Как происходит становление характера человека? (2)

Как происходит становление характера человека?

На формирование характера влияет ряд факторов, взаимодействие которых формирует человеческую личность.

Прежде всего, следует отметить, что наиболее существенную роль в этом процессе играют не внешние обстоятельства, а воля и усилия конкретного человека. С давних пор (особенно в эпоху Просвещения) мыслители, философ и педагоги стремились создать идеальную систему воспитания, которая должна была формировать идеальные качества. Однако слишком многое зависит и от самого человека, поэтому к счастью подобные намерения оказались тщетными. Ни у кого не получалось полностью контролировать процесс формирования личности, благодаря чему невозможен полный тоталитаризм.

С другой стороны, внешние воздействия также играют значительную роль при формировании характера. Прежде всего, это общение с другими людьми. Известно, что ребенок, выросший среди животных, не сможет стать полноценным членом общества. Информация и жизненный опыт, приобретаемые в течении жизни постоянно заставляют человека делать выводы. Человек постоянно находится в процессе борьбы с внешними воздействиями.

Успешное противостояние вызовам социальной и природно среды дает человеку возможность формировать волевые качества. Без них любой превращается в безвольную куклу, марионетку, идущую на поводу у других.

Многое также зависит и от задатков, полученных при рождении, от того же темперамента. Одним и те же вызовы, действующие на формирующуюся личность, у одних людей закаляют характер, других просто ломают.

Существенную роль играет также и пример старших или просто авторитетных для конкретного индивида людей. В детстве, а также и в более позднем возрасте, человек (особенно не обладающий большим жизненным опытом) сознательно или бессознательно стремится копировать других. Благодаря этому можно сказать, что пример для подражания являются одним из важных факторов, формирующих характер человека.

В целом можно сказать, что формирование характера представляет собой достаточно сложный и разноплановый процесс. Для него очень важны и природные задатки, с которыми человек родился и обстоятельства, которые пришлось пережить, и использование чужого опыта. Однако следует подчеркнуть, что определяющую роль играют все же усилия самого человека, выводы, сделанные им по поводу пережитого. Можно сказать, что человек сам в значительной степени становится создателем своего собственного характера.

Вариант 2

Характер – это совокупность определённых признаков в поведении человека. Так можно выделить различные категории, в которых проявляется личность. Это отношение к окружающим, к труду, своей деятельности, к самому себе и к вещам. Процесс формирования характерных свойств достаточно долгий и сложный.

6 стр., 2524 слов

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры

... Игры на приеме у психотерапевта. В зависимости от роли водящего: Игры, в которые играют психотерапевты и другие представители службы помощи – “Я всего лишь пытаюсь помочь Вам” и “Психиатрия”; Игры, в которые играют люди ... с элементами игры — человек ни на что не претендующий, но всегда готовый вас выслушать; лучше всего эта игра удается тем людям, которые перед исполнением своей роли обратились к ...

Развитие характера – это формирование стабильных эмоциональных образований в индивидууме под воздействием различных обстоятельств, вследствие чего они повторяются и становятся привычными. Основные черты личности создаются в социуме, в разных ситуациях. Значительную роль представляет его деятельность, окружающая среда, самопознание и самореализация. Так обнаруживаются нравственные, умственные и прочие черты. Среди них могут быть как отрицательные, так и положительные признаки. Так можно предположить, что каждый в праве самостоятельно воспитать в себе различные свойства. То есть, если особа имеет негативные качества, это значит, что он сам развил их в себе.

В детстве, конечно, сложно управлять своими эмоциями. Известно, что ребёнок является чистым, искренним, неподдельным. Он прямо скажет, без лукавства, что ему не нравится и наоборот. Но когда взрослеют, жизнь сталкивает с конкретными ситуациями, которые вынуждают притворяться или открывается другая сторона медали.

В эти годы довольно четко выражаются подобные особенности: коммуникабельность, приветливость, решимость, стеснительность, скрытность, аккуратность, терпение, либо своенравность, упорство, дерзость и другое. Проявления таких качеств тесно соприкасаются с характером. Поэтому с самого юного возраста перед родителями стоит особая задача – воспитать ребёнка, дать возможность познать свои особенности. Так они смогут направить своё чадо, рассказать о жизненных принципах, помочь в сложных ситуациях.

