Значение главы VI («Пожар в Кистеневке») в композиции романа Пушкина «Дубровский»

С первых страниц романа автор знакомит читателя с двумя героями. Первый — это Кирилл Петрович Троекуров, богатый и заносчивый человек, владеющий обширным имением. Он не отличается культурой и тактом, считая, что все вокруг обязаны ему угождать. Троекуров богат, пользуется высоким авторитетом, поскольку у него связи в Петербурге, и поэтому позволяет себе быть самодуром, несмотря на врожденное добродушие.

Второй – Андрей Гаврилович Дубровский предстает как личность, высоко несущая понятие дворянской чести. Он – сосед Троекурова, их связывают давние приятельские отношения, но однажды их привязанности приходит конец. Во время прогулки по псарне Кириллы Петровича один из псарей оскорбляет Дубровского, намекнув ему на его нищету. Он говорит о том, что собакам на псарне живется лучше, чем некоторым дворянам. Андрей Гаврилович уезжает домой, чем задевает гордость хозяина поместья. Рассердившись на старого друга, Троекуров нанимает заседателя Шабашкина, чтобы отсудить Кистеневку, имение Дубровских. Они ведут нечестную игру, зная, что документы на владение утеряны хозяином во время пожара.

Глава 2

Решением заседания суда Кистеневка возвращается «законному владельцу» Троекурову. Дубровский впадает в приступ сумасшествия, услышав это решение. Он очень сильно заболевает и отправляется в имение, которого уже почти лишился.

Глава 3

Узнав о болезни родителя, молодой Владимир Дубровский принимает решение ехать домой. Он очень привязан к отцу, хоть толком и не видел его за всю свою жизнь. С восьмилетнего возраста он жил в Петербурге. По пути в деревню молодой человек расспрашивает кучера Антона о ситуации с Троекуровым. Дома его встречает совершенно ослабший отец.

Глава 4

Владимир пытается разобраться в делах своего отца, но не находит нужных бумаг. Они не подают апелляцию, и имение окончательно отходит к новому хозяину. Троекуров испытывает муки совести из-за того, что месть хорошему другу завела его так далеко. Он решает поехать к Дубровскому и вернуть ему все права на Кистеневку. Но Андрей Гаврилович, увидев Кириллу Петровича, впадает в очередной приступ и умирает. Владимир выгоняет Троекурова.

Глава 5

Сразу после погребения Андрея Гавриловича в Кистеневку приезжают чиновники во главе с Шабашкиным, чтобы объявить всем о том, что новый владелец земли Троекуров. Народ начинает бунтовать, люди нападают на исполнителей судебного решения, те прячутся в хозяйском доме.

Глава 6

Владимир находится в смятении, его тяготит мысль, что его имение достанется невольному убийце отца. Он принимает решение сжечь дом. Крестьяне помогают ему обложить строение соломой. Кузнец Архип запирает чиновников в доме. Они погибают во время пожара.

9 стр., 4067 слов

Дубровский Андрей Гаврилович: характеристика образа для сочинения

... имения. Если попытаться мысленно поменять их местами, то очень трудно ручаться, что Андрей Гаврилович Дубровский, наделенный богатством и властью, окажется добрее, справедливее, лучше Т. Троекуров ... остальными разбойниками. Спасаясь от преследования, Дубровский навсегда покидает родину и уезжает за границу. Сочинение на произведение А.С. Пушкина, «Владимир Дубровский Людмила [milalyuda] Главная ...

Глава 7

Дубровский и несколько его людей исчезают без следа. Троекуров дает начало делу об умышленном убийстве чиновников. В окрестностях появляется шайка бандитов, она обворовывает помещиков и сжигает их дома. Подозрение падает на молодого Дубровского и его крестьян.

Глава 8

Троекуров нанимает для своего сына учителя французского языка, по фамилии Дефорж. Но Владимир перехватывает репетитора на пути в дом Кириллы Петровича и, отобрав у того документы, сам отправляется в имение своего врага под видом преподавателя. Он поселяется в Покровском и начинает занятия с Сашей. Дочь Троекурова, Маша, влюбляется в ненастоящего Дефоржа.

