В чем заключается конфликт между поколениями? | литерагуру
(417 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни один народ, ни одну эпоху.
Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Но в чем же заключается это противостояние? Я думаю, в борьбе мировоззрений.
Изменение условий жизни и норм морали влечет за собой смену парадигмы мышления. Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.
В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображается конфликт между Пантелеем Прокофьевичем и Григорием. Отец всю жизнь служил царской власти, любил и почитал царя. Его ценности можно описать так: «Православие. Самодержавие. Народность». Он свято почитал и семейные ценности, и казацкие традиции.
Так, Григорий еще до начала революционных событий идет против воли отца – вступает в отношения с замужней женщиной. Наступила война, Мелехов ушел на фронт, но дезертировал оттуда, нарушив присягу, предав царя. В гражданской войне он долгое время воевал на стороне красной армии, представители которой в бога не верили, царскую власть ненавидели, а страну и народ хотели переделать до неузнаваемости.
Сын во всем противоречил отцу, но их конфликт – это не бытовые разногласия, а противостояние старого и нового времени, прошлого и будущего России.
В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений тоже основывается на смене ориентиров. Александр Чацкий выступает за прогрессивные перемены, а старое московское дворянство защищает свои консервативные взгляды.
Разница поколений очевидна: если Фамусов рос и строил карьеру в дворянской России, опираясь на связи и капитал, и при этом не выезжал за ее пределы, то многие дети помещиков получали уже заграничное образование, которое открыло им глаза на несовершенство отечества.
Увидев более высокий уровень жизни, узнав о нововведениях в науке и технике, новые люди вроде Чацкого хотели переделать патриархальную застоявшуюся Русь, в которой правили алчные и недалекие рабовладельцы.
Фамусов и его гости видели ситуацию по-другому: приехал выскочка, который не имеет опыта и авторитета, но лезет учить аристократию. Разница в образовании и воспитании разделила два поколения дворян, конфликт которых представляет собой борьбу старого и нового уклада жизни.
Рассуждение «Конфликт поколений» с примерами из литературы
... Несоответствие точки зрения, взаимное непонимание. Снижение социального статуса пожилого человека. Люди не находят «общий язык». Родители, бабушки, дедушки часто недооценивали младшее поколение, делая острые выводы, ... происходит противостояние между злобной Кабанихой с Катериной, Тихоном и Варей. Кабаниха устанавливала свои порядки, не признавала новый уклад жизни, действуя по-старому. Екатерина ...
Таким образом, противостояние отцов и детей – это противоборство разных идеологий и ценностей, которые человеку навязывает эпоха. Именно молодежь быстрее и охотнее принимает перемены, поэтому она является носителем новых взглядов на мир. Однако старшее поколение не желает отступать и защищает свое мировоззрение. Так и получается извечная борьба мнений.
Сочинение: Что такое конфликт поколений? | Литрекон
(411 слов) Проблема отцов и детей, несомненно, являлась и является до сих пор крайне актуальной проблемой.
Действительно, каждое поколение так называемых «детей» в свое время встречается с непониманием «отцов», на почве чего между ними происходят конфликты. Это идеологическое противостояние людей разных возрастов, которое возобновляется в каждом веке.
Оно происходит из-за смены парадигмы мышления, ведь времена меняются, как и мировоззрение героев той или иной эпохи. Чтобы пояснить свою мысль, приведу примеры.
Итак, в произведении Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем два противоположных лагеря в пределах одной усадьбы: с одной стороны, возглавляемые Павлом Петровичем Кирсановым «отцы», оберегающие традиции дворянства, и «дети», возглавляемые Евгением Базаровым, убежденным нигилистом, лишенным манер, присущих светскому обществу. Их конфликт, начинаясь с, казалось бы, безобидных шуток за столом со стороны Павла Петровича, переходит в настоящие ожесточенные перепалки, в которых чувствуется абсолютная непримиримость соперников. Совершенно неожиданным становится результат их споров: они завершают всё дуэлью. Таким образом, Базаров побеждает Кирсанова на его же поле, с другой стороны, Павел Петрович не роняет в грязь свою честь, и каждый, как итог, сумел отстоять ценности, за которые и стоял. Противоборство молодежи и стариков в данном романе – пример конфликта поколений, который заключается в столкновении мировоззренческих позиций.
