По рассказу Богомолова Иван

Сочинение

Сочинение на республиканский конкурс детского творчества “О войне мне книга рассказала”

Работа выполнена учеником 7 класса в стиле сочинения-рассуждения по книге В. Богомолова “Иван”. Представлена на республиканский конкурс детского творчества “О войне мне книга рассказала”.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_na_konkurs.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

«Офицером стать я ещё успею. А пока война,

отдыхать может тот, от кого пользы мало».

В.О. Богомолов «Иван»

Повесть В.Богомолова «Иван» о 12-летнем мальчике-разведчике показалась мне не похожей на другие произведения о войне, о детях на войне. На первый взгляд, какая-то она мрачная, очень трагичная. И постоянно льющийся дождь, и ветер, и «нервность», тревожность всех героев, – все это придает ей серые тона. Но самое большое впечатление производит финал повести. Я читал и надеялся на счастливый исход, а узнал о гибели Ивана, взятого в плен немцами и расстрелянного ими. Грустно. Неожиданно.

Автор книги Владимир Богомолов, написавший повесть в 1957 году, сам воевал на фронте с 15 лет. Был разведчиком, имеет много медалей. И сюжет повести он мог «подсмотреть» на войне. А значит и судьба его героя не выдумка, не фантазия, а реальность. Так мне показалось.

О мальчике Иване рассказывает командир батальона Гальцев, к которому тот попал случайно. Из его рассказа мы узнаем о первых впечатлениях о герое: «вид жалкий и измученный», а «держится независимо; «говорит властно» и «взгляд сосредоточенный».

Впоследствии мы узнаем, почему такое странное впечатление произвел Иван Буслов на комбата. Нам станет известно, что он уже «многое пережил» (смерть отца и сестры, исчезновение матери, немецкий лагерь, голод и холод).

И эти переживания заставили его повзрослеть. Но даже не это главное. Трагичные события его короткой жизни заставили его ожесточиться. «Ему ненависть душу жжет», – говорит об Иване разведчик Катасонов. Мы узнаем также и о том, что у мальчишки в разведке, где он теперь «служит», много товарищей, настоящих друзей. Они заботятся о нем, переживают за него, потому что понимают: воевать не детское дело, тем более в разведке. «Его в школу посылают, в суворовскую. Приказ командующего. А он уперся и ни в какую». «Надо мстить немцам, а школа подождет, школа после войны». Гальцев «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся.

На протяжении всего рассказа о Ванюше Буслове только один раз мы слышим, как его называют «за глаза» Ванюшкой. Обращаются к нему «Иван». Подчеркивая этим свое уважение к нему как к равному. Один из разведчиков Холин объясняет это так: «Не каждому взрослому привелось сделать столько, сколько ему».

Воевать страшно и взрослым разведчикам. Недаром Гальцев рассказывает о том, как дрожат перед разведкой руки Холина. И сам он дрожит, когда отправляется к немцам в тыл на задание. А каково мальчишке 11-12 лет? Вот он и тост произносит: «Пока война – за то, чтоб я всегда возвращался!».

И любят и уважают Ивана за эту храбрость, за мужество, за взрослые поступки.

Один эпизод произвел на меня особенное впечатление. Вроде обычный эпизод. Холин дал Ивану шоколадные конфеты. А «он взял одну, не спеша». С равнодушием. Не как ребенок, радостно и оживленно. И так, по-взрослому, он проявляет себя во всем…

…Иван погибает. Об этом мы узнаем в конце повести. Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян. К Гальцеву в конце войны попадают документы гестапо, в которых «обнаружилось дело» на Ивана Бондарева (Буслова), из которого он узнает подробности ареста и смерти Ивана. Судьба мальчика потрясает. Но больше всего потрясает её финал. А хотелось света, счастливого конца повести. Трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Но в этом, наверное, и кроется замысел автора – заставить нас, 12-летних, задуматься о своих поступках. А еще понять, что такое война и как страшно на ней детям.

Книгу я прочитал с удовольствием. А потом узнал от мамы, что еще давно, в 1961 году, известный режиссер Андрей Тарковский поставил фильм по этому произведению – «Иваново детство», – ставший шедевром киноклассики. Осталось его посмотреть.

Богомолов Владимир Осипович «Иван»

Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех.

→ Проблема влияния войны на личность ребенка.

→ Проблема раннего взросления детей в годы войны.

→ Проблема жестокого обращения с детьми на войне.

→ Проблема влияния на человека желания отомстить.

→ На что толкает человека жажда мести?

→ Почему людям дороги вещи, которые не представляют собой материальной ценности?

→ Проблема сохранения памяти о близких.

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика).

Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть. ». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.