Сюжет романа[ | ]

Богатый и своенравный[4] русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдаёт семнадцатилетнюю Машу замуж за пятидесятилетнего князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооружённые люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Жених Маши, ранив Дубровского, попадает в руки разбойников, но Дубровский просит их не трогать жениха. Разбойники с Дубровским возвращаются в лес, где происходит сражение с прочёсывающими местность солдатами, победное для разбойников. После этого правительство посылает роту солдат на поимку Дубровского, но он распускает своих сообщников и скрывается за границей от правосудия.

Имение К. Троекурова

У Троекурова было большое имение. Называлось оно Покровским. Владел Троекуров землей и в других губерниях. Было у Кирила Петровича около трех тысяч крестьян. Дом помещика был огромным и имел еще надстройку. Крыша была выкрашена в зеленый цвет. Во владениях Троекурова была даже церковь и колокольня. Дом окружал большой сад, а рядом текла река. В саду имелись дополнительные строения для прислуги и гостей. Вокруг барского дома были разбросаны домики крестьян с огородами и колодцами.

В доме было так просторно, что в главной зале могло уместиться 80 гостей и оставалось еще место для танцев. Для обедов предназначался длинный стол. Гостиная по размеру не уступала зале. Для поддержания дома в наилучшем состоянии у Троекурова был дворецкий.

Возможное продолжение[ | ]

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа[5].

Расшифровка более позднего варианта:

Кн<�язь> Вер<�ейский> visite (зачёркнуто) — 2 visite (зачёркнуто).

Сватовство — Свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь М. К. — Смерть к. Верей<�ского> — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — РазвязкаТекст приводится по книге «Из бумаг Пушкина»[5]

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином[6].

Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера[7].

Критика[ | ]

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта[8].

А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени[9]:

Вообще считается, что у П<�ушкина> нет неудач. И всё-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<�ровский>», оконч<�енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <�…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

— Из записной книжки Анны Ахматовой

Экранизации[ | ]

  • «Дубровский, атаман разбойников»/Dubrowsky, der Räuber Ataman (Германия) (1921) Режиссёр Пётр Чардынин
  • «Орёл» (англ. The Eagle) — голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли — Рудольф Валентино.
  • «Дубровский» — фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936).

  • «Чёрный орёл» — фильм итальянского режиссёра Риккардо Фреда (1946).

    В главной роли — Россано Брацци.

  • Театр для юношества: Дубровский/Le Théâtre de la jeunesse: Doubrovsky (ТВ) (Франция) (1961).

    Режиссёр Ален Боде[fr]

  • Что хорошего в жизни/Pa’ qué me sirve la vida (Мексика) (1961).

    Режиссёр Хайме Сальвадор[en] (мюзикл по роману «Дубровский»)

  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский» — фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989).

    В роли Владимира Дубровского — Михаил Ефремов.

  • «Дубровский» — полнометражный фильм и 5-серийная телеверсия. Действие романа перенесено в современную Россию. Режиссёр Александр Вартанов (2014).

    В роли Владимира Дубровского — Данила Козловский.

Примечания[ | ]

В Викицитатнике есть страница по теме: Дубровский (роман)
  1. В некоторых источниках — повесть: Соболева, Т. П.

    Повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. — 115 с.

  2. Нащокин П. В., Нащокина В. А. Рассказы о Пушкине, записанные П. И. Бартеневым // Пушкин в воспоминаниях современников. — 3-е изд., доп. — СПб.: Академический проект, 1998. Т. 2. С. 223—234.
  3. Виноградов В. В.

    Язык художественного произведения // О языке художественной литературы. — М.: Гослитиздат, 1959. — С. 220—221. — 15 000 экз.

