Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.
Ключевые слова:
Свой первый сборник стихотворений Н. Гумилев опубликовал в 1905 году в Петербурге, который получил название «Путь конквистадоров». Этот сборник, написанный в юношеском возрасте, отражал романтическую настроенность и героический характер поэта. Он посвятил эту книгу смелым и отважным героям, которые с упорством и веселостью идут навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Одним из самых популярных стихотворений, вошедших в данный сборник, было стихотворение «Сонет». Н. Гумилев сравнивает себя с лирическим героем, уподобляет себя ему: конквистадору-смелому завоевателю дальних земель:
«Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь…» [4].
В данном стихотворении воспевается мужественный поединок и противоборство лирического героя со смертью и неустанное движение к намеченной цели.
В сборник «Путь конквистадоров» также вошли многие другие стихотворения Н. Гумилева, написанные на раннем этапе творческого развития поэта. Данный сборник был замечен известным поэтом-символистом В. Брюсовым, которого в дальнейшем Н. Гумилев называл своим учителем, и который оказал огромное воздействие на последующие этапы творчества поэта.
В. Брюсову Н. Гумилев посвятил свой следующий сборник стихотворений — «Жемчужина», написанный в 1910 году. Стихотворения, вошедшие в данный сборник, носили романтический характер. Необходимо отметить, что автор подчеркнул преемственность с предыдущим сборником, введя в структуру новой книги стихи из предыдущего сборника. И вновь появляются излюбленные герои автора: конквистадор, уже постаревший, но такой же дерзкий и смелый («Старый конквистадор»), экзотические животные («Кенгуру»), («Попугаи») [4].
Важным событием в творчестве Н. Гумилева было основание нового литературного течения -акмеизма. Принципы акмеизма в основном были результатом теоритеского осмысления Н. Гумилевым собственной поэтической практики. «Место действия» произведений поэтов-акмеистов — жизнь земная, а источником событийности является жизнедеятельность самого человека. Лирическим героем акмеистического периода творчества Н. Гумилева является уже не конквистадор, а открыватель земнрй красоты. В этот период меняется как взгляд поэта на жизнь, так и тематика самих произведений.
О жизни и творчестве Н.С.Гумилева
... Путь конквистадоров» Гумилёв никогда не переиздавал, откровенно давая понять, что и сам считает первую книгу пробой пера, уроком, подготовкой к творчеству, ... Гумилёв посветил памяти директора гимназии, поэта Иннокентия Фёдоровича Анненского,строки поистине благодарного ученика: ... но не самим творчеством, достой ным его, Гумилёва, уровня. Только три стихотворения из всего сборника, да и ...
В это время Н. Гумилев создает свой следующий сборник стихотворений акмеистической направленности «Чужое небо», который приходится на 1911-1912 годы [3].
Здесь чувствуется умеренность экспрессии, равновесие чувства и образа, формы и содержания». Данный сборник принес поэту небывалый успех и популярность, получил множество положительных откликов и принес его автору репутацию мастера.
«Чужое небо» было переломным моментом в жизни поэта, так как именно на период его создания приходится женитьба Н. Гумилева на А. Ахматовой. В сборник вошло одно из самых проницательных стихотворений поэта «Две розы», которое он, по свидетельству А. Ахматовой, посвятил своей кузине Марии Кузьминой-Караваевой [2].
Для автора важны не столь объекты роз, сколько символическое воплощение любви. Влюбленный человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма- направления, в котором образы и восприятие подобны незамутненному восприятию Адама до грехопадения. В данном стихотворении Н. Гумилев традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.
В 1916-1917 годах Н. Гумилев создает другой сборник, который прочно утвердил его в мировой литературе и классике 20 века — «Костер», где он продолжает исследовать пласты мировой культуры [3].
Стихотворения, вошедшие в данный сборник, имели уже иную направленность — обращение к античному искусству.
Многие особенности этого сборника можно обнаружить в стихотворении «Осень»:
«Оранжево-красное небо…
Порывистый ветер качает
Кровавую гроздь рябины» [3].
Три последних года жизни поэта были очень плодотврными в творческом отношении. Н. Гумилев увлекается переводной литературой, выступает на вечерах с чтением своих стихотворений, теоритески осмысливает практику акмеизма, издает в Ставрополе сборник «Шатер», посвященный африканской тематике (необходимо отметить, что это была последняя книга автора, напечатанная при его жизни) [1].
