Современное общество высказывает запрос в адрес системы образования, в том числе дошкольной ступени, заказ результатов обучения и воспитания. Среди которых, на первое место выдвигаются коммуникативные навыки и творческие способности. В связи с этим направление развития словесного творчества является современным и актуальным.
В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие», содержание которой предусматривает развитие речевого творчества, основой которого являются: владение речью как средством общения, владение активным словарным запасом, грамматически правильная монологическая речь, знание произведений детской литературы[1].
Методика развития речи дошкольников придаёт особое значение обучению сочинению сказок, так как этот процесс предоставляет собой возможность развития словесного творчества [2, с.327].
Словесное творчество – это самостоятельная деятельность ребёнка по составлению связных высказываний вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от художественной информации. Старший дошкольный возраст детей отличается запасом знаний об окружающем мире, развитой активной стороной речи, образным мышлением и творческим воображением, поэтому этот период считают сензитивным для развития словесного творчества.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка [4, с.43].
Цель исследования — изучение возможностей приёмов Дж. Родари сочинения сказок в развитии словесного творчества старших дошкольников.
Объект исследования:, Предмет исследования:
Гипотеза исследования : предполагаем, что активное и систематичное применение приёмов обучения сочинению сказок Джанни Родари будет способствовать совершенствованию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Влияние сказки на развитие ребенка
... событий. 2. Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка Бруно Бетельхейм обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения ... опыт и привел А.В. Запорожца к объяснению механизма процесса понимания словесного творчества. К этому времени была сформулирована теория К.С. Станиславского о психотехнике ...
- Изучить психические особенности формирования и развития творческого воображения и мышления детей.
- Определить влияние сказки на развитие творческих способностей и начальной актёрской предрасположенности у детей.
- Изучить приёмы работы со сказкой по методике Джанни Родари, стимулирующие общее творческое и словено-творческое развития детей.
Методы исследования : теоретические (анализ литературы и других источников информации), эмпирические (беседа с воспитателем, педагогическое диагностирование, направленное на выявление уровня творческого и речевого развития детей, изучение речевой развивающей среды в групповом пространстве).
Значимость исследования прослеживается носит прикладной характер, выраженный в созданном сборнике рекомендаций для воспитателя по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством применения в обучение сочинению сказок приёмами Джанни Родари.
Теоретическое исследование обозначенной темы основано на результатах исследований Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой и других.
База исследования : МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка» Г. Сатка, Челябинской области.
Задание 2. Подбор эпитетов.
Словесная инструкция: «Подбери к слову осень как можно больше определений».
Задание 3. Придумывание сравнений.
Словесная инструкция: « Скажи, с чем можно сравнить сердце Снежной Королевы? А с чем сердце Герды?».
Задание 4 Подбор антонимов
Словесная инструкция : «Подбери слово противоположное по смыслу словам «чистый», «грустный».
Задание 5 .Побор рифмы,
Словесная инструкция :»Подбери рифму к словам: «тучка», «банка».
Структура занятия:
1) вводная часть (сюрпризный момент, проблемная ситуация, мотивация);
2) основная часть (практическое решение проблемной ситуации);
3) заключительная часть (рефлексия, подведение итогов).
Таблица 2.2., План занятий по составлению сказок (формирующий этап)
Сроки | Деятельность | Задачи | Ход | Приме- чания |
4 неделя января | Приём придумывания окончания сказки. | Учить придумывать различные варианты окончания сказки. | Воспитатель рассказывает детям начало какой-либо сказочной истории до того момента, пока не появятся все герои и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание |
Приложение Д
1 неделя февраля | Приём исправления сказки. | учить детей понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить самостоятельно переделывать текст сказки | Дети исправляют каждое предложение в выбранной знакомой сказке, затем один ребёнок повторяет её новый вариант. |
2 неделя февраля | Метод каталога | научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия.
