Конспект литературного чтения. К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

«Конспект урока литературного чтения. Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь». »

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь».

Цель: Обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.

Задачи: Формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;

  • учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;
  • развивать речь;
  • воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Ход:

1. Психологический настрой – знакомство.

Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.

2. Мотивация.

Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести эта мелодия? (ответы детей).

Составление кластера «Природа». Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.

Самостоятельная работа детей в течение 3 минут.

Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.

Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу.

  • Кого нет на нашей картине?
  • Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему?

Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь.

  • Как же нужно строить отношения с природой?
  • Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г.

Паустовского. Какие рассказы этого автора вы читали?

3.Реализация

К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя.

2 стр., 780 слов

По произведению : Тип «делового» человека » произведениях А.С.Грибоедова ...

... Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и ... на обман государства и окружающих, пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин незаменим в ...

  • Чему посвящены рассказы Паустовского?
  • А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения?
  • Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.

Название рассказа состоит из двух слов. Я предлагаю группам подобрать недостающее слово. Если это существительное, то подберите эпитет, если прилагательное, то понятие.

Дети работают по составлению словосочетаний: …….медведь, дремучий……

А вот Паустовский назвал рассказ «Дремучий медведь».

  • Какое толкование этого словосочетания вы можете предложить?
  • Как называется этот приём? (метафора)
  • О ком может быть этот рассказ?
  • Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения.
  • Какие части в рассказе мы можем выделить?(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.

Крутоя´р — крутой, обрывистый берег.

Осоко´рь – вид тополя

Шпенёк — тонкий стержень

Прослушивание сказки. Первичное чтение.

Чтение с остановками. (объяснение стратегии)

Итак, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.

  • Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?

Отрывок 1 Самостоятельное чтение.

Когда Петя- маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят.

Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые… Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семен – чаёвник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.

А река была такая, что лучше, должно быть, не найдёшь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревьях.

Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

  • Что же произошло с Петей?
  • Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).

  • Кто может жить на берегах реки?

    Отрывок 2.

Часть1. (Чтение вслух.)

На Высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семён-чаёвник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам. Потому что бобёр зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой. Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя.

В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно. Там хлопотали разные птицы, а дятел колотил иколотил со всего размаху клювом по сухому осокорю*. Ударит, отдёрнет голову, поглядит, примерится, зажмурит глаза и опять так ударит, что осокорь от макушки до корней загудит.

30 стр., 14756 слов

Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными ...

... языка и литературного чтения». Объект исследования: процесс обогащения лексического запаса младших школьников. Предмет исследования: методы и приемы обогащения лексического запаса младших школьников при использовании ... младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении, строить только простые предложения. Из-за этого пересказ текста ...

Пониже птиц, над всякими цветами, летали ворсистые шмели, пчёлы и стрекозы.

Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налёта, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться?

Ответы на вопросы:

  • Так кто жил на берегу реки?
  • Как животные и растения могут относиться к Пете?
  • А как мальчик может относиться к ним?

Часть 2 (чтение вслух)

Постепенно и звери, и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоёт за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.

Деревья тихонько шумели навстречу Пете — помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.

Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щёлкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.

  • Вот и я! — говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щёки. — Здравствуйте!
  • Как животные и растения относились к Пете?
  • Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? -Почему он это делает?
  • Какие черты характера мальчика мы можем назвать?
  • Какие чувства у вас возникают?
  • Каким цветом вы их обозначите?
  • Что произойдет дальше?

Часть 3 (Самостоятельное чтение про себя)

Все звери и птицы знали, что живёт за рекой, в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле.

Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу.

Когда приходил медведь, птицы начинали отчаянно хлопать крыльями, деревья — шуметь, рыбы — бить хвостами по воде, шмели — грозно гудеть, даже лягушки подымали такой крик, что медведь зажимал уши лапами и мотал головой.

С каждым днем медведь сердился всё сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло — одна кожа и шерсть. Лето выпало жаркое, без дождей. Малина в лесу посохла. Муравейник разроешь — так и там одна только пыль.

  • Беда-а-а! — рычал медведь и выворачивал от злости молодые сосенки и берёзки. – Пойду, задеру телка. А пастушок заступится, я его придушу лапой — и весь разговор!

От телят вкусно пахло парным молоком, и были они совсем рядом — только и дела что переплыть каких-нибудь сто шагов.

3 стр., 1456 слов

Урок литературного чтения «В.В. Бианки «Первая охота». 1-й класс

... Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе " Первая охота". Словарная работа Отгадайте загадку. Кто ... "Первая охота" щекон баобчак муйвера щеякар (щенок) (бабочка) (муравей) (ящерка) Проверка работы. Повторное чтение ... медведь, волк - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб - это названия птиц. ... чем и как поют безголосые". Ведь "петь всем хочется. Только не у каждого ...

Выборочное чтение.

Какое чувство у вас возникло?

  • Каким цветом вы бы его обозначили?
  • Каким был медведь?
  • Почему его назвали дремучим?
  • Чего он хотел?
  • Почему медведь был сердитым?
  • Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

Физминутка.

Медведь по лесу бродит, От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед И в рот себе кладет.

Облизывает лапу Сластена косолапый,

А пчелы налетают, Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

  • Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает И пчелок вспоминает.

Ответьте на вопрос:

Действительно, медведь поплыл через реку. Первыми его увидели телята, но приняли за трухлявый пень, плывущий по реке. Потом его заметила ворона. Она и подняла тревогу. Как же должен поступить Петя? Справится ли он с медведем?

Чтение учителем начала отрывка 3.

Подплыл медведь к берегу, полез на крутояр к телятам, облизывается. Петя оглянулся, крикнул: «Подсобите!» — и видит: задрожали все осины и ивы, и все птицы поднялись к небу. «Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?» — подумал Петя. А людей, как назло, никого рядом нету.

  • Неужто все испугались и никто не поможет?

Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? -Как же она это сделает?

Чтение вслух.

Но не успел он это подумать, как ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала. Держит, а сама говорит:

  • Не-ет, брат, шутишь!

В это время дятел слетел с дерева, сел на медвежью голову, потоптался, примерился и как долбанет медведя по темени! У медведя позеленело в глазах, и жар прошёл от носа до самого кончика хвоста. А всякие птицы тучей вьются кругом и выщипывают у него шкуру волосок за волоском. Медведь начал кататься по земле, отбиваться лапами, закричал истошным голосом и полез обратно в реку.

Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил медведя в омут.

  • Братцы! — заорал медведь, пуская пузыри. — Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!
  • Вот хлебнёшь бочку воды, тогда не придёшь! — прохрипел окунь, не разжимая зубов.

— Уж я ли тебе поверю, Михайлыч, старый обманщик!

Рванулся медведь, хвост оторвался, остался у окуня в зубах. А медведь нырнул, выплыл и пошёл махать сажёнками к своему берегу.

  • Фу, — думает, — дёшево я отделался! Только хвост потерял. Хвост старый, облезлый, мне от него никакого толку.

Доплыл до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали её грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке.

Как только подплыл медведь к назначенному месту, старый бобёр крикнул:

5 стр., 2363 слов

Мишка косолапый по лесу идет… Детям о медведях

... классом. Вы узнаете как нарисовать медведя поэтапно и нарисуете его сами: Что почитать и посмотреть с детьми про медведей? ... про мёд. Медведь неуклюж, да дюж. Медведь в лесу – что боярин в городу. Хорошо медведя в окно дразнить. Врасплох и медведь труслив. Сочинение № 2 на тему «Медведь — хозяин леса» Описание медведя ... плохо влияет на здоровье белого медведя. Рассказы о медведях Лесной гость Жил на ...

  • А ну, нажимай!

Бобры дружно нажали на ольху, шпенёк треснул, и ольха загрохотала — обрушилась в реку. Пошла пена, захлестали волны и водовороты. И так ловко рассчитали бобры, что ольха самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к иловатому дну.

«Ну, теперь крышка!» — подумал медведь. Он рванулся под водой изо всех сил, ободрал бока, замутил всю реку, но всё-таки как-то вывернулся и выплыл.

Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?

Чтение «про себя» 4 отрывка.

Вылез на свой берег и — где там отряхиваться, некогда! — пустился бежать по песку к своему лесу.

Добежал медведь до леса, едва дышит. Стонал-стонал, потом съел какой-то гриб, что подвернулся на зуб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово. Залёг с горя спать на осень и зиму. И зарёкся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса. И уснул, хотя и побаливало у него то место, где был оторванный хвост.

Что случится с Петей?

Самостоятельное чтение 2 части 4 отрывка.

Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся, потом взглянул на телят. Они мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за ухом.

Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.

  • Спасибо вам! — сказал Петя.

Но никто ему не ответил.

Тихо было на реке. Сонно висела листва ив, не трепетали осины, даже не было слышно птичьего щебета.

Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье: боялся, что не поверят. А бабка Анисья отложила недовязанную варежку, сдвинула очки в железной оправе на лоб, посмотрела на Петю и сказала:

  • Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились, Петруша!

Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?

В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?

4.Рефлексия

Понравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?

Давайте выстроим композиционную линию рассказа. ( Работа в группах).

Экспозиция

Завязка . Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.

Развитие., Кульминация, Развязка.

Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?

Домашнее задание. Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка.Докажите свою точку зрения.