В подростковом возрасте появляется желание самоутвердиться. Юноша или девушка проявляет себя в активности к работе, учёбе, в творчестве. Они начинают быть самостоятельными в выборе жизненных позиций. Самовоспитание станет неотъемлемой частью в их жизни, ведь на основе этого можно строить собственные ориентиры. Когда человек приобретает опыт, формируется его мировоззрение, создаются идеалы и представления о нормах. Результативность показывает независимость и упорство в труде, в какой-либо организаторской деятельности.

Таким образом, характер формируется длительное время. На него влияет как внешние, так и внутренние факторы. Успешное развитие характера требует целостности общевоспитательных событий в семье, в учебных заведениях и общественной сфере.

11 класс. ЕГЭ. Итоговое декабрьское

У меня такой характер. Попытки ученых объяснить поведение человека

«Лицемер, деревенщина, молодой старик, святая простота, нравственный урод, разносчик новостей, нахал, хвастун, гордец, трус» — описание всех этих и еще 20 типов характера дал в своем известнейшем трактате «Характеристики» Аристотель, основываясь на наблюдении за поступками людей. Как мы видим, одними из первых понять, как формируется устойчивый нрав человека, пытались древнегреческие философы. И только последующее развитие науки спустя столетия показало, что изучение этого непростого явления, а именно характера, связано также с исследованием темперамента. Отметим, что разграничить эти понятия весьма нелегко, но мы попробуем это сделать.

3 стр., 1399 слов

Развитие познавательных процессов в игре у детей дошкольного возраста

... в играх, они приобретают сюжетный характер. Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и ... дошкольниками. Упражнения для развития познавательных процессов в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный ...

И снова Аристотель. В формировании характера должны участвовать родители и государство

В своем трактате Аристотель дал описание душевных качеств — нравов — человека в соответствии с возрастом, социальным положением и профессией. Философ подчеркивал, что характер не является природным свойством, его черты складываются в процессе жизни и являются результатом опытности.

Однако ученый придавал и важное значение воспитанию. Он считал, что оно не может быть частным делом, государство обязательно должно помогать родителям заботиться о ребенке, оказывая влияние на его нравственный склад, развивая то, чего недостает от природы.

Характеристики Аристотеля отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений. К слову, начатая им традиция получила развитие в эпоху Возрождения и Нового времени, большинство из его описаний применимы и для современных людей.

Факторы, влияющие на формирование характера. Ученые из разных веков придерживаются одной точки зрения

Среди ученых с самых давних времен ведутся споры. Они никак не могут прийти к согласию, а именно определиться с тем, что все-таки влияет на формирование характера.

Семья

Alexander Dummer / Unsplash.com

По мнению одних, ведущая роль в этом процессе принадлежит наследственности. Представители другой точки зрения полностью опровергают первую, считая, что характер человека формируется только под влиянием социальных факторов и процесса воспитания.

А может, все-таки и те и те факторы влияют?

Как показывает анализ монографий Александра Бэна, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Эрнста Кречмера, решающее влияние здесь оказывают как врожденные, так и приобретенные факторы. К первым принято относить наследственность и индивидуально-психологические особенности личности, а ко вторым — воспитание и социальное окружение. В процессе развития человека они вступают в определенные взаимоотношения и взаимодействия.

Стоит отметить, что в широком смысле все черты до определенной степени индивид наследует от родственников, поскольку они зависят от генотипа организма. Однако со временем под воздействием окружающей среды они могут изменяться в лучшую или худшую стороны. Исследование современных ученых из Калифорнийского университета в Сан-Диего это также доказывает. Специалисты считают, что на то, каким будет характер, помимо воспитания, влияют и гены, пишет Science Alert.

