Айтматов стал вершиной культурного ренессанса киргизского народа в XX веке. Киргизский народ малочисленный, но древний. Величие народа, как известно, определяется не его численностью, а его духовным вкладом в общечеловеческую сокровищницу.
Последний роман Чингиза Ай (2006) стал его творческим завещанием. Крах великой державы, которой Айтматов сорок лет служил своим творчеством по велению души и сердца, и разрушение привычного ему личного мира столкнулись на склоне лет в одной точке — самой судьбе писателя. Главный герой романа журналист Арсен Саманчин в результате трагических обстоятельств умирает рядом со Снежным Барсом. Образ Снежного Барса написан по-айтматовски мощно, поэтично и ярко, во всяком случае ярче, чем образ самого журналиста. Действительно, распад Союза он воспринял как личную трагедию, поскольку Чингиз-ага был обязан ему всеми своими успехами в жизни. В какой-то мере Айтматов пророчески написал о своем скором уходе из жизни.
Жить по Айтматову в XXI веке — значит жить по совести, по правде, поступать по справедливости, следовать принципам демократии, общечеловеческим нормам морали и нравственности. Будут всегда жить его бессмертные заветы — любить родную страну, заботиться о народе, хранить как зеницу ока гражданский мир и согласие.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Смерть
Чингиз Айтматов в последние годы жизни болел сахарным диабетом, что не мешало ему вести активную жизнь. В 2008 году писатель на восьмидесятом году жизни отправился в Казань на съемки документального фильма «И дольше века длится день», который снимали к предстоящему юбилею. На съемочной площадке писатель простыл, простуда перешла в острую пневмонию, начали отказывать почки.
Памятник Чингиз Айтматову
16 мая Айтматова самолетом переправили в Германию, но врачи не смогли спасти пациента. 10 июня в клинике Нюрнберга Чингиз Торекулович умер, а 14 июня состоялось торжественное прощание и похороны классика мировой литературы. Скорбящих собралось так много, что несколько человек упали с лестницы, ведущей к театру, где стоял гроб с телом. Понадобилась помощь полиции и медиков для того, чтобы избежать жертв.
Читательская конференция по повести Ч.Айтматова «Ранние журавли»
... Мы рады приветствовать вас на читательской конференции по повести Чингиза Айтматова « Ранние журавли»! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить произведение, которое, я уверена, заинтересовало вас, заставило ... при жизни Чингиз Айтматов стал классиком литературы. Полученные в детстве впечатления, знание народного фольклора не могли не оказать влияние на Ч.Айтматова. Вклад Чингиза Айтматова не ...
Могила Чингиза Айтматова
Похоронили Чингиза Айтматова на кладбище Ата-Бейит («Упокой отцов») в пригороде Бишкека. Это место выбрал сам писатель еще в девяностых годах, когда после долгих поисков смог найти место захоронения расстрелянного Торекула Айтматова. В общей яме на Чон-Таше нашли 138 тел, которые в 1991 году с почестями перезахоронили на Ата-Бейит. Рядом с могилой отца пожелал покоиться и Чингиз – гуманист, много размышлявший о прошлом и будущем.
Вышли мы все из «Манаса»
Впервые в жизни я увидел и услышал Чингиз-ага в 1962 году на встрече со студенческой молодежью в его родном Киргизском сельскохозяйственном институте, который он окончил по специальности зоотехника. В последующем это в немалой степени сказалось в его писательском творчестве: он удивительно точно описывал повадки животных в своих произведениях. В большом актовом зале института яблоку было негде упасть. Чингиз-ага был молод, энергичен и потрясающе красив. Надо ли говорить о том, что он был всеобщим любимцем и кумиром молодежи. Уже были написаны его первые повести «Лицом к лицу», «Джамиля», «Верблюжий глаз», «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель». А неповторимая в своей искренности и пронзительности «Джамиля» увидела свет на французском языке в переводе Луи Арагона, который назвал ее лучшей поэмой о любви, написанной в XX веке. А через год, в 1963-м, выйдет сборник первых рассказов и повестей Ай, удостоенный Ленинской премии — высшей государственной награды Советского Союза. В те годы Чингиз Айтматов был в зените признания и славы.
