Урок развития речи « – описание кошки». план-конспект по русскому языку (4 класс)

Урок развития речи на тему «Сочинение – описание кошки».

(4класс УМК «Школа России».)

Цель урока: научить описывать животных, показать

особенности сочинения – описания с элементами

повествования; учить употреблять имена прилагательные в

устной и письменной речи:

Планируемые результаты:

Предметные: работать с текстом, отбирать опорные (ключевые ) слова, позволяющие создать свой собственный текст;

Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем свою деятельность, анализировать составленные тексты .

Личностные: проявлять чуткое отношение ко всему живому, любовь к животным, потребность заботиться о них.

Оборудование:

  1. Плакат «Наши питомцы» с фотографиями кошек
  2. Выставка книг и статей о кошках
  3. План описания кошки
  4. Опорные слова

Ход урока:

I. Вступительное слово.

Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь,

Сел у печки жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

— Ребята, мы продолжаем работу над описанием. Будем строить его на примере описания кошки.

— Большинство людей, живущих на нашей планете, очень любят кошек. Ведь кошки – верные, преданные и полезные спутники нашей жизни. Они украшают нашу жизнь, а в горе часто и утешают нас. У многих пожилых людей, потерявших своих близких, кошки, часто, являются единственным живым существом, скрашивающими их печальную жизнь.

Кошки сдержаны в проявлении своих чувств, но очень привязаны к своему хозяину, к дому. (Есть немало случаев, когда кошки возвращались назад домой через много километров).

6 стр., 2947 слов

Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности человека по ...

... создать словесный портрет – описание. Тема урока: «Описание внешности человека по портрету, написанному К. Маковским» Ваша цель: написать сочинение. III Знакомство с возможным образцом написания сочинения - Сегодня вы впервые ... изучите его содержание, отметьте те слова и выражения, которые могут вам помочь при написании творческой работы. - При цветовом описании не путайте понятия «цвет» и ...

— Полюбуйтесь на это красивое, изящное и ловкое животное. Шерстка гладкая, мягкая, движения грациозные. Это ласковое нежное животное и беззаветно храброе.

II. Беседа.

  1. Что вы знаете о кошках, их породах? (Предок крапчатая или песчаная, длинная шерсть – турецкая, персидская, бирманская, короткая шерсть — европейская, русская голубая, сиамская, абиссинская)
  2. Как человек относится к кошке и почему? (Кошка – член семьи, любит, ухаживает, многое позволяет).
  3. Почему кошку считают хранительницей семейного очага? (Первой впускают в новый дом, в народных поверьях – бог и нечистая сила).
  4. Что дает человеку общение с кошкой? (Уютно, спокойно, в быту ловит мышей, крыс).
  5. Расскажите о своей кошке так, чтобы мы могли ее представить, вы наблюдали за кошкой, ее повадками, что интересного удалось подметить? (Обратить внимание на оформление доски).
  6. Как вы понимаете слова французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери «Ты должен быть в ответе за тех, кого приручил».

Вывод: Кто для нас кошка? (Кошка – верный, преданный и полезный друг

человека)

III. Беседа – определение типа сочинения.

— Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение, сказка)

— Какой тип речи будет ведущим главным в вашем сочинении? (Описание)

— Почему? (Описываем животное)

— Только ли этот тип речи понадобится? (Нет, еще элементы повествования, расскажем о повадках, привычках, как ухаживаем)

— Почему художественное описание? (Нужно эмоционально изобразить словами предмет, передать свое отношение)

— Какую часть речи вы будете использовать для этого? (Прилагательное)

— Прослушайте отрывок, какие предложения по цели высказывания использованы?

«Неторопливая, важная походка, благородная осанка. Как вы думаете, о ком идет речь? Может о каком – то рыцаре? Нет! Это описание моего любимого кота.

— Какой текст должен у вас получиться? (Текст – художественное описание, с элементами повествования используя различные предложения по цели высказывания, имена прилагательные)

IV. Речевая подготовка.

— Наша речь должна быть богатой по содержанию и правильной по форме.

1. Избегать повторов. Прослушайте отрывок, назовите ошибку.

«У меня есть друг. Его зовут Рыжик. Рыжик маленький, но очень умный котеночек. У Рыжика рыженькая мордочка, нос розовый. Рыжик очень ласковый и нежный»

9 стр., 4122 слов

Русский язык 3 класс текст описание животного о кошке

... с Муркой любим смотреть передачи про животных. Вот такая она, моя кошка. И любимый питомец, и лучший друг. Related posts: Мое любимое животное. Сочинение-описание Домашней кошки Сочинение “Мое любимое животное” – это Сочинение-описание Домашней кошки. Читая сочинение. ...

— Какими существительными можно было воспользоваться? (Кот, котик, котенок, кошка, кошечка, он, питомец, животное, существо, зверек, любимчик, любимица)

2. Тип речи.

«У меня есть Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его для того, чтобы он ловил мышей. Но Мурзик оказался трусливым. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот»

(Это повествование, не эмоциональное, не показана любовь к животному. Чем больше правильно употребите в описании прилагательных, тем ярче, выразительнее получится рассказ)

3. Привести примеры кличек животных (Васька, Мурка, Пушок, Черныш, Кузя)

4. Действия кошки: мяукает, мурлычет, фыркает, крадется, бесшумно идет, ступает, мчится, крадется.

5. Словосочетания, помогающие передать свое отношение к описываемому предмету. (Ласковый взгляд, добрые глаза, милые повадки, верный друг, благородный характер, грациозная походка, изящная фигурка, нежное существо)

V. Структура сочинения, орфографическая подготовка.

Примерный план:

1. Кличка кошки, порода.

2. Внешний вид:

а) голова, мордочка (глаза, уши, нос)

б) туловище (размер, шерсть, движение)

в) лапы, хвост

г) повадки, привычки кошки

3. Мое отношение к кошке.

I. Вступление – Как начать сочинение?

С того, как животное поселилось в доме, его кличка, порода. Можно в самом начале использовать загадку или отрывок стихотворения.

II. Основная часть – описание внешнего вида, привычек, повадок, как вы ухаживаете за животным.

III. Концовка – выразить свое отношение к коту в семье.

VI. Запись сочинения.

VII. Итог урока. Чтение сочинений. Чему учились?