Руководитель проекта Чи-Хуа-Чэнь и его команда проанализировали около 60 тыс. генетических образцов, предоставленных частной биотехнологической компанией 23andMe, а также около 80 тыс. образцов, собранных Genetics of Personality Consortium. С помощью этих данных научным сотрудникам удалось узнать, какие особенности генетики влияют на формирование того или иного характера.

В частности, выяснилось, что открытость личности зависит от различий в генах WSCD2 и PCDH15. Эмоциональное непостоянство определяется аллелями в хромосоме 8p23.1 и различиями в гене L3MBTL2. Практически те же самые изменения наблюдаются у невротиков, а также у тех, кто страдает хронической депрессией.

4 стр., 1797 слов

Личность твориться не человек слышит. : личность творится не ...

... что влияет на процесс социализации, обозначается понятием "агенты социализации". К ним относятся: и обычаи, государственная политика , средства массовой информации , социальное окружение, образование, воспитание, армия, церковь и др. Темы эссе. "Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, ...

Такие результаты доказывают, что ДНК могут нести в себе предрасположенность к определенной модели поведения, однако плохие поступки человека нельзя оправдывать генетикой, здесь уже больше «виновато» воспитание, утверждают ученые.

Такие разные, но одинаковые понятия: характер и темперамент

Некоторые психологи склонны считать темперамент и характер синонимическими понятиями, так как они оба являются личностными особенностями. Но есть ли отличия у этих родственных определений, расскажем ниже.

Главное их отличие в типологии. Еще древнегреческий врач Гиппократ, живший в V в. до н.э., выделил у человека четыре вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Они и сегодня активно используются в психологии.

Структура характера же представлена его свойствами, которые отражают отношение индивида к самому себе, обществу и окружающему миру. Характеры могут быть абсолютно разные, а типов у них огромное множество. Поэтому специалисты даже выделяют их в группы, ведущими среди них выступают интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и волевые компоненты.

Нельзя упускать из внимания еще один важный момент: темперамент и характер, как правило, зависят друг на друга. Как говорил советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн: «Темперамент является элементом характера, его ядром». И это на самом деле так. К примеру, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.

Добавим, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому темперамент в значительно большей степени носит физиологический, врожденный характер.

Темперамент

London Scout / Unsplash.com

Ненаучные и околонаучные типологии характера

Какие факторы влияют на формирование характера, с точки зрения ученых, нам понятно. Но мы хотим также рассказать и о ненаучных или околонаучных представлениях, дабы вы, дорогие читатели, критически относились к упомянутым ниже подходам.

Так, общепринятым среди астрологов фактором, влияющим на устойчивый нрав, является дата рождения или имя человека.

В свою очередь такое направление, как физиогномика, внесло немалый вклад в исследования характера. А именно это учение утверждает, что есть некая связь между обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Имеется в виду, что по внешним признакам можно установить психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. В частности, швейцарский писатель Иоганн Каспар Лафатер разработал наиболее известную физиогномическую систему, в которой основным путем познания человеческого характера является изучение строения головы, конфигурации черепа и мимики.

Популярный, но ненаучный подход — хиромантия или гадание по руке, распространенный среди цыганок и экстрасенсов. Они по кожному рельефу на ладони определяют характер человека и даже его судьбу.

5 стр., 2406 слов

Темперамент человека

... отличие от темперамента характер человека может изменяться и реально изменяется в той или иной степени в течение всей жизни. На детство приходится основной этап в формировании характера. Он ... личности – такую, которая определяет поступки человека. Термином «свойство» обозначают какую-либо отдельную частную сторону психологии человека, от которой скорее зависит стиль, а не суть поведения. По ...

Неправдоподобность этого подхода заключается хотя бы в том, что образование складок/линий на коже — совершенно случайный процесс.

Можно взять, например, и скомкать несколько одинаковых листов бумаги, неудивительно, что каждый лист скомкается по-своему. Однако хиромантия породила научное направление — дерматоглифику, в которой сказано, что узор на пальцах — это не совсем случайное явление. Чему верить или не верить, решать вам.