|
Ведущий задаёт вопрос детям, ответ на который «находит» какой- либо ребёнок в результате указанного им слова на открытой странице текста. Ответы, найденные в книге постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. |
3 неделя февраля | Морфологический анализ | учить детей самостоятельно подбирать сквозного героя, обозначать цель его путешествия, подбирать места происходящего и других героев. | Воспитатель предлагает составить сказку с помощью «волшебной дорожки», на которую помещается выбранный герой. Подбираются места, в которые отправляется основной герой. В процессе попадания героя в определённое место, с ним происходят различные события. Составление сказки завершается придумыванием названия и выведением жизненных правил (морали сказки) |
2 неделя марта | Приём «Исправлялка» | Учить детей изменять содержание сказки, используя приём «перевирания сказки»; учить понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить самостоятельно переделывать текст сказки, развивать творческие способности, фантазию. | Педагог читает знакомую детям сказку, только изменив содержание. Дети должны найти и исправить ошибки |
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап)
В целях сохранения достоверности исследования и подтверждения выдвинутой нами гипотезы, данный этап (в части диагностирования уровня развития связной речи и словесного творчества детей) организован аналогично методике констатирующего.
Результаты исследования занесены в протокол и представлены в приложениях (Приложениях Ж1,З,И).
Собранные и обобщённые данные исследования уровня развития связной речи представлены в динамике (рис.2.3).
Рисунок 2.3 Динамика развития связной речи. Контрольный этап
Анализ собранных данных свидетельствуют о том, что уровень речевого развития имеет положительную динамику. А именно, общий уровень развития связной речи улучшился на 6,6 % (это видно в приросте высокого и среднего уровней развития).
Низкий уровень развития связной речи также сократился на 12,2%. Следовательно, проведённая работа на формирующем этапе имеет положительный эффект.
Уровень развития словесного творчества, как показывает анализ данных, также имеет положительную динамику на 6,6 % (рис.2.4).
Рисунок 2.4 Динамика развития словесного творчества. Контрольный этап
Следовательно, можем утверждать, что формирующий этап способствовал решению поставленных задач, так как в результате работы наблюдается положительная динамика в развитии словесного творчества.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что проблема формирования словесного творчества рассматривается учёными как частичные вопросы проблемы развития связной монологической речи
Это связано прежде всего с тем, что в основе развития словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества.
В свою очередь, сказка даёт образец художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы, способствует активизации и обогащению словаря.
Фантастический мир сказки, наличии в ней вариативных элементов позволяет ребёнку преодолеть стереотипы мышления, пробудить творческие способности, развить воображение, и тем самым способствует развитию его словесного творчества.
Словесное творчество-это показатель развития словесно –логического мышления, творчества и воображения ребёнка.
В теории развития речи детей дошкольного возраста встречается большое разнообразие подходов к формированию и развитию словесного творчества. Но удобными, понятными и наиболее простыми и, в тоже время, интересными являются приёмы сочинения сказок Джанни Родари как для педагога, так и для ребёнка.
Опытно- экспериментальная работа показала, что сочинение сказок приёмами Джанни Родари может выступать средством развития словесного творчество детей старшего дошкольного возраста. Так как в результате эксперимента зафиксирована положительная динамика как уровня словесного творчества, так и его необходимого компонента-связной речи.
В ходе работы решены все поставленные задачи, цель достигнута.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
Добрая утка (В. Сутеев)
Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке, пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!
Горка (Н.Носов)
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Бабочка
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.
Зима
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, коньках, санках.
Снежная баба
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову снежной бабе надели шапку.
Предвестники весны
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Прилетели грачи
Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом лежит снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют грачи свои гнезда на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Приложение Б
Протокол №1
Диагностика изучения уровня развития связной
монологической речи по Т.А. Ладыженской (часть 1)
Цель: выявление уровня речевого развития монологической речи детей старшей группы с помощью приёма «Пересказ». Констатирующий этап.