В этот же период создает другой сборник стихотворений «Огненный столп», в который вошли произведения последних трех лет жизни автора, преимущественно философского характера («Память», «Душа и тело», «Шестое чувство» и др.).
Сборник был посвящен второй жене Н. Гумилева Анне Николаевне Энгельгардт.
Одним из лучших произведений этого сборника было стихотворение «Заблудивший трамвай», которое принесло поэту небывалый успех и славу. Кроме того это стихотворение подвело итог всему творчеству писателя. В этом произведении можно выделить три основных плана. Первый — рассказ об обычном трамвае,который проделывает необычный путь. Необычным является то, что трамвай «заблудился».
Символика этого «блуждания» проясняется, когда мы постигаем второй план стихотворения. Это поэтическая исповедь лирического героя о самом себе. Лирический герой, как и сам автор, пророчат свою близкую смерть. Поэт ассоциирует себя с тем трамваем: в своих духовных исканиях и в своей семейной жизни он заблудился так же, как и его трамвай, на подножку которого он вскакивает.
Художественный мир Н.С. Гумилева
... внимание как личные качества Гумилева, его мировоззрение, так и факты жизни поэта, повлиявшие на его творчество. Также исследуется мир образов Николая Гумилева и традиции русского романтизма ... Даны анализы произведений всех сборников Гумилева, а, следовательно, прослежена эволюция мотивов. В этой главе также представлен анализ художественных особенностей стихотворений поэта. Третья глава «Тема ...
Третий план стихотворения носит противоречиво-философский характер: жизнь предстает то в буднях, то в праздничном сиянии, то она выглядит ясной, то безобразной. Все три плана этого произведения удивительно переплетены в единое целое.
Поразительно предсказание Н. Гумилева своей необычайной смерти:
«И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонудшей в густом плюще…»
После гибели поэта вышли его сборник » К синей звезде», изданный в 1923 году, прозаическая книга «Тень от пальмы» (1922), а немного позже- собрания его стихотворений, пьес и рассказов, а также книги о нем и его творчестве.
Не будет преувеличением отметить, что Н. Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии и художественной литературы в целом. Его традиции продолжили другие поэты: Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, В. Саянов, Б. Корнилов, А. Дементьев.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chto-mne-blizko-v-poezii-gumileva/
- Панкеев И.А. Николай Гумилев. Биография писателя. – М., 1995.
- «Самый непрочитанный поэт». Заметки А.А.Ахматовой о Н.Гумилеве. – Новый мир.- 1990, № 5.
- Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизма// Русская литература XX века.дооктябрьский период./ Сост. Н. А. Трифонов .-М., 2012.
- Гумилев Николай Степанович. Стихотворения и поэмы, В.К. Лукницкая.- Л., 2012.
- Анненков Ю. Николай Гумилёв // Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий / Под общ. ред. проф. Р. Герра. — М.: Вагриус, 2005. — С. 97-115.
- Жизнь Николая Гумилёва: Воспоминания современников. — СПб: Изд. Международного фонда истории науки, 1991.
Лирика Николая Степановича Гумилёва — одно из самых значительных явлений в поэзии Серебряного века. Он стал основателем нового направления — акмеизма (концепцию которого создал несколько искусственно), к которому принадлежали такие поэты, как Ахматова, Мандельштам, Георгий Иванов…
Акмеизм, несмотря на все теоретические разногласия с символизмом, строится на том же самом принципе, принципе построения с помощью художественных средств собственного мира. Для Кузьмина основой такого мира послужил древний Египет («Александрийские песни»), для Блока — средневековье, а для Н.Гумилева — Восток: Индия, Африка, Китай. Этот неукротимый романтик знал Восток не понаслышке: сам много лет путешествовал по Африке и посвятил потом описанию своих странствий книгу стихов «Шатер». В Петербурге он скучал:
Я вежлив с жизнью современною, Но между нами есть преграда, Все, что смешит её, надменную, Моя единая отрада.
Экзотика возникает в его творчестве даже на формальном, языковом уровне. Он писал подражания восточным поэтическим жанрам, танкам, например:
Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца. Зачем Колумб Америку открыл?!