  4. В книжных текстах употребляется слово «троекуровщина», обозначающее правила и порядки, принятые у Троекурова (жестокое обращение к дворовым, неуважение и презрение к более нижним чинам или людям меньшего достатка и т. д.)
  5. 1 2 И. С. Зильберштейн.

    Из бумаг Пушкина (новые материалы).

    — М.: Огонёк, 1926. — С. 47.

  6. Н. Н. Петрунина.

    Пушкин на пути к роману в прозе. «Дубровский». — С. 163., Зильберштейн отмечал, что для такого вывода не хватает данных.

  7. И. С. Зильберштейн.

    Из бумаг Пушкина

    . — С. 51.

  8. Зборовец И. В.

    «Дубровский» и «Гай Мэннеринг» В. Скотта // Временник Пушкинской комиссии, 1974 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. — С. 131—136.

  9. Анна Ахматова: Мешков В. А.: Ахматова как литературный критик

Дубровский (15 стр.)

  • Послушай, Архип, — сказал он, немного помолчав, — не дело ты затеял. Не приказные виноваты. Засвети-ко фонарь ты, ступай за мною.

Архип взял свечку из рук барина, отыскал за печкою фонарь, засветил его, и оба тихо сошли с крыльца и пошли около двора. Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. — Кто, сторожа? — спросил Дубровский. — Мы, батюшка, — отвечал тонкий голос, — Василиса да Лукерья. — Подите по дворам, — сказал им Дубровский, — вас не нужно. — Шабаш, — промолвил Архип. — Спасибо, кормилец, — отвечали бабы — и тотчас отправились домой.

Дубровский пошел далее. Два человека приблизились к нему; они его окликали. Дубровский узнал голос Антона и Гриши. — Зачем вы не спите? — спросил он их. — До сна ли нам, — отвечал Антон. — До чего мы дожили, кто бы подумал…

  • Тише! — перервал Дубровский, — где Егоровна?
  • В барском доме в своей светелке, — отвечал Гриша.
  • Поди, приведи ее сюда, да выведи из дому всех наших людей, чтоб ни одной души в нем не оставалось — кроме приказных — а ты, Антон, запряги телегу.

— Гриша ушел и через минуту явился с своею матерью. Старуха не раздевалась в эту ночь; кроме приказных никто в доме не смыкал глаза.

  • Все ли здесь? — спросил Дубровский, — не осталось ли никого в доме?
  • Никого, кроме подьячих, — отвечал Гриша.
  • Давайте сюда сена или соломы, — сказал Дубровский.

Люди побежали в конюшню и возвратились, неся в охапках сено.

  • Подложите под крыльцо. — Вот так. Ну ребята, огню! —

Архип открыл фонарь, Дубровский зажег лучину.

  • Постой, — сказал он Архипу, — кажется, в торопях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их.

Архип побежал в сени — двери были отперты. Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: как не так, отопри! и возвратился к Дубровскому.

Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось — и осветило весь двор.

  • Ахти, — жалобно закричала Егоровна, — Владимир Андреевич, что ты делаешь!
  • Молчи, — сказал Дубровский.

— Ну дети, прощайте, иду, куда бог поведет; будьте счастливы с новым вашим господином.

  • Отец наш, кормилец, — отвечали люди, — умрем, не оставим тебя, идем с тобою.

Лошади были поданы; Дубровский сел с Гришею в телегу и назначил им местом свидания Кистеневскую рощу. Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стеклы трещали, сыпались, пылающие бревны стали падать, раздался жалобный вопль и крики: «горим, помогите, помогите». — Как не так, — сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар. — Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, бог тебя наградит.

  • Как не так, — отвечал кузнец.

В сию минуту приказные показались в окно, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли.

Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар. Искры полетели огненной мятелью, избы загорелись.

  • Теперь все ладно, — сказал Архип, — каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть. — В сию минуту новое явление привлекло его внимание;
  • кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть — со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние. — Чему смеетеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь — божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь — и поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. — Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущенной дворне, — мне здесь делать нечего.