Код ребёнка | А | Б | В | Г | Д | Е | Сумма баллов | Уровень |
01 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
02 | 2б | 1б | 2б | 1б | 2б | 2б | 10 | С |
03 | 2б | 2б | 1б | 1б | 1б | 1б | 8 | С |
04 | 2б | 2б | 1б | 1б | 2б | 2б | 10 | С |
05 | 1б | 2б | 1б | 1б | 1б | 1б | 7 | С |
06 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
07 | 2б | 2б | 2б | 1б | 2б | 2б | 11 | С |
08 | 2б | 1б | 1б | 0б | 1б | 1б | 5 | Н |
09 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
10 | 1б | 1б | 0б | 0б | 1б | 1б | 4 | Н |
11 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
12 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
13 | 2б | 2б | 2б | 1б | 1б | 1б | 9 | С |
14 | 2б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 7 | С |
15 | 2б | 1б | 0б | 0б | 1б | 1б | 5 | Н |
Условные обозначения:, Критерии:
А — Понимание текста
Б — Структурирование текста
В — Лексика
Г — Грамматика;
Д — Плавность речи
Е – Самостоятельность;
Оценка:
2б – 2 балла
1б – 1 балл
0б – 0 баллов
Уровень:
В — Высокий уровень
С – Среднийуровень
Н – Низкий уровень
Приложение В
Иллюстрации для диагностики
Рисунок Г.1 «Иллюстрация для составления рассказа»
Рисунок Г.2 «Иллюстрация для составления рассказа»
Протокол №2
Диагностика изучения уровня развития связной
монологической речи по Т.А. Ладыженской (часть 1).
Составление рассказа по картине.
Цель: выявление уровня связной монологической речи детей в процессе составления рассказа детей по картине
Код | А | Б | В | Г | Д | Е | Сумма баллов | Уровень |
01 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
02 | 2б | 2б | 1б | 1б | 1б | 2б | 9 | С |
03 | 2б | 1б | 2б | 1б | 1б | 2б | 10 | С |
04 | 2б | 1б | 2б | 1б | 2б | 2б | 20 | С |
05 | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 7 | С |
06 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
07 | 2б | 1б | 2б | 2б | 2б | 2б | 11 | С |
08 | 1б | 0б | 1б | 1б | 1б | 1б | 5 | Н |
09 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
10 | 0б | 0б | 1б | 1б | 1б | 2б | 4 | Н |
11 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
12 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
13 | 2б | 1б | 1б | 2б | 2б | 2б | 10 | С |
14 | 2б | 2б | 2б | 2б | 1б | 2б | 11 | С |
15 | 1б | 0б | 1б | 1б | 1б | 1б | 5 | Н |
Условные обозначения:
параметрам:
А — целостность — единство темы;
Б — последовательность и структурное оформление;
В — связность;
Г — развернутость рассказа, его объем
Д — самостоятельность
Е — плавность
Оценка:
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Приложение Г
Протокол № 3
Изучение речевой развивающей среды в экспериментальной группе
Цель: изучение особенностей речевой развивающей среды в данной экспериментальной группе
Требования | Примеры | |
Речевой уголок |
Игры для развития речевого дыхания. | «Катись, карандаш» , «Воздушный шарик» , «Свистульки» , «Мыльные пузыри» , «Подуй в дудочку» , «Ветерок» . |
Набор предметных, сюжетных картинок; ; дидактические игры и пособия | «Профессии» , «Кто, где живет?» ; «Времена года» | |
Пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; | игры «Делим слова на слоги» ; «Найди себе пару» ; «Чтение по слогам» , «Я учу буквы» ; «Найди место звука в слове» ; «Прочитай по первым звукам» , «Разложи картинки» ; «Один – много» , «Многозначные слова» , «Антонимы» , «Придумай слова со звуком» ;, «Четвёртый — лишний» , «Цвет и форма» , «Говори правильно» , | |
Магнитная доска | —- | |
Наборы магнитных букв | —- | |
Разрезные картинки | —- | |
Домино. | Тематическое домино по сюжетам известных детям сказок | |
Книжный уголок |
2-3 сказочных произведения | С. Михалков «А что у вас?» ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров, Л. Толстой «Косточка» |
Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; | Г. Ладонщиков «Наша Родина!» К. Симонов «Родина» | |
2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. | Владимир Сутеев «Елка»; «Кот-рыболов»; «Мешок яблок»; | |
Художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях | «Буратино», «Незнайка и его друзья», «Вершки и корешки» | |
Наборы предметных и сюжетных картинок | По сюжеты сказки «Мешок яблок» | |
Речевые игры | «Подбери словечко» «Скажи наоборот» «Незнайкины ошибки» | |
