Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу. , Предварительный просмотр:
Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского. Его тема:
«Их воскресила любовь…»
(Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)
(Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал)
Так совпало, что этот урок у нас проходит на Пасхальной неделе, и воскрешение человека в Раскольникове происходит на «второй неделе после Святой».
В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…)Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Впереди у них еще трудный путь, « не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.
Цель урока – осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.
Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.
Роль эпилога в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» ...
... в данном вопросе выражает авторскую позицию. Все положительные герои "Преступления и наказания" стоят на позициях человеколюбия, и лишь после принятия этой позиции способен возродиться Раскольников. Совсем другую роль ... Напротив, первая часть эпилога так же богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Но, в отличие от второй части и в отличие от эпилога Достоевского, первая часть ...
(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, — это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали . Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.)
Итак, вернемся к роману.
Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?
Пасха новозаветная, Библейская энциклопедия
От какого же греха избавляется Родион Раскольников?
Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» — Соня Мармеладова)
Обратите внимание на семантику слова. Как вы думаете, с каким значением связано это слово?, Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду., Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.
(. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
Дьявол – гр. «раздвоение»;, Грех – гр. «повреждение души».
Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?
(Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя.)
Эпиграф:
Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев
Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?
Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)
Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.
В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.
«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)
«…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».
С каким образом романа связано это появление света?
Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?
Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4;)
Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).
– незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.
Словарь синонимов (с. 162)., Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)
2. Безумец обладающий даром прорицания.
(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
«.. приниженное существо до того уж принижено».
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»
Раскольников и Соня
... точно и себя отнести к тому или иному классу? Выходит, всех этих людей стоит ... произведении, кроме Раскольникова, показывает и других замечательных героев, к которым относятся мать Раскольникова, его сестра, Разумихин, Соня и т. д. Как же их разделить по принципу Раскольникова, если Раскольников не мог ...
«Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»
Как же такой слабый человек может спасти другого?, Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте.
В чем же ее сила?
Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.
(1) она « тоже переступила » (а Свидригайлов?);
Значит, они одинаковые?, Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)
«Что ж бы я без Бога-то была?»
«Это человек-то вошь!»
«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»
«Убивать? Убивать-то право имеете?»
«Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».
«Страдание принять и искупить себя им».
«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»
Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»
Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?
« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.
Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь,, Антоний Сурожский.
Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. (Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда» )
Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)
Эпиграфы:
Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Ф.М.Достоевский
Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский
Подчеркните ключевые слова.
Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.
Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?
Я не имел права разрешить себе этот шаг»., Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.
«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,
А как они относятся к Соне?
«…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»
Анализ эпизода «Сон Раскольникова» по роману Ф. Достоевского ...
... из толпы. Проснувшись в ужасе, Раскольников сознает, что неспособен на убийство. Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, и ... эпизоды романа, которые содержат сны героя. 2. Выявить взаимосвязь снов с его нравственным состоянием и осмыслением действительности. 3. Понять, какой идейно – художественный смысл вложил автор в сны Родиона Раскольникова, ...
Как вы понимаете слово «
В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. («А с ними-то что будет…»,)
О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?
Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:
- Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
- все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.
И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.
Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?(СОН) Выразительно прочитайте.
Кто такие или что такое трихины?
Какие мысли у вас возникли?
Послушайте стихотворение поэта 20 века.
О чем это стихотворение?
Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?
1917г М. А Волошин
Трихины
«Появились новые трихины…»
Ф.Достоевский
Исполнилось пророчество: трихины
В тела и дух вселяются людей.
И каждый мнит, что нет его правей.
Ремесла, земледелия, машины
Оставлены. Народы, племена
Безумствуют, кричат, идут полками,
Но армии себя терзают сами,
Казнят и жгут: мор, голод и война.
Ваятель душ, воззвавший к жизни племя
Страстных глубин, провидел наше время:
Пророчественною тоской объят,
Ты говорил, томимый нашей жаждой,
Что мир спасется красотой, что каждый
За всех, во всем, пред всеми виноват.
У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.
Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?
К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.
Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».
Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? — эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.
Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова (по роману Достоевского ...
... несчастным людям. Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире Автор: Guru - 02.04.2018 Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение о душевных терзаниях молодого человека до и ... сильной является Соня, и как Раскольников осознает несостоятельность своей теории. Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на ...
Какие выводы мы сделаем из этого урока?
1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.
2. Человека спасает другой человек.
3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).
При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?
(Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)
- «Их воскресила любовь»
- Христианские образы и мотивы в романа
- Теория идеи Раскольникова и ее крах
- Образ Петербурга в романе
- Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
- Как развенчивается в романе теория Раскольникова
- Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
- Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
- О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
- «Правда» Сони Мармеладовой
- О каком наказании идет речь в романе?
- Смысл названия романа «Преступление и наказание»
Использованная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/ih-voskresila-lyubov-prestuplenie-i-nakazanie/
1. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., «ВАКО», 2007.
2. Лекция «Поэтика художественного текста». Доцент кафедры культуро-гуманитарного образования ПАПО Граблина Н.В., г. Москва
Всякий человек друг другу есть
«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480)
«… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою
« В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».
Феофан Затворник
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это изображение трудного главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа — это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Почему только у сони раскольников находит любовь и сострадание
... Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у ... черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает ... Сочинения по произведениям Русские писатели и поэты Сочинения по картине Сочинения на свободную тему Сочинения ОГЭ Сочинения ...
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем.
Соня — нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка — «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня — святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («…С ними-то что будет?»).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» — о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку — сестре, матери, Разумихину — приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
В теории Родиона «ничего она… не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?»
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете».
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе».
Сочинение соня святая или грешница
... грешница» и «святая» Как пишут авторы книги «Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза», не спасением человечества, а себя самого Раскольников на протяжении романа до самого финала. Духовный путь Раскольникова ... а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и ...
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг — отказаться от рационального осмысления жизни: «… он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь… » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…»
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.
В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными . Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.
На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.
Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.
Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.
У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».
Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…
Этапы отношений
Знакомство
Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.
Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.
Какие качества раскрывает в человеке любовь
... а раскрытие качеств человека во время любви ещ сложнее, так как любовь на самом деле раскрывает много всего в человеке, как хорошего, так и плохого.При написании сочинения я бы не ... самопожертвования. Раскольников, ценой невероятных усилий, смог раскрыть в себе те качества, которые спали в нем годами — через страдания и веру он вдруг начинает видеть путь к ...
Свидания
Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует , о которой не подозревала и сама героиня.
Жалость к преступнику
Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.
Любовь и преданность
Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.
Победа добра
Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.
Тест по произведению, Заключительное учебное занятие
по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Какие качества раскрывает в человеке любовь?
... Какой страшный грех! В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, какие качества раскрывает в человеке любовь. По-моему, любовь раскрывает как положительные, так и отрицательные качества человека. ... НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ» В соответствии с требованием № 2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или ...
(10 класс)
Тема: «Эпилог. Их воскресила любовь…»
Цель: осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.
Методические приемы:
Эпиграф: Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев
Ход урока:
1. :
Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили.
2. учителя:
В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни (…).
Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…).
Вдруг подле него очутилась Соня (…).
Они были одни, их никто не видел (…).
Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. …В тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…
Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.
Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия.
А знаете ли вы, что единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, — это Евангелие.
Да, христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.
3. Работа по теме урока.
3.1. Актуализация знаний:, Итак, вернемся к роману.
вторая неделя после Святой
Пасха новозаветная
В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи» .
Библейская энциклопедия
(убийство старухи-процентщицы)
Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? «Что вы это над собой сделали?» — говорит Соня Мармеладова.
Раскольников., Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду. (
(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова
Дьявол – гр. «раздвоение»;
овершив это убийство, он повредил свою душу)
— Обратите внимание на эпиграф: Путь к свету лежит через тьму . Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет . Н.А.Бердяев
Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?
Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)
3.2. Анализ отношений Раскольникова и Сонечки:
В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.
( Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги» (4-4).
(…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего).
С Сонечкой Мармеладовой)
Найдите описание Сонечки (2-7; 3-4; )
Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите в тетрадь. (С кромная, глаза ясные, голубые, девочка, ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая», болезненная, вечная).
Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный. ( Словарь синонимов (с. 162).
Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг..) 2. Безумец обладающий даром прорицания. ( Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
(Цитаты из текста:
«.. приниженное существо до того уж принижено».
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»
«Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»)
напрашивается ответ, что Сонечка все-таки была очень сильной)
(Чтение про воскрешение Лазаря) (4-4)
он еще не понимает, в чем ее сила
(«Что ж бы я без Бога-то была?»
«Это человек-то вошь!»
«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»
«Убивать? Убивать-то право имеете?»
«Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».
«Страдание принять и искупить себя им».
«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»
Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»
О встрече»:
« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому. Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.
Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».
(Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда»)
(Читают Евангелие, эпизод о воскрешении Лазаря)
(надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)