Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему

Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему

Какие социальные, нравственные, эстетические проблемы поднимаются в стихах Е. А. Евтушенко?

Евтушенко принадлежит к социально активным поэтам, рожденным идеями 60-х годов прошлого века. Тематика его стихотворений богата и разнообразна. В них и отражение детских впечатлений военных лет, и обличение сталинизма, и утверждение доброты, чистой любви, дружбы, восхваление внешней и духовной красоты человека, утверждение граждан­ского назначения поэта в России, поэта, свободно выражающего свои мысли и чув­ства, не раболепствующего перед власть

“Шестидесятники” Поэт в России – больше чем поэт. Е. Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко – поэт, который на протяжении почти сорока лет будит совесть, честь и благородные порывы в своих почитателях. Он.

Поэт в России больше, чем поэт. Е. А. Евтушенко У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами европейский 18 век родилось мнение о том, что они должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих.

Поэтический голос Евгения Евтушенко Чище становится к середине 60-х годов голос Евгения Евтушенко. Поэт все еще “в исканиях”, “в смятении”, “в приливах и отливах”. Порой его “заносит”, что дает основания его коллегам повторять одно.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека (На примере творчества Е. А. Евтушенко) 1. Личность Е. А. Евтушенко. 2. Творческий путь. 3. Духовно и душевно чистые люди в лирике поэта. 4. “Свадьбы” – сильный характер русского народа. 5. “Настя Карпова” – пример чистого.

Тема любви в современной поэзии (по творчеству Е. Евтушенко) Тема любви занимает одно из главных мест в творчестве Е. Евтушенко. В первых стихах о любви сказались и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставляющего подозревать, что оно не.

Молитва перед поэмой Поэт в России – больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко Поэма “Братская ГЭС”.

Е. А. Евтушенко – лирический поэт Евгений Александрович Евтушенко – один из самых популярных и хорошо известных современных поэтов – родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки учился.

7 стр., 3443 слов

А.С. Пушкин – великий поэт России

... идейность, патриотизм и свободолюбие, любовь к народу, единство совершенной художественной формы и богатой содержательности, простота и общедоступность. Творческое наследие Пушкина является живым достоянием нашей ... лучше изучать Родину, так как Россия слишком мало известна русским. Именем величайшего русского национального поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) обозначена целая эпоха ...

Русские поэты XX века о духовной красоте человека.(по творчеству Е. Евтушенко) Формула “Людей неинтересных в мире нет” была заявлена Е. Евтушенко уже в 1960 г. Это стихотворение обращено к людям, которых иногда принято называть “простыми”. Поэт видит в каждом человеке свой.

Тема поэта и поэзии творчестве Евтушенко Поэт – это не профессия, ведь на нее нельзя выучиться. Поэтом можно только родиться, потому что это – судьба, это талант, это особенный способ восприятия жизни. Каждый настоящий поэт, заслуживший.

Евгений Александрович Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко родился в Сибири. Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи. Именно отец научил сына любить поэзию. Евтушенко начал печататься с шестнадцати лет. Он учился в.

Публицистика в поэзии Евтушенко Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными.

Это не только лирика Ладно, плюйте, плюйте, плюйте – Все же радость задарма, Вы всегда плюете, люди, В тех, кто хочет вам добра! Е. Евтушенко Евгений Евтушенко всегда хочет в своих стихах и поэмах.

Евгений Александрович Евтушенко – лирический поэт Евгений Александрович Евтушенко – популярнейший и широко известный современный поэт – родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семействе служащего. После того, как закончил десятилетку, обучался в.

О поэзии Е. Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко – один из популярнейших и широко известных современных поэтов – родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с.

Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему

Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему

Какие социальные, нравственные, эстетические проблемы поднимаются в стихах Е. А. Евтушенко?

Евтушенко принадлежит к социально активным поэтам, рожденным идеями 60-х годов прошлого века. Тематика его стихотворений богата и разнообразна. В них и отражение детских впечатлений военных лет, и обличение сталинизма, и утверждение доброты, чистой любви, дружбы, восхваление внешней и духовной красоты человека, утверждение граждан­ского назначения поэта в России, поэта, свободно выражающего свои мысли и чув­ства, не раболепствующего перед власть имущими. К таким стихотворениям о поэ­те и поэзии относится “Памяти Ахмато­вой”, в котором поэтесса предстает ху­дожником, связующим две крупные эпо­хи в литературе.

Она ушла, как будто бы навек вернулась в Петербург из Ленинграда.