Театральный уголок |
Настольный театр | Герои из произведения «Незнайка и его друзья» |
Пальчиковый театр | Герои из произведения «Вершки и корешки» | |
Кукольный театр | Герои из произведения «Буратино» | |
Сказочные персонажи, выполненные из различных материалов | Есть в наличии | |
Костюмы для импровизации | Костюмы для сюжетно-ролевых игр, костюмы животных из сказок | |
Маски для инсценировки сказок | полумаска в форме оригинальных очков. плоская маска на ободке, плоская маска любой формы (круглой, треугольной, произвольной); объёмная маска, полумаска из папье-маше, поролона или бумаги, сделанная по специальной выкройке; маска-шапочка |
Приложение Д
Протокол №4
Беседа с воспитателем на тему «Обучение творческому рассказыванию»
Цель: Уточнение особенностей применения приёмов обучения творческому рассказыванию в данной возрастной группе
Вопросы | Ответы педагога | |
1 | Заинтересованы ли творческим развитием детей? | Да, по моему мнению, это очень интересно и полезно для детей. |
2 | Используете приемы обучения только предложенные программой? | Использую приему, предложенные программой, но в дальнейшем планирую применять и более новые , удобные приемы для обучения детей. |
3 | Как часто обновляете предметно-развивающую среду? | Каждые 10 дней |
4 | Подключаете ли родителей в работу над творческим и речевым развитием детей? | Да, родители помогают в изготовлении атрибутов для театра, заучивают с детьми стихи, рекомендую художественную литературу для совместного домашнего чтения. |
5 | Проводятся ли какие-либо мероприятия с участием родителей и детей. | Да, недавно проходило мероприятие, в котором родители вместе с детьми показывали инсценировку сказки. |
6 | Как в дальнейшем планируете построить свою работу по творческому и речевому развитию детей? | Буду продолжать знакомить детей с новыми произведениями художественной литературы, разучивание стихотворений, вместе с родителями планирую создать костюмы и декорации для нового спектакля |
Приложение Е
Уровень:
В — Высокий уровень С – Среднийуровень Н – Низкий уровень
Приложение И
Протокол №8
Диагностика изучения уровня развития связной
монологической речи по Т.А. Ладыженской (часть 1).
Составление рассказа по картине. Контрольный этап.
Цель: выявление уровня связной монологической речи детей в процессе составления рассказа детей по картине
Код | А | Б | В | Г | Д | Е | Сумма баллов | Уровень |
01 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
02 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
03 | 2б | 1б | 2б | 1б | 1б | 2б | 10 | С |
04 | 2б | 1б | 2б | 1б | 2б | 2б | 20 | С |
05 | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 7 | С |
06 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
07 | 2б | 1б | 2б | 2б | 2б | 2б | 11 | С |
08 | 2б | 1б | 2б | 2б | 2б | 2б | 11 | С |
09 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
10 | 0б | 0б | 1б | 1б | 1б | 2б | 4 | Н |
11 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
12 | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 2б | 12 | В |
13 | 2б | 1б | 1б | 2б | 2б | 2б | 10 | С |
14 | 2б | 2б | 2б | 2б | 1б | 2б | 11 | С |
15 | 2б | 1б | 2б | 2б | 2б | 2б | 11 | С |
Условные обозначения:
параметрам:
А — целостность — единство темы;
Б — последовательность и структурное оформление;
В — связность;
Г — развернутость рассказа, его объем
Д — самостоятельность
Е — плавность
Оценка:
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Исследовательская творческая работа
Автор: студентка ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им. А.К Савина» Котова Татьяна Викторовна Руководитель: преподаватель ГБПОУ «ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им. А.К Савина» Ефимина Оксана Евгеньевна |
Челябинск 2019
Аннотация
В работе представлено исследование по актуальной для современного общества проблеме развития словесного творчества детей дошкольного возраста. Работа состоит из двух глав, первая-носит характер теоретического исследования по обозначенной теме речевого развития; вторая глава носит характер эксперимента, основной целью которого является доказательство или опровержение выдвинутой исследователем гипотезы.
