Доклад «Язык моих предков»

в Республиканском межнациональном детском

конкурсе эссе «История моего родного языка»

  1. Ф.И.О. участника, возраст, телефон

Алмазова Галина Анатольевна,

  1. Название эссе

«Язык моих предков»

3.В каком учреждении учится (номер школы, район, телефон, факс)

Ученица 8 класса МБОУ «Быргындинская СОШ», Каракулинского района

4. Ф.И.О. преподавателя, контактные телефоны

Осипова Любовь Сергеевна, учитель марийского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Быргындинская СОШ», 89508214231

5.Ф.И.О. директора среднего общеобразовательного учреждения, контактные телефоны

Передвигина Людмила Леонидовна, директор МБОУ «Быргындинская СОШ»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление народного образования

администрации Каракулинского района

МБОУ «Быргындинская СОШ»

Эссе

Язык моих предков

Выполнила: Алмазова Галина

МБОУ «Быргындинская СОШ»

ученица 8 класса

Руководитель: Осипова Л.С.,

учитель марийского языка

I

д. Быргында

Язык моих предков

«Если у человека нет матери, нет отца,

но есть Родина – он еще не сирота.

Родина – это все: и прежде всего язык,

природа, древняя история своей страны,

2 стр., 691 слов

Региональный конкурс на английском языке для обучающихся «Английский ...

... МБОУ «Центр образования № 1 – гуманитарно-математический лицей имени Героя России Горшкова Д.Е.» МО г. Тула. 2018 Подведены итоги регионального конкурса эссе на английском языке для обучающихся «Английский в моей ... г. Ефремов Тульской области. 2019 Подведены итоги регионального конкурса эссе на английском языке для обучающихся «Английский в моей жизни», в котором приняли участие обучающиеся 8–11-х ...

ее праздники, народные песни и сказания,

память о предках и уважение к родителям».

В.Астафьев.

Язык – средство человеческого общения. Он развивается с развитием общества, поэтому язык должен изучаться в тесной связи с историей народа, который был и является создателем и носителем данного языка. История языка – это развитие его на всех доступных нам этапах данного народа. Сначала как язык племени, затем как языка народности и затем как языка национального. История языка раскроет перед нами характер народа, говорящего на нем.

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль в картину и звук, небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, весь тот глубокий полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов и писателей. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.

Родной язык – достояние всего народа – «языкотворца». Каждый человек, овладевая разным языком, делает в этой области открытия всю жизнь. Слышать слово, радоваться, постигая его «самовитость» и «самоценность», самому творить.

Основное назначение родного марийского языка состоит в том, чтобы обеспечить общение людей, говорящих на этом языке. Именно поэтому все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, все многообразие окружающего мира. Родной язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы и другие средства ограниченного употребления.

Россия — это многонациональное государство. Рядом проживают славянские, тюркские, финно-угорские и другие народы. И живет в самом сердце России среди множества народов, среди вековых дубов, полей и озер удивительно самобытный народ – мари. Прилежно хранит он память о своем прошлом, национальных традициях и культуре.

Марийский язык – душа народа – доброго, гостеприимного, трудолюбивого и искусного. Родной марийский язык – основа развития интеллекта, формирования и становления творческой личности, развивает абстрактное мышление, память, воображение, позволяет познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

12 стр., 5624 слов

Ареальная классификация языков как метод лингвистического исследования

... Ареальная лингвистика и ее основные понятия Вопросы ареальной классификации языков нельзя рассматривать отдельно от вопросов, касающихся ареальной лингвистики, так как эти понятия неразрывно связаны между собой. Ареальная классификация языков является составной частью ареальной лингвистики. Ареальная лингвистика ... языков прямо связана с исторической судьбой языков и народов, носителей этих языков ...

Родной язык для меня бесценное духовное сокровище, которое передается из поколения в поколение. Каждый человек должен знать и любить свой язык. Как сказал марийский писатель Тыныш Осып: «Шочмо йылме! Тый авайын йылмыже, изи годсек пырля модын коштшо эн лишыл йолташем-влакын йылмышт улат. Куанымашым пуышо, кумылым нöлтышö, тÿням почын ончыкташ, шинчымашым шараш полшышо шочмо йылме! Кö тыйым ок пагале, ок йöрате?! Кажне енын шÿмыштыжö улат, кажнын чонжым ырыктет. Шочмо йылме шочмо авам шарныкта, тудым пагалыкта, йöратыкта. Кö тудым монден кертеш?» Это высказывание созвучно со словами многих русских поэтов о любви к родному языку. Человек появляется на свет с врожденной способностью к усвоению родного языка, но, чтобы эта способность стала действительностью, он должен учиться родному языку.

Родилась я в марийской деревне. Мои родители – мама и папа – марийцы. Мой родной язык – марийский. Первое слово, которое я произнесла на родном языке – ава (мама).

Мама – это самое близкое, самое родное и самое нежное. Первые произведения на марийском языке были колыбельные песни, которые пела мне мама. Сейчас я хожу в школу, учусь в 8 классе обычной сельской школы, где наряду с другими предметами я изучаю марийский язык и литературу. Многие произведения марийской литературы связаны с традицией и обычаями народа мари. Существует общепринятый факт: каждый человек думает и мыслит на родном языке. Мой язык красивый, богатый и добрый. Я с гордо поднятой головой скажу «мый марий улам» и не постыжусь этого. В самом названии «я мари» содержится признание того, что я должна позаботиться о сохранении своего родного языка и национальных традиций своего народа.

Мелодична и напевна наша речь. Как красиво звучат песни на марийском языке. В нашей деревне при культурно-спортивном комплексе есть детский образцовый ансамбль «Рвезылык». Я с младших классов посещаю этот ансамбль. Там мы поем песни, ставим различные танцы. С этим ансамблем, выступая красивыми танцами и мелодичными песнями, показывая свой марийский характер, я побывала во многих районах Удмуртии, выезжала за ее пределы.

Свое эссе я хочу завершить словами великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Язык народа – лучший, никогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа. Когда исчезнет народный язык, — народа нет более!» Я надеюсь, что мой родной марийский язык будет жить еще много веков.