Она связала эти времена в туманно-теневое средоточье, и если Пушкин – солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью.

Какие из прочитанных стихотворений Е. А. Ев­тушенко вам больше понравились и почему? Какие не понравились совсем? Обоснуйте свои предпоч­тения.

Справка. Ответ на этот вопрос может быть сугубо индивидуальным, так как от­ражает личностные предпочтения юных читателей.

Какие художественные приемы, с вашей точки зрения, использованы поэтом удачно и способству­ют усилению эмоционального воздействия на чита­теля, какие не достигают своей цели?

В стихотворении “Памяти Ахматовой” мне кажется удачным приемом, усили­вающим эмоциональное восприятие те­мы, сопоставление метафор, относящих­ся к двум великим поэтам разных эпох – Пушкину и Ахматовой: солнце и белая ночь. Метафорой белая ночь подчеркива­ется особый лиризм поэзии Анны Андре­евны, а также то, что она – петербург­ский поэт, в то время как Пушкин уни­версален и светел, как солнце. Удачно в этом стихотворении созданы образы про­ходящих мимо гроба Ахматовой предста­вителей старшего и совсем молодого поко­лений, преисполненных любви к поэзии.

16 стр., 7723 слов

Поэт в россии — больше, чем поэт

... с облегчением, несомненно. В двадцать лет уже отправленный в ссылку, близкий к декабристам, Пушкин даже в пору своего приближения ко двору Эссе "Поэт в России больше, чем поэт…" «Поэт в России больше, чем поэт…» Пора, мы ... твой, чтоб идти, волоча всю Россию, как бурлаки идут бечевой. ( Далее Евтушенко обращается к другим поэтам). Да, русские поэты были больше, чем поэты. Они были совестью страны, ...

Хорошие, гуманистические мысли зву­чат в стихотворении “Злорадство”. Одна­ко часто свойственные стихам Евтушенко длинноты и излишняя назидательность снижают художественные достоинства его произведений и не достигают задуманного эмоционального эффекта.

Сочинение по литературе на тему: Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему

Другие сочинения:

Публицистика в поэзии Евтушенко Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными, запоминающимися строчками, читатель не прощал ему неоправданных длиннот, банальностей, поверхностности. Read More .

Трамвай поэзии (о лирике Е. Евтушенко) Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, умение расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушешие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант. Евгений Евтушенко прославился стихотворной Read More .

Краткое содержание Идут белые снеги… Евтушенко Идут белые снеги… Евгений Александрович Евтушенко начинает свое творение в период “оттепели шестидесятников”. Стихотворение “Идут белые снеги…” привлекает читателя своей яркостью и самобытностью одновременно. Большинство произведений поэта, включая “Идут белые снеги…” наполнены голосом правды и совести абсолютно всей России. Стихотворение Read More .

О поэзии Е. Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко – один из популярнейших и широко известных современных поэтов – родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. Read More .

Евгений Александрович Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко родился в Сибири. Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи. Именно отец научил сына любить поэзию. Евтушенко начал печататься с шестнадцати лет. Он учился в Литературном институте имени Горького в Москве (1951-1954).

Во время учебы Read More .

Краткое содержание Молитвой к поэме Евтушенко Молитвой к поэме “Молитвой к поэме” – это вступление к поэме “Братская ГЭС”, о котором далее пойдет речь. В самой поэме изображается гордость самого поэта за людей и страну в целом, которые устраивают необыкновенные стройки. Во вступлении “Молитвой к поэме” Read More .

Почему “Записки охотника” И. С. Тургенева так понравились читателям и испугали властей (по рассказам “Бежин луг” и “Бирюк”) “Записки охотника” И. С. Тургенева увидели свет в 1852 году. В них писатель отразил свое видение и понимание крестьянского мира, простого русского народа. “Записки охотника” сразу же вызвали недовольство властей. Правительство увидело в “Записках охотника” книгу, призывающую к отмене крепостного Read More .

18 стр., 8640 слов

«Роза», анализ произведения И.С. Тургенева. Спор разума и сердца ...

... элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;  рассмотреть проблему экспрессивности ... в виде одной из цитат, которые мы разбираем к сочинению при подготовке к ГИА – «Читатель проникает в ... был малоизвестный поэт 19 века Евгений Мятлев, который написал это стихотворение, потом на стихотворение положили музыку, оно стало романсом. ...

