Судьба Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Одним из лучших произведений классика русской литературы А. С. Пушкина является роман «Дубровский». Писатель трудился над ним чуть более трех месяцев. Он считается незаконченным, но это не мешает ему относиться к числу наиболее любимых публикой. В данной статье мы попытаемся дать ответ на один из главных вопросов, которые предстают перед читателем, а именно: «Почему Дубровский покинул своих крестьян?»

Завязка сюжета

Перед тем как дать ответ на вопрос о том, почему Дубровский покинул своих крестьян, следует вспомнить сюжет произведения и его главных героев. Роман начинается с рассказа о двух друзьях, которые имели общее прошлое, были соседями, но вели себя крайне противоположно. Один из них, Троекуров, был весьма богат и пользовался уважением среди чиновников. Его можно охарактеризовать как безнравственного и жестокого человека. Другой, Дубровский, был обедневшим дворянином, гордым и упрямым, но великодушным и справедливым. Его любили крестьяне за то, что он с уважением относился к ним и другого барина не желали.

Такие противоположности рано или поздно должны были поссориться, что и случилось. Троекуров рассердился и с помощью продажного суда отобрал единственное имение Дубровского. Последний, не выдержав такого удара, помешался, его разбил паралич, а потом он умер.

В тяжкие времена в имение возвращается Владимир – сын Дубровского, которого ужасает смерть единственного близкого человека и состояние дел. Во всем он винит Троекурова и жаждет мести. После отъезда чиновников он сжигает вместе с крестьянами родной дом и удаляется в леса, где становится разбойником.

11 стр., 5440 слов

По Дубровскому 6 класс ** одну из тем- «Забавы и развлечения русского барина»,

... Дубровский представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чтко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу типичного старинного русского барина. ... понимали и прихлебатели Троекурова, и крестьяне Дубровского, не желавшие перейти во владение Троекурову . Автор подчеркивает, что кистеневские крестьяне с самого ...

Развязка

Мы позже рассмотрим, почему Дубровский покинул своих крестьян. Сейчас остановимся на дальнейшем развитии сюжета. В дом Троекурова приезжает молодой француз Дефорж, который показывает себя очень смелым человеком, совсем не из робкого десятка. Потом выясняется, что это и есть Дубровский, который успел влюбиться в Марию, дочь Троекурова, а она отвечает ему взаимностью.

Отец же решает выдать ее замуж за престарелого князя. Узнав о связи дочери с Дубровским, он спешит устроить свадьбу и делает все возможное, чтобы Владимир не смог помешать. Раненый Дубровский в отчаянии – любимая, хоть и поневоле, вышла замуж, попросила оставить ее в покое. Он скрылся за границей. Но почему Дубровский покинул своих крестьян?

Урок — обобщение по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (6 класс) , Урок – обобщение по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (6 класс), Учитель: Бибик Татьяна Валентиновна

Тема:

Владимир Дубровский. Характеристика образа. Развитие речи. Составление плана – характеристики героя

Цель:

обобщить и систематизировать знания о Владимире Дубровском; на основе углублённого анализа текста дать характеристику героя, учить школьников анализировать прочитанное, давать свою, обоснованную текстом оценку событий, героев; составлять план – характеристику действующего лица; воспитывать вдумчивого читателя и стремление к лучшим человеческим ценностям.

Оборудование:

портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский», предварительная запись на доске (анкета героя, определение характеристики действующего лица, план сообщения «История жизни В. Дубровского»), раздаточный материал для групповой работы.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Огромен и разнообразен мир, окружающий нас. Множество людей и множество дорог в нём. Очень немногим удаётся такой огромный мир вместить в своих произведениях. У Пушкина этот мир невероятно велик. Об этом мире, о людях, встречающихся в нём, — наш урок.

Сегодня мы завершаем разговор о повести А. С. Пушкина «Дубровский». В основе повести лежит рассказ о судьбе Владимира Дубровского, молодого дворянина, волею обстоятельств потерявшего родной дом, оказавшегося без средств к существованию и решившего мстить виновникам своей жизненной катастрофы.

  1. Воспроизведение опорных фактов, их повторение
  1. Чтение определения характеристики действующего лица
  2. Проверка выполнения домашнего задания

Заполнение анкеты героя

2 стр., 902 слов

История любви Маши и Дубровского в повести Пушкина

... Троекуровой и Владимира Дубровского. Один случай решил всю их судьбу, обрекая на несчастное существование. Молодая дворянка вынуждена сидеть взаперти в ... сдерживать душевные порывы и быть иногда слишком предвзятой к своим слугам. Любовь героев , Владимир пробирается в поместье Троекуровых под видом ... Владимиру кратко рассказывает ей свою историю и говорит о том, что ему нужно уехать из города на ...

  1. Имя, фамилия, отчество
  2. Возраст
  3. Социальное положение
  4. Образование
  5. Род занятий
  6. Описание внешности
  1. Викторина «Внимательный ли ты читатель?»

Задание:

узнай героя по словам.

