«Сочинения, если под ними подразумевать упражнение дара слова, обязаны составлять основное занятие на занятиях отечественного языка, но они обязаны быть подлинно заданиями, то есть по вероятности независимыми усилиями учащихся выразить изустно либо письменно свою независимую мысль, а не сшивкой чужих фраз». [25, с. 300]
Слова К.Д. Ушинского актуальны и важны по сей день, от того что отражают не только целенаправленность занятие ов русского языка («основное занятие»), сущность сочинения как «дара слова», но и специфику деятельности учащихся в написании сочинения «… независимыми усилиями <…> выразить <…> свою независимую мысль».
Написание сочинения — это трудный процесс как для ребенка, так и для взрослого человека, так как от пишущего требуется не только сформулировать свою мысль и обнаружить средства для ее выражения, но и желание, знание осуществлять данный процесс (иметь свой речевой навык в осуществлении данной работы).
Главным по времени и по важности шагом в работе педагога над сочинением является выбор темы, а при планировании на долгий период — определение тематики сочинений. Тема — это предмет сочинения, то, о чем говорится в настоящем тексте. Она устанавливает отбор материала, фактов, явлений, знаков, которые находят отображение в сочинении, развивая тем самым творческое воображение учащихся. От того, как выражена тема педагогом, как подведены дети к ее владению, зависит правильность и полнота сочинения. Тема и заглавие сочинения не неизменно совпадают.
Так, детям предложена тема «Первые знаки весны». Школьники могут его озаглавить по-другому: «Добросердечно пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят блестящие, меткие, художественные заглавия. В то же время невозможно забывать, что заглавие помогает осознать план. Так, наименование сочинения «Бегут ручьи» полагает живой, чувствительный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы нашего края» полагает больше широкое оглавление, жанр, ближний к деловому. [10, с.384]
Тему помогает раскрыть план, традиционно из 3-5 пунктов; так широкая тема «Осенью» может иметь такое оглавление, отраженное в плане:
- 1. Сентябрь, первые знаки осени в природе.
- 2. Последние полевые сельские работы.
- 3. Счастливые дни золотой осени.
- 4. В нашем саду: снимаем урожай яблок и слив.
В зависимости от типа и задач сочинения детали подготовительной работы меняются, но есть всеобщие ступени подготовки: первая — обстановка, вторая — мотивация, они вызывают увлечение и желание рассказать либо написать. Мотивацию основывают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на экспозицию, в парк), участие детей в труде, поездки, переписка с другими школами, встречи с увлекательными людьми, посещение театра и пр. Нужно сотворить у детей определенное самочувствие. [10, с.383]
Сочинения учащихся 8 класса по картине Ю.Пименова «Спор», ...
... Советова Анастасия, 8 класс, МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры Сочинение по картине К.Юона «Новая планета» Яркая картина К.Юона «Новая планета» впечатляет. Каждый поймет эту картину по – своему. Я ... мы не видим, потому что он повернулся к стене. Он сопровождает свои слова жестами руки. Его соперница – рыжая девушка в школьной форме. Ее густые волосы ...
План — нужная ступень всякого действия, всякого высказывания. [9, с.406]. Продумывая свою речь, исключительно монолог, говорящий неизменно намечает основные вехи. Наилучший план — письменный, после этого — устный, после этого — мысленный. Роль плана могут исполнять картинки (серии картин) либо опорные слова. В I классе план зачастую дается в виде вопросов; во II классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется совместно; в III и в IV классах — персонально.
В процессе составления текста сочинения план может поправляться, это поощряется. При долгой, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заранее, он может преобразовываться, улучшаться. С пунктами плана связывается деление текста на образцы. Вот варианты формулировок плана:
Время составления плана обусловливается видом и целью сочинения: так, план сочинения по картинке составляется непринужденно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в настоящем случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.
План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии либо плана слежений. Он может быть уточнен непринужденно перед письмом сочинения. [9, с.406]
Писать отлично дозволено лишь о том, что отлично знаешь и что тревожит тебя. Следственно значимо, чтобы школьники, подготавливаясь к сочинению, имели для него довольно материала, чтобы они могли выбирать, вольно оперировать материалом. [9, с.408]