Какие качества больше всего ценит А. Платонов в человеке А. Платонов ценил и уважал самые хорошие качества человека. В своем рассказе “Песчаная учительница” Платонов описывает характер молодой учительницы Марии Никифоровны. Она была очень настойчива, решительна и всегда добивалась цели. Еще Мария Никифоровна не отступала от цели и была трудовым Read More .

Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему? , Какие социальные, нравственные, эстетические проблемы поднимаются в стихах Е. А. Евтушенко?

Евтушенко принадлежит к социально активным поэтам, рожденным идеями 60-х годов прошлого века. Тематика его стихотворений богата и разнообразна. В них и отражение детских впечатлений военных лет, и обличение сталинизма, и утверждение доброты, чистой любви, дружбы, восхваление внешней и духовной красоты человека, утверждение граждан­ского назначения поэта в России, поэта, свободно выражающего свои мысли и чув­ства, не раболепствующего перед власть

К таким стихотворениям о поэ­те и поэзии относится «Памяти Ахмато­вой», в котором поэтесса предстает ху­дожником, связующим две крупные эпо­хи в литературе.

Она ушла, как будто бы навек вернулась в Петербург из Ленинграда.

Она связала эти времена в туманно-теневое средоточье, и если Пушкин — солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью.

Какие из прочитанных стихотворений Е. А. Ев­тушенко вам больше понравились и почему? Какие не понравились совсем? Обоснуйте свои предпоч­тения.

Справка. Ответ на этот вопрос может быть сугубо индивидуальным, так как от­ражает личностные предпочтения

Какие художественные приемы, с вашей точки зрения, использованы поэтом удачно и способству­ют усилению эмоционального воздействия на чита­теля, какие не достигают своей цели?

В стихотворении «Памяти Ахматовой» мне кажется удачным приемом, усили­вающим эмоциональное восприятие те­мы, сопоставление метафор, относящих­ся к двум великим поэтам разных эпох — Пушкину и Ахматовой: солнце и белая ночь. Метафорой белая ночь подчеркива­ется особый лиризм поэзии Анны Андре­евны, а также то, что она — петербург­ский поэт, в то время как Пушкин уни­версален и светел, как солнце. Удачно в этом стихотворении созданы образы про­ходящих мимо гроба Ахматовой предста­вителей старшего и совсем молодого поко­лений, преисполненных любви к поэзии.

Хорошие, гуманистические мысли зву­чат в стихотворении «Злорадство». Одна­ко часто свойственные стихам Евтушенко длинноты и излишняя назидательность снижают художественные достоинства его произведений и не достигают задуманного эмоционального эффекта.

Дайджест:

Какие из стихотворений А. С. Пушкина построены на аллего­рии? А. С. Пушкин 1. Какие произведения можно отнести к вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина? А. «К Лицинию» Б. «Узник» В. «Памятник» Г. «На холмах Грузии» Д. «Для берегов отчизны дальной». .

Анализ стихотворения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…», написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому, известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева «Черная металлургия». Кроме того, он занимал. .

8 стр., 3863 слов

ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Конкурсное «Моё любимое стихотворение Пушкина ...

... европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в ... Как следствие, при написании сочинения «Моё любимое стихотворение Пушкина» большая часть ребят выбирает одно и то же произведение, про которое хоть что-то написано критиками. Неудивительно, что ...

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины. .

Е. А. Евтушенко. Когда звонят колокола. Почему поэт назвал свое стихо­творение так? Какими художественными средствами пере­даются в стихотворении взволнованность и остро­та поэтического переживания? Обратите внимание на начало стихотворения и его общее построение. Как подчеркивается поэтическое единство стихо­творных строф? Почему поэт назвал свое. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Хотят ли русские войны?…» У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Когда взошло твое лицо…» После первого неудачного брака с Беллой Ахмадулиной Евгений Евтушенко больше и слышать не хотел о женитьбе. Однако судьба распорядилась иначе, и поэту предстояло еще трижды официально стать мужем талантливых, темпераментных. .

На тему: Какой урок я больше всего люблю и почему? Какой урок я больше всего люблю и почему? В последнее время я полюбил уроки изоб­разительного искусства, или ИЗО, как все со­кращенно называют этот предмет. Раньше я их недолюбливал, потому что. .

Какие-то свиные рыла вместа лиц, а больше ничего» Если смеяться, так уж лучше Смеяться сильно и над тем, что Действительно достойно осмеяния Всеобщего. Н. В. Гоголь Сюжет гоголевской комедии » Ревизор «, повествующей о том, как некий молодой. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Дай бог!» Бунтарь и кумир миллионов, Евгений Евтушенко по праву считается одним из наиболее ярких и неоднозначных поэтов современности. И не только благодаря особому взгляду на жизнь, но и умению перевоплощаться, а. .