Исследовательская работа носит прикладной пользу для системы дошкольного образования, так как содержит разработанную и апробированную исследователем систему работы, направленную на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Оглавление
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты обучения детей дошкольного возраста сочинению сказок и развития словесного творчества | 6 |
1.1 Сочинение сказок как основа развития творческого рассказывания………………………………………………………. | 6 |
1.2 Своеобразие методики сочинения фантастических историй Джанни Родари………………………………………………. | 11 |
Глава 2 Сочинение сказок приёмами Джанни Родари – как средство развития словесного творчество детей старшего дошкольного возраста (опытно- экспериментальная часть)…………. | 14 |
2.1 Выявление актуального уровня развития словесного творчества (констатирующий этап)………………………………… | 14 |
2.2 Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинение сказок с использованием приёмов Джанни Родари (формирующий этап)……………… | 22 |
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ( контрольный этап)………………………………………………… | 25 |
Заключение…………………………………………………… | 28 |
Список использованных источников и литературы……….. | 29 |
Приложения……………………………………………………. | 31 |
Введение
Современное общество высказывает запрос в адрес системы образования, в том числе дошкольной ступени, заказ результатов обучения и воспитания. Среди которых, на первое место выдвигаются коммуникативные навыки и творческие способности. В связи с этим направление развития словесного творчества является современным и актуальным.
В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие», содержание которой предусматривает развитие речевого творчества, основой которого являются: владение речью как средством общения, владение активным словарным запасом, грамматически правильная монологическая речь, знание произведений детской литературы[1].
Методика развития речи дошкольников придаёт особое значение обучению сочинению сказок, так как этот процесс предоставляет собой возможность развития словесного творчества [2, с.327].
Словесное творчество – это самостоятельная деятельность ребёнка по составлению связных высказываний вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от художественной информации. Старший дошкольный возраст детей отличается запасом знаний об окружающем мире, развитой активной стороной речи, образным мышлением и творческим воображением, поэтому этот период считают сензитивным для развития словесного творчества.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка [4, с.43].
Цель исследования — изучение возможностей приёмов Дж. Родари сочинения сказок в развитии словесного творчества старших дошкольников.
Объект исследования:, Предмет исследования:
Гипотеза исследования : предполагаем, что активное и систематичное применение приёмов обучения сочинению сказок Джанни Родари будет способствовать совершенствованию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить психические особенности формирования и развития творческого воображения и мышления детей.
- Определить влияние сказки на развитие творческих способностей и начальной актёрской предрасположенности у детей.
- Изучить приёмы работы со сказкой по методике Джанни Родари, стимулирующие общее творческое и словено-творческое развития детей.
Методы исследования : теоретические (анализ литературы и других источников информации), эмпирические (беседа с воспитателем, педагогическое диагностирование, направленное на выявление уровня творческого и речевого развития детей, изучение речевой развивающей среды в групповом пространстве).
Значимость исследования прослеживается носит прикладной характер, выраженный в созданном сборнике рекомендаций для воспитателя по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством применения в обучение сочинению сказок приёмами Джанни Родари.
Теоретическое исследование обозначенной темы основано на результатах исследований Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой и других.
База исследования : МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка» Г. Сатка, Челябинской области.