Евгений Онегин – столичный аристократ, типичный светский молодой человек начала XIX века. А.С.Пушкин достаточно подробно рассказал о воспитании своего героя и его образовании. Это было типичное для российской аристократической молодёжи домашнее образование и воспитание француза-гувернёра.
Monsieur I’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил…
То есть, как и многих в то время , Онегина учили «всему шутя», не докучали «моралью строгой» и, когда он наконец вступил в самостоятельную жизнь, то «по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», в разговоре мог «коснуться до всего слегка». Для светской жизни в те времена этого было вполне достаточно, «и свет решил, что он умен и очень мил». Онегину сначала нравилась светская жизнь, полная развлечений: балы, театры, обеды, ужины, любовные увлечения. Выражаясь современным языком, Евгений Онегин превратился в обыкновенного «тусовщика».
2
И всё же Евгений Онегин был другим, чем основная масса молодёжи. Он в своём кругу был более образованным человеком — читал Адама Смита, любил античную литературу, читал современных западных писателей. А.С. Пушкин сам отмечает незаурядность своего героя. Онегина отличали от многих «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум». Кроме того Онегину не чужды благородство души и чувство чести. И он понимает, что его жизнь проходит бесцельно и «однообразна и пестра». Естественно, такого человека не могло долго удовлетворять такое положение.
В конце концов, «свободный, в цвете лучших лет», Онегин разочаровывается в светской жизни и впадает в хандру: «ничего не трогало его, не замечал он никого».
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
3
Он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Даже пытался стать писателем, но у него ничего не вышло:
Онегин дома заперся.
Зевая за перо взялся.
Хотел писать, но труд упорный
Кризисные этапы в жизни Евгения Онегина, испытание любовью и ...
... перерождения, потому что любовь, наконец, коснувшаяся его сердца, меняет и преображает человеческую душу. Тема любви в произведении Евгений Онегин Что для вас есть любовь? Это чувство в жизни испытывал каждый ... домашняя девушка. Ей нравится читать книги и гулять в парке. Татьяна показалось, что она увидела в Евгении Онегине того книжного героя, про которого часто читала. Она придумывает ему те ...
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его.
Пытаясь уйти от наскучившей светской жизни, Онегин уезжает в деревню и становится хозяином «заводов, вод, лесов, земель». Первое время он даже радуется, что «прежний путь переменил на что-нибудь». В деревне он пытается заняться чем-то полезным, ввести что-то новое в жизнь крестьян, пытается заняться реформой крестьянской жизни:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил
Но делалось это только для того, «чтобы только время проводить», а потому вся эта деятельность не приносит ему удовлетворения и остается незаконченной. Соседи-помещики, окружающие Онегина, не могли стать ему друзьями, они чуждый ему по духу, Всё время заняты какими-то скучными разговорами – о «сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Иными словами, и здесь его жизнь скучна, блекла и бесполезна. Ничего у него не вышло, да и не могло выйти, поскольку Онегин просто не готов к труду, ведь «труд упорный ему был тошен»
Спасти Евгения Онегина от душевной пустоты не смогли даже такие сильнейшие чувства, как любовь и дружба.
Он отверг любовь Татьяны, поскольку выше всего ценил «вольность и покой». Из-за светских предрассудков Онегин убил своего друга Ленского, хотя вначале и колебался, когда был вызван на дуэль.
Здесь и начинается перелом в его жизни. Онегин торопливо покидает деревню и начинает странствовать по родной земле. Но он так и не избавился от хандры. Всё так же чувствует свою неполноценность и бесполезность: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик… Я молод, жизнь во мне крепка, чего мне ждать? Тоска, тоска!..»
В конце романа он открывает душу перед Татьяной в письме к ней. Онегин теперь совсем не похож на прежнего столичного аристократа-повесу. Он не только повзрослел, он стал духовно богаче и даже человечнее. Мы замечаем это в объяснении с Татьяной, когда Онегин неожиданно произносит совсем иные слова: «Желать обнять у вас колени. И, зарыдав у ваших ног, Излить мольбы, признанья, пени, Все, что выразить бы мог…»
4
Нельзя сказать однозначно, осуждает А.С.Пушкин своего героя или нет. Да, Онегин вел себя эгоистично по отношению к окружающим его людям, но впоследствии это осознал. Характер Онегина сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Онегин показан в романе как определённый тип русской жизни того времени. Его разочарование — это не только его разочарование, это отражение общего «заболевания» значительной части дворянской интеллигенции. И если автор что-то осуждает в романе, то не героя, а ту светскую среду, которая сформировала Онегина как личность.
Онегина, наверняка, можно назвать героем своего времени, потому что Евгений так же, как и герой произведения М.Ю.Лермонтова Печорин, был выше того общества, в котором он находился. Очень мало людей могли его понять. И поэтому судьба Онегина обусловлена всем жизненным укладом дворянского общества того времени. В конце романа Пушкин подтвердит итог жизни героя:
Дожил без цели, без трудов
До двадцати шести годов.
Томясь в бездействии досуга,
Онегин и Печорин как герои своего времени
... задумчивый мечтатель Убит приятельской рукой! Роман "Евгений Онегин" - того неисчерпаемый источник , рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам Онегин является истинным героем своего времени, и для того, чтобы понять самого ... в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, призираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным ...
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел».
Смысл всего романа представляется очень горьким и печальным. Герой романа оказался вовсе не «героем», а всего лишь одним из печальных примеров той бесцельной, бесполезной и скучнейшей жизни молодых дворян России начала XIX века. На образе Евгения Онегина автор показал дворянскую интеллигенцию его времени оторванной и от общества, и от народа. В этом случае, можно признать, что А.С. Пушкин осудил своего героя, как общественно бесполезного и никчемного человека.
На мой взгляд, роман в стихах А.С.Пушкина не просто о Евгении Онегине. Это нечто большое и обширное. И поэтому, завершая своё сочинение, хочу вспомнить слова В.Г. Белинского, который сказал о произведении великого поэта: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».