Мотив смерти-бессмертия в стихотворении «Идут белые снеги» Евтушенко Какое развитие получает в стихотворении «Идут белые снеги» Евтушенко мотив смерти-бессмертия? Размышляя над поставленным в задании вопросом, обратите внима­ние на то, что мотив смерти-бессмертия в стихотворении «Идут белые снеги» является. .

Строки стихотворений Цветаевой Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Это заключительные строки стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…». В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет. Строки означают, что, несмотря на. .

Евтушенко Євгеній Олександрович Дата народження — 18 липня — 1933 Дата смерті — ЕВТУШЕНКО Євгеній Олександрович народився 18 липня 1933 р. на станції Зима Іркутської області. Його батько був геологом, але все життя. .

Евтушенко, Людей неинтересных в мире нет… . К чему призывает поэт в этом стихотворении? К чему призывает поэт в этом стихотворении? До каких тайников человеческого сердца он хочет достучаться? Поэт призывает к внимательному и бе­режному отношению к человеку, к его ду­ховному миру, тонкости мировосприятия. .

Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему Я очень люблю уроки литературы. На них узнаешь много интересного о писателях, поэтах, их произведениях. Этот предмет воспитывает любовь к книге. Я уверен, что она должна зани­мать большое место в. .

2 стр., 911 слов

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия М. Цветаевой)

... поэтов “серебряного века” прошли через испытания, потребовавшие огромных душевных затрат. Однако талант нельзя растерзать и покорить. Доказательством этой мысли стало творчество прекрасной русской поэтессы М. Цветаевой. ... ”, вложила М. Цветаева в стихотворения о родине. Россия ... это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные ... что отразилось в поэзии Цветаевой на решении всех ... Мой милый, что тебе я сделала?” Цветаева ...

На тему: Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему? Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему? Я очень люблю уроки литературы. На них узнаешь много интересного о писателях, поэтах, их произведениях. Этот предмет воспитывает любовь к книге. .

Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему — информатика Информатика — это тот школьный предмет, который мне очень нравится. Его нам начали преподавать только в пятом классе. На нем мы изучаем все, что может быть связано с компьютером: его. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Есть пустота от смерти чувств…» Стихотворение «Есть пустота от смерти чувств…» написано в 1960 году — в разгар так называемой «хрущевской оттепели», на пике славы Евтушенко и других поэтов-«шестидесятников». Главная тема текста — душевная опустошенность. .

Пять стихотворений, которые Ахматова посвятила Блоку До сих пор известно было пять стихотворений, которые Ахматова посвятила Блоку. Они относятся к разным периодам ее жизни и одинаково свидетельствуют о том исключительном значении, которое имело для нее явление. .

Внешний облик каких героев прочитанных книг вы хорошо запомнили? Внешний облик каких героев прочитанных книг вы хорошо запомнили? Как вы думаете, почему в произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо? В сказках, былинах и других произве­дениях фольклора все. .

Кто из героев прочитанных вами произведений пытался бежать в Америку? Продолжите «цепочку» наблюдений за собы­тиями в балладе Жуковского «Роланд-оруженосец» или в любом другом недавно прочитанном произ­ведении. В балладе «Роланд-оруженосец» собы­тия развиваются таким образом: великий Карл посылает своих рыцарей за талисма­ном. .

Анализ стихотворений Блока Нечаянная радость, Земля в снегу Символический и реалистический пласты стихотворения перепле­таются: конкретные детали ок­ружены символическими образами. В 1910 году А. Блок, написав несколько поэтических циклов: «Нечаянная радость»; , «Земля в снегу»; , готовит к печати. .

Тютчев, «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья…». Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя эти стихотворе­ния? Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя эти стихотворе­ния? Прием олицетворения природы являет­ся одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты, метафоры. В стихо­творении «Как сладко дремлет. .

Булгаков, Какие пьесы Булгакова и какие прозаические произведения вам знакомы? Какие пьесы Булгакова и какие прозаические произведения вам знакомы? Пьесы «Дни Турбиных» , «Бег» , «Иван Васильевич» , «Зойкина квартира», «По­лоумный Журден», пьесы-инсценировки «Мертвые души», «Война и мир». Про­заические произведения. .

