Мечты и реальность — основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла .

Сочинение: «Прошлое, настоящее и будущее» в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Произведения А.П. Чехова появились на русской театральной сцене, когда там переживался кризис. Писатель внес огромный вклад в возрождение и дальнейшее развитие театра. Автор, выхватывая удачные зарисовки из повседневного быта, приближая к реальности свои драматические произведения, ставящиеся на сцене. Пьесы Чехова заставляли зрителей думать, хотя там не было интриг и конфликтов. Но в его произведениях ощущалась внутренняя тревога за приближение перемен. Простые сюжеты, незамысловатые истории персонажей давали зрителям возможность додумать, что будет дальше.

Пьеса «Вишневый сад» удивительно соединила прошлое с настоящим и будущим в пьесе. Осуществил это автор не просто способом связи людей разных поколений. Один из приемов, характерных для произведений драматурга, — размышление о России, ее прошлом. Тема же будущего заняла основное место в пьесе. Здесь отражена реальная расстановка сил общества современного автору.

14 стр., 6752 слов

Почему пьеса гроза самое решительное произведение островского. ...

... социальную и нравственно-психологическую содержательность. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА») «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…» – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света ... как сказано в ремарке, открывающей пьесу. «Существенные стороны» русской жизни были настолько глубоко постигнуты здесь Островским, что происшествия последующего времени ...

(Фирс)

Прошлое время в драме писатель представил тремя героями, самый старый из которых Фирс.Именно его устами говорится, что было в прошлом, Он рассказывает о слугах, господах, о том, как плохо стало после того, как отменили крепостное право. Он служил в семье Раневской с Гаевым, был им предан.

(Раневская Любовь Андреевна)

Для аристократки Раневской и ее брата прошлая эпоха было хороша тем, что думать о деньгах и многих проблемах не приходилось. Они просто наслаждались существованием, К новому укладу представители прошлого никак не могут приспособиться, принять решение, касающееся сада. Поддавшись течению, Гаев с сестрой просто плывут по жизни, отказываясь думать и не пытаются спасти старый сад. Раневская, получив от тетки деньги, которые та прислала Ане, едет в Париж, Гаев находит работу в банке. А Фирс в конце пьесы умирает. Это как бы символизирует закат аристократии.

(Лопахин Ермолай Алексеевич)

Лопахину отведена роль настоящего. Этот персонаж мыслит по-новому, умеет зарабатывать, пользуясь своим умом и чутьем. Петя даже как-то сравнил его с хищником, который обладает артистичным нравом. Эта черта доставляет ему немало душевных переживаний. Лопахин отлично видит, насколько красив старый сад, который вырубят. Но по-другому поступить не может. Дед Лопахина был крепостным, отец стал владельцем лавки, а сам персонаж сколотил достаточно большой капитал. Чехов сделал особый акцент на этом герое пьесы, ведь этот человек не был купцом, который терпел пренебрежение других. Он сам проложил себе дорогу трудом и стремлением жить лучше предков в смысле образования и финансового положения.

В лице Ермолая Чехов изображает настоящее время, неумолимо пришедшее прошлому на смену.

(Петя Трофимов и Аня Раневская)

Рядом с Лопахиным представителями нового современного мира выписаны автором Аня и Петя. Пете 27 лет, он никак не может закончить университет, потому как его несколько раз выгоняют оттуда. Он особенно остро чувствует несправедливость, потому критикует дворянство, приветствует буржуазию. Трофимов считает, что все должны работать, чтобы обеспечивать себя. Но среди героев пьесы только Анечка его поддерживает.

А. Чехов не дал ответ, за кем будущее. Он с надеждой всматривается в новый, едва начавшийся век, пытаясь угадать, что там впереди. Автор как бы говорит, что наш сад — вся Россия. Только мы можем сделать так, чтобы «сад» был спасен и приносил плоды. Эта проблема будущего, прошлого и настоящего актуальна и сейчас.

