По рассказу Казакова Ю. П. “Голубое и зеленое”

Ю. П. Казаков в рассказе “Голубое и зеленое” выступает как мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся “на дне глубокого двора”. “Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и ро­зовые, и просто белые”, – пишет автор. Под влиянием роман­тической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом.

Романтический облик героини пере­дают лишь две художественные детали: глубокий грудной го­лос и нежная маленькая рука.

Ю. П. Казакова относят к направлению,

обозначенному в литературе как “лирическая проза”. Фрагменты его произве­дений можно воспринимать как стихотворения в прозе. Осо­бую роль в них играет словесное рисование. Автор заставляет читателя вместе с ним любоваться красотой обычного вечер­него городского двора.

При этом на изображение разноцвет­ных окон многоквартирного дома накладывается музыкальная тема – хороший джаз, который в эпоху написания рассказа является и символом свободомыслия, планетарного мышления и даже в какой-то степени средством индивидуализации глав­ного героя, характеризующим его как человека одаренного

и неординарного. Одновременно с этим музыка помогает моло­дому человеку пережить растерянность при знакомстве с де­вушкой. Он понимает, что Лиля ждет от него веселого и инте­ресного разговора, и музыка сглаживает неловкость молчания.

По отношению к героине рассказа Ю. П. Казаков использует прием развернутого портрета. Он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови. Важно, что портрет героини да­ется опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих гла­зах героини отражается свет окон родного города. Этот город и становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми.

Ю. П. Казаков в этой связи особо подчерки­вает Арбат: арбатские переулки, Арбатскую площадь. В 50-60-е годы Арбат становится символом духовного единения русской интеллигенции.

Герои приходят в кино. И автор вновь обращается к порт­рету Лили. При этом упоминаются новые детали, но неизмен­но подчеркивается главная – блестящие глаза – символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и ре­прессий: “Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Какая она красивая!

9 стр., 4391 слов

Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир»)

... родным людям. Почему Наташа Ростова – любимая героиня автора? автор: Ekaterina 20.08.2017 0 Комментарии статьи школьная программа Наташа Ростова – любимая героиня Льва Николаевича. Этот ... Сочинение: Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по ... автор писал в письме к А. Фету). Однако до конца жизни писатель остался верен другому своему предпочтению – любимой героине книги – Наташе Ростовой. ...

Впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. Когда она улы­бается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими”.

Для героя рассказа важна иная черта облика девушки – жесткие волосы. Он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время как у него самого волосы мягкие и в ду­ше царят мягкотелость и нерешительность.

Первая часть рассказа имеет кольцевую композицию. Рам­кой для которой является городской пейзаж – описание ве­чернего двора с разноцветными окнами. Когда герои возвращаются из кино, белые и розовые окна гаснут, остаются голу­бые и зеленые. Здесь для автора важна символика цвета.

Го­лубое и зеленое – цвета, символизирующие естественное, природное жизнелюбивое начало.

Во второй части рассказа город вновь становится одним из действующих лиц произведения: герои гуляют по Тверскому бульвару. Для каждого жителя города это тоже знаковое ме­сто: здесь находится памятник А. С. Пушкину – величайшему поэту России. Теперь парень и девушка уже не молчат, а мно­го говорят обо всем, но это не главное: они тут же забывают о сказанном, теряют нить разговора.

Главное сейчас для них – быть вместе, идти куда-нибудь рядом. Так зарождается влюб­ленность. “Теперь мы идем уже немного ближе друг к другу”, – замечает герой. На бульварах сидят влюбленные нары, и юноша тоже мечтает о том, что они с Лилей когда-то будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу.

Казаков подчер­кивает в рассказе романтику первой любви, хрупкость и рани­мость этого чувства, волнение первых прикосновений. Рас­стаются герои опять в том же дворе, но теперь в нем уже не горит ни одно окно, так как все уже спят.

Читая на ночь данную Лилей книгу, герой находит ее длинный волос между страницами. И этот волос уже не ка­жется ему жестким: он мягкий и шелковистый. Так, еще не­давно чужой человек становится близким и понятным.

В третьей части рассказа после поездки на Север герой вновь приходит к Лиле и видит ее через окно. Он замечает, что глава у нее не серые, как казалось ему раньше, а темные, почти черные. После уединенной жизни в деревне Москва ог­лушает своим шумом. “Я с робкой радостью думаю, как хо­рошо, что в этом огромном городе у меня есть любимая”, – подчеркивает герой.

Если до поездки юноша еще не понимал, влюблен ли он в Лилю, то теперь все встает на свои места.