Цикл стихотворений «Народное чествование Лoпe де Веги» Цикл стихотворений «Народное чествование Лoпe де Веги» появился весной 1935 г., когда весь мир отмечал 300-летие со дня смерти великого испанского драматурга-гуманиста. Всего восемь лет отделяют эти стихи от поэмы. .

Тема памяти в поэзии Ахматовой Рубеж ХІХ-ХХ веков — время кризиса, социальных катастроф, исторического перелома. Поэтому в литературе данного периода актуализируется тема памяти. Память — это ощущение присутствия прошлого в настоящем, живое воплощение связи времен. .

4 стр., 1764 слов

Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»

... поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, ... поэта Примерный текст сочинения Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. ... ведь поэзия на самом ...

Ф. Н. Глинка. Москва. Какие исторические события отражены в стихотворении? Как раскрываются в стихотворении «Моск­ва» две темы, обозначенные в первой строке, — тема «города чудного» и тема «города древне­го»? В стихотворении Ф. Н. Глинки «Моск­ва» сливаются воедино прошлое и настоящее. .

Е. М. Винокуров. Богатырь. Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного бога­тыря? Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая за­ставляет читателя улыбнуться, задуматься над при­родой смешного. Почему стихотворение «бога­тырь» вызывает у читателя улыбку? В стихотворении «Богатырь» автор шутливо описывает. .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ПОЭЗИЯ. Какое из стихотворений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Какое из стихотворений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Прочи­тайте стихотворение наизусть. Каждый выбирает стихотворение по своему вкусу. Часто это «Стансы» Пушки­на и «Вечерний звон» Козлова, поскольку именно они. .

Отношение Есенина к революции и социальным идеям, политике больше­виков Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике больше­виков? Как это отразилось в творчестве? В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществит­ся. .

Ю. Н. Тынянов. Восковая персона. ГЛАВА Первая. Что больше всего беспокоит умирающего Петра I? Что больше всего беспокоит умирающего Петра I? Умирающего Петра I более всего терза­ет мысль о том, что некому ему доверить свой «немалый корабль» — Россию. Он верно оценивает и силы. .

Строки стихотворений Заболоцкого Какого значение за­ключительной строфы из стихотворения «О красоте человече­ских лиц»: Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как песня, сияющих нот Составлена песня. .

На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта? Среди огромного количества поэтических голосов России последних двух столетий голос Афанасия Фета до сих пор звучит свежо и своеобразно. Это классик нашей поэзии. Недаром Л. Н. Толстой, много лет друживший. .

Фашист — больше, чем зверь Сказать о них звери — мало. Фашист — больше, чем зверь. Это изверг, людоед. Кровь, человеческая кровь, истребление людей — вот, что питает фашиста, вот что держит его на ногах. .

Основные мотивы стихотворений Жуковского «Море» и «Вечер» Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части. .

Любовь на страницах стихотворений А. С. Пушкина 1. Особенности любовной лирики А. С. Пушкина. 2. Анализ стихотворений. 3. Гуманизм любовной поэзии А, С. Пушкина. Многогранно и широко Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина. Он был и. .

Стихотворений «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина и «Сияла ночь» А. А. Фета В творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Афанасия Афанасьевича Фета большое внимание уделено любовной лирике. И не случайно. Важную роль в жизни поэтов играли чувства и переживания. Стихотворение А. С. Пушкина. .

2 стр., 772 слов

О поэзии Е. Евтушенко

... В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом. В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни ...

Пушкин любил путешествия, поездки. Какие суждения о дороге вы нашли в строках прозы и сти­хов Пушкина? Пушкин создал два стихотворения с одинако­вым названием: «Воспоминания в Царском Селе». Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым. .

Почему мне нравятся стихотворения Фета К середине XIX века в русской поэзии стали намечаться два направления: демократическое и направление «чистого искусства». Сторонником и идеологом «чистого искусства» был А. А. Фет. Фет, так же как и. .

На тему: Что мне больше запомнилось в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ­Что мне больше запомнилось Мне очень нравятся повести Н. В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», в особенности «Ночь перед Рождеством». В ней каким-то чудесным образом сочетаются реальность. .

Какая басня Крылова мне больше всего понравилась Творчество Ивана Андреевича Крылова занимает значительное место в развитии русской литературы и культуры конца XVIII — начала XIX века. В его произведениях соединились традиции прежних времен и черты совершенно нового. .