Книги раннего Айтматова не просто бестселлеры, а супербестселлеры. Люди с раннего утра становились в очередь в книжных магазинах, чтобы достать очередную айтматовскую книгу. Запись на его книги в библиотеках растягивалась на недели и месяцы. Была настоящая «айЛицом к лицу» увидела свет в 1957-м, — в год покорения космоса и запуска первого спутника Земли, а «Первый учитель» вышел из печати в год полета Гагарина в космос. Айтматова с Гагариным объединяло удивительное человеческое обаяние. Вполне естественно, что слава Айтматова была сродни славе первого космонавта Гагарина. Так мы воспринимали феномен Айтматова в 60-е годы.
Однако тогда, в 1962-м, Чингиз-ага весь вечер рассказывал о героическом эпосе «Манас», который он называл «океаноподобным», а затем о великом сказителе эпоса Саякбае Каралаеве, которого с любовью называл «Гомером XX века».
В своем литературном творчестве он черпал вдохновение в «Манасе» и малых эпосах — бесценной кладези тысячелетней народной мудрости и энциклопедии духовной жизни киргизского народа. Практически все творчество Айтматова было пронизано мифологическими мотивами, в них вплетены легенды и притчи. Как, например, знаменитая легенда о манкуртах в романе «Буранный полустанок».
Жизнь и творчество Чингиза Айтматова
... самых активных и страстных ее деятелей. Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития человечества, его многовековой истории, отраженной ... и, как теперь выражаются, ментальности, то в романах "Плаха" и "И дольше века длится день", что имели ... вкрапливают в ткань произведений народные легенды, реминисценции из "Манаса" и других народных эпических сказаний. В повести "Белый ...
Подобно метеору, Айтматов уже в 30 лет ворвался в российский культурный мир и был в нем радушно принят
Сын достойно продолжил то дело, которое начал его отец Торекул Айтматов, поскольку первое официальное решение об издании эпоса «Манас» по докладу выдающегося ученого и государственного деятеля Касыма Тыныстанова было принято еще в 1925 году правительственной комиссией под председательством Торекула Айтматова — видного государственного деятеля Киргизии, репрессированного в 1938-м. Однако «Манас» увидел свет только в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Так, с самой первой встречи Чингиз-ага и «Манас в моем сознании всегда стоят рядом.
Личная жизнь
Писатель восхищался женской красотой и глубоко понимал женский характер. Доказательством тому служат достоверно и выпукло выписанные образы женщин в книгах Чингиза Айтматова: сильная Джамиля из одноименной повести, юная романтичная Асель («Тополек мой в красной косынке»), мудрая Толгонай, потерявшая на войне сыновей, но сохранившая внутреннюю красоту души («Материнское поле»).
Чингиз Айтматов с женой Керез, сыновьями Санжаром и Аскаром
Почти в каждом произведении есть та женщина, от появления которой на страницах книги становится светлее на душе у главного героя или читателя. И в жизни писателя женская красота играла важную роль. С первой женой, Керез Шамшибаевой, Чингиз познакомился во время учебы в сельскохозяйственном институте. Девушка училась в медицинском институте и тоже интересовалась литературой.
После школы отличница Керез даже получила направление в Московский литературный институт, но материальные обстоятельства не позволили уехать. Керез Шамшибаева стала прекрасным врачом и руководителем, трудилась в Министерстве Здравоохранения Киргизии. Родила двоих сыновей. Санджар Чингизович родился в 1954 году, он журналист и литератор, бизнесмен. Аскар Чингизович родился в 1959 году, стал историком-востоковедом, общественным деятелем.
Чингиз Айтматов и Бюбюсара Бейшеналиева
В конце пятидесятых годов Чингиз Айтматов встретил главную любовь своей жизни – балерину Бюбюсару Бейшеналиеву. Роман начался в Ленинграде и продолжался четырнадцать лет. Влюбленные не могли пожениться: высокое положение обоих требовало соблюдения приличий. Коммунист не мог просто так развестись с женой ради брака с Народной артисткой СССР, за которой ухаживали первые люди государства.
