Язык мой бедный друг мой маркин

Язык мой — друг мой, сочинение рассуждение

Речь — это то, что нас отличает от животных. Это настоящий дар природы, благодаря которому люди смогли общаться. При помощи языка мы передаем информацию, эмоции, передаем культурное наследие, познаем новое, продвигаем науку. Если бы человечество не владело языком, наша духовная, культурная, техническая жизнь была бы скудной и бедной. Однако не всегда язык и наша речь приносит пользу, часто из-за этого страдают близкие, знакомые и родные. Поэтому часто слышишь такие фразы, как язык — мой враг или язык мой — друг. Об этом мы сегодня и говорим в нашем сочинении. Давайте попробуем понять, что это значит и что нужно делать, чтобы наш язык не стал нашим врагом.

Язык мой — друг мой

Пословица язык мой — друг, язык — мой враг

Пословица язык мой — враг мой, известна многим, и смысл ее прост. Известная поговорка указывает на то, что брошенные слова могут не только нести добро, но и приносить вред.

Без сомнения язык, что учит новому и помогают стать человеку лучше служит добру, поэтому здесь актуальна часть поговорки язык мой — друг мой. Но, слова могут и ранить. Часто, не подумав, мы бросаем обидные слова, а потом долго жалеем. Но, слово — не воробей, и если оно вылетело его не вернуть. Вот и получается, что наш язык становится врагом не только для окружающих, но и для нас. Ведь обижая близкого, мы долго потом страдаем сами. А ведь бывают и ситуации, когда выразить свои мысли бывает даже опасно, и здесь наш язык, в прямом смысле этого слова, становится врагом.

Развивая мысль в сочинении к пословице язык мой — друг мой, хочется сказать. Научитесь отвечать за свои слова, и главное, научитесь говорить не все, что приходит в голову. Подбирайте слова и выражайте свои мысли правильно. Для этого будет не лишним познакомиться с этикетом, станет на пользу изучение вежливых высказываний и обращений, которых достаточно в нашем языке. Не стоит повышать голос при общении, не переходите на оскорбительную и унижающую речь. Если вы в чем-то не уверены, чувствуете злость, лучше промолчите. Ведь плохие слова и оскорбления откладываются всегда в сердце обиженного.

3 стр., 1081 слов

Язык мой — друг мой (по пословице для 4 класса)

... слова, которые я написал на русском языке в первом классе. Моя память кажется чем-то далеким, а эти слова устаревшими в моей ... И я буду учиться ему на протяжении всей своей жизни! Сочинение 2 Речь – это то, что отличает ... не наговорить лишнего. Зачастую люди оправдывают себя тем, что Но есть и другая сторона ... помочь в изучении! С помощью языка можно заводить реальных друзей. Когда ты хорошо им владеешь, ...

Я следую поговорке: слово серебро, а молчание — золото. И уверен, иногда лучше промолчать, чем настаивать на своем и превращать язык мой в моего врага.

Язык мой бедный друг мой маркин

Автор: Ряскина Наталья Николаевна

Организация: МБОУ гимназия им. академика Н.Г.Басова при ВГУ

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Данная разработка урока рассчитана для учащихся 9 класса.

Тема урока –

Тип урока

Методическая разработка нацелена на воспитание нравственности, духовности, культуры языка и культуры чтения.

Цели урока:

  • воспитание культуры чтения и языка, формирование отношения к родному языку как к духовной, нравственной ценности;

Задачи:

  • расширение знаний о языке как системе;
  • совершенствование навыков построения текста по заданной проблеме;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся;
  • повышение уровня речевой культуры.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны уметь анализировать текст публицистического стиля;
  • создавать собственное высказывание на заданную проблему;
  • уметь выявлять подтекст;
  • соблюдать нормы устной и письменной речи.

Вид контроля: сочинение – рассуждение в формате задания 15.2

Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия им. академика. Н.Г.Басова при ВГУ Ряскина Наталья Николаевна

Разработка урока по русскому языку в 9-ом классе

Кто слушает – собирает.

«Взаимосвязь языка и культуры»

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: обучение лингвистическому анализу текста

Задачи: 1) развитие коммуникативной компетенции – умение

создавать собственное высказывание: сочинение-рассуждение;

2) воспитание любви и уважения к родному языку, воспитание

Оборудование: раздаточный материал – распечатанный фрагмент статьи

И. Маркина «Язык мой – бедный друг мой»;

  • словари различных типов;

Презентация к уроку

Оформление кабинета: слоганы:

«Язык родной храни веками – общайся добрыми словами!»,

«Уважаемые взрослые россияне! Избавьте нас от нецензурной брани!»,

«От мата и брани страну защищай! Любовь к языку в сынах воспитай!»,

Ход урока:

Кому из нас не знакомо стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»! Как часто мы повторяем вслед за поэтом: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Писатель ХХ века А. Соколов перефразировал классика: «О несчастный, бессильный, окукленный и оглупленный русский язык!» Сегодня всё чаще и чаще можно услышать, что мы теряем язык, а вместе с ним и культуру, что его надо спасать. Почему, а вернее от чего надо спасать то, что было, есть и будет всегда, как дом, жизнь, родина? Именно об этом рассуждает И.Маркин в статье « Язык мой – бедный друг мой».

4 стр., 1685 слов

Культура как текст

... Текст как носитель информации Роль информации в различные времена воспринималась по-разному. Информация закреплена в тексте. Текст относится к знаковой системе явления культуры. «Тексты - это плоть и кровь культуры. Но любой текст ... учебной и научной информации является реферат. Выделяют три типа рефератов: 1. Аналитический. 2. Реферат-обзор. 3.Реферат-резюме. Реферат-обзор. Цель реферативной работы ...

(1) В наши дни нелегко распознать род занятий человека, а особенно молодого. (2)Спросив, кто он, в ответ можно услышать загадочное: «Я типа студент» или менее таинственное: «Да я как бы учусь». (3) Что такое «типа»? (4) Если есть «тип», то по логике должен быть «класс», «вид», «подвид» и т.д. (5) «Я подвид студента»- звучит! (6) А уж если приняться за расшифровку «как бы учусь (или работаю, отдыхаю)». (7) Вроде на русском языке сказано, но это самое «как бы» дает понять, что все не по-настоящему, понарошку.

(8) И такая речь «понарошку», увы, превалирует в нашем обществе. (9) На улицах, площадях, во дворе, на работе и в транспорте – то есть в нашей повседневной жизни. (10) И это не молодежный сленг, а наш общий язык – одно из главных средств общения. (11) Обилие междометий – норма, а нормальный русский – заумь. (12) Вот так все и перевернулось с ног на голову.

(13) Давайте-ка заглянем в воронежский книжный магазин «Библиосфера», что на улице Комиссаржевской, и послушаем рабочую летучку юных продавщиц-консультантов. (14) Собрав персонал, бригадир знакомит их с содержанием новых книжных поступлений: «В этой, ну как ее там, новой книге, в общем, он ей типа того, пообещал, а она как бы согласна, ну и они, короче…». (15) Дальше, наверное, продолжать нет смысла. (16) И так все ясно, а точнее – неясно ничего. (17) Хотите верьте, хотите – нет, но речь передана ничуть не утрировано.

(24) Книжные магазины Воронежа – показательнейший пример. (25) Жанры ужасов, мистики и триллеров опережают по популярности только детектив и фантастика.

(26) Отсюда и убогий словарный запас, и деградация сознания. (27) Зато какая жестикуляция, заменяющая речевую ограниченность!

(28) Когда не хватает ни слов, ни жестов, а выразиться хочется – пишут в подъездах и заборах. (29) Или рисуют. (30) «Граффити»! (31) Явление относительно новое и, надо сказать, далеко не однозначное. (32) С ходу отметать эти самые «граффити» не стоит…

Выполните задания:

3. Формулировка проблем данного текста

Слово «проблема» в переводе с латинского – вопрос, который требует внимания, разрешения. Чтобы сформулировать проблему, надо задать вопрос.

Автор публицистического произведения достаточно чётко обозначает проблематику своего текста, поскольку стремится воздействовать на читателя, сформировать у него определённое отношение к обсуждаемым в тексте вопросам.