Евгений Александрович Евтушенко — лирический поэт

Школьное сочинение

Евгений Александрович Евтушенко — популярнейший и широко известный современный поэт — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семействе служащего. После того, как закончил десятилетку, обучался в Литературном институте им. А. М. Горького. Публиковаться стал в 1949 году.

Первая книга Евтушенко “Разведчики грядущего” предстала перед читателем, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира. В творчестве Е. Евтушенко нашла свое отражение поэтическая география его поездок по стране и за рубеж.

Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам замкнутых людей.

Евгений Евтушенко в основе своей поэт лирический, поэт, пишущий от собственного лица. Начинал он в тот период, когда для многих поэтов существовал как бы один “лирический герой”, однообразно и постоянно ясный. В 1954 году поэт выступил со стихотворением “Пролог”. Это стихотворение знаменовало собой новый поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер.

Е. Евтушенко — поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель. Его творчество как поэта, понимающего свое предназначение, неотделимо от чувства любви к Родине:

Если будет Россия,

Значит, буду и я.

И как бы в подтверждение этих строк появилась другая книга “Катер связи”, которая отразила это познание Родины. Евтушенко не довольствуется впечатляющим сюжетом, он насыщает этот сюжет подробностями, которые можно почерпнуть лишь в самой жизни.

2 стр., 640 слов

Тема поэта и поэзии творчестве Евтушенко

... себя настолько, что вот настолько не поэт». Евтушенко обличает не только самолюбивое бахвальство, он прав и тогда, когда говорит об измене поэта своим идеалам, ведь в поэзии, как и в жизни, можно ... значит – зависть». И ему легко верить, потому что в его словах слышится знание жизни, знание той истины, без которой невозможно прожить и остаться настоящим человеком: «И кто из нас что-нибудь значит, ...

Он создал галерею лирических портретов, подтвердив свою известную строку: “Людей неинтересных в мире нет”. Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. Не может не радовать интерес поэта к истории. Его поэма “Казанский университет” связана с прошлым нашего Отечества.

В его стихах путь к любимой — это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом. В своих стихах он вступает в духовный контакт с читателем. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, к любимой. К любовной лирике относятся такие стихотворения, как “Любимая, спи. “, “Нет, мне ни в чем не надо половины!”.

Поэт всегда хочет быть в своих стихах объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.

В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие логической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте, научно-техническом прогрессе и т. п.

Россия сокращает свою армию.

Девчата гладят платьица в горошинку.

и не бомбы атомные —

взрываются частушки под гармонику.

Своим творчеством, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после Второй мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое придают его стиху неповторимость и оригинальность.

Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимание на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме “Братская ГЭС”, но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.

Евгений Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в “Братской ГЭС”, Марк Бернес в стихотворении “Он любил тебя, жизнь”, Чуковский в “Парусе”, Хикмет в “Сердце Хикмета”).

Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко (роман “Ягодные места”, 1981).

Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники “Талант есть чудо неслучайное” (1980) и “Точка опоры” (1981).

Прозорливый поэт-лирик Е. Евтушенко написал немало стихов о любви и дружбе. Это автор знаменитых песен “Хотят ли русские войны”, “Бежит река”, “В нашем городе дождь”, “А снег идет”, “Вальс о вальсе”, “Пока убийцы ходят по земле”, “Не спеши”, “Товарищ гитара” и др. На его слова композитор Д. Шостакович создал 13ю симфонию и симфоническую поэму “Казнь Степана Разина”.

Творчество Е. Евтушенко разнообразно не только в жанровом, но и в тематическом плане. Адресуясь к самым разным вопросам современности, поэт в их эстетическом освещении базируется на традиции поэзии А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

Проблема воспитания любви к поэзии , Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко – советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России – больше, чем поэт» – пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия – больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.

В данном тексте автор рассуждает о том, что человек не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу. А человек, не любящий книгу, глубоко несчастен, даже если сам об этом не догадывается.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, – поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки – испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле – дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.

(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю. только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.

(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня. ». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.

(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.

(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.

(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.

(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.

(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.

(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, —

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.

(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.

36) Таких качеств, пожалуй, пять.

37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.

41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,

Как сына нет без отчей тени.

42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

Пишем сочинение вместе. (навстречу ЕГЭ)

Как известно, 2 часть государственного экзамена по русскому языку, ЕГЭ, – написание сочинения.

Каждый экзаменующийся получает текст, прочитав который должен сформулировать одну из проблем, поставленных автором, прокомментировать ее с помощью примера-иллюстрации из этого текста, а затем нужно высказать свое отношение к позиции автора, аргументируя это отношение, опираясь на свой читательский или жизненный опыт.