Молодежи тоже досталось от писателя: одни молодые люди слепо копируют мировоззрение стариков, другие готовы принять прогресс на словах, но их дел почему-то не видно.
Тем самым писатель создал плодотворную среду для создания одной из самых остроумных комедий своего времени, где конфликт одновременно умудряется быть и тонким, и очевидным, и доходящим до крайности, как в случае на балу, где Чацкий кажется единственным адекватным человеком в обществе, но так и в кульминационной сцене, где автор и своего героя смешивает с остальными действующими лицами в их нелепости, показывая, что хоть их взгляды на жизнь различны, но каждый из них склонен совершать ошибки, и каждый из них ни прав, ни виноват – все персонажи пьесы по-своему глупцы. В данном примере столкновение времен – это не только борьба взглядов, но и противостояние людей, лишенное смысла, ведь пока они спорят, ничего не меняется, а конструктивные перемены можно воплотить только вместе.
Таким образом, конфликт поколений – это противоборство мировоззренческих позиций молодежи и зрелых людей. Оно неминуемо, как грабли, на которые мы наступаем снова и снова, но лишено смысла, так как любое столкновение влечет за собой негативные последствия. Пока мы спорим, едва ли сможет родиться истина, а вот решение насущных проблем вряд ли не родится точно.
Духовный конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
... центр своего романа "Отцы и дети". Сам Тургенев писал, что Базаров для него — действительно "герой нашего времени". В основу романа лег общественно-политический конфликт между либералами и революционерами- ... В образе Базарова — "детей" — в его мужестве перед лицом смерти молодое передовое поколение черпало уверенность в своих силах и вместе с тем видело свою трудную судьбу. "Отцы" и "дети" ...
К чему может привести конфликт поколений? отцы и дети
К чему может привести конфликт поколений?
Конфликт поколений – это вечная проблема, актуальная во все времена. Жизнь не стоит на месте, движется вперёд, старое отживает, новое идёт ему на смену, часто это происходит в борьбе с прежними, устоявшими взглядами.
Конфликт между новым и старым неизбежен, так как это пружина прогресса, в этом заключается диалектика развития – борьба противоположностей. Причинами спора поколений могут быть разные взгляды на жизнь, разное мировоззрение, разные ценности.
Конфликт протекает особенно остро, если участники спора уверены в своей правоте, не желают прислушиваться к мнению оппонента. К чему же может привести конфликт поколений? Самые страшные последствия противоборства «отцов» и «детей» — разрыв связи между поколениями.
Именно о таких трагических последствиях и написал в своей комедии «Горе от ума» в 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов. События пьесы происходят в переломную эпоху: уходил в прошлое, но не хотел сдаваться век восемнадцатый, век Екатерины Второй. Этот век наиболее ярко воплощает Фамусов и его гости, так называемое фамусовское общество.
Павел Афанасьевич Фамусов расхваливает двух представителей «века минувшего», уже отошедших в небытие. Один из них – Кузьма Петрович, богатый, важный, сановный камергер, который передал по наследству ключ от камергерства сыну.
Другой пример для подражания, по мнению Фамусова, – его покойный дядя Максим Петрович, который однажды на приёме оступился и нечаянно упал, чем вызвал улыбку самой императрицы. Желая доставить удовольствие и развеселить Екатерину Вторую, старичок дважды «отважно жертвует затылком», то сеть падает нарочно.
Фамусову и его обществу противостоит Чацкий — представитель нового века, который не желает «прислуживаться», выступает за отмену крепостного права, стремясь дать свободу «умному, бодрому народу», отстаивая независимость отдельной личности, которая имеет право на выбор: служить при дворе или жить в деревне, занимаясь искусствами и науками.