Лиля предлагает Алексею погулять, но тот замечает, что одет по-походному, в лыжный костюм. “При чем здесь кос­тюм?” – спрашивает его Лиля. И это тоже важная художест­венная деталь рассказа: для эпохи оттепели была характерна анти мещанская психология. Внешние атрибуты и ценности материального мира вторичны по отношению к главному – к красоте человеческих отношений, к радости общения.

Героине не важно, как выглядит ее спутник, во что он одет. Она сер­дится лишь на то, что он ей не писал.

4 стр., 1728 слов

Царь Алексей Михайлович – жизнь и судьба

... сам Алексей Михайлович. Настоящая работа имеет целью не только описать и рассказать о том, каким человеком был Алексей Романов. Наша ... жизни Алексея, потому достаточно подробно рассказывает о детстве, юности царя. Сам Андреев признаёт, что именно при царе Алексее Михайловиче ... переезжает в мужскую часть к отцу – чулан. Теперь, напротив, женщины отгораживаются от воспитания ребёнка, воспитанием ...

В ходе очередной прогулки выясняется, что у героев даже больше общего, чем они ожидали. Лиля любит оперу, а Алек­сей поет арии и романсы и, может быть, скоро станет певцом. Влюбленность окрыляет человека, во много раз увеличивает жизненные силы и таланты, вдохновляет на новые свершения.

Четвертая часть произведения открывается внутренним моно­логом героя, в котором он признается в том, что ему хочется писать стихи или сочинять симфонии. Жажда великих сверше­ний так сильно обуревает им, что юноша уже начинает мучить­ся оттого, что он не герой, не открыватель. Ему снятся путеше­ствия в далекие страны.

Алексей задумывается о смысле жизни и задает себе вопросы: способен ли он на подвиг, на тяжелый труд? Только одна Лиля понимает его переживания. “С каждым месяцем Лиля делается мне все дороже, и уже нет жертвы, на которую я бы не пошел ради нее”, – утверждает герой.

Однако постепенно Алексей настолько сильно концентри­руется на образе возлюбленной, что она начинает заслонять ему весь мир. После разговоров с ней по телефону он долго не мо­жет сесть за учебники. Вместо того чтобы съездить к тете за шалью для матери, Алексей весь день гуляет с Лилей: идет с ней на каток, потом в Третьяковку.

Потом вечером они все-таки сдут за платком, а по дороге обратно первый раз целуются.

Проходит время, и силы, сближающие героев, вдруг начи­нают постепенно ослабевать. На смену им приходят ссоры и разногласия. “Я чувствую, как уходит она от меня с каждым разом все дальше, все дальше”, – понимает герой. А вскоре Алексей встречает девушку с другим. Потеряв ее, он теряет и интерес к жизни.

А через год герой получает письмо от Лили, которая вышла замуж и уезжает на Север. Прощаясь с другом юности, она одновременно прощается и с Москвой, и с детст­вом. Лиля уезжает, но продолжает сниться Алексею.

Почему героиня выбирает другого? Для чего приглашает Алексея попрощаться? Видимо, она хочет указать ему на то, что так и не увидели в нем ее блестящие глаза.

Не случайно Алексей так и не добился поездки в экспедицию, не стал пев­цом, а красивый парень, за которого вышла замуж Лиля, везет ее на Север, где героям, несомненно, придется столкнуться с трудностями и решать важные проблемы, самостоятельно строить новую жизнь. Очевидно, Лиля не хочет ограничивать­ся бесплодными мечтами. Она стремится быть на переднем крае событий героической эпохи трудовых свершений.

С Алексеем же ей явно не хватало романтики, которой жила ее утонченная натура. Не случайно она вскользь упоми­нает при прощании о том, что герой никогда не дарил ей цве­тов. И Алексей понимает этот упрек шире, отвечая, что ничего не смог ей подарить.

Рассказ Ю. П. Казакова привлекает глубиной психологиче­ского анализа состояния главного героя. Благодаря этому обы­денный сюжет становится уникальным и неповторимым, как бесценна и неповторима в жизни каждого человека первая любовь.

По рассказу Казакова Ю. П. “Голубое и зеленое” 1По рассказу Казакова Ю. П. “Голубое и зеленое” 2По рассказу Казакова Ю. П. “Голубое и зеленое” 3По рассказу Казакова Ю. П. “Голубое и зеленое” 4По рассказу Казакова Ю. П. “Голубое и зеленое” 5 1

14 стр., 6934 слов

Царствование Алексея Михайловича в «Истории России с древнейших ...

... трудом, славой его жизни и гордостью российской исторической науки. Окончательный объем этого труда - 13000 страниц. Значение царствования Алексея Михайловича Царствование Алексея Михайловича продолжалось тридцать один ... Руси: "здесь мы заканчиваем историю Древней России". Так, Россия при Алексее Михайловиче была ещё страной сословно-представительной монархии, поскольку созывались земские соборы, ...

votes, average:

5.00

out of 5)