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

3 стр., 1307 слов

Будущее вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

... будет дальше. Петя Трофимов (один из персонажей пьесы) говорит: «Вся Россия — наш сад». Так, Чехов, используя образ конкретного вишнёвого сада из ... опять-таки её будущее расплывчато, ведь бороться за имение она не собирается. А полностью отрицая прошлое, построить что-то ... и умные люди. Вспомним, например, доброту Любови Андреевны, проявленную по отношению к Лопахину, когда он ещё мальчиком пришё ...

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

1 стр., 370 слов

Пьесы жизни Островского

... заключении можно подвести итог и таким образом ответить на утверждение «пьесы А. Н. Островского — это пьесы жизни». Они раскрывают всю трагичность судьбы героинь, указывая на безнравственность их ... в ее случае, не будет считать грехом, а будет спасением. Вторым примером пьесы жизни является пьеса «Бесприданница». Равнодушие и жестокость — это основные качества, характеризующие героев данного ...

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Мечты и реальность — основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

«Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова, его «лебединая песня». В этом произведении всех основных действующих лиц драматург соединил в вишневом саду, который сделал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого в жизни. Вишневый сад – символ России.

Пьеса была написана в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии кардинальных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе.

Драматург чувствовал, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается. Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал? Ответить на эти вопросы помогут герои «Вишневого сада».

В пьесе Чехов выразил свои надежды на будущее. Поэтому лейтмотивом здесь проходит мысль о столкновении мечты и реальности, о разладе между ними. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим непонимание происходящих вокруг событий. Читатель часто слышит от персонажей реплики невпопад, чувствует отрешенные взгляды. Они не слышат друг друга, находятся каждый в своем мире, мечтают и страдают в одиночку. Показателен финал пьесы, когда старого слугу просто забывают, закрывают его в имении и оставляют, быть может, на голодную смерть…

Так и прошлое в пьесе – откинуто, забыто и не осмыслено.

Потому основной конфликт пьесы «Вишневый сад» можно охарактеризовать так — непонимание поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись в одной точке прошлое, настоящее и будущее. Эти три поколения живут каждый в своем времени, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения жизни.

К старшему поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс. К настоящему – Лопахин, а представителями будущего являются Петя Трофимов и Аня.

Любовь Андреевна Раневская, кровная дворянка, постоянно говорит о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду. Да и все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о «прекрасной» старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи.

Раневская живет только воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет или не может… Читателю кажется смешным ее пессимизм. Мы понимаем, что к прошлому возврата нет, да и надо ли туда возвращаться? Но Любовь Андреевна и её брат этого понять не хотят. Их мечты так и останутся мечтами… И поэтому Чехов осуждает их.

6 стр., 2608 слов

Поколения в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

... исключительно в качестве образа молодого поколения Аню и Петю в пьесе «Вишневый сад» нельзя. Такая ... вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: «Начинается новая жизнь», ... поколение? Скорее всего, нет. Несмотря на обоюдную симпатию, Чехов не ...

Лопахин – представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Нельзя не отметить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и как бы знает, что делать. Но все это только слова. Поэтому и Лопахин не является идеальным героем. Мы чувствуем его неуверенность в себе. И в конце действия у этого героя будто опускаются руки, и он восклицает: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!»

Принято считать, что Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, «вечный студент» и «облезлый барин», изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, «люди действующие». А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует, он вообще ведет себя как-то нелепо.

Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтобы ее изменить. И все же, Аня – это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни. Ее тонко чувствующая душа способна перевернуть жизнь, потому что она сможет уловить малейшие колебания окружающего мира. Пусть это немного наивно и смешно, но если кто и сможет дойти вместе со всем человечеством до высшей правды, до высшего счастья, то это Аня Трофимова: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..»

Таким образом, вопрос о соотношении мечты и реальности в пьесе «Вишневый сад» отразился ещё и в спорах о жанре. Известно, что сам Чехов назвал пьесу комедией, но Станиславский поставил ее как драму. И все-таки прислушаемся к мнению автора. Данная пьеса – это скорее грустная дума о судьбе России, чем революционный призыв, как ее иногда пытаются представить. То, что изобразил автор смешным, на самом деле достойно самых горьких слез, но оно смешно, как смешно все жалкое.

Итак, основной трагизм пьесы состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности этих самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Они мечтают, но ничего не делают для исполнения мечты, так как не чувствуют этот мир.