Скажем сразу: преимущество не у жизненного, а у читательского опыта: ведь если речь о важной нравственной или общественно значимой проблеме, – например, о верности, патриотизме, дружбе, – мало кто из школьников имеет уже достаточный жизненный опыт. А вот книги, литература…

Впрочем, перед нами один из ряда предполагаемых экзаменационных текстов – и как раз на важную тему. Это размышления большого нашего поэта Евгения Александровича Евтушенко, и размышления, в частности, о том, что дают нам книги, особенно – произведения поэзии.

Приглашаю вас, дорогие читатели, вместе, внимательно прочитав этот текст и подумав над ним, написать одно или несколько сочинений в связи с прозвучавшими проблемами. Например, о том, какую роль играет в жизни человека поэтическая книга, или о том, какими качествами обладает поэт, как научиться понимать и любить поэзию.

Но вначале прочтем текст, в его содержании – три выше названные микротемы:

(1) Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт. (2) Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

(3) Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4) Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5) Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного – сопереживания прочитанному и осмысления его.

(6) Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю. только не стихи». (7) Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе вообще. (8) Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9) Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.

(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня. ». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12) Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13) Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.

(14) И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15) Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16) Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17) Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18) Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.

(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20) Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.

(21) Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22) Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23) Как читатель я опередил себя, поэта.

(24) Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25) «Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26) Но такое эхо может и воспитать. (27) Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.

(28) Я резко отделяю читателей от почитателей. (29) Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (30) Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31) Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.

(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, –

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.

(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35) Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.

(36) Таких качеств, пожалуй, пять.

(37) Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(38) Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(39) Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

(40) Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.

(41) Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,

Как сына нет без отчей тени.

(42) Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43) «Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

Как видим, своими размышлениями автор охватывает круг серьезных проблем: воспитания любви к поэзии и путей такого воспитания; проблема воспитания благодарности к тем, кто помогает увидеть красоту поэтического слова. Поднимает Евгений Александрович и вопрос о том, что такое – Настоящий Поэт и как строятся взаимоотношения поэта и читателя.

Каждая из этих проблем может стать темой отдельного сочинения, и начать можно с той, которая, во-первых, представляется центральной: о роли поэзии в жизни человека, о том, почему поэзия – надежный источник духовного совершенствования . И которая, во-вторых, тесно связана с другими темами.

Как видно из текста, Евгений Александрович предлагает своим читателям задуматься, попытаться ответить на вопрос: в чем особенная ценность и значимость поэзии для каждого из нас? Почему он имел право сказать (и мы не устаем уже много лет вслед за ним повторять): «Поэт в России больше чем поэт» ? Да и только ли в России? Почему безграничные в пространстве и времени возможности видел в поэтическом слове А.С. Пушкин, когда писал о творчестве В.А. Жуковского: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль», от них «утешится печаль », «задумается радость »?

Давайте задумаемся и мы, как ответить на эти вопросы сочинением.

Внимательно читая предложенный текст, видим: размышляя о поэзии, автор прежде всего обращает наше внимание на то, что поэзия – важная часть литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/kakoe-stihotvorenie-ponravilos-bolshe-i-pochemu/

. Он пишет (5 и 6 предложения текста): «Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю … только не стихи»… И добавляет: «… человек не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу» . Действительно, ведь любовь к чтению, воспитанность вкуса к литературе, умение сопереживать прочитанному делает жизнь человека духовно полноценной, насыщенной, и своя, особая тропинка к человеческому сердцу есть у поэзии : лишь она позволяет научиться воспринимать прочитанное не просто как информацию. Поэтическое произведение быстрее и убедительнее знакомит нас со Словом, учит наслаждаться им, видеть его способность выражать многочисленные оттенки мысли и чувства.

Поэтому таким верным и точным воспринимается нами прозвучавшее в данном тексте Евгения Александровича другое важное утверждение (предложение 4): человек, не любящий, не знающий и не помнящий стихи, не чувствующий красоту поэзии, глубоко несчастен, даже если сам об этом не догадывается .

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. У каждого из нас найдется немало примеров, подтверждающих правоту этих мыслей. И, в продолжение нашего совместного сочинения, мы, с помощью таких примеров, постараемся поглубже вникнуть в смысл сказанного поэтом.