Чингиз айтматов “и дольше века длится день…”: описание, герои, ...
... и природа едины и их ждет единая судьба. Д) Роман «И дольше века длится день» становится романом-предупреждением. О чем предупреждает нас, читателей, Чингиз Айтматов? ... художественной ... И дольше века длится день»? Краткое содержание — Буранный полустанок — Айтматов Ч. Айтматов — роман «Буранный полустанок». В этом романе Ч. Айтматов ... и своих, и ... и кречетоглазых, потеря исторической памяти и ... Айтматова, ...
Переживания писателя находили выход в его произведениях. Мучается от необходимости делать выбор между женой и любовницей Танабай в повести «Прощай, Гульсары». Влюбляется во вдову друга Буранный Едигей в романе «И дольше века длится день». В обоих произведениях женщины оказываются более стойкими морально, чем лирический герой, готовый очертя голову бежать за новой любовью.
Вторая семья Чингиза Айтматова
Четырнадцать лет продлилась тайная связь, о которой ходило множество сплетен в республике. Бюбюсара Бейшеналиева умерла 10 мая 1973 года после полутора лет борьбы с раком груди. Через двадцать лет в соавторстве с Мухтаром Шахановым Айтматов написал книгу «Исповедь на исходе века» (второе название «Плач охотника над пропастью»), в которой откровенно рассказал историю этой любви.
Второй женой Чингиза Торекуловича стала Мария Урматовна. К моменту знакомства с именитым писателем Мария успела окончить сценарный факультет ВГИКа, побывать замужем и родить дочку Чолпон. Во втором браке родились сын Эльдар и дочь Ширин. Эльдар Чингизович окончил академию изящных искусств в Бельгии, он дизайнер и художник, руководит домом-музеем Айтматова в Бишкеке.
LiveInternetLiveInternet
Сегодня 12 декабря день рождения Чингиза Айтматова., Сочинения
Отзовитесь поклонники таланта Чингиза Айтматова!!!!! а кто еще не знаком с его творчеством, я вам просто завидую ,,,, белой завистью:-))) По произведениям Ч. Айтматова снято немало художественных фильмов. Сам Чингиз Торекулович неоднократно выступал в роли сценариста или соавтора.
1965 — «Первый учитель» —художественный фильм (режиссёр — Андрей Кончаловский) 1967 — «Материнское поле» — художественный фильм (режиссёр — Геннадий Базаров, Киргизфильм) 1968 — «Бег иноходца» — художественный фильм (режиссёр — Сергей Урусевский) 1968 — «Джамиля» —художественный фильм (режиссёр — Ирина Поплавская) 1976 — «Белый пароход (фильм)» — художественный фильм (режиссёр — Болотбек Шамшиев, Киргизфильм) 1989 — «Айланпа. Мир на кругах своих» — документальный фильм (режиссёры — В.Виленский, К.Орозалиев) 1990 — «Пегий пёс, бегущий краем моря» — художественный фильм (режиссёр — Карен Геворкян, киностудия им. Довженко) 1990 — «Плач перелётной птицы» — художественный фильм (режиссёр — Бакыт Карагулов, Киргизфильм) 1990 — «Манкурт ( фильм)» — художественный фильм (режиссёр — Ходжакули Нарлиев, производство СССР, Турция, Ливия /фильм снят Туркменфильм) 1995 — «Буранный полустанок ( фильм)» — художественный фильм (режиссёр — Бакыт Карагулов, производство Катарсис /КНТК) 2008 — «Прощай, Гульсары» — художественный фильм на казахском языке (режиссёр — А. Амиркулов, производство Казахфильм) 2009 — «Гражданин Земного шара» — документальный фильм о Чингизе Айтматове 39 мин. (режиссёр — О. Чекалина) (кино при участии кино) В творчестве Чингиза Айтматова очень часто встречаются умнейшие,. все понимающие лошади, которые в полной мере разделили судьбы героев и в сочинениях и фильмах.
Тема : «Человек и природа в прозе писателей ХХ в.»