1) Сохранение русского литературного

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/fragment-stati-i-markina-yazyik-moy-bednyiy-drug-moy/

задача государственная. Сохраняя язык, нация тем самым сохраняет культуру.

2)Низкий уровень современной

литературы. (Как влияет содержание современной литературы на массовое

2) Современная массовая литература –

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/fragment-stati-i-markina-yazyik-moy-bednyiy-drug-moy/

в нашей литературе, диктовать моду,

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/fragment-stati-i-markina-yazyik-moy-bednyiy-drug-moy/

определять образ жизни и формировать

3) Можно ли определить уровень

человека по его речи?

философом Сократом, однако они актуальны как никогда. Сегодня активно насаждается сленговая терминология и происходит искажение русского языка, а язык офеней стал почти своим для многих.

9 стр., 4161 слов

Зачем изучать английский язык на русском

... to learn Russian. Зачем изучать английский язык Изучение иностранных языков важно в наши дни. Я думаю, что культурный и современный человек должен изучать иностранные языки. Но я предпочитаю английский язык. Почему? Английский становится глобальным языком. Половина миллиарда ...

4. Лексико-орфографическая работа

Офени – бродячие торговцы-разносчики, продававшие по деревням мануфактуру, книги, лубочные картинки, галантерею. (Толковый словарь Ушакова)

Сленг – жаргон; совокупность слов или выражений, составляющих слой разговорной лексики, не совпадающей с нормой литературного языка.

Русский язык не раз переживал «нашествия» и «вторжения» в его «кладовые» и всякий раз успешно справлялся с иноземной тарабарщиной. Назовите известные вам «крестовые походы»? Слушаем сообщения учащихся. (Проектная деятельность учащихся.)

5. Индивидуальные сообщения

Книжные заимствованные слова, ставшие достоянием научного стиля или пришедшие вместе с предметами, не кажутся неуместными. Имитировать, функционировать, реабилитировать, флора, фауна, эволюция и многие другие считаются вполне уместными. Многие заимствования употребляются как термины: алиби – нужное слово для юриста, суффикс, каламбур, диалектизм, абзац – для лингвиста…

В русском языке есть и множество таких заимствований, которые используются в быту и без которых мы не можем прожить: как по-другому назвать кино, такси, одеколон, люстру, бифштекс, майонез, апельсин

Однако сегодня много заимствованных слов, неоправданно употребляемых в речи. Многие бездумно употребляют «модные» иностранные слова даже тогда, когда им можно найти эквивалентные (равноценные) аналоги (синонимы).

Вместо «Закончил ленч из картошки, спешу на брифинг» можно сказать « Наскоро перекусив картошкой, спешу на совещание».

  • Объясните, как вы поняли название статьи?

Учащиеся рассуждают о том, что Интернет, SMS, бранная речь (эти понятия оказались в одном ряду) вредят языку. Особенно бранная лексика.

«Бранная речь произошло от слова «брань». На поле брани наши предки использовали эти слова, веря, что тем самым они уничтожают врага – словом, убивают. Значит, сегодня они способны совершить зло – поглотить подлинный язык. О каком самоуважении нации, самого себя можно говорить при таком распространения сленга и нецензурной лексики?!»

« Сквернословие – это болезнь общества. Бранные слова нельзя произносить ни при каких обстоятельствах, потому что они оскорбляют нравственное достоинство человека!»

И.Маркин не одинок в своих убеждениях.

Чтобы показать актуальность второй проблемы, обратимся к статье Инны Кабыш «Патриотическое воспитание».

Публицист И. Кабыш также считает, что русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок».

Лексико-орфографическая работа, Шагреневая кожа –

  • Объясните, как вы понимаете выражение «И сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться за литературу, на нём написанную».

Вывод: сегодня, как никогда, необходимо приобщать молодое поколение к чтению русской литературы. Именно погружение в классику поможет современному молодому человеку развить культуру речи и общую культуру в частности. Иначе молодёжь будет скудоумной.

Подобные мысли звучат и в статье В. Непомнящего «Зачем нужна литература в школе?»: «Полная жизнь русской классики – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ…»

17 стр., 8264 слов

По русскому языку : « Устная и письменная речь»

... лингвистические уровни, свойственные собственно устной и письменной формам речи. Для степени подготовленности устной речи релевантными оказываются признаки, характеризующие единицы фонетического, лексического и синтаксического уровней. Для письменной речи — соответственно, лексического и синтаксического уровней.1 Таким образом, ...