Этот острый конфликт заканчивается драмой Чацкого: общество применило против инакомыслящего старый, проверенный способ — объявило его сумасшедшим. Самым горьким для молодого человека оказалось то, что источником клеветы оказалась любимая им девушка, ради которой он и приехал в Москву. К сожалению, Софья предпочла ему ничтожного, лицемерного Молчалина. Чацкий покидает Москву, так как все его здесь «гонят, все клянут». Находясь в среде консерваторов и приверженцев старого века, молодой человек остался в одиночестве, и ему достался лишь «мильон терзаний».
Не менее острый конфликт происходит и в пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной тоже в переломную эпоху, в период революционной ситуации, в 1859 году, перед отменой крепостного права.
Почему конфликт отцов и детей вечен?
... будут всегда, а следовательно, и конфликт отцов и детей никогда не будет решен. 2 вариант Недопонимания, разногласия и ссоры между отцом и ребенком длятся из века в век. Младшее поколение всегда не понимает старшее, ... а не по холодному расчету. Фамусов привык к несколько иным взглядам на жизнь. Он, как и его дядя, стремится всем угождать, для него продвижение по службе ...
В семье Кабановых главой является богатая купеческая вдова Марфа Игнатьевна Кабанова, которая живёт по строгим домостроевским правилам и требует от домашних полного подчинения. Сын Тихон не смеет перечить маменьке, но всё-таки не может ей угодить. Отдушину он находит в отъездах из дома по купеческим делам, когда на воле начинает кутить и пьянствовать.
Дочь Варвара внешне не показывает своего несогласия с матерью, её принцип – «делай, что хочешь, лишь бы шито-крыто было». Только сноха Катерина не желает «терпеть напраслину». Кабаниха раздражается постоянно, потому что видит, что детям «воли хочется», вот она и начинает «поедом есть домашних».
Конфликт Катерины с «тёмным царством» Кабаних и Диких неизбежен и ведёт к трагической развязке. Несчастная женщина на беду полюбила Бориса, племянника купца Дикого, и, истерзанная муками совести, призналась при всём народе во время грозы в своей измене мужу. Теперь гонения Кабанихи на неё усилились.
Катерина не вынесла тяжести нравственных мук, преследований свекрови и бросилась в Волгу.
Оба примера говорят о том, что в кризисную, переломную эпоху конфликт достигает особой остроты, достигает вершины своего драматизма и может привести к трагической развязке.
Как преодолеть конфликт, чтобы он не привёл к разрыву поколений? Чтобы устранить непонимание между «отцами» и «детьми», необходимо желание и умение прислушиваться друг к другу. Недаром говорят, что истина рождается в споре.
Старшее поколение должно прислушиваться к мнению молодёжи и почаще вспоминать, каким оно было в юности.
Количество слов: 639
Итоговое сочинение — Спор поколений — Примеры. Тургенев и с. Проблема отцов и детей в романе и с. тургенева
В чём заключается конфликт поколений в драме а. н. островского «гроза»?
Итоговое сочинение. Направление: отцы и дети. Почему конфликт отцов и детей вечен?
Данная разработка поможет написать итоговое сочинение по направлению 2018 года: отцы и дети.
Пример итогового сочинения. Направление: отцы и дети. Почему конфликт отцов и детей вечен?
Конфликт отцов и детей действительно вечен. Всегда возникает непонимание между людьми разных поколений. «Отцы» — мудрые и консервативные, осторожные, а «дети» — нетерпеливые, отчаянные.
«Дети» хотят поменять жизнь, их всегда что-то не устраивает. А «отцы» мечтают жить без перемен и потрясений. «Детям» всегда кажется, что «отцы» отстали от жизни, поэтому не понимают их и мешают им жить. Так было всегда.
Попробую это доказать, приведя примеры из литературы.
