Онегин и Печорин — герои своего времени и лишние люди (по романам А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

Основой сюжетных линий «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова являются жизненные пути представителей элиты дворянского сословия.

Нравственные ориентиры современников авторов подробно изложены при создании образов Евгения Онегина и Григория Печорина.

А. С. Пушкин начинал работу над романом в период расцвета движения декабристов, а завершал свой труд уже после их разгрома, в жесткой обстановке режима Николая I.

Герой программного произведения М.Ю. Лермонтова отражает существенные особенности эпохи, сформировавшейся после восстания декабристов.

Сложные периоды истории, во время которых были написаны романы, и время действия произведений, стали причиной не только различий в характерах, представлениях о людях у главных героев, но и различий в художественных приемах работы над образами персонажей.

Заглавный герой романа А.С. Пушкина – это почти мертвый человек, убитый и особенностями воспитания, и образом жизни. Печорин же совершенно иной: он не привык мириться с трудностями и равнодушно взирать на них, он повсюду ищет то, что делает его по-настоящему живым.

Сочинение на тему: Онегин и Печорин - герои своего времени и лишние люди (по романам А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)Особенности образа Онегина

Воспитание Онегина не отличается от общепринятого в высшем свете. Детство и отрочество полностью сформировали его личность, он не смог бы измениться. Евгений Онегин рос в традициях дворянства, полного светских формальностей. Его повседневная жизнь такая же, как и у других представителей высшего общества. Он не знаком с трудом, не имеет цели в жизни.

На начальном этапе жизни заглавный герой романа делает все, что требует свет. Он читает книги лишь для того, чтобы о нем думали, как об образованном человеке. Онегин полностью следует требованиям моды, чтобы избежать всеобщего порицания. Но такое поведение вызывает настоящую трагедию – убийство друга.

Он не прислушался к своим собственным чувствам, которые взывали к примирению с Ленским. Если бы Онегин не стал стреляться с другом, тот остался бы жив, но в глазах окружения главный герой предстал бы трусом, а этого он не мог допустить. Так искалечило Онегина время, в котором он жил.

Пушкинский персонаж – дитя своего времени. Онегин остро ощущает пустоту и бессмысленность бытия. Поэт выражает кризис ценностей и идеалов жизни, сформировавшихся еще в XVII столетии.

16 стр., 7573 слов

Композиция романа “евгений онегин” пушкина, фабула и особенности произведения

... Композиция романа Евгений Онегин В.Г. Белинский, великий русский критик, назвал «Евгения Онегина», роман в стихах А.С.Пушкина, «энциклопедией русской жизни». Современники и сейчас часто обращаются к роману, анализируют поступки героев, оценивают композицию романа ... Здесь искали: особенности героев пушкина в евгении онегине Сюжет и композиция романа Пушкина “Евгений Онегин” Композиция – построение ...

В.Г. Белинский отвергал эту мысль, утверждая, что личность человека формируется не врожденными особенностями, а «в историческом развитии общества или даже целого человечества». Важность влияния общества продемонстрирована в образах обоих героев.

Образ Григория Печорина и его своеобразие

Печорин наделен сознанием и самосознанием (этим он отличается от Онегина).

Его особенности: глубина чувств, понимание своей неотрывной связи не только с текущим историческим моментом, но со всеми эпохами развития цивилизации, свобода в ее духовном понимании, постоянные попытки самоутвердиться. Но характер Печорина в значительной степени обусловлен и нравами современного ему общества.

Его действия не приносят результата, а поступки мелки, хотя его внутренний мир отличается сложными и глубокими переживаниями.

Он находится в поисках смысла бытия, но не может его найти. Обостренно чувствует все происходящее, проводит эксперименты над самим собой и своим окружением, силясь понять границы собственного влияния на других. Но его стремление познать эти границы остается неудовлетворенным. Для Печорина характерен глубокий самоанализ, которому подвержено все: действия, мысли и эмоции.

Герои романов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова не похожи друг на друга. В. Г. Белинский полагал, что жизненные пути Онегина и Печорина отличаются, но ведут к одному результату: оба произведения имеют открытый финал. Мы никогда не узнаем, смог ли Печорин найти ответы на мучительные вопросы, нашел ли Онегин свое предназначение и покой. Великие поэты очень точно отразили положительные и отрицательные качества своих современников и показали в образах главных героев.