  1. «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная – вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам». (А. Г. Дубровский)
  2. «Да что он в самом деле задумал: да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня…» (К. П. Троекуров)
  3. «Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Что ж вам лучше? В таком случае извольте действовать по законам и без всякого сомнения получите совершенное удовольствие». (Заседатель Шабашкин)
  4. «Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави: у него часами своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт». (Кучер Антон)
  5. «Как за что, батюшка Кирила Петрович? А за тяжбу-то покойника Андрея Гавриловича. Не я в удовольствие ваше, т. е. по совести и справедливости показал, что Дубровские владеют Кистенёвского безо всякого на то права…» (Антон Пафнутьич Спицын)
  6. «…воля ваша для меня священна. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях». (Владимир Дубровский)
  1. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов\
  1. Работа в группах

Класс объединяется в пять – шесть групп. (Каждая группа получает набор карточек, которые необходимо пронумеровать таким образом, чтобы получилась цепь последовательных событий в виде плана «История жизни В. Дубровского»).

Образец*

  1. Происхождение В. Дубровского, его детство.
  2. Жизнь Владимира в Петербурге.
  3. В родной усадьбе.
  4. Смерть отца, похороны.
  5. Тяжёлые раздумья Дубровского.
  6. Владимир сжигает свой.
  7. Дубровский – разбойник.
  8. В доме Троекурова.
  9. Дефорж оказался Дубровским.
  10. Объяснение с Марьей Кирилловной.
  11. Сражение в Кистенёвской роще.
  12. Владимир скрылся.
  1. Слово учителя

Такова хронология жизни В. Дубровского. А теперь нам предстоит выяснить мотивы его поведения и в ходе работы определить основные черты характера, моральные качества героя.

Запись в тетрадь:

План – характеристика героя.

Задание:

на протяжении нижеследующей беседы выделить и записать, какие черты характера, моральные качества отличают Владимира Дубровского.

Запись в тетрадь:

План – характеристика героя

1.______________

2.______________

3.______________

3. Беседа

1) Какое впечатление произвёл на вас при первой встрече В. Дубровский? (Беспечный, легкомысленный молодой человек, живущий в своё удовольствие)

4 стр., 1619 слов

Отношение к крепостным роман дубровский. Отношение к крестьянам ...

... готовы бежать с Владимиром в леса и заниматься разбойничеством. Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Дубровский и Троекуров – отношение к крестьянам». Здесь раскрываются характеры ... у дороги.Много… Отношение к крестьянам Троекурова Кирилла Петрович Троекуров был человеком надменным и высокомерным. Крестьяне для него – слуги, чьи чувства и страдания его не волновали. ...

2) Какие его поступки помогли вам изменить своё первоначальное представление о нём? (Искренняя привязанность к отцу; готовность к самопожертвованию ради любимого отца; смелый ответ обидчику своего отца)

3) Что побудило Владимира сжечь родной дом?

(Чтение наизусть отрывка «Владимир в Кистенёвской роще» из v главы)

Учитель: Почему Пушкин употребляет слово «скорбь», а не обычное «горе»? Найдите слова и выражения, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя. («Не разбирал дороги», «сучья задевали и царапали», «ничего не замечал»)

4) Как вы думаете, о чём размышлял герой, что его беспокоило, тревожило? (Как жить дальше? Он лишён всего: семьи, друзей, дома. Что дальше делать? Покориться, склонить голову перед всемогущим Троекуровым или бороться?)

5) Учитель: Давайте обратимся к тексту: (Выразительное чтение отрывка из VI главы, начиная со слов «Итак, всё кончено…» до слов «дом, из которого он выгоняет меня»)

Учитель: Благородный, честный молодой человек с возвышенными чувствами, не пожелавший покориться беззаконию и несправедливости, вступает на путь борьбы.

Продолжение беседы

6) Что побудило Дубровского явиться в дом Троекурова под именем господина Дефоржа? (Любовь к Марье Кириловне)

7) Как автор характеризует его поступок? («Дубровский, завладев бумагами француза, смело явился к Троекурову и поселился в его доме»)

Каково мнение обитателей дома Троекурова о Дефорже? (Среди гостей Троекурова «разговор шёл о его храбрости»; «Все любили молодого учителя…»)

9) А что думает о нём та, ради которой совершил он свой самоотверженный, смелый поступок? (Об отношении Марьи Кириловна к Дефоржу на основе XI главы от первого лица рассказывает ученица.)

Вначале я не обратила никакого внимания на молодого француза. Для меня учитель был родом слуги или мастерового. Не заметила я и впечатления, произведённого мною на мосье Дефоржа. Неожиданный случай заставил меня изменить о нём моё мнение. История с медведем привела меня в изумление. Воображение моё было поражено: я видела мёртвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним. Я поняла, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат сословию и с некоторой досадой почувствовала, что моё сердце не осталось равнодушно к достоинствам молодого француза.

Вывод учителя (совместно с учащимися).

Несомненно, все достоинства г.Дефоржа так ярко проявились именно потому, что они были свойственны личности Владимира Дубровского.