В 1858 году Александр Николаевич Островский написал свою знаменитую пьесу «Гроза», где разворачивается драма между «отцами» и «детьми». Кабанова, купчиха, требует от своих домашних соблюдения традиций и устоев домостроя, требует беспрекословного подчинения. А им хочется жить по-своему. Варваре гулять с Кудряшом, Тихону выпивать, не слышать упрёков матери, постоянных нравоучений.
Образ Базарова в романе «Отцы и дети»: , характеристика образа ...
... высказываниях. Краткая характеристика образа: 30-летний Образ родителей Базарова — кратко образ матери, отца в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева: сочинение Образ родителей Базарова «Образ родителей Базарова» Отец его был ... поколение рождено созидать. А что будет, если на месте старого не построить ничего нового? Останутся только руины. Даже если такие люди, как Кирсанов живут неправильной жизнью ...
Катерине тоже тесно и душно в доме Кабановых. Ей хочется любить и быть любимой. Но мать Тихона не может этого допустить. Ведь ей самой такие отношения непонятны. Сама Кабанова понимает, что изменилось время, не почитают дети законы старших, что рушится «старый» мир. Она пытается его сберечь, но это невозможно. Погибает Катерина, уходит из дома Варвара, бунтует Тихон…
Конфликт «отцов» и «детей» неизбежен.
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» мы также становимся свидетелями вечного конфликта. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают к Кирсановым: отцу Николаю Петровичу и дяде Павлу Петровичу. Молодые люди – нигилисты, они критикуют все стороны жизни и заявляют, что их цель – всё разрушить.
Ему непонятно, как можно довольствоваться малым, наслаждаться своим тихим мирком. Ему хочется перемен, большого дела. Нетерпеливый Базаров умирает от нелепой случайности, а Николаю Петровичу и его сыну Аркадию, который выбрал Катю и семейную жизнь, достаётся в этой жизни всё. Потому что их ценности вечны.
Но при всём при этом Базаров нам тоже симпатичен.
В какой-то жизненный момент «отцы» и «дети» не понимают друг друга, не слышат. Иногда это выливается в настоящие конфликты. Но проходит время. «Дети» становятся «отцами». И уже конфликтуют со своими «детьми». Этот конфликт вечен.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/itogovoe_sochinenie_napravlenie_ottsy_i_deti_pochemu_konflikt_ottsov_i_detei_vec
Неизбежен ли конфликт поколений?
Конфликт «отцов» и «детей» — истинно русский вопрос. Интересно, что народ, родившийся в общине и встретивший первого космонавта общиной, не привязан к семье и что в этом народе так мало семейного. Да, он верит в общее спасение, но общее спасение устремлено к небу, семья же – это привычка, это признак устроенной жизни на земле.
Так живёт человек на Западе, но русский не принимал этого, может быть, до недавнего времени. Понятно, что подразумевается под «отцами» и «детьми» и что вопрос не столько о семье. Но молодое поколение всегда чувствует несовершенство земли, на которой вершится суд кесаря, поэтому оно отказывается от семьи и традиций.
Но возможен ли компромисс, когда мы всё дальше от Града Китежа, в который верит молодое поколение, как в рай на земле?
Сама история русская интересна постоянным расколом, двойственностью; литература же для неё, как отражение, в котором сконцентрирована нравственная её сторона. Церковный раскол в семнадцатом веке определил дальнейшие искания народа.
Тогда молодое поколение, полное идеализма и непосредственнос ти и выросшее в состоянии разлада с традициями, восстало против старших. Ведь если вокруг осуществляется неправда и зло, значит, отцы, со своей верой и со своими законами, не смогли создать Царство Божие на общей земле.
«Нужно делать ровно наоборот!» — думает юное поколение. И в этом его ложь.
Юноши нарочно закрывают глаза на всё хорошее, что было в старине. Таков был русский нигилизм. Со всем его неверием внешним, к нему обращались, чтобы отсечь обман и ложь, что так тяготят человечество.
Базаров, герой тургеневского произведения «Отцы и дети», — русский тип. Он хотел разрушить уже устроенный для одного человека и угнетающий для другого мир.
Он почти что отрицал этим значимость самого человека, хотя видел своей целью служение всё тому же человеку.
Сам Иван Сергеевич Тургенев признавал в своём герое стремление к справедливости. Но мы понимаем, что одного стремления мало. И только в отеческом доме должен оказаться такой нигилист, дабы его старания не ушли вместе с ним в землю, не оставив и следа.
В ту же землю ушёл и нежный Илья Обломов, герой гениального романа «Обломов». Этот голубь принял всё, что дала ему родная Обломовка. Именно этот далёкий и одновременно близкий уголок есть рай, к которому так стремится русский.
Трагедия Обломова в том, что он оказался в безжалостном мире Тарантьевых и братцев, что способны пойти по головам. Более подходил под условия жизни в этом мире, мире Выборгской стороны, Андрей Штольц.
Как Ольге нужны были оба эти мужчины в своей любви, так и России нужен новый человек, который умеет совмещать в себе доброты настолько, насколько умения жить. Такую простую формулу даёт нам Иван Александрович Гончаров в своём произведении.
Замечательный момент, что именно Ольга жила без родителей, жила с тётей и что именно она так чувствовала этот мир, как никто другой.
Неужели остаётся отказаться от тех, кто подарил нам жизнь такой, какая она есть? Отказаться во имя всеобщего блага? Но этого никогда не будет: это очевидно теперь, когда мы так устремлены на Запад, с его нравственными законами. И, получается, конфликт «отцов» и «детей» неразрешим в России. Но в этом есть своё очарование, когда блудный сын возвращается к своему отцу.
Антонов Кирилл, Ученик 11-го класса МАОУ «ФТЛ №1» города Саратова
Конфликт поколений как общественная проблема 17/18 — Русский язык
Разногласия между поколениями существуют с давних пор. Они касаются разных сфер жизни, в том числе и социальной, разных сторон жизни, в том числе и семейной.
По каким нравственным законам жить молодой паре в купеческой семье? На этот вопрос пытается дать ответ А.Н. Островский в пьесе «Гроза». Глава семьи Марфа Игнатьевна Кабанова считает, что надо жить в соответствии с патриархальными обычаями. Жена должна бояться мужа, подчиняться ему.
Сноха не должна прекословить свекрови, должна быть покорной ей. По ее мнению, и взрослые дети должны слушаться родителей и жить по их указке. Во время разговора с сыном и со снохой она унижает Катерину, говоря ей, что без надобности ее никто и не спросит и советует ей молчать.
Кабанихе не хочется, чтобы молодые жили не по старым законам. Она боится, что если Катерина не будет слушаться мужа, то и ее тоже. Тогда не будет в доме порядка. Совсем другого мнения о семейной жизни Тихон и Катерина. Тихон покорно принимает все наставления маменьки.
Но в купеческой среде того времени такое было невозможно. Поэтому конфликт в семье писатель разрешил трагическим путем.
Конфликт поколений середины ХIХ века показан И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Молодой представитель разночинной интеллигенции студент, будущий врач, Евгений Базаров, противопоставлен представителям дворянского общества – братьям Кирсановым. Общий взгляд Базарова на устройство мира – нигилизм – возмущает Павла Петровича Кирсанова.
Во время споров представитель старшего поколения и представитель младшего поколения выразили свои точки зрения по научным, философским, политическим, эстетическим вопросам. Писатель не на стороне Базарова в вопросах отношения человека в природе, к искусству, к любви.
Вопросы любви, искусства, природы, семьи вечны, и искажать эти вечные истины нежелательно.
Человечество в конфликте между поколениями постоянно ищет ответ: кто прав и кто виноват. Сложно найти полное взаимопонимание между двумя сторонами. Каждая эпоха пытается упорядочить эту важнейшую проблему. Компромисс в этом типе конфликта возможен. Надо только и тому и другому поколению стараться приближаться к золотой середине, то есть быть чуткими друг к другу.
Сочинение.В чем он состоит, конфликт поколений наших дней?
