По наблюдениям «Первый зимний день», 3 класс

— Здравствуйте ребята, к нам сегодня в гости на занятие кто-то пришел. Отгадайте загадку:

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Холодны ,большой.

Кто я такой?

(снеговик)

— Правильно, ребята, к нам в гости пришел снеговик! И не простой снеговик, а снеговик – почтовик. Он хочет тоже хочет научиться отвечать на вопросы, делать гимнастику, рисовать, раскрашивать. Поможем ему? (да)

  • Вы готовы к уроку?

2. Актуализация знаний.

Работа со стихотворением.

— Ребята, снеговик пришел к нам не случайно, он принес нам несколько конвертов, в нем задания, которые помогут нам определить тему нашего урока и помогут в работе на уроке.

Первый конверт – в нем стихотворение В. Брюсова: (На слайде), Серебро, огни и блестки,, Целый мир из серебра!, В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,, Это – призраки и сны!, Все предметы старой прозы, Волшебством озарены., Экипажи, пешеходы,, На лазури белый дым., Жизнь людей и жизнь природы, Полны новым и святым., Воплощение мечтаний,, Жизни с грезою игра,, Этот мир очарований,, Этот мир из серебра.

  • Какое чувство у вас возникло после прочтения? (ощущение необычности, сказки)
  • Какие образы вы увидели в вашем воображении? (волшебные образы из сна, предположения учащихся)
  • Как автор показывает этот чудесный мир? (живо, красиво, образно..)

3. Постановка проблемы. Самоопределение к деятельности.

Предположите, как может называться это стихотворение?, Это название и есть наша сегодняшняя тема. (Первый зимний день)., Вид работы мы найдем в следующем конверте Снеговика – почтовика., Ученик достает и читает: сочинение по личным наблюдениям.

— Вопрос к классу: Кто знает этот вид сочинения? Расскажите. У художника-живописца – краски для изображения картин природы.

У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова.

1 стр., 436 слов

Русская природа в стихотворениях Пушкина

... знакомимся с прекрасными пейзажами в стихотворение «Зимняя дорога», «Зимний вечер». В этих работах Пушкин стал достаточно часто использовать олицетворения. Он оживляет образы природы, делает их реальными. В ... каждом своем стихотворении, при помощи образов природы, поэт пытается высказать свои мысли и чувства, свое виденье окружающего мира. И ему это великолепно удается. Понравилось сочинение? А вот ...

— Чем мы занимаемся на уроках развития речи? (учимся анализировать худ. тексты, писать сочинения, изложения, составлять рассказы, находить худ. средства языка).

Чем будем заниматься сегодня?

4. Работа по теме урока.

1) Беседа

Звучит мелодия Чайковского «Времена года».

Зима – прекрасное время года. Она вдохновляла на создание великолепных произведений очень многих художников и композиторов. А какие ассоциации вызывает у вас слово «зима»? Ответы учащихся, оформление записи в тетрадях.

Зима – это…

  • Без чего зиму трудно себе представить? (без снега)

2) Словарная работа

— С помощью каких глаголов можно передать красоту первого снега? (Ответы учащихся).

Оформление записи:

Снег ____________(блестит, переливается, сверкает..)

  • Чем являются эти глаголы в предложении? ( Однородными членами и синонимами)

— Как мы расставляем знаки препинания в предложениях с однородными членами? Зачем нам нужны синонимы?

Подберите прилагательные к существительным:

Небо-

Солнце –

Воздух –

  • Чем являются эти прилагательные в тексте? (Эпитетами)

— Какой любимый цвет у зимы? Какое чувство, настроение связано с белым цветом? Можно ли узнать, какое настроение бывает у зимы? От чего это зависит?

  • Какие цвета мы можем увидеть именно в первый зимний день?

5. Физминутка. Дыхательная гимнастика «Снежинки»

— Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и Снеговик принес нам настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Учитель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

— Давайте заставим наших снежинок кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Упражнение повторить 3-5 раз.

А теперь представим, что вы тоже стали снежинками, медленно и плавно покружитесь и «приземлитесь» на ваше рабочее место, чтобы продолжить работу.

6. Продолжение работы по теме.

1) Работа с текстом (распечатки у каждого на парте):

— Что такое пейзаж? (описание природы и местности, на фоне которой происходят изображаемые события).

В отрывке из текста писателя-живописца И.А.Бунина мы увидим пейзаж, который изображен словом., Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

глубокими

Никого не оставит равнодушным такая красота!

Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна.

  • Что мы видим вместе с И.А.Буниным?
  • Какое общее впечатление от увиденного?

— Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление. («Какое великолепие и спокойствие»)

5 стр., 2283 слов

«Деревья в снегу»: описание зимнего пейзажа

... План работы , . Для сочинения-описания «Деревья в снегу» можно воспользоваться следующим планом: Красота зимы. Город зимой. Зимний лес. Зима — прекрасное время ... настроение и красоту пейзажа. Сочинение Зима в лесу Когда-то на зимних каникулах мы всей семьей побывали в зимнем ... птицы и прилетели снегири, клесты. Вокруг веет морозным воздухом. Все стали надевать теплую одежду, шапки, валенки, теплые ...

— Здесь также есть свои краски. Что бы мы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж? (синее небо, в голубой тени, тень синяя, на пышных зеленых венцах и т.д.)

  • Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь.

(Тема текста:

Основная мысль:

  • Назовите тип речи. Докажите.

Тип речи:

  • Выделите в тексте описания.

2) Просмотр пейзажных зарисовок

Сейчас мы посмотрим пейзажные зарисовки, с целью наблюдения за картинами природы. Особое внимание обратите на зимние пейзажи. Серия картинок на слайде.

3)Творческое задание

  • Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно.

Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное.

  • Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное, неповторимое. Здесь кроме зорких глаз нужна еще и фантазия.

Тем более, что свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе. Напишите сочинение по личным наблюдениям, которое так и будет называться «Первый зимний день». Что вы можете там описать? Какие знания с сегодняшнего урока вам пригодятся?

С чего вы начнете? На что обратите внимание? Какие краски, эпитеты будете использовать? Можно ли включить какую – нибудь личную историю, связанную с первым зимним днем, в текст?

7. Итог урока:

  • Чему учились на уроке? Какими знаниями мы можем похвалиться перед Снеговиком- почтовиком?

Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку как эта , так необыкновенно преображенную природой.

8. Рефлексия.

  • Ваше настроение и успехи можно оценить при помощи наших помощниц – снежинок.

Возьмите снежинку, которая соответствует вашей оценке :

синяя снежинка – я испытывал затруднения и немного недоволен,

голубая снежинка – я работал неплохо, но мог и лучше,

белая снежинка — у меня все получилось, я доволен.

Пример текста:

Утром я проснулась и увидела необычное свечение в окне. Когда я выглянула в окно, я увидела деревья, покрытые снегом. Покрытые снегом ветви похожи на белые облака, и мне показалось, что они упали с пасмурного неба.

Снег покрывал все вокруг. Он был пушистый, мягкий, свежий, как зимний воздух. На земле снег был совсем иным: он был неровный, на нем было много грязных следов, казалось, что люди ходят по снежному одеялу. Не верится, что под этой великолепной белой скатертью скрывается земля и, когда снег растает, будет слякоть и противные дожди.

Я люблю первый снег, зиму. Мне представляется, что я попала в красивую снежную сказку.