В заключение обращаемся к эпиграфу урока: «Кто говорит – сеет,

кто слушает – собирает». Хочется не согласиться с финальным высказыванием И. Маркина: «И не борется человек говорящий, а приспосабливается и потакает процессу всеми мыслимыми и немыслимыми способами». И можно это сделать, если стремиться сохранить русский язык будут не только школьные учителя и преподаватели филологических вузов, поэты и писатели, лингвисты и лексикографы, но и все носители языка.

Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение по статье И.Маркина

Культура ВРН , Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира

Общество

Язык мой – бедный друг мой!

В наши дни нелегко распознать род занятий человека, особенно молодого. Спросив, кто он, в ответ можно услышать загадочное: «Я типа студент». Или не менее таинственное: «Да я как бы учусь». Что такое «типа»? Нечто суррогатное, ненастоящее? Если же приняться за расшифровку фразы «как бы учусь (работаю, отдыхаю)»… Вроде бы по-русски сказано, но это самое «как бы» дает понять, что все не по-настоящему, понарошку.

И такая речь, увы, превалирует в нашем обществе. На улицах, площадях, во дворах, на работе и в транспорте – то есть в нашей повседневной жизни. И это не молодежный сленг, а наш общий язык – главное средство общения. Обилие междометий – норма, а нормальный русский – заумь. Вот так все и перевернулось с ног на голову.

Давайте-ка заглянем в книжный магазин «Библиосфера», что на улице Комиссаржевской, и послушаем рабочую летучку юных продавщиц-консультантов. Собрав персонал, бригадир знакомит их с содержанием новых книжных поступлений: «В этой, ну как ее там, новой книге, в общем, он ей типа того, пообещал, а она как бы согласна, ну и они, короче…». Дальше, наверное, продолжать нет смысла. Хотите верьте, хотите – нет, но речь эта передана доподлинно. Правда, в приведенном примере есть доля лукавства. Той бригады, к чести «Библиосферы», уже с год как нет. Девушки, которые сейчас там трудятся, относятся к делу более профессионально.

Книжные магазины Воронежа – показательный пример. Жанры ужасов, мистики и триллеров опережают по популярности только детектив и фантастика. Никто никому ничего не навязывает и не указывает. Констатация факта – не более. Общество кричит: «Дайте адреналина и остроты ощущений!» Видно, пресытились и хлебом, и пресными зрелищами. И вместо того, чтобы тянуть общество вверх, литература опускается до уровня толпы. Мы все прикрываемся званием «самой читающей страны». Вот только что читающей?

Кадровая политика ориентирована на молодежь, и это, наверное, правильно. Плохо то, что беззаботно отмахнулись от громадного опыта среднего возрастного звена, с корнем вырвав преемственность поколений. На пустом месте взрастить кадры – задача не из легких.

1 стр., 463 слов

Мой родной язык в семье, обществе

... Есть русские, удмурты, татары, башкиры. В школе изучают русский, удмуртский, татарский, башкирский и английские языки . родной язык Мои родители родились и выросли здесь в деревне Асавке. Все члены ... моей семьи были воспитаны на песнях, пословицах, поговорках местного фольклора. С какой ...

Вера в компьютерное всемогущество далеко не всегда оправдывается. Да, сама жизнь диктует новые условия. Современные скорости, объемы и поток информации объективно требуют технической оснащенности. Но компьютер имеет свойство зависать и давать сбои. Как ни крути – на первом месте всегда будет человеческий фактор. Начинаешь спрашивать книгу – а в ответ, конечно же, с улыбкой: «Сейчас посмотрим». В компьютер, разумеется. «Извините, такого-то автора нет». Да вот же книга, на нас смотрит! «Ах, извините, наверное, какой-то сбой».

Называть адреса магазинов не имеет смысла. Пройдитесь, посмотрите, и сами все увидите. Хотя, к счастью, в Воронеже тенденция к повышению качества обслуживания и профессионализма налицо. Что отрадно. Пусть и на ходу, но девчата учатся. А инородный элемент жизнь отсеет сама.