  1. Усвоение основных понятий на основе систематизации знаний
  1. Чтение учащимися плана – характеристики В. Дубровского, записанного в тетради
  2. Связный рассказ ученицы р В. Дубровском по составленному плану
  1. Итоги урока

Учитель: из каждого произведения мы извлекаем нравственные уроки. А. С. Пушкин сказал в своё время: «Чтение — вот лучшее учение». Чему нас научила повесть Пушкина «Дубровский»?.. Как, ребята, оцениваете свою работу на уроке? Что у вас получилось?

Что вы смогли лучше?..

  1. Домашнее задание

Подготовить связный рассказ о герое по плану.

12 стр., 5698 слов

Образ и характеристика Владимира Дубровского в повести Дубровский Пушкина

... это Дубровский воспитал сына таким же справедливым, смелым, нравственно-наделенным человеком. Отец и сын со ... Для этого он прикидывается учителем французского языка и проникает в дом Троекурова. ... г. под названием “Дубровский” в X томе посмертного издания Сочинений Пушкина. Уже первыми ... своим крепостным. Поступками он показывает своенравный, жестокий характер. Сравнивая Троекурова и Дубровского можно ...

Ответ на главный вопрос

Владимир Дубровский в начале романа рисуется как молодой беззаботный офицер, который вовсю куролесит на папины деньги. Однако, узнав о настоящем положении вещей, он изменяется. Его переполняют гнев и боль, но он не разрешает толпе линчевать чиновников, которые приехали в его имение вершить судебный приговор. Вместе с ними и с их помощью он устраивает пожар и скрывается в лесах. Но почему Дубровский покинул крестьян позже? На то было несколько причин.

Первая: он понимал, что после неудачного штурма его укрытия власть пришлет намного больше солдат и его армии, в состав которой входили крестьяне, не продержаться. Он понимал, что его разбойники не смогут долго так жить: они любили своего благородного предводителя, но все так же оставались крестьянами, им нужны были изба и покой.

Причина вторая: Дубровский покинул своих крестьян потому, что он уже успел накопить достаточно денег для того, чтобы скрыться за границей и обеспечить своим людям нормальные условия жизни. Когда его отец умер, у него не было ни гроша за душой, только поддержка подданных. Теперь он мог устроить и свою, и их судьбу без разбоя, который к тому же уже был невозможным.

Третья причина была самой главной. Движимый жаждой мести, Дубровский хотел уничтожить Троекурова. Но знакомство с Марией изменило его планы, в ожесточенном сердце вспыхнули новые нежные чувства. Он оставался в роще до тех пор, пока любимая не стала княгиней Верейской. Свадьба состоялась, Владимир стал лишним, поэтому ему не оставалось ничего другого, кроме как уйти.

Сочинение Образ Архипа

Архип – второстепенный герой романа. По своей профессии он кузнец. Архип хоть и обычный слуга, однако, обладает таким качеством, как самостоятельность. Он мог ослушаться барина и сделать так, как считает нужным.

Архипа можно охарактеризовать как человека справедливого, целеустремленного и хитрого. Главным поступкам Архипа являлось массовое убийство приказных. Этот поступок как никакой другой показывает истинное лицо кузнеца Архипа.

Кузнец с одной стороны мягко, а с другой довольно жесток. Эти качества одинаково провялятся в разных ситуациях. Можно сказать, что он против зла и прочего насилия, однако, люди не всегда понимают мирных путей. Они не понимают, что именно эти мирные пути могут привести к положительной и заветной цели. Архип очень справедливый, он считает, что смерть настигает того, кто заслужил этого. Он может убить плохого человека, но хорошего не тронет. Как он говорит, каждый получает то, что заслужил. Можно сказать, что поступок с убийством людей был справедливым. Ведь эти приказчики были все злые, несправедливые и отвратительные люди. Архип, в свою очередь, защищал тех, кто слабее их. Защищал беззащитных, помогал им справиться с бедой. Люди, которые обладали чувством справедливости, после пожара уехали с Дубровским. Архип же просто ушел в лес. Просил не вспомнить его и не думать о нем.

Архип поступил правильно, он сделала то, что обязан был. К сожалению, он не имел достаточных знаний и пониманию, чтобы понять, что он сделал. Что он поступил не плохо, он поступил по совести. Архипу тяжело было это пережить, хоть был он и человеком сильным, которого тяжело сломать. После пожала смерть этих чиновников легла на плечи Владимира Дубровского.

11 стр., 5162 слов

Дубровский разбойник или жертва

... Сочинение на тему: «Почему Дубровский стал разбойником» Роман А.С. Пушкина «Дубровский» рассказывает нам о честном, благородном человеке, молодом дворянине Владимире Дубровском. ... об этом неправедном поступке и поступил как настоящий романтический герой. Он ... что отец его серьезно болен. Дубровский, хоть с малых лет и ... что его выбросят или будут насмехаться. После появились разбойники, которые грабили ...

Архип хоть и герой второго плана, но очень важный и нужный произведению. Без него не было бы такого эффекта, которого хотел добиться автор. Он показал, как в одном человеку могут быть совмещены совершенно противоположные качества. В одном человеке уживались жёсткость и мягкость, чувство справедливости и угрызения совести.

Другие сочинения: ← История создания поэмы Руслан и Людмила↑ ПушкинАнализ поэмы Полтава →