Конфликт поколений… Он существовал в давние времена, актуален и сегодня. Правда, суть его чуть меняется. Вспомним роман «Отцы и дети» И.Тургенева.
Братья Кирсановы спорят и не соглашаются с нигилистом Базаровым и в ту пору поддерживающим его взгляды Аркадием Кирсановым в вопросах общественного устройства, отношения к религии, к искусству, к семье… Конфликт оформлен в форме дискуссии, полемики представителей старого и молодого поколений. В наши дни трудно привести подобный пример.
И суть противостояния между старшими и молодыми изменилась, она в другом: как поступить в той или иной жизненной ситуации, как жить юному поколению? Об этом повествуют многие российские современные писатели.
Чего стоит решение Саши уйти из престижного вуза после того, как он узнает, что папаша его туда «пропихнул» по блату. Уверена, что многие друзья Александра посмеялись над ним и его решением, потому что ищут в жизни легких дорог и мечтают о «беспокойном» и заботливом папе.
Но не таков Александр! Не за что ему благодарить отца, совершающего такие безнравственные поступки! Александр продолжает бунтовать, идти против воли родителей только потому, что его совесть не позволяет юноше жить бесчестно.
Он идет в армию, где с достоинством вынесет все испытания и сохранит чистой свою душу. Юноша погибнет, спасая друга, но какой светлый след он оставит в душах большинства читателей…
Еще одного бунтаря, точнее, бунтарку, рисует Ю. Коротков в повести «Головная боль». Катя Белова — выпускница одной из московских школ. Автор не рассказывает нам подробно об отношениях Катерины с родителями, но о них мы узнаем из ряда реплик девушки. Катя в знак протеста против образа жизни отца и матери ушла из дома, живет в квартире умершей бабушки.
Свою жизненную позицию она формирует четко: не хочет и не будет девушка жить, как мать, «смотреть лабуду» (сериалы) о том, что богатые тоже плачут и плакать вместе с ними.
Самостоятельная, уверенная в себе, она еще не знает, как будет жить, но четко знает, как не будет! Казалось бы, счастье улыбнулось девушке: богатый сорокалетний олигарх Виктор влюбился в Катерину, окружил ее заботой и вниманием.
Лучшие учебные заведения мира готовы принять Белову в свои объятия, самые престижные курорты ждут девушку вместе с влюбленным мужчиной, по взглядам на жизнь однозначно относящимся к старшему поколению.… Думаете, моя сверстница оценит это? Нет! Все, что делает для нее Виктор, – это «мишура», богатая жизнь – золотая клетка, жить в которой она не будет! Вот он, конфликт молодых против жизни по образцу, подобному жизни старших…
Вика
Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-sochinenie/spor-pokolenij-vmeste-i-vroz/1268-v-chem-on-sostoit-konflikt-pokolenij-nashikh-dne
Ссылка на основную публикацию
Тургенев и. с.
— Проблема отцов и детей в романе и. с. тургенева Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60- е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно- демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально- политических лагерей.Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы — разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развитиястраны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по- настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда- то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои местаПроблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступаетоткрыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня. Вечен ли конфликт отцов и детей? Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все- таки для них мама — самая добрая и красивая, а папа — самый сильный и умный.Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое- то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей. Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего «Енюшеньку», не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова «одним из самых замечательных людей, с которыми он когда- либо встречался». А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты. Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители — «люди отставные, и их песенка спета», что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают многобольше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие. В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: » Ведь таких людей,как они, днем с огнем не сыскать…» Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку — матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива- здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей. — это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь — крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.Автор сочинения Татьяна Новосёлова(580 слов)Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы. Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир.Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца». Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий — представитель нового света — им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому. Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:»Пилюля горька, а проглотить ее нужно!» Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… (355 слов) перейти в каталог файлов |
|
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме а. н. островского «гроза»?
Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия. Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем. Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение. В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы. А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома. Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений. Добавил : TheOwl
|