По своей природе характер — это социально-психологическое образование личности. Он отражает объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям и вещам. Поведение человека, зависящее, как правило, от его устойчивого нрава, всегда накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства. Поэтому так важно уметь контролировать себя, а порой и менять в лучшую сторону свой непростой характер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Биологические факторы

Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности. Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей. С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.

Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе. По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы. Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.

К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи. В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку. Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни.

Как психология влияет на развитие характера

Формирование характера человека, как и личностное саморазвитие происходит на протяжении жизненного пути человека. На него воздействует различные условия. Важно то, как воспитывался индивид, по какому принципу была построена работа и взаимодействие с социумом и каким образом формировалась жизненная позиция.

Долгое время было принято считать, что на характер влияют исключительно генетические особенности человека. Джон Локк стал первооткрывателем в концепции воспитания личности. Именно этому периоду жизни ученый уделял наибольшее внимание. В своих трудах Дж. Локк считал, что в первую очередь на характер человека влияют его мотивы. В особенности развития характера личности закладывает основу психофизическая природа и внешние условия.

На протяжении последнего столетия миф о том, что генетические особенности относятся к основе характера, был развеян. На формирование личности влияют внешние условия и процесс воспитания человека.

7 стр., 3177 слов

Сочинение чтение книг это путь к саморазвитию

... путь. При этом нам вряд ли когда-либо поможет успешный путь, выбранный другим человеком, пусть даже известным. Чтение книг с советами по саморазвитию ... на закате на берегу пруда. Устраивала концерты и спектакли для домашних. Писала сочинения ... мужских черт характера во мне ... души, любви к людям, свои ... это. Жизнь продолжается. Эта правдивая история в помощь тем, кто еще сомневается… Дорогие, пришедшие на ...

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

поведение

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

Затем показывают себя и другие качества  1

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

Важно: на становление личности влияют «ярлыки». Если ребенка постоянно ругают за плохие оценки и называют бездарным двоечником – он таким и будет. Он просто перестанет сопротивляться и решит, что это и есть его личность.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Как развивается и формируется характер

Проблемы формирования и развития характера человека вызывали интерес философов эпохи Античности и ученых из Средневековья. Эта тема остается актуальной сегодня для современных психоаналитиков и психологов. Каждый раз они пытаются найти ответ на вопрос, что такое личностное саморазвитие, от каких факторов оно зависит, что влияет в большей степени на развитие характера человека.

3 стр., 1061 слов

«Моё отношение к Печорину» — характер, образ и черты героя

... плохих людей. Однако само отношение автора к Григорию больше отрицательное, несмотря на то что он часто пытался выставить Печорина как ... Характер и личность выстраивает в большинстве своём окружение. Главный герой относится к миру так, как его научили люди ... безнравственного человека, как Герой Нашего Времени…»; «…приходи ко мне по большой лестнице; муж мой уехал в Пятигорск…» (Печорин встречается ...

Для понимания того, что оказывает влияние на личностное саморазвитие, необходимо выяснить, что формирует и развивает характер. Процесс саморазвития личностных качеств связан напрямую с определенными изменениями в качественном и количественном соотношении. Такой процесс сложный по структуре. В самом человеке происходят различные изменения, в том числе в его поведении, личности, деятельности. Меняется интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера. Иногда такие изменения приносят прогрессивный характер, иногда регрессируют.

Развитие характера человека сопряжено с процессом возникновения изменений. Некоторые из них носят необратимые свойства, а некоторые закономерны и направлены. Важно, чтобы такое развитие приводило к качественному, структурному и количественному преобразованию.

Характер — это основа личности. На нем выстраивается стержень, он определенным образом реагирует на различные сферы жизни. Саморазвитие личности и факторы формирования характера рассматриваются с научной точки зрения десятилетиями.

личностное саморазвитие

Открытие того, что такое индивидуальные особенности человека, принадлежит Юлиусу Банзену. Он рассматривал характер как определенный набор черт личности. Далее подключились в своих исследованиях Фрейд, Юнг и Адлер. Они считали, что характер человека формировался как отдельный процесс. Он находился вне сознания, на индивидуальность оказывали влияние половые и иные побуждения. Вопрос формирования характера находится в компетенции антропологов. В качестве объекта они рассматривают характер личности.

Саморазвитие человека

На каждом из жизненных этапов человек способен совершенствоваться. Он может менять свой характер благодаря информационному полю. Личностное саморазвитие происходит следующим путем:

  1. Посредством мнений и суждений других людей.
  2. Благодаря личному примеру от значимых людей и их поступков.
  3. По результату прочитанных книг.
  4. Развитие культуры и идеологии в обществе и государстве.

Формирование

Биологическая основа структуры характера

В основе характера лежат врожденные особенности высшей нервной деятельности:

  • скорость протекания нервных процессов;
  • сила этих процессов;
  • соотношение возбуждения и торможения в нервной системе.

Совокупность этих особенностей составляет темперамент или тип высшей нервной деятельности человека. Выделяют всего 4 типа темперамента (флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик), но в чистом виде они практически не встречаются. Это комплексы черт, особенностей высшей нервной деятельности, которые присутствуют у человека в разных сочетаниях и разной степени выраженности. То есть если взять, например, такую парную характеристику, как интроверсия-экстраверсия, то человек может быть в большей или меньшей степени экстравертом или интровертом.

8 стр., 3665 слов

Оценка личности и деятельности Петра I

... Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения В.О. Ключевского 1. Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер ... и новоcозданного флота, другие к обеспечению их содержания. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от ... дикое выражение, вызывавшее невольную дрожь в слабонервном человеке. Многолетнее безустанное движение развило в нем подвижность, ...

А таких характеристик, составляющих темперамент, несколько. Например:

  • ригидность и пластичность;
  • эмоциональная устойчивость и эмоциональная неуравновешенность, сенситивность (чувствительность) и т. д.

За счет их сочетания и создается уникальная биологическая основа для характера, и в процессе его формирования врожденные индивидуально-психологические черты переплавляются под влиянием среды, смешиваются с социальными качествами, приобретенными свойствами, особенностями и создается совершено уникальная личность.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

характер ребенка

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

детский характер

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Представьте ситуацию: отец всегда мечтал о сильном и мужественном сыне. Но с рождения он был плаксивым и чувствительным. Папа винил его в слабости, указывал на недостатки и пытался перевоспитать. Что выйдет из такого ребенка? Еще более неуверенный в себе человек, который не принимает себя таким, какой он есть.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Структура характера: содержание и форма

Одни и те же черты характера у разных людей проявляются по-разному. Поэтому в его структуре выделяют содержание и форму.

Содержание характера определяется базовыми ценностями человека, установками, идеалами, сформированными в процессе развития привычками. Содержание – продукт формирования личности, и в нем в наибольшей степени отражается влияние социального фактора. Определяющую роль в содержании характера играет мировоззрение как система взглядов человека и его отношения к людям, миру и своему месту в этом мире.

2 стр., 785 слов

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах ...

... молодых людей из села, умирание деревень – все эти проблемы широко освещаются в рассказах Шукшина. Он модифицирует тип маленького человека, вносит новые черты в понятие русского национального характера, в результате ... с ненавистью. При этом необычность, непосредственность Чудика и людей, ему подобных, по глубокому убеждению Шукшина, делает жизнь прекраснее. Автор говорит о таланте и красоте души ...

Однако люди различаются не только набором черт, но и формой их проявления в деятельности, типом поведения в обществе. В настоящее время стали популярными попытки классифицировать социотипы. Несмотря на различные подходы к таким классификациям, идеальную, которая подходила бы всем людям, найти не удается. Ни один тип не совпадает с реальным характером человека на 100 %. Почему? Потому что тип поведения как форма проявления характера у каждого человека уникальный. Он как отпечатки пальцев – никогда не повторяется.

Чтобы понять содержание характера человека, надо с ним пуд соли съесть. А уникальность формы на виду и заметна, если не с первого взгляда, то со второго точно. Даже если человек замкнутый, скрытный, то это тоже заметно с первого взгляда, и именно скрытность будет формой проявления его характера.