... диалогу с писателями 20 века В. Астафьевым, Б. Васильевым и нашим соотечественником Ч. Айтматовым Попробуйте сами сформулировать тему урока. Запись темы урока. Эпиграфы: Человек – сын природы. В.А.Сухомлинский. Сам человек только в зеркале природы может увидеть ...
Метка: Чингиз Айтматов Плаха сочинение
Одним из моих любимых современных писателей является Чингиз Айтматов. Я читал многие его произведения, но больше всего мне запомнился роман «Плаха». Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе «Плаха», выполняя высокую миссию художника быть духовным вождем людей, он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые грозно требуют своего осмысления и выражения в слове. Люди, привыкшие спокойно дремать среди устоявшихся понятий, разбуженные, реагируют гневом. РО и доброжелательные читатели, хотя и читают роман с захватывающим интересом, когда пытаются осмыслить философские вопросы, оказываются в известной растерянности. Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки — как все это связано? Автор пытается провести панораму жизни природы и мировой истории в нашу современность, в наш день. Он стягивает эти проблемы в узел, который именно мы, люди конца второго тысячелетия, призваны развязать. Этот роман — крик, отчаянный призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь прежде всего как проблемы состояния души человеческой. Разрушение природного мира оборачивается опасной деформацией человека, личности. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и естественная среда их обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. И кончается этот поединок трагически. Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара. Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, но он должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который является его нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг государственной необходимости. Выходит, что нравственное вы-роэкдение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнку-мах, имеет не частное значение, а общее. Это проблема социальная. Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопоставок. Вот в чем трагедия. Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое общество и, разумеется, мы с вами. Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно пренебрегает описанием их внутреннего мира. Для него они только воплощение распада, духовного скотства, а отсюда — зла. Базарбаи — пьяница, подлец, ненавидящий целый мир, завидующий всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности, он становится самим собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют его. Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. В этом образе Айтматовым олицетворена та естественная человечность, которой нет в Базарбае. Бостон попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства — сына, Акбары и Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где скрепленным авторитетными печатями планом были одним махом нарушены законы естественного течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон. Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые встают перед нами изо дня в день и которые имеют поэтому деловое, практическое значение, перерастают в проблему нарушенных естественных контактов человека и природы, что одинаково катастрофично и для природы, и для человека. Решение задач такого масштаба потребовало особенного художественного решения образов Бостона и Базарбая. Базарбаи потерян для общества. У Бостона судьба другая. Он в большой степени жертва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базарбая. Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет на «плаху», выполняя в отношении себя веление совести. В романе затронута еще одна острая социальная тема — проблема наркомании. Автор показывает «гонцов», устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможности пожить в иллюзиях. Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий — сын священника, изгнанный из академии как «еретик- новомысленник». Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человекам Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли сможет помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу человек. Авдий не очень грамотный, несколько неловкий и непрактичный человек, его действия скорее вызывают сострадание, чем надежду. Но действия его свидетельствуют о высоте помыслов и о твердом желании внести свет в погрязшие во тьме души. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть — таков его способ борьбы со злом, — мы очень надеемся, что ему удастся помочь Леньке, несчастному доброму юноше, еще не совсем испорченному.Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманами отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения. Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный. Вид Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает легенду о распятом Христе. Но вопросы и проблемы, ведущие за собой этого человека на «плаху», не решаются Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия автор осознает потребность нашего времени в таких молодых людях. С образом Каллистратбва Айтматов связал идею гуманизма, идею веры в доброе начало в человеке, но автор подвергает сомнению теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ. Если так, почему он не наказал Кандалова, почему не сумел защитить Авдия. Айтматову мало только глубокой религиозности. Ему не обойтись без веры в человека. Роман Айтматова — воззвание к совести каждого: не жди, выходи воином в поле за правду. Тревога — вот главный лейтмотив романа. Это тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую его среду. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь…
Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)
... своего труда, в отличие от Обломова, который был потомственным дворянином. Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И. А. Гончарова «Обломов») Вершиной творчества И. А. Гончарова является ... говорит Обломову: “Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”. Штольц никогда не перестает трудиться. Он всегда в действии. Портрет Штольца подчеркивает его ...