Ведь и правда, что поэтическое произведение нередко помогает нам выразить, понять и принять многое из сложного и непонятного, с чем встречаемся в жизни. Не случайно испанский поэт и драматург Гарсиа Лорка сказал как-то: «Миссия у поэта одна: одушевлять , в буквальном смысле – дарить душу ». Гарсиа Лорка был настоящим поэтом, об этом говорит и сохранившаяся легенда о том, что на рассвете, в тюрьме, когда его вот-вот должны были казнить, он сказал: «А все-таки восходит солнце…», что, возможно, было началом так и не написанного стихотворения.

Разумеется, не всякий, кто создает рифмованные строки, – поэт. Существует немало свидетельств, рассказов о мистических явлениях, двигающих рукой поэта, мы часто слышим признания авторов, будто стихи не сочиняются, а возникают, рождаются, навеянные какой-то тайной силой. Известны и рассказы о том, как тот или иной поэт с интересом расспрашивает о впечатлениях читателей, выслушивает толкования своих произведений, известны даже такие признания: «Написал, а что – сам не понимаю».

Например, такое признание сделал однажды известный поэт Николай Асеев[1].

Он рассказал, что написал четверостишие, смысл которого не мог понять в течение десятилетий: « За отряд улетевших уток, / за сквозной поход облаков / мне хотелось отдать кому-то / золотые глаза веков. » И лишь много лет спустя вдруг понял: так сказался в его стихах образ необратимо уходящего времени.

Сожаление о своем несколько запоздавшем понимании истоков поэтического слова высказал однажды и другой известный наш писатель Валентин Катаев, он признавался: «Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться». Но, наверное, никто точнее Анны Ахматовой не сказал о возможности рождения поэзии из самых простых вещей: «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда, / Как желтый одуванчик у забора, / Как лопухи и лебеда».

Сродни такому пониманию присутствия поэтического потенциала у любых элементов жизни и видение Бориса Пастернака. В стихотворении, которое так и называется: “Определение поэзии”, автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира: « Это – круто налившийся свист, / Это – щелканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьев поединок» . На заданный ему как-то вопрос: «Что значит поэзия для человека?» Пастернак уверенно отвечал: в ней – наше право на бессмертие , т.к. «в рифмах умирает рок» . Эти слова можно трактовать так: создавая поэтическое произведение, человек становится одновременно самостоятельным творцом и своей судьбы. Мы помним, что Пастернак непреходящее чудо поэзии называл «и творчеством, и чудотворством» , но еще точнее его другая формула: поэзия – «образ мира, в слове явленный».

Еще одну важную сторону сущности поэзии заметила и отметила М. Цветаева: она видела ее в способности отражать «строй души» поэта . Этот душевный строй должен быть новым, не похожим на другие, и чтобы воплотить свое, индивидуальное видение мира, поэту необходимо по-особому слышать обычные слова , уметь обновлять, освежать стершиеся элементы смысла. В своем эссе «Искусство при свете совести» она писала: «Словотворчество есть хождение по следу слуха народного и природного, хождение по слуху». Причем поэт, – и это ее замечание особенно важно, – не только вслушивается в звучание жизни, но и трансформирует его: «Произведение искусства – то же произведение природы, но долженствующее быть просвещенным светом разума и совести. Тогда оно добру служит, как служит добру ручей, крутящий мельничное колесо…»

Многие поэты и писатели сходятся во мнении, что поэзия служит добру, но еще важнее подмеченное великим нашим поэтом Ф.И. Тютчевым свойство: широта и неожиданность результатов такого служения : «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовётся, – / И нам сочувствие даётся, / Как нам даётся благодать. »

Не случайно об этих стихах вспоминает и Е.А.Евтушенко в анализируемом нами тексте.

Таким образом, отвечая на вопрос о роли поэзии в жизни человека, мы постарались показать, почему поэзия – важнейшая часть литературы; согласились, что лишенный любви к поэзии человек не может быть счастлив, потому что лишен представления о совершающемся чуде создания стиха; потому что лишен способности увидеть и понять другое великое чудо – вечное присутствие поэзии в самых простых вещах…

Разумеется, всеми этими качествами обладают, как подчеркивал Е.А. Евтушенко, не любые рифмованные строчки. Ими обладают только произведения настоящей, высокой поэзии, а возникают они лишь тогда, когда книгу со стихами Настоящего Поэта берет в руки Настоящий Читатель. Когда, как и почему это происходит – темы других сочинений.

Может быть, мы их еще напишем…

С.Я. Гехтляр.

[1] Наша искренняя благодарность поэту и литературоведу И.Б. Непомнящему, поделившемуся рассказом об этом эпизоде.