Урок развития речи на тему «Сочинение – описание кошки».
(4класс УМК «Школа России».)
Цель урока: научить описывать животных, показать
особенности сочинения – описания с элементами
повествования; учить употреблять имена прилагательные в
устной и письменной речи:
Планируемые результаты:
Предметные: работать с текстом, отбирать опорные (ключевые ) слова, позволяющие создать свой собственный текст;
Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем свою деятельность, анализировать составленные тексты .
Личностные: проявлять чуткое отношение ко всему живому, любовь к животным, потребность заботиться о них.
Оборудование:
- Плакат «Наши питомцы» с фотографиями кошек
- Выставка книг и статей о кошках
- План описания кошки
- Опорные слова
Ход урока:
I. Вступительное слово.
Отворилась тихо дверь –
И вошел усатый зверь,
Сел у печки жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
— Ребята, мы продолжаем работу над описанием. Будем строить его на примере описания кошки.
— Большинство людей, живущих на нашей планете, очень любят кошек. Ведь кошки – верные, преданные и полезные спутники нашей жизни. Они украшают нашу жизнь, а в горе часто и утешают нас. У многих пожилых людей, потерявших своих близких, кошки, часто, являются единственным живым существом, скрашивающими их печальную жизнь.
Кошки сдержаны в проявлении своих чувств, но очень привязаны к своему хозяину, к дому. (Есть немало случаев, когда кошки возвращались назад домой через много километров).
Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности человека по ...
... создать словесный портрет – описание. Тема урока: «Описание внешности человека по портрету, написанному К. Маковским» Ваша цель: написать сочинение. III Знакомство с возможным образцом написания сочинения - Сегодня вы впервые ... изучите его содержание, отметьте те слова и выражения, которые могут вам помочь при написании творческой работы. - При цветовом описании не путайте понятия «цвет» и ...
— Полюбуйтесь на это красивое, изящное и ловкое животное. Шерстка гладкая, мягкая, движения грациозные. Это ласковое нежное животное и беззаветно храброе.
II. Беседа.
- Что вы знаете о кошках, их породах? (Предок крапчатая или песчаная, длинная шерсть – турецкая, персидская, бирманская, короткая шерсть — европейская, русская голубая, сиамская, абиссинская)
- Как человек относится к кошке и почему? (Кошка – член семьи, любит, ухаживает, многое позволяет).
- Почему кошку считают хранительницей семейного очага? (Первой впускают в новый дом, в народных поверьях – бог и нечистая сила).
- Что дает человеку общение с кошкой? (Уютно, спокойно, в быту ловит мышей, крыс).
- Расскажите о своей кошке так, чтобы мы могли ее представить, вы наблюдали за кошкой, ее повадками, что интересного удалось подметить? (Обратить внимание на оформление доски).
- Как вы понимаете слова французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери «Ты должен быть в ответе за тех, кого приручил».
Вывод: Кто для нас кошка? (Кошка – верный, преданный и полезный друг
человека)
III. Беседа – определение типа сочинения.
— Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение, сказка)
— Какой тип речи будет ведущим главным в вашем сочинении? (Описание)
— Почему? (Описываем животное)
— Только ли этот тип речи понадобится? (Нет, еще элементы повествования, расскажем о повадках, привычках, как ухаживаем)
— Почему художественное описание? (Нужно эмоционально изобразить словами предмет, передать свое отношение)
— Какую часть речи вы будете использовать для этого? (Прилагательное)
— Прослушайте отрывок, какие предложения по цели высказывания использованы?
«Неторопливая, важная походка, благородная осанка. Как вы думаете, о ком идет речь? Может о каком – то рыцаре? Нет! Это описание моего любимого кота.
— Какой текст должен у вас получиться? (Текст – художественное описание, с элементами повествования используя различные предложения по цели высказывания, имена прилагательные)
IV. Речевая подготовка.
— Наша речь должна быть богатой по содержанию и правильной по форме.
1. Избегать повторов. Прослушайте отрывок, назовите ошибку.
«У меня есть друг. Его зовут Рыжик. Рыжик маленький, но очень умный котеночек. У Рыжика рыженькая мордочка, нос розовый. Рыжик очень ласковый и нежный»
Русский язык 3 класс текст описание животного о кошке
... с Муркой любим смотреть передачи про животных. Вот такая она, моя кошка. И любимый питомец, и лучший друг. Related posts: Мое любимое животное. Сочинение-описание Домашней кошки Сочинение “Мое любимое животное” – это Сочинение-описание Домашней кошки. Читая сочинение. ...
— Какими существительными можно было воспользоваться? (Кот, котик, котенок, кошка, кошечка, он, питомец, животное, существо, зверек, любимчик, любимица)
2. Тип речи.
«У меня есть Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его для того, чтобы он ловил мышей. Но Мурзик оказался трусливым. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот»
(Это повествование, не эмоциональное, не показана любовь к животному. Чем больше правильно употребите в описании прилагательных, тем ярче, выразительнее получится рассказ)
3. Привести примеры кличек животных (Васька, Мурка, Пушок, Черныш, Кузя)
4. Действия кошки: мяукает, мурлычет, фыркает, крадется, бесшумно идет, ступает, мчится, крадется.
5. Словосочетания, помогающие передать свое отношение к описываемому предмету. (Ласковый взгляд, добрые глаза, милые повадки, верный друг, благородный характер, грациозная походка, изящная фигурка, нежное существо)
V. Структура сочинения, орфографическая подготовка.
Примерный план:
1. Кличка кошки, порода.
2. Внешний вид:
а) голова, мордочка (глаза, уши, нос)
б) туловище (размер, шерсть, движение)
в) лапы, хвост
г) повадки, привычки кошки
3. Мое отношение к кошке.
I. Вступление – Как начать сочинение?
С того, как животное поселилось в доме, его кличка, порода. Можно в самом начале использовать загадку или отрывок стихотворения.
II. Основная часть – описание внешнего вида, привычек, повадок, как вы ухаживаете за животным.
III. Концовка – выразить свое отношение к коту в семье.
VI. Запись сочинения.
VII. Итог урока. Чтение сочинений. Чему учились?