Другой бич нашей юной смены – постоянное пребывание «в шоке». Сначала по наивности думаешь, трагедия какая с человеком случилась либо потрясение, коль он сообщает, что находится «в шоке». Оказывается – обычное опоздание на маршрутку. Такое же шоковое состояние может вызвать замена на ТВ-канале «Ранеток» на другое, в общем-то, такое же «мыло», либо временная отмена «Кармелиты». Куда бежать после такого потрясения? Конечно же, к психологу (а кое-кому и к психиатру).

Вот важная фигура наших дней! Лечит, исцеляет, поднимает настроение и направляет на путь истинный. Можно не соглашаться, но постоянное обращение к психологам и психоаналитикам во всех случаях жизни – признак больного общества.

Сомнительная по содержанию литература, мутнейший и глупейший поток передач по ТВ-каналам рождает такое же отношение к действительности.

Волей-неволей снова кивнешь в сторону литературы, телевидения и прессы, что морем разливанным плещутся вокруг нас. Отсюда и убогий словарный запас, и деградация сознания. Зато какая жестикуляция, заменяющая речевую ограниченность!

Когда не хватает ни слов, ни жестов, а выразиться хочется – пишут в подъездах и на заборах. Или рисуют. «Граффити»! Явление относительно новое и, надо сказать, далеко не однозначное. С ходу отметать эти самые «граффити» не стоит. В иных случаях они действительно украшают заборы, безо всяких кавычек. Правда, чаще это происходит в забытых Богом уголках города. А иногда это просто нелепость, безвкусица, стыд и срам. На улице Чапаева 1, возле кондитерского цеха, на бетонном заборе, в классическом стиле, замечательно запечатлена история и достопримечательности Воронежа: Петровский сквер, Адмиралтейская площадь, Каменный мост. На улице 45-й стрелковой дивизии весьма удачно разрисован забор сценками из мультфильма «Алеша Попович». На улице Дуговой (район СХИ) очень оригинально смотрится анимационная тематика. А вот рядом, на улице Гастелло, стена бывшего областного кинопроката представляет яркий пример «творчества» неандертальцев 21-го века. К слову, настоящее наскальная роспись – высокое искусство.

Повседневностью и нормой стала нецензурная брань. Ругаются от мала до велика, прилюдно, громко, как будто, так и надо. И ведь не осаживают сквернословов! Что это? Трусость, равнодушие, неловкость или признание мата полноправной составляющей нашей речи? Убирать на тротуарах мусор – на это есть дворники. А где «дворники» для борьбы с матом? Их нет, зато есть рассадники и проводники. Это средства массовой информации, особенно телевидение. Под благовидным предлогом нецензурщину заменяют на «пи-пи-пи». Да это тот же узаконенный эфирный мат, только с возбуждением низменной фантазии слушателя. Некоторые так называемые «интеллигенты», «артисты», «творческие личности» через каждое слово вворачивают такое, что хоть святых выноси. В многочисленных идиотских юмористических передачах все, что «ниже пояса», считается смешным. А если отчего-то невесело, тут как тут подсказывающий закадровый хохот-указатель: «Смеяться тут». Мы на острове Дураков, куда попал сказочный литературный герой Незнайка? Знак вопроса может в скором времени отпасть за ненадобностью.

9 стр., 4175 слов

Анализ стихотворения «ночь, улица, фонарь, аптека…» а.а. блока

... Из мрака…», «Миры летят. Года летят. Пустая…». Здесь искали: ночь улица фонарь аптека ночь улица фонарь аптека анализ анализ стихотворения ночь улица фонарь аптека А. Блок. Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” : Александр Блок – один из классиков литературы XX века ...

Язык наш не единожды переживал различные нашествия и всякий раз успешно справлялся с наплывом иноземной тарабарщины. Наверное, справился бы и сейчас, вот только очередной «крестовый поход» ныне не столько извне, сколь изнутри, а это гораздо хуже. И не борется человек говорящий, а приспосабливается и потакает этому процессу всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Плывет по течению, старается не умничать, не выбиваться из строя. Типа, моя хата с краю…