Создал цикл «Абиссинские песни», где этим песням подражал, оригинальные же абиссинские тексты переложил верлибром и опубликовал отдельно. Восточный колорит его стихам придают причудливые метафоры и сравнения, использование экзотических слов:
Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
5 стр., 2238 словЗима белый снег пушистый в воздухе. Крестьянская поэзия. Анализ ...
... Сравнения Анализ стихотворения Зима Сурикова Анализ стихотворения И.З.Сурикова « Зима» Иван Захарович Суриков является стихотворцем, который писал в течение — крестьянская поэзия. В своих стихотворениях он ... веселятся, забавляясь снегом лепят снежные комки. 5, 3 класс по плану, кратко История создания На долю ... готовится жить с ней в мире и любви. Только бесконечно обожая эту деревенскую жизнь и ...
Лирический герой лирики Николая Степановича Гумилёва — сильный духом, благородный человек, недаром так часто появляется образ рыцаря-конкистадора или странника-дервиша. Эти две стороны одной и той же личности, воин и святой, составляют неразрывное единство. Главная черта лирического героя Гумилёва (в отличие от пассивного героя Блока) — стремление к действию, стремление к утверждению своей личности. Недаром Гумилёв так часто использует любимый романтиками жанр баллады. Герой-романтик противопоставляет себя толпе:
Да, я знаю, я вам не пара, Я пришел из иной страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны…
Он стоит выше большинства людей, он сильнее их, и потому имеет право учить:
Но когда вокруг свищут пули, Когда волны ломают борта, Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо.
В этом — не бояться и делать, что надо — и состоит личностное и философское кредо Николая Гумилёва. Его поздняя лирика, анализируя которую, можно провести параллели с буддистской или индуистской философией, повествует именно об этом, о силе духа:
Расцветает дух, как роза мая, Как огонь, он разрывает тьму. Тело, ничего не понимая, Слепо повинуется ему.
Восточная экзотика служила для Гумилёва художественным материалом, на основе которого он строил свою собственную, романтическую Вселенную. Она придает его поэзии какой-то особый, удивительный аромат и делает ее одним из самых значительных явлений русской литературы…
Читаемое в разделе:
- Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай»
- Анализ стихотворения Н.С. Гумилёва «Память»
- Реферат: «Тематика творчества Н. С. Гумилёва»
- Анализ стихотворения «Жираф»
Ранее опубликованные в разделе:
- Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай»
- Анализ стихотворения Н.С. Гумилёва «Память»
- Анализ стихотворения «Жираф»
- Реферат: «Тематика творчества Н. С. Гумилёва»
klassreferat.ru
Слепая музыка моей любви… Н. Гумилев Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам \»муза дальних странствий\». Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста. В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, \»открыватель новых земель\», либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение: … Я вас люблю, забудьте сны! — В молчанье Она, чуть дрогнув, веки подняла, И я услышал звонких лир бряцанье И громовые клекоты орла. Орел Сафо у белого утеса Торжественно парил, и красота Бестенных виноградников Лесбоса Замкнула богохульные уста. Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью. Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу. Например: Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о вас, о вас. Возьмусь за книгу, но прочту: \»она\», И вновь душа пьяна и сметена. Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин: ,Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то, — и хочет топиться. Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси — чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством. Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта. В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив — доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева \»Отравленный\»: Знай, я больше не буду жестоким, Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним, Я уеду далеким, далеким, Я не буду печальным и злым. Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня… И мне сладко — не плачь, дорогая, — Знать, что ты отравила меня. Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера — реальная в космосе, Венера — богиня любви и Венера — судьба. На Венере, ах, на Венере, Нету смерти, терпкой и душной. Если умирают на Венере — Превращаются в пар воздушный. Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.
Работа «Сопоставительный анализ стихотворений «Капитаны» и«Канцона ...
... поэтической культуры эпохи. Бальмонт, Брюсов, Гумилев воспринимались современниками в качестве несомненных ... по форме, цвету, звуку), а на неочевидных перекличках, проявляемых лишь данной психологической ситуацией. Так, дрожащий свет газового фонаря в одном из стихотворений ... русской поэзии ХХ века. Анализ лирических произведений И. Анненского ... темам» жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей ...