, полемика раскрывает противоположность характеров персонажей.

В «Преступлении и наказании» Достоевский применяет особую форму повествования, которая получила в науке название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но даже и его голос. И хотя это не является его монологом, постоянно сохраняется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окружающий внешний мир включен в процесс самосознания героя, неизменно переводится из авторского кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным В процесс сопереживания, испытывая все чувства, которые возникают у героя по ходу действия.

Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, ибо герои Достоевского всегда одержимы страстью, выражающейся в напряженных драматических ситуациях. Сложность и противоречивость внутреннего мира герой, свойственный им самоанализ, принимающий нередко самые мучительные формы, сочетаются с тщательным анализом внешних, причин, под влиянием которых формируются мысли, пни, действия тех или иных персонажей.

У писателя свой Петербург — город с грязными переулками, темными дворами, мрачными лестницами; город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереальный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Раскольникова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю,— признавался герой романа,— как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица…» И самоубийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми ставнями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело…

Удушающее узкое жизненное пространство окружает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид).

В это пространство, состоящее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, втиснута их жизнь, и выйти из него они не в состоянии.

Одним из первых в мировой литературе Достоевский рассказал о трагизме мыслящего человека, который, переживая разлад с буржуазным обществом, отрицая его несправедливость и зло, сам ощущает в себе груз порожденных этим же обществом идей и иллюзий. На этой почве могут возникать индивидуализм и анархизм, способные оправдать любые преступления, утвердить принцип «вседозволенности». Значение романа «Преступление и наказание» выходит за пределы своего времени; он обращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуемых катастрофах, к которым могут привести новоявленные Наполеоны, презирающие миллионы простых людей, их законнейшие и естественные права на жизнь, свободу и счастье.

Художественное своеобразие романа «Преступление и наказание» — статья

Художественные особенности романа «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни провел в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому писатель вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него никогда не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках. Но все выше сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы. Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. Психологизм свойственен русской литературе, имеет в ней богатые традиции. Сам Достоевский говорил о влиянии Н. В. Гоголя на его творчество. Достоевский использует также традицию, заложенную М. Ю. Лермонтовым, который утверждал, что «история души человеческой… едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (исповедь Мармеладова).

Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных поступках и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается его собственный голос, голос автора).

Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, особенно чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (особенно это заметно в речи Раскольникова).

Из этой творческой установки исходит и еще одна особенность романа — лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько, как выглядит человек, сколько то, что у него внутри, «за душой». Так и получается, что из всего описания Сони запоминается только яркое перо на шляпке, «совершенно не идущей к ней», а у Катерины Ивановны — не то яркий платок, не то шаль, которую она носит. Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман «Преступление и наказание» выводит нас на глубинное философское осмысление жизни. Герои его (особенно Раскольников) — люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собственном благополучии, становится идея «крови по совести». Достоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им; на протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия «преступление»: почему Сонечка — преступница, а Лужин — порядочный в глазах общества человек, хотя на самом деле все наоборот? Даже сам сюжет романа основывается на описании преступления (известно, что Достоевский прочитал о чем то похожем в колонке происшествий).

Страсти в романе доведены до предела, в нем нет полутонов. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обычная жизнь скучна для его главного героя. Казалось бы, зачем убивать? Возьми у Разумихина взаймы сапоги, ходи по урокам, заработай денег, восстановись в университете, заплати за квартиру и чувствуй себя человеком. Нет! Такая жизнь не для Родиона Раскольникова. Ему важнее принцип проверить, да и не умеет он ждать и откладывать «на потом». Поэтому и происходит так, что главным предметом изображения в романе «Преступление и наказание» становится мир исключительного, катастрофического, трагедийного. В этом особенность восприятия мира его персонажами. Все перечисленные художественные особенности романа делают его шедевром русской и мировой литературы, а его автора — основоположником нового «психологического» подхода к изображению явлений действительности.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Художественное своеобразие романа «Преступление и наказание»

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Специфика «Преступления и наказания» в том, что в нем синтезируются роман и трагедия. Достоевский извлекал трагические идеи из эпохи шестидесятых годов, в которой «свободная высшая» личность вынуждена была проверять смысл жизни на практике в одиночку, без закономерного развития общества. Идея приобретает романную силу в поэтике Достоевского только тогда, когда она достигает крайнего напряжения, становится манией. Действие, на которое она толкает человека, должно приобрести характер катастрофы. «Преступление» героя не носит ни уголовного, ни филантропического характера. Действие в романе определено актом свободной воли, предпринятым для претворения идеи в реальность.

Достоевский сделал своих героев преступниками — не в уголовном, а философском смысле слова. Персонаж становился интересен Достоевскому тогда, когда в его своевольном преступлении обнаруживалась историко-философская или нравственная идея. Философское содержание идеи сливается у него с чувствами, характером, социальной природой человека, его психологией.

Роман строится на свободном выборе решения задачи. Жизнь должна была выбить Раскольникова из колен, разрушить в его сознании святость норм и авторитетов, привести его к убеждению, что он — начало всех начал: «все — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!» А раз нет преград, тогда нужно выбирать.

Достоевский — мастер стремительно-действенного сюжета. Читатель с первых страниц попадает в ожесточенную схватку, действующие лица вступают в конфликт со сложившимися характерами, идеями, душевными противоречиями. Все происходит экспромтом, все складывается в максимально сжатые сроки. Герои, «решившие в сердце и голове вопрос, ломят все препятствия, пренебрегая ранами…»

«Преступление и наказание» еще называют романом духовных исканий, в котором слышится множество равноправных голосов, спорящих на нравственные, политические и философские темы. Каждый из персонажей доказывает свою теорию, не слушая собеседника, или оппонента. Такое многоголосие позволяет назвать роман полифоническим. Из какофонии голосов выделяется голос автора, который высказывает симпатию одним героям и антипатию другим. Он наполнен то лиризмом (когда говорит о душевном мире Сони), то сатирическим презрением (когда повествует о Лужине и Лебезятникове).

Растущее напряжение сюжета помогают передать диалоги. С необычайным искусством Достоевский показывает диалог между Раскольниковым и Порфирием, который ведется как бы в двух аспектах: во-первых, каждая реплика следователя приближает признание Раскольникова; а во-вторых, весь разговор резкими скачками развивает философское положение, изложенное героем в его статье.

Внутреннее состояние персонажей передается писателем приемом исповеди. «Знаешь, Соня, знаешь, что я тебе скажу: если б я только зарезал из того, что голоден был, — то я бы теперь…счастлив был. Знай ты это!» Старик Мармеладов исповедуется в трактире Раскольникову, Раскольников — Соне. У всех — желание открыть душу. Исповедь, как правило, имеет форму монолога. Персонажи спорят сами с собой, бичуют себя. Им важно себя самих понять. Герой возражает другому своему голосу, опровергает оппонента в себе: «Нет, Соня, это не то! — начал он опять, вдруг поднимая голову, как будто внезапный поворот мыслей поразил и вновь возбудил его…» Привычно думать, что если человека поразил новый поворот мыслей, то это поворот мыслей собеседника. Но в этой сцене Достоевский раскрывает удивительный процесс сознания: новый поворот мыслей, который произошел у героя, поразил его самого! Человек прислушивается к себе, спорит с собой, возражая себе.

Портретная характеристика передает общие социальные черты, возрастные приметы: Мармеладов — спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов — моложавый развратный барин, Порфирий — болезненный умный следователь. Это не обычная наблюдательность писателя. Общий принцип изображения сосредоточен в грубых резких мазках, как на масках. Но всегда с особой тщательностью на застывших лицах прописаны глаза. Через них можно заглянуть в душу человека. И тогда обнаруживается исключительная манера Достоевского заострять внимание на необычном. Лица у всех странные, в них слишком все доведено до предела, они поражают контрастами. В красивом лице Свидригайлова было что-то «ужасно неприятное»; в глазах Порфирия было «нечто гораздо более серьезное» чем следовало ожидать. В жанре полифонического идеологического романа только такими и должны быть портретные характеристики сложных и раздвоенных людей.

Пейзажная живопись Достоевского не похожа на картины сельской или городской природы в произведениях Тургенева или Толстого. Звуки шарманки, мокрый снег, тусклый свет газовых фонарей — все эти неоднократно повторяющиеся детали не только придают мрачный колорит, но и таят в себе сложное символическое содержание.

Сны и кошмары несут определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания. Ничего прочного нет в мире героев Достоевского, они уже сомневаются: происходит ли распад нравственных устоев и личности во сне или наяву. Чтобы проникнуть в мир своих героев, Достоевский создает необычные характеры и необычные, стоящие на грани фантастики, ситуации.

Художественная деталь в романе Достоевского столь же оригинальна, сколь и другие художественные средства. Раскольников целует ноги Соне. Поцелуй служит выражению глубокой идеи, содержащей в себе многозначный смысл.

Предметная деталь порой раскрывает весь замысел и ход романа: Раскольников не зарубил старуху — процентщицу, а «опустил» топор на «голову обухом». Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе «глядит ему в лицо». Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.

Цветовая деталь усиливает кровавый оттенок злодеяния Раскольникова. За полтора месяца до убийства герой заложил «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками», — подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

Ключевое слово ориентирует читателя в буре чувств персонажа. Так, в шестой главе слово «сердце» повторяется пять раз. Когда Раскольников, проснувшись, стал готовиться к выходу, «сердце его странно билось. Он напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть, а сердце все билось, стучало так, что ему дышать стало тяжело». Благополучно дойдя до дома старухи, «переводя дух и прижав рукой стучавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, постоянно прислушиваясь. Перед дверью старухи сердце стучит еще сильнее: «Не бледен ли я… очень» — думалось ему, — не в особенном ли я волнении? Она недоверчива — Не подождать ли еще…пока сердце перестанет?» Но сердце не переставало. Напротив, как нарочно, стучало сильней, сильней, сильней…»

Чтобы понять глубокий смысл этой ключевой детали, надо вспомнить русского философа Б. Вышеславцева: «…в Библии сердце встречается на каждом шагу. По-видимому, оно означает орган всех чувств вообще и религиозного чувства в особенности…в сердце помещается такая интимная скрытая функция сознания, как совесть: совесть, по слову Апостола, есть закон, начертанный в сердцах.» В биении сердца Раскольникова Достоевский услышал звуки измученной души героя.

Символическая деталь помогает раскрыть социальную конкретику романа.

Нательный крест. В момент, когда процентщицу настигло ее крестное страдание, у нее на шее вместе с туго набитым кошельком висели «Сонин образок», «Лизаветин медный крест и крестик из кипариса». Утверждая взгляд на своих героев как на христиан, ходящих перед Богом, автор одновременно проводит мысль об общем для них всех искупительном страдании, на основе которого возможно символическое братание, в том числе между убийцей и его жертвами. Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие. Такими символическими деталями в романе являются икона, Евангелие.

Религиозный символизм заметен также в именах собственных: Соня (София), Раскольников (раскол), Капернаумов (город, в котором Христос творил чудеса); в числах: «тридцать целковых», «тридцать копеек», «тридцать тысяч серебряников».

Речь героев индивидуализирована. Речевая характеристика немецких персонажей представлена в романе двумя женскими именами: Луизой Ивановной, хозяйкой увеселительного заведения, и Амалией Ивановной, у которой Мармеладов снимал квартиру.

Монолог Луизы Ивановны показывает не только уровень ее слабого владения русским языком, но и ее низкие интеллектуальные способности:

«Никакой шум и драки у меня не бул… никакой шкандаль, а они пришоль пьян, и я это все расскажит…y меня благородный дом, и я всегда сама не хотель никакой шкандаль. А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил, а потом один поднял ноги и стал ногом фортепьян играль, и это совсем нехорошо в благородный дом, и он ганц фортепьян ломаль, и совсем, совсем тут никакой манир…»

Речевое поведение Амалии Ивановны проявляется особенно ярко на поминках Мармеладова. Она пытается обратить на себя внимание тем, что «ни с того, ни с сего» рассказывает забавное приключение. Она гордится своим отцом, который «буль ошень ошень важны шеловек и все руки по карман ходиль».

Мнение Катерины Ивановны о немцах отражено в ее ответной реплике: «Ах, дурында! И ведь думает, что это трогательно, и не подозревает, как она глупа!…Ишь сидит, глаза вылупила. Сердится! Сердится! Ха-ха-ха! Кхи-кхи-кхи.»

Не без иронии и сарказма описывается речевое поведение Лужина и Лебезятникова. Высокопарная речь Лужина, содержащая модные фразы в сочетании с его снисходительным обращением к окружающим, выдает его высокомерие и честолюбие. Карикатурой на нигилистов представлен в романе Лебезятников. Этот «недоучившийся самодур» не в ладах с русским языком: «Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка), так что он весь, как-то разом, истощился, даже как будто похудел после адвокатского подвига». В сумбурных, неясных и догматических речах Лебезятникова, представляющих, как известно, пародию на общественные взгляды Писарева, отразилась критика Достоевского идей западников.

Индивидуализация речи ведется Достоевским по одному определяющему признаку: у Мармеладова деланная вежливость чиновника обильно усыпана славянизмами; у Лужина — стилистическая канцелярщина; у Свидригайлова — ироническая небрежность.

В «Преступлении и наказании» своя система выделения опорных слов и фраз. Это — курсив, то есть использование другого шрифта. Курсивом выделены слова проба, дело, вдруг. Это способ сосредоточия внимания читателей и на сюжет, и на задуманное содеянное. Выделенные слова как бы ограждают Раскольникова от тех фраз, которые ему и выговорить-то страшно. Курсив используется Достоевским и как способ характеристики персонажа: «невежливая язвительность» Порфирия; «ненасытимое страдание» в чертах Сони.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/janrovoe-svoeobrazie-romana-prestuplenie-i-nakazanie/

Гройсман В. Религиозные символы в романе «Преступление и наказание». Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1997, N44,с.5-11.

Майхель И. Языком мимики и жеста. Там же, с.9.

Белкин А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973, с. 56-84.

Лекманов О. Глядя на «широкую пустынную реку». Литература. Приложение